Лидский городской исполнительный комитет,
.....
.....
КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
С 04.07.2018г. по 28.07.2018г. Лидским городским исполнительным комитетом осуществлялось проведение общественного обсуждения архитектурно-планировочной концепции строительства объекта «Корректировка микрорайона многоэтажной застройки «Индустриальный» в г.Лида в части замены пятен застройки позиция №60, №66, №48-49 под многоквартирную жилую застройку КПД серии 90М» (далее – Концепция).
Считаем, что реализация архитектурно-планировочной концепции строительства объекта «Корректировка микрорайона многоэтажной застройки «Индустриальный» в г.Лида в части замены пятен застройки позиция №60, №66, №48-49 под многоквартирную жилую застройку КПД серии 90М» значительно ухудшит положение жителей микрорайона в плане обеспечения социальных стандартов, гарантированных Республикой Беларусь.
Рассматриваем проект застройки территории с определением объектов жилого фонда и объектов социального назначения как публичную оферту, наличие которой было и является одним из главных факторов принятия решения о приобретении квартир по коммерческой стоимости в данном микрорайоне.
Направляем замечания и предложения по Концепции.
В соответствии с п. 16 Положения о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2011 № 687 просим разместить на официальном интернет-сайте Лидского городского исполнительного комитета в разделе «Общественные обсуждения», на информационных стендах указанного органа, а также в средствах массовой информации Протокол общественного обсуждения Концепции.
Приложения на ___листах:
1. Замечания по порядку проведения общественного обсуждения Концепции на ___ листах.
2. Замечания и предложения по Концепции на ___ листах.
3. Список ____ участников общественного обсуждения, выступающих против утверждения и реализации «Корректировка микрорайона многоэтажной застройки «Индустриальный» в г.Лида в части замены пятен застройки позиция №60, №66, №48-49 под многоквартирную жилую застройку КПД серии 90М», на ___ листах.
18 июля 2018 г.
Приложение 1
Замечания по порядку проведения общественного обсуждения Концепции
П.1 ст. 4 Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» от 5 июля 2004 г. N 300-3 гарантирует право физических лиц на благоприятную среду обитания при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, на достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии среды обитания и ее предполагаемых изменениях.
1. Извещение о проведении общественного обсуждения
Порядок проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности определен Положением о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2011 № 687 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 10.02.2014 № 109) (далее – Положение).
В соответствии с п. 8 Положения, извещение о проведении общественного обсуждения в обязательном порядке размещается его организатором на официальном сайте местного исполнительного и распорядительного органа в глобальной компьютерной сети Интернет, информационных стендах указанного органа, в средствах массовой информации, на досках объявлений у подъездов жилых домов не менее чем за десять календарных дней до начала проведения общественного обсуждения.
Между тем, извещения были размещены на досках объявлений у подъездов не всех жилых домов микрорайона.
Извещение об общественном обсуждении проекта в средствах массовой информации опубликовано не было.
Что касается извещения, размещенного на официальном сайте Лидского городского исполнительного комитета, то :
- во-первых, дата его опубликования (29 июня 2018г.) нарушает установленный в соответствии с п. 8 Положения десятидневный срок размещения извещение о проведении общественного обсуждения;
- во-вторых, в извещении указано, что замечания и (или) предложения участников общественного обсуждения принимаются с 4 июля 2018г. по 18 июля 2018г. (аналогичный период указан и в извещениях, расклеенных на досках объявлений у подъездов жилых домов микрорайона), тогда как дата окончания проведения общественного обсуждения – 28 июля 2018г. Это можно расценить как намеренное ухудшение условий для выражения своего мнения жителями микрорайона.
- в-третьих, в соответствии с п. 9 Положения извещение должно содержать информацию об архитектурно-градостроительном совете или комиссии, рассматривающих замечания и (или) предложения участников общественного обсуждения. Однако в тексте извещения упоминается лишь тот факт, что данный совет был создан решением Гродненского областного исполнительного комитета от 23 декабря 2013г. № 746 «О Гродненском областном архитектурно-градостроительном совете», что не несет никакой информационной ценности для участников общественного обсуждения.
