vasi:
с самим форматом давно все понятно , но нам же интересен и нужен стриминг , вот я и подумал , в связи с отменой mqa в Tidal - не появятся/не вернутся ли так называемые "затыки" ? Ведь хайрез 24/192 весит в 2-3 раза больше , чем тот же файл запакованный в mqa
+нагрузка на сервера не вырастет?
суть обмана была в том, что вот эти самые 24/192 в MQA никто не паковал
для стриминга брались обычные записи, те же самые, что на обычных компакт дисках, только, якобы, они кодировались в MQA
некоторая часть меломанов-слушателей в целом представляет себе, что такое МАСТЕРИНГ
они знают, что есть определённым образом звучащие различные издания одного и того же альбома - первопрессы, ремастеры, ремиксы и так далее
кроме различных логов, по которым сравнивают цифровые записи, есть более простой визуальный способ сравнения - открыть трек или целиком альбом в аудио-редакторе
меломаны знают, что 24/192, к примеру - это в основном аудиофильские издания - флат-трансферы - которые сейчас часто издаются на аудио блю-реях, SACD и издают их такие лейблы, как MoFi или Analogue Productions, и некоторые другие
выглядят такие издания в редакторе примерно так (это наглядная иллюстрация без конкретной ссылки на релиз)
обычные же "флаки", как этот формат тут часто называют, или же тот самый мастеринг, что сейчас издаётся на CD в формате CD-DA redbook 16/44.1 выглядят в большинстве случает вот так (тоже просто наглядная иллюстрация)
так вот к чему это я...
я не буду пересказывать тут мнения звукоинженеров и программистов об этом формате, приведу более близкие простым меломанам "исследования"
когда на известном торрент-трекере "релизёры" стали захватывать стримы с тидал в формате MQA 24/96 и выкладывать их в соответствующий раздел hi-res, многие меломаны засомневались в том, что слышат...
почему засомневались ?
всё просто - есть издания на CD, которые звучат определённым образом, есть digital download, блю-рей, SACD изданий в высоком разрешении - их звук, как правило, отличается от звука CD... а тут на слух одно и то же, только буковки и цифирьки на дисплее ЦАПа показывают, что это MQA и 24/192...
более того, ни в каких каталогах, ни на каких ресурсах, типа discogs, нет упоминания о том, что для того или иного альбома, существует мастеринг в hi-res... а на тидал в mqa он есть... чудеса
открыли такой файл в аудио-редакторе, и что увидели ?
а то, что визуально этот трек полностью совпадает с треком с CD...
более того, параметры трека в большинстве случаев совпадают...
то же самое касается и Ultimate High Quality CD (UHQCD) MQA - на них точно те же самые записи, что и на их аналогах на обычных CD-DA...
только в аннотации написано, что это, якобы, DSD трансфер, закодированный MQA до redbook... ага...
к слову, та же фигня была с другим продуктом компании "Меридиан" - кодеком MLP...
на аудио DVD в папке AUDIO_TS, как правило находился звук в формате MLP в высоком разрешении 24/96, а то и 192
а в папке VIDEO_TS уже мог быть обычный LPCM 16/48, а иногда и 24/48
так вот, когда с помощью проги "dvd audio extractor" научились выдёргивать аудио дорожку из этих DVD, то оказалось, что в папке AUDIO_TS та же самая дорожка 16/48, что и в папке VIDEO_TS, только раздутая до 24/96... не всегда, но в половине случаев точно (это из личной практики)
и как это называть, как не обман
иллюстрацией обмана (это касается не столько компании "Меридиан" и их MQA, сколько ушлых производителей компакт-дисков и маркетологов) являются релизы каталога альбомов Queen в UHQCD MQA - на них всё то же издание ремастера 2011 года, сделанное Бобом Людвигом, что и на обычных CD, тот же мастеринг
начнём с истории - как известно со слов самого Боба Людвига, он для своего ремастера цифровал аналоговые ленты в PCM 24/96 - запомните - это важно
далее этот ремастер издавался на обычных CD-DA, digital download 24/96 и SACD (что само по себе сомнительно, так как использовался цифровой мастеринг, а не флат-трансфер)
и что мы читаем в аннотации к этим UHQCD MQA - "для производства этих дисков используются трансфер с оригинальных мастер-лент в "мастер" DSD с разрешением 352,8 кГц / 24 бит"
а теперь вспоминаем - Боб Людвиг цифровал мастер-ленты в PCM 24/96...
то есть - никакого трансфера с аналоговых мастер-лент в DSD не существует в природе...
и как-то вообще, DSD - это однобитный формат - 1 бит 2,8224 МГц
я далёк от мысли, что для издания этих UHQCD MQA брали DSD треки для SACD, делали обратную конвертация в CD-DA, то бишь, опять в PCM - это бессмысленный процесс, так как мастеринг на SACD и обычных CD идентичен...
соответственно, на этом диске обычный CD-DA, а вот в инфо данных диска и прописаны эти самые MQA, которые вы и видите на дисплее ЦАПа
что касается непосредственно MQA - в принципе вполне возможно, что пережатые на оборудовании MQA hi-res можно восстановить в первоначальный вид, как об этом заявлялось в многочисленных обзорах этого формата (заказных, как оказалось впоследствии)...
но... на практике нет таких стримов
и да, их "чисто математика" (как утверждают создатели формата) алгоритмов сжатия, тут плохо коррелирует с цифровой реальностью...
чисто теоретически, если понизить (ресемплинг) частоту дискретизации с 96 килогерц до 44.1 килогерц, то как-то "упаковав" в какую-то сжатую полосу частот в виде шума (так утверждают разработчики) при помощи их оборудования, добавив "некий код" ("некий код" - это их формулировка) первоначальные параметры частоты, пусть частично, но можно вернуть взад... но вот с разрядностью файла будет затык... грубо - если из 24 битного файла вырезать часть инфы, понизив разрядность до 16 бит, восстановить это как-то представляется сомнительным...
что касается стрима - скорость потока hi-res 24/96-192 не превышает 5000 kbps (это с большим запасом), то есть это 5 мегабит (Mbps) - для этого скорости adsl достаточно....