мне кажеться что эта идея возникла лишь потому, что других нет.....
Напротив. Не становиться же с полосатой палкой (да и кто даст?) на дорогу? У общественности и меры контроля должны быть общественные.
Просто не надо все как обычно доводить до абсурда. Попробуем проработать поглубже. Например, как вам такой механизм. Делается сайт или телефон доверия, любое другое техническое средство коммуникации. По нему можно будет позвонить и в автоматическом режиме (наподобие регистрации оплаты на Velcom`e) либо оператору поведать: гос номер нарушителя, точное время, место (? - в автоматическом режиме труднореализуемо), тип нарушения (можно ограничиться зараннее заданным набором, с которым потом работать в сторону увеличения или уменьшения). Потом (с первого раза или для гарантии после нескольких сигналов с одним и тем же нарушителем) нарушителю приходит пистьмо примерно такого содержания: Гражданин Пупкин, зарегистрированный за Вами автомобиль такой-то гос номер такой-то был дважды замечен в нарушении пунктов таких-то ПДД там-то и там-то в такое-то и такое-то время. Доводим до Вашего сведения, что систематическое нарушение ПДД вами, либо с использованием Вашего ТС угрожают безопасности дорожного движения и могут привести к ДТП, где можете пострадаете Вы или Ваши близкие, а Вашему ТС потребуется серьезный и дорогостоящий ремонт. Кроме того, допущенные Вами нарушения ПДД являются административным правонарушением и за них предусмотрен штраф в стописят тысяч мильенов, который мы не применем с Вас взыскать, если Вы будете продолжать подобное поведение и впредь. Пока же Вам удалось избежать наказания, поскольку ГАИ проводит акцию "Предупреди, прежде чем штрафовать".
Содержание может быть любым, вплоть до предложения явиться в ГАИ такого-то числа в такой-то кабинет для составления протокола и оплаты штрафа. 80%, особенно на переферии как бараны пойдут и напишут чистосердечное, я уверен - а результат будет (гаишник спит, служба идет, нарушитель сам валит на прием штрафоваться). Даже те, кто прочитав подобную нотацию, выкинет ее в корзину, посмеявшись, все-таки задумаются о написанном и о том, что рано или поздно начнется либо попадалово на штрафы, либо попадалово на ДТП. Письмо также может заменить звонок наподобие тех, что напоминают о необходимости оплаты коммунальных счетов (и многие-таки платят) или живого человека.
Не упирайтесь в какой-то жесткий механизм, жизнь поливариантна, придумать можно многое, реализовать очень по-разному. Не забывайте, что любая работа с массами явление статистическое, зависящее от выборок и всегда не имеющее стопроцентного успеха, потому как несогласные и непримиримые будут всегда. Важно то, что если дойдет хотя бы до 20% нарушителей, опасных нарушений станет на 20% меньше - уверен, что ГАИ и за год не добьется подобного результата обычными методами, несмотря на все свои героические усилия на дорогах и драконовские штрафы.
Рассмотрим преимущества и недостатки подобного метода
Преимущества:
1) Серьезное профилактическое воздействие, причем не стреляемое из пушки по мухам, а точное, адресное, бьющее на то, что если человек действительно был там и нарушал (а многие припомнят, не у всех склероз), то у него появится чувство, что везде следят, за каждым домом могут быть глаза, не вечно нарушения будут сходить с рук. Вкупе с размерами штрафов и доходами населения думаю, заставляет задуматься. Не стоит также сбрасывать со счетов совесть, так как объект профилактики - всегда колеблющиеся, для отмороженных насмерть лихачей, которым пофигу любые доводы разума, есть штрафы и лишения. Поставьте себя, грамотных людей, знающих закон, необходимость доказывания и нулевое юридическое значение подобных писулек из ГАИ, на место нарушителя. Что вы будете чувствовать, если придет такое письмо, тем более после вашего нарушения? Даже посмеявшись и выбросив, осадок останется. А это та малость, которая в следующий раз заставит подождать 1 минуту, когда загорится зеленый свет или проехаь 50 метров до разрыва сплошной.
2) Сравнительная дешевизна метода относительно других профилактических средств. Создание одного толкового и креативного ролика, который действительно пойдет на пользу горячим головам, обойдется в кругленькую сумму, а его более-менее продолжительный прокат на ТВ - в еще большую. Причем один ролик в поле не воин, а схема, описанная выше, создает массовость и адресность при гораздо менее скромных затратах.
3) Адресность - процентов 90 будут приходить нарушителям, а не законопослушным гражданам, воздействие будет оказываться на ту аудиторию, которая в нем особенно нуждается.