Далее, заголовок самого извещения на официальном сайте Лидского горисполкома гласит: «Извещение о проведении общественного обсуждения в форме информирования физических и юридических лиц и анализа общественного мнения архитектурно-планировочной концепции строительства объекта «Корректировка микрорайона многоэтажной застройки «Индустриальный» в г. Лида в части замены пятен застройки позиция №60, №66, №48-49 под многоквартирную жилую застройку КПД серии 90М». Возникает вопрос: может ли концепция иметь о себе общественное мнение? Данная синтаксическая и смысловая нестыковка не является опечаткой, так как встречается и в заголовках извещений об общественных обсуждениях на официальном сайте Гродненского горисполкома.
2. Материалы, представленные в составе экспозиции
Согласно п.11 Положения состав экспозиции (выставки) и (или) презентации проекта, выносимого на общественное обсуждение, включаются графические и текстовые материалы в доступной для восприятия и обсуждения форме с основными технико-экономическими показателями по проекту.
На экспозиции был представлен проект застройки территории, в котором имеются разночтения и иные недостатки:
- Название таблицы «Расчет потребности учреждений и предприятия социально-гарантированного обслуживания» сформулировано некорректно в смысловом и синтаксическом плане. Полагаем, имелось в виду: «Расчет потребности населения в учреждениях и предприятиях социально-гарантированного обслуживания» (далее будет использоваться оригинальное название таблицы).
- В таблице «Расчет потребности учреждений и предприятия социально-гарантированного обслуживания» расчёт не произведен, не проиллюстрирован (и не обоснован), а предоставлены некие готовые данные (в первую очередь, касаемо графы «Проектное предложение»).
- В текстовой части Обоснования архитектурно-планировочных решений указано, что в микрорайоне размещаются: детский сад-ясли с бассейном на 300 мест (поз.61 по генплану); общественно-торговый центр с размещенными в нем торговыми площадями продовольственных и непродовольственных товаров, кафе на 80 посадочных мест, аптекой, библиотекой, парикмахерской, пунктом проката и различными мастерскими, приемными пунктами прачечной и химчистки (поз.65 по генплану); торговый центр с магазинами продтоваров и промтоваров, кафе на 140 посадочных мест и отделением Сбербанка (поз.64 по генплану). Из вышеперечисленного на данный момент начато строительство только детского сада-ясли с бассейном на 300 мест (поз.61 по генплану), причем в Ведомости жилых и общественных зданий и сооружений на проекте застройки он обозначен как просто детский сад-ясли на 260 мест (поз.61).
Здесь же сказано, что амбулаторно-поликлиническое учреждение (поз.по генплану не указана) разместить на месте административного здания ЖЭС (поз.59 по генплану), в то время как на проекте застройки территории, представленной в составе экспозиции, позицией 59 предусмотрено отделении связи со сберкассой.
Позиция пятна застройки №48-49 из представленной Концепции вообще не отмечено цифрой.
Исходя из вышеизложенных фактов, возникает закономерный вопрос: можно ли опираться на данные, представленные Управлением архитектуры и строительства, если они имеют столь существенные огрехи и недочёты?
Считаем, что вышеозначенные материалы носят не только неинформативный, но и фиктивный характер представления данных и не выполняют свои изначальные задачи информирования участников общественного обсуждения о реальных характеристиках существующей застройки.
Проведение общественных обсуждений с нарушениями требований законодательства в части порядка его проведения препятствует реализации права физических лиц на благоприятную среду обитания (п. 2 ст. 4 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности) и противоречит требованию п. 3 ст. 4 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Приложение 2
Замечания и предложения по Концепции
1. Проект детального планирования
Застройка населенных пунктов осуществляется в соответствии с ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки».
