Вопрос:
Для поворачивающего направо приближающийся по дороге справа от перекрестка никак не может являться помехой справа, т.к. их траектории изначально не пересекаются. А уже в месте пересечения траекторий оказывается (для некоторых участников ДТП - очень неожиданно), что к этому месту справа приблизился поворачивающий направо, а не разворачивающийся. Юрий, подымите статистику подобных происшествий в конце концов. И вердикты о виновности...
Ответ:
В этом вопросе опять употреблен несуществующий термин «помеха справа». Но если несуществующий термин заменить существующим – «транспортное средство, которое приближается к водителю справа», то смысл сказанного получается такой: «Автомобиль, который «приближается справа» к водителю, собирающемуся совершить правый поворот, на самом деле не является автомобилем, который приближается справа». ?????
Я много раз проводил своего рода эксперимент. Подъезжал с водителем к перекрестку по второстепенной дороге для поворота направо и спрашивал: «Расскажи, кому ты должен уступить дорогу?». Никто не вспоминает про автомобиль, который подъезжает к перекрестку справа и может развернуться. Даже когда намекаешь: «А если справа подъезжает автомобиль с левым указателем?». Все говорят: «А ему не надо, он же налево поедет».
Если к перекрестку подъезжает автомобиль с включенным левым указателем поворота, то у него два пути: налево или на разворот. Это нужно знать. И говорить, что «траектории изначально не пересекаются» некорректно. Это желание водителя, который хочет, чтобы траектории не пересекались. Просто, изначально водителю, поворачивающему направо, неизвестно, куда поедет автомобиль с мигающим левым «поворотником». А если неизвестно, то нужно сделать так, чтобы стало известно. То есть, потянуть время, снизить скорость и убедиться в том, куда на самом деле собирается двигаться.
Но вы посмотрите, как выезжают на правую стрелку водители. Они при подъезде к перекрестку смотрят только налево. Про автомобиль справа они вообще не думают, а ведь обязаны, если руководствоваться даже одним только пунктом 104. А скорость такую выбирают, которая не позволит им спокойно остановиться.
По поводу статистики ДТП. Если произойдет ДТП в такой ситуации, виновным будет признан водитель, который поворачивал направо. Это знает каждый инспектор ДПС.
Вопрос:
Еще, Юрий, позволю себе уточнить один момент. Процитировав термин 2.76 \\"Уступить дорогу\\", Вы по какой-то неведомой причине сделали акцент (выделив прописными буквами) на то, что водитель не должен начинать маневр. Но если еще раз прочитать этот пункт, это не является единственным требованием! А если выделить другие действия, которые не должен делать водитель? Т.е. в процессе движения (в т.ч. и маневра!!!) он ОБЯЗАН не только НЕ осуществлять маневр, но и точно так же НЕ возобновлять, а также и НЕ продолжать движение.
П.2.76. уступить дорогу (не иметь преимущества) — требование, означающее НЕ возобновлять или НЕ продолжать движение или НЕ осуществлять какой-либо маневр, ...
Соответственно, водитель, если видит, что начало маневра кому-то помешает, он обязан не делать этот маневр. Согласны? Тут у нас консенсус.
Но зачем же на этом останавливаться?
А может, Вы утверждаете, что вопреки 2.76 водитель имеет право продолжать движение, завидев объект, которому он обязан уступить во исполнение действующего на рассматриваемом перекрестке пункта правил? (в данном случае 104).
Ответ:
Приводя определения терминов «маневрирование (маневр)» и «уступить дорогу» я отвечал на вопрос о том, на основании каких пунктов правил дорожного движения сделан вывод, что последовательность проезда регулируемого перекрестка определяется до въезда на перекресток.
В термине уступить дорогу не сказано «не продолжать движение во время выполнения маневра». Там сказано «не продолжать движение», а далее отдельно про то, что «не осуществлять какой-либо маневр».
Я согласен, что нельзя утверждать, что во время осуществления маневра транспортное средство не двигается, но в термине сказано не про это. Не возобновлять движение – если транспортное средство остановилось. Не продолжать движение – если транспортное средство двигается, но не во время выполнения маневра. Не осуществлять какой-либо маневр – если вы еще не начали его выполнять, а не если вы его уже выполняете.
И теперь «пробежимся» по термину «маневрирование (маневр)». Это начало движения, перестроение транспортного средства в движении из одной полосы движения в другую, а также его поворот направо или налево, разворот, съезд с проезжей части дороги, движение задним ходом.
Таким образом, ПДД не предусматривают ситуацию, когда водитель начал выполнять маневр, а потом оказалось, что появился объект, который имеет преимущество. Согласно ПДД водитель обязан убедиться в том, что он никому не должен, еще до выполнения маневра, а не во время его выполнения.
Но, как вы правильно понимаете, и все понимают – в жизни бывает иначе. И когда иначе всем нужно помнить и о добросовестности, и о корректности, и о внимательности, и о взаимной вежливости. Если говорить языком ПДД – это пункт 7.2.