4) Незначительность с юридической точки зрения. Для рассылки подобных писем не нужно абсолютно никаких доказательств. Ведь на самом деле меры административного воздействия ни к кому не применяются, никакой неправды в письмах не содержится, а ГАИ вольна писать что угодно и кому угодно - бумага все стерпит. Если кто-то припрется платить штраф, будет как с номерами - добровольное признание, другие доказательства не нужны. А сами тексты - просто мера морального давления на нарушителей, разъяснительная работа. А чтобы не было особенно смешно, нетрудно написать 30 шаблонов и все время посылать разные - информационные технологии способны и не на такое, а это создаст иллюзию индивидуального рассмотрения нарушения.
5) Участие самих граждан в процессе. От того, что граждане помогают правоохранительным органам в борьбе с правонарушениями, общая сознательность общества только растет. Сегодня стукнешь на соседа, завтра самому зазорно станет на красный свет переться.
Недостатки:
1) Могут возникнуть технические сложности в реализации
2) Может возникнуть такая массовость, что об оперативности не будет и речи, а почтовые и телефонные расходы станут значительными
3) Необходимость в широкой и дорогостоящей рекламной поддержке, чтобы люди узнали о телефоне (линии, сайте) доверия, иначе все теряет смысл.
4) Будет необходимость отвлечение некоторого количества сотрудников ГАИ для анализа данных и обеспечения работы системы. Однако тут не нужны сотрудники, которые могут пройти медкомиссию и стоять на дороге в мороз. Работать тут придется головой, а посему подойдет любой, у кого она просто есть на плечах.
5) Система может быть использована недобросовестными гражданами для ложных доносов и мелкой мести ближнему. с одной стороны, чтобы не быть объектом мелкой мести, достаточно вести себя культурно - пропустить мамашу с коляской возле магазина, не парковаться на тротуаре, не лить отработанное масло в огород соседу и т.п. Приличному человеку бояться глупо, неприличному - повод к самосовершенствованию. С другой стороны, телефоны доверия существуют в большом количестве - много ли на них поступает ложных доносов мстительных граждан? Думаю, что нет, процент дебилов и сумасбродов в обществе не так уж и велик, в основная масса - вменяемые и серьезные люди, заниматься чепухой им ни к чему. Ну, и наконец, если вы лежали пьяным субботу и воскресенье, а вам приходит подобное послание, вы выкинете его с чистой совестью, зная, что не нарушали и спишете все на технические ошибки. Даже если это повторится пару раз, результат будет тот же. В конце концов, никто вас не штрафует и не наказывает, просто письмо пришло не по адресу, вот и все. Конечно, некоторые пугливые граждане начнут звонить в ГАИ и рассказывать, что их несправедливо обвиняют, но ни у кого не отвалится язык сказать "Извините, могла быть ошибка, мы проверим все данные, если подтвердится, сообщим дополнительно".
так еще и морально неосмысленная....
Хм. А какое тут требуется моральное осмысление? Моральный смысл один - если добропорядочному гражданину что-то происходящее и противозаконное не нравится, то он имеет полное право и даже обязанность принять меры к пресечению этого. Такая идея дает просто механизм для этого. Не надо относиться к такому как к "стуку". Никто не посчитает зазорным сообщить милиции о кровавой поножовщине в соседнем дворе, однако разве менее опасен проезд на красный свет? Даже более - в поножовщине участвуют хулиганы, а в ДТП страдают порядочные люди, которые вовсе и ни при чем. Обращаясь же к милиции или ГАИ мы пресекаем незаконное не собственными руками (что часто противозаконно само по себе), а руками людей, которым мы дали полномочия, средства и заплатили зарплату. Весь цивилизованный мир давно понял, что ничего зазорного нет в том, чтобы сообщить о правонарушении куда следует, и только мы до сих пор в плену детсадовского стереотипа, подогреваемого бандитско-блатным фольклором по ТВ и прочим СМИ - "стучать недостойно". Тогда как полиции многих стран признают, что информация от граждан существенно повышает эффективность работы и снижает преступность.
Существующая на данное время система письменных заявлений неэффективна вследствие своей громозкости и бюрократизированности, так как направлена не на профилактику, а на наказание со всеми вытекающими в виде доказательств, свидетелей и т.п. Предлагаемая идея проще и направлена на профилактику, а не на наказания.
P.S. То же с сотрудниками ГАИ, нарушающими ПДД. Для словесной выволочки на ковре у начальства не нужны железные доказательства. А вставляет она очень неплохо.