Так, согласно п. 4.1.1 ТКП 45-3.01-116 «…застройку населенных пунктов следует осуществлять на основе… проектов… детального… градостроительного планирования...». Согласно п. 4.1.7 ТКП 45-3.01-116 «Застройка поселений осуществляется на основе градостроительной документации детального планирования конкретных структурно-планировочных элементов – район, микрорайон, квартал, градостроительный комплекс – территорий предполагаемой инвестиционной деятельности».
В соответствии с п. 4 ст. 44 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности) в градостроительной документации детального планирования (детальный план) определяются:
- красные линии и линии регулирования застройки;
- территориальные зоны по преимущественному функциональному использованию;
- размещение объектов общего пользования, социально-культурного назначения и коммунально-бытового обслуживания;
- градостроительные требования к застройке территорий;
- параметры транспортных сооружений, улиц, проездов, пешеходных зон, магистральных сооружений и коммуникаций связи, инженерного оборудования, благоустройства территорий.
Согласно ТКП 45-3.01-284-2014 «Градостроительство. Градостроительный проект детального планирования. Состав и порядок разработки» в ПДП осуществляется расчет: параметров градостроительного освоения территории; баланс застроенной и озелененной территории; плотности жилого фонда и численности проектного населения; необходимой мощности (вместимости) объектов общественного социально-гарантированного обслуживания для обеспечения ими проектного населения и определяются места их размещения; обеспеченности объектов строительства местами хранения и стоянки автотранспорта; экологическая оценка окружающей среды и мероприятия по защите населения от вредного воздействия; озелененности территории и обеспеченности проектного населения озелененными территориями; необходимых (резервных) мощностей электро-, газо-, водоснабжения и бытовой канализации для строительства предусмотренных в ПДП объектов.
В ПДП также определяется доля территорий, занимаемых жилой застройкой, участками учреждений воспитания и образования, предприятиями общественного обслуживания, озелененными территориями, автостоянками и парковками автотранспортных средств в зависимости от принятой в ПДП плотности жилищного фонда, размещения объектов социально-гарантированного обслуживания и других факторов.
Согласно п. 6.2.1 ТКП 45-3.01-116 «Потребность в строительстве жилых домов различных типов должна определяться на основе планов социально-экономического развития населенных пунктов, а также дополнительных исследований, включающих: анализ фактических и прогнозируемых показателей развития жилищного и общественного фондов, семейного состава населения (с учетом одиноко проживающих граждан с ограниченными физическими возможностями и семей, в которых они проживают), среднего уровня доходов населения, существующей и перспективной жилищной обеспеченности населения с учетом социальной нормы общей площади жилья (кв.м./чел.)». Данный анализ осуществляется в ПДП.
При отсутствии утвержденного в установленном порядке ПДП, представленный на общественное обсуждение «проект» предусматривает «точечную застройку», т.е. строительство объекта без разработки градостроительной документации детального планирования (ПДП) для данной территории.
Согласно п. 1 ст. 11 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности должно обеспечиваться формирование полноценной и эстетически выразительной среды обитания путем соблюдения следующих особых требований к планировке и застройке населенных пунктов: «строительства учреждений культуры, спортивных сооружений и других объектов социально-культурного назначения при формировании застройки населенных пунктов и их территориальных зон с учетом интересов социально-демографических и профессиональных групп населения».
В главе 1 Основных направлений государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2016-2020 годы, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 05.09.2016 № 334, сказано: «Градостроительная политика позволит решить имеющиеся градостроительные проблемы и эффективно регулировать вопросы… комплексного развития среды жизнедеятельности населения и обеспечения экологической безопасности населенных пунктов». Комплексное развитие среды жизнедеятельности населения (в т.ч. комплексная застройка жилых территорий) возможно только при застройке жилых территорий в соответствии с разработанным и утвержденным ПДП, а не путем «точечной застройки» (уплотнение существующей застройки жилыми домами) без разработки ПДП и без обеспечения перспективного населения общественными социально-гарантированными объектами и дополнительными мощностями сетей.
Таким образом, первоначально необходимо разработать ПДП данной территории, утвердить его в установленном порядке и лишь затем проектировать объекты, которые будут предусмотрены к размещению в ПДП.
