На практике возникают вопросы о размещении улиц населенных пунктов вблизи жилых домов в результате нового строительства улиц и реконструкции существующих с их расширением.
В результате условия проживания в таких жилых домах ухудшаются.
Предлагаю обсудить как нормы ТНПА в этой части, так возможные меры по недопущению ухудшения условий проживания в таких жилых домах.
2. Застройка населенных пунктов осуществляется в соответствии с ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки».
Так, согласно п. 4.1.1 ТКП 45-3.01-116 «…застройку населенных пунктов следует осуществлять на основе… проектов… детального… градостроительного планирования...». Согласно п. 4.1.7 ТКП 45-3.01-116 «Застройка поселений осуществляется на основе градостроительной документации детального планирования конкретных структурно-планировочных элементов – район, микрорайон, квартал, градостроительный комплекс – территорий предполагаемой инвестиционной деятельности».
В соответствии с п. 4 ст. 44 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» в градостроительной документации детального планирования (детальный план) определяются красные линии и линии регулирования застройки
Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»:
красные линии – предусмотренные градостроительной документацией детального планирования условные линии, предназначенные для отделения в населенных пунктах земель общего пользования от территорий, предназначенных для застройки или иного использования;
линии регулирования застройки – предусмотренные градостроительной документацией детального планирования условные линии, предназначенные для отделения в населенных пунктах территорий, в пределах которых должно осуществляться размещение зданий, от иных территорий;
3. При проектировании улиц населенных пунктов (новое строительство, реконструкция) следует учитывать требования ТКП 45-3.03-227-2010.
ТКП 45-3.03-227-2010 «Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования» (с учетом Изменения № 5)
1 Область применения
Настоящий технический кодекс установившейся практики (далее – технический кодекс) устанавливает строительные нормы проектирования улиц населенных пунктов и распространяется на проектирование нового строительства, реконструкции, капитального ремонта (модернизации) улиц городов, поселков и сельских населенных пунктов (далее – улиц населенных пунктов), в том числе улиц, являющихся продолжением автомобильных дорог общего пользования в пределах перспективных границ населенных пунктов, а также на разработку градостроительной документации.
…
3.31 улица населенного пункта (улица): Территория населенного пункта в границах красных линий с комплексом инженерных сооружений, предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов, обслуживания участников дорожного движения, а также размещения элементов благоустройства и прокладки инженерных сетей
…
5.1 Основные параметры улиц населенных пунктов
5.1.1 Основные параметры улиц населенных пунктов принимают в соответствии с нормами, приведенными в таблице 5.1, в зависимости от категории улиц и с учетом интенсивности движения транспортных средств и пешеходов на 20-й год с момента окончания проектирования.
Проезжая часть улиц, в соответствии с требованиями настоящего технического кодекса, предназначена для пропуска транспортных средств с габаритными размерами, определенными в [2].
Расстояние между линиями регулирования застройки, а при их отсутствии – между границей наземной (подземной) части здания, сооружения и красными линиями для проектируемой застройки должно составлять, м, не менее:
10 — для улиц категорий М, А, Б, В;
6 — для магистральных улиц категории Г и улиц местного значения;
3 — для усадебной застройки до границы участка.
Допускается уменьшать указанные расстояния при соответствующем технико-экономическом и санитарно-гигиеническом обосновании, а также определении оценки воздействия на атмосферный воздух физических и химических факторов
…
14 Охрана окружающей среды
14.1 Оценку влияния транспортных средств на окружающую среду и оценку необходимости разработки основных мероприятий по защите окружающей среды от вредных воздействий транспортных средств приводят в генеральных планах населенных пунктов, градостроительных проектах специального и детального планирования в соответствии с требованиями действующих ТНПА. В строительных и архитектурных проектах конкретного проектируемого объекта (улица, транспортный узел с развязкой движения в одном или разных уровнях, площадь и др.) необходимо производить оценку влияния на прилегающую к объекту территорию.
14.2 Необходимость производить оценку влияния на окружающую среду по конкретному фактору определяют в зависимости от требований ТНПА, стадии разработки проектной документации и специфики проектируемого объекта.