2. Размещение жилого дома и элементов его придомовой территории на застроенной территории
Концепция предусматривает размещение жилых домов на 80, 72 и 56 квартир на застроенной территории (уплотнение застройки).
Согласно п. 6.2.7 ТКП 45-3.01-116 минимальные расстояния от окон жилых домов следует принимать до площадок, м, для:
- занятий физкультурой (в зависимости от шумовых характеристик) – не менее 10;
- хозяйственных целей – 20;
- выгула собак – 40;
Расстояния от площадок для установки мусоросборников до физкультурных площадок, площадок для игр детей и отдыха взрослых, до границ учреждений дошкольного образования, лечебных учреждений и учреждений питания следует принимать не менее 20 м, а от площадок для хозяйственных целей до наиболее удаленного входа в жилое здание – не более 100 м. Санитарный разрыв от автомобильных стоянок и автомобильных парковок до объектов различного назначения (фасады жилых домов и торцы с окнами; торцы жилых домов без окон; границы территорий учреждений дошкольного образования, общего школьного образования, площадки (зоны) отдыха, детские площадки и др.) следует принимать в соответствии с Приложением 2 к Санитарным нормам и правилам «Требования к санитарно-защитным зонам организаций, сооружений и иных объектов, оказывающих воздействие на здоровье человека и окружающую среду», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения от 11 октября 2017 № 91.
Согласно п. 17 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.11.2011 № 110, контейнерные площадки для сбора твердых отходов должны быть удалены на расстояние не менее 20 м от: окон жилых домов; границ территорий учреждений образования, организаций здравоохранения и торговых объектов общественного питания; физкультурно-оздоровительных сооружений, площадок для игр детей и отдыха населения.
Согласно п. 14 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Требования к устройству, оборудованию и содержанию жилых домов», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.08.2015 № 95 «На территории, прилегающей к жилому дому (группе жилых домов) должны быть оборудованы детские игровые площадки, площадки для занятий спортом, хозяйственно-бытовой деятельности, установлены скамейки для отдыха в соответствии с ТНПА».
Предусмотрено ли Концепцией размещение детских игровых площадок, площадок для занятия спортом на территориях, прилегающих к жилом домам, планируемым к строительству?
Будут ли выполняться все вышеуказанные требования в отношении элементов придомовой территории планируемых жилых домов, а также всех жилых домов застройки?
3. Возможности для развития физической культуры и спорта
Согласно пп. 7.4.1 ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки» необходимый уровень социально-гарантированного обслуживания обеспечивается учреждениями воспитания, образования, социального обеспечения и медицинского обслуживания, спортивными сооружениями, предприятиями торговли и общественного питания, бытового и коммунального обслуживания, связи и кредитно-финансовыми учреждениями всех форм собственности.
В соответствии с п.2 ст 4. Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» от 4 января 2014г. № 125-З право граждан Республики Беларусь на занятие физической культурой и спортом обеспечивается государством посредством создания необходимых условий для его реализации, проведения государственной политики в сфере физической культуры и спорта.
П. 3 ст. 9. данного Закона определяет среди основных направлений государственной политики в сфере физической культуры и спорта следующие:
- создание условий всем категориям и группам населения для занятия физической культурой и спортом;
- вовлечение населения в занятия физической культурой и спортом;
- физическое воспитание подрастающего поколения.
Согласно пп. 7.4.13-7.4.14 ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки», для физкультурно-оздоровительных занятий населения в пределах жилых территорий следует принимать комплексные спортивные площадки из расчета от 0,7 до 0,9 га на 1000 жителей и от 70 до 80 м.кв. площади пола помещений на 1000 жителей, с радиусом доступности от 500 до 800 м.
При расчете потребности в спортивных залах общего пользования следует принимать от 60 до 80 м.кв. площади пола на 1000 жителей, крытых бассейнов — от 20 до 25 м.кв. площади водного зеркала на 1000 жителей.
Однако, мало того, что в рамках застройки микрорайона комплексные спортивные площадки, соответствующие данным нормам, не предусмотрены, так еще и в рамках представленной на общественное обсуждение Концепции микрорайон лишается физкультурно-оздоровительного центра (поз.66 по генплану), постройка которого благотворно повлияет на развитие и создание оптимальных условий для здорового образа жизни, увеличения ее продолжительности и снижения уровня заболеваемости жителей микрорайона. Существующий в соседнем старом микрорайоне физкультурно-оздоровительный комплекс "Олимп", вынужденный будет обслуживать значительно большее количество жителей, никоим образом не удовлетворяет вышеуказанным нормам и к тому же давно морально и физически устарел.
В гл. 4 Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020г., одобренной Национальной комиссией по устойчивому развитию Республики Беларусь (прот. № 11/15 ПР от 6 мая 2004 г.) и Президиумом Совета Министров Республики Беларусь (прот. № 25 от 22 июня 2004 г.) отмечается, что слабая материально-техническая база спортивной отрасли, низкая обеспеченность спортивными сооружениями, физкультурно-оздоровительной базой, инвентарем и оборудованием снижают эффективность физического оздоровления населения.
4. Автомобильные стоянки и автомобильные парковки
Гл.3 Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020г. констатирует перегруженность белорусских городов автотранспортом, особенно их центров.
4.1 Обеспеченность населения местами хранения и стоянки автотранспорта.
Согласно п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116 (с учетом Изменения № 4):
«При проектировании территорий многоквартирной жилой застройки должно быть предусмотрено размещение автомобильных стоянок и автомобильных парковок для хранения 100% численности расчетного парка автомобилей, принадлежащих гражданам, но не менее одного машино-места на одну квартиру. Распределение численности расчетного парка между автомобильными стоянками и автомобильными парковками устанавливают в градостроительной документации. Пешеходную доступность автомобильных стоянок принимают по таблице 11.4. На территориях многоквартирной жилой застройки с плотностью жилищного фонда 7000 кв.м. общ. пл/га и более должны быть предусмотрены одно- и многоуровневые подземные, многоуровневые встроенные, пристроенные, отдельно стоящие автомобильные стоянки, обеспечивающие хранение не менее 60% численности расчетного парка автомобилей, принадлежащих гражданам».
Определение терминов «автомобильная стоянка» и «автомобильная парковка» содержится в ТКП 45-3.03-227-2010 «Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования»:
«3.1 автомобильная парковка (парковка): Место стоянки транспортных средств, представляющее собой участок проезжей части автомобильной дороги, улицы населенного пункта или прилегающей к ним территории, организованное в соответствии с [1]–[3], а также действующими ТНПА, предназначенное для стоянки транспортных средств без предоставления услуг по их хранению.
3.2 автомобильная стоянка (автостоянка): Место стоянки транспортных средств, представляющее собой специально оборудованное одно- или многоуровневое инженерное сооружение (паркинг), предназначенное для хранения транспортных средств и организованное в соответствии с [1]–[3], а также действующими ТНПА».
Таким образом, стоянки и парковки имеют различное назначение и подменять парковками стоянки недопустимо.
Необходимо разработать ПДП, в котором предусмотреть обеспечение всех существующих и планируемых жилых домов стоянками и парковками и установить распределение численности расчетного парка между автомобильными стоянками и автомобильными парковками, как это и предусмотрено в п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116.
4.2. Размещение автомобильных стоянок и автомобильных парковок на территории жилой застройки
Согласно пп. 21-22 Санитарных норм и правил «Требования к санитарно-защитным зонам организаций, сооружений и иных объектов, оказывающих воздействие на здоровье человека и окружающую среду», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения от 11 октября 2017 № 91 (далее – СанПиН №91) «Выезд-въезд из автомобильных стоянок, размещаемых на территории жилой застройки, должны быть организованы на улично-дорожную сеть. В случае размещения на смежных участках нескольких автомобильных парковок или автомобильных стоянок, расположенных на расстоянии друг от друга не более 15 м, санитарный разрыв от них определяется с учетом количества машино-мест на смежных автомобильных парковках или автомобильных стоянках.