Оценку влияния на окружающую среду следует производить по следующим основным факторам:
— уровню загрязнения атмосферного воздуха;
— уровню звукового воздействия;
— уровню загрязнения почв;
— уровню загрязнения вод;
— объему образования отходов;
— количеству объектов растительного мира, предусмотренных к удалению и посадке.
14.3 При превышении предельных нормативных значений концентрации загрязняющих веществ в воздухе и уровней шума в жилой застройке и на территории других нормируемых объектов следует предусматривать мероприятия по сокращению или предотвращению выбросов и шумового воздействия транспорта на прилегающие территории:
— функциональное зонирование территории городских и сельских населенных пунктов, обеспечивающее снижение уровня вредных воздействий транспортных средств на жилые, общественно-деловые и рекреационные зоны;
— управление транспортным спросом и снижение транспортной нагрузки за счет ее перераспределения и отведения части транспортного потока, прежде всего грузового движения, на магистральные улицы, проходящие по промышленно-складским территориям, вдоль железных дорог и по периферии жилых территорий;
— оптимизацию светофорного регулирования с применением принципов автоматизированного,
координированного и гибкого регулирования;
— увеличение пропускной способности улиц, снижение числа конфликтов транспортных потоков;
— строительство пересечений и развязок в разных уровнях;
— удаление массивов новой жилой застройки от магистральных улиц;
— формирование общегородской системы зеленых насаждений с включением специального шумозащитного озеленения вдоль улиц при наличии свободных территорий;
— строительство вдоль магистральных улиц шумозащитных жилых зданий, домов с повышенной шумозащитой фасадов и окон, при необходимости;
— снижение посредством планировочных решений уровня шума на внутриквартальных пространствах жилых территорий и на территории других нормируемых объектов.
…
14.5 Для всех проектируемых (вновь строящихся или подлежащих реконструкции с расширением) автостоянок и парковок необходимо проведение расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с [8] и расчета рассеивания загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы с учетом фонового загрязнения в соответствии с требованиями [7]. При размещении стоянок и парковок следует соблюдать нормы [6].
При разработке архитектурных проектов застройки территорий, проектной документации на возведение, реконструкцию улиц населенных пунктов следует выполнять расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух механическими транспортными средствами и расчет оценки воздействия на атмосферный воздух выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов в соответствии с ТКП 17.08-03.
14.6 При проектировании сети магистральных улиц, особенно с интенсивным движением грузового транспорта, следует предусматривать мероприятия, обеспечивающие преимущественно безостановочное движение транспорта, предельно ограничивать количество и протяженность участков с наибольшими продольными уклонами, исключать скопление выхлопных газов автомобилей и обеспечивать проветривание улиц.
…
14.8 При расчете уровня шума на прилегающей к улицам территории и выборе шумозащитных мероприятий следует руководствоваться требованиями ТКП 45-2.04-154.
14.9 При проектировании застройки вблизи улиц необходимо производить расчет уровня шума с учетом прилегающих к застройке существующих и перспективных улиц и при необходимости предусматривать шумозащитные мероприятия в проекте застройки.
14.10 В случаях превышения допустимого уровня шума на территории застройки, прилегающей к улицам, следует предусматривать шумозащитные мероприятия (расположение в первом эшелоне застройки шумозащитных зданий, зданий нежилого назначения, зданий с шумозащитными окнами на фасаде, шумозащитных экранов; проектирование шумозащитных полос зеленых насаждений; прокладка участков улиц в выемках или тоннелях и др.).
1. Выясняем, идет ли речь в данном случае об улице населенного пункта.
2. Разбираемся, что такое красные линии и линии регулирования застройки.
Так, красные линии являются границами улиц (п. 3.31 ТКП 45-3.03-227).
В сложившейся застройке линии регулирования застройки проходят по ближайшей к улице отмостке существующих зданий.
Красные линии и линии регулирования застройки определяются в градостроительной документации детального планирования (детальный план).
Особое внимание обратить (в т.ч. и чиновников) на следующее:
1) в каком документе должны быть установлены эти линии и в каком они установлены по мнению чиновников
2) кем должен быть утвержден этот документ (исполкомом) и кем утвержден в реалии (если вообще утвержден)
3. Каким образом можно ознакомится с документом, в котором должны быть определены красные линии и линии регулирования застройки – разжевано в этой теме
4. Требования к охране окружающей среды при проектировании улиц населенных пунктов