На территории жилой застройки могут размещаться паркинги. Паркинги (в т.ч. подземные и встроенные в жилые дома) являются объектом «гараж-стоянка (автомобильная стоянка)» (п. 3.1.4–3.1.16 ТКП 45-3.02-25-2006 «Гаражи-стоянки и стоянки автомобилей. Нормы проектирования»). Соответственно, для выполнения требований п. 21 СанПиН № 91 данные объекты должны располагаться либо вне пределов дворовых территорий, либо иметь самостоятельные проезды, отдельные от внутридворовых проездов.
В п.2 СанПиН № 91 дается определение следующего термина: «автомобильная парковка – место стоянки автотранспортных средств, представляющее собой участок проезжей части автомобильной дороги, улицы и дороги населенного пункта или прилегающей к ним территории;», исходя из которого места стоянки автотранспорта, расположенные на территории жилой застройки (в т.ч. на дворовых территориях возле жилых домов) относятся к автомобильным парковкам.
Соответственно, при разработке любых проектов по уплотнению застроенных жилых зон (в т.ч. ПДП) необходимо:
а) резервировать территорию для обеспечения жилых домов местами стоянки автотранспорта (парковки) нормативной вместимости (п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116) за пределами дворовых территорий, соблюдая при этом требования п. 11.6.8 и табл. 11.6 ТКП 45-3.01-116 по пешеходной доступности (максимальное расстояние от жилых домов до парковок), либо:
б) предусматривать отдельные проезды по дворовым территориям, используемые исключительно для выезда-въезда из автомобильных парковок, размещаемых на дворовой территории, что приводит к необходимости увеличения дворовых территорий и разрывов между жилыми домами.
Согласно п. 11.6.4 ТКП 45-3.01-116 (с учетом Изменения № 4):
«Автомобильные стоянки и автомобильные парковки вместимостью более 300 машино-мест следует размещать вне кварталов, микрорайонов жилой застройки в специально выделяемых, обособленных коммунальных зонах жилых районов, на территориях коммунально-складской и промышленной застройки поселений. Для автомобильных стоянок на открытых площадках допускается использовать территории жилой застройки, резервируемые для строительства многоуровневых автостоянок (гаражей, паркингов). Минимальное расстояние от стен многоуровневых автостоянок и границ участков открытых одноуровневых автомобильных стоянок для хранения автотранспорта до жилых и общественных зданий, а также до границ участков размещения отдельных объектов следует принимать по [3]».
Для подтверждения возможности выполнения требований п. 21 СанПиН № 91 с одновременным выполнением требований Приложения 2 к СанПиН №91, пп. 11.6.1, 11.6.4 ТКП 45-3.01-116, п. 11.6.8 и табл. 11.6 ТКП 45-3.01-116 при размещении автомобильных парковок и стоянок (паркингов) на территории жилой застройки, необходимо разработать в составе ПДП эскиз застройки и благоустройства территории в соответствии с п. 5 ст. 44 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности с обозначением на эскизе мест размещения жилых домов и основных элементов благоустройства придомовых территорий (проезды и парковки), а также автомобильных стоянок (паркингов).
Согласно Ведомости обеспеченности жилых зданий автомобильными парковками из представленной на общественное обсуждение Концепции требуемое количество машино/мест составляет 2539, в то время как проектируемое количество машино/мест на парковках – 889. Стоянок в жилой застройке не предусмотрено. Таким образом нарушаются нормы обеспеченности населения автомобильными стоянками и парковками.
Многоуровневые паркинги на 350 автомобилей каждый (поз.84-89А генплана), включенные в Ведомость жилых и общественных зданий и сооружений:
- во-первых, размещаются за границей проектирования представленной Концепции;
- во-вторых, запроектированы, согласно Публичной кадастровой карте Республики Беларусь на земельном участке для ведения сельского хозяйства по адресу Гродненская обл., Лидский р-н, г. Лида, У-1211 (участок № 53), кадастровый номер 423650100005001041.
5. Регулирование микроклимата
К Концепции проектировщик не предоставил расчётов по инсоляции.
Согласно п. 13.3.6 раздела 13 ТКП-116 не допускается круглогодичное затенение фасадов зданий и территории жилой застройки. Предусмотренный Концепцией, проектируемый 9-этажный дом (поз.66 генплана) своим расположением может оказать негативное влияние на инсоляцию фасадов расположенных рядом 5-этажных домов (поз.14-18 и поз.51 генплана). Будет ли выполняться норматив по инсоляции для уже проживающих жильцов застройки?
6. Обеспеченность населения озелененными территориями.
В соответствии с пп. 3.8.8 экологических норм и правил ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности», утвержденных Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 18.07.2017 № 5-Т (далее – ЭкоНиП) «При разработке градостроительной и проектной документации, размещении и проектировании объектов благоустройства и озеленения населенных пунктов, объектов озеленения, благоустройстве озелененных территорий не допускается уменьшение площади озелененных территорий общего пользования, в том числе путем размещения на них объектов строительства, зеленых зон городов, если в городе, районе в городе (при делении города на районы), на участке застройки, в зеленой зоне города не выполняются нормативы в области озеленения либо если это приведет к невыполнению таких нормативов.».
В соответствии с п.3.8.4 ЭкоНиП «При разработке градостроительной и проектной документации, размещении и проектировании объектов благоустройства и озеленения населенных пунктов, объектов озеленения, благоустройстве озелененных территорий необходимо обеспечить:
- соблюдение нормативов озелененности территорий в населенных пунктах согласно таблице Б.4;
- соблюдение нормативов обеспеченности населения озелененными территориями в населенных пунктах согласно таблице Б.6.
Нормативы обеспеченности населения озелененными территориями в населенных пунктах в зависимости от типа населенного пункта регламентирует таблица Б.6 ЭкоНиП.
Согласно Примечанию к таблице Б.6 ЭкоНиП:
«1. В состав озелененных территорий в жилой застройке включаются придомовые, дворовые и внутриквартальные насаждения, за исключением озелененных участков школьных, дошкольных учреждений и других, имеющих ограничения в доступе.
2 В состав озелененных территорий в жилой застройке включаются игровые, спортивные площадки для физкультурно-оздоровительных занятий, прогулок, игр детей».
Для проверки выполнения требований п.3.8.4 и таблицы Б.6 ЭкоНиП требуется разработка ПДП, в котором проводится расчет обеспеченности населения микрорайона озелененными участками в жилой застройке.
Удельный вес озелененных территорий различного назначения (уровень озелененности) в пределах застроенных территорий поселений должен быть не менее 40 % (п. 9.2.1 ТКП 45-3.01-116). Однако даже согласно размещенной в представленной Концепции таблице Основные технико-экономические показатели по микрорайону "Индустриальный" проект застройки не вполне соответствует данному требованию: площадь озеленения 9,13га, что составляет 37,88% от территории жилой застройки.
Будут ли выполняться нормативы после строительства объекта, предусмотренного Концепцией? Возможно ли выполнить требования нормативов с одновременным выполнением требования по размещению парковок и стоянок нормативной вместимости на нормативном расстоянии от жилых домов?
Согласно ст. 2 Конституции Республики Беларусь «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». Конституция Республики Беларусь гарантирует право каждого на охрану здоровья (ст. 45) и на благоприятную окружающую среду (ст. 46).
В ст. 22 Конституции Республики Беларусь провозглашен принцип равноправия граждан независимо от каких-либо обстоятельств, в том числе и от места проживания (градостроительные условия). Обеспечение прав граждан Республики Беларусь является высшей целью государства, а государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции и законах (ст. 21 Конституции).
Законы Республики Беларусь предусматривают гарантии реализации права граждан на благоприятную среду обитания и предупреждение причинения вреда жизни и здоровью (ст. 27 Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), на благоприятную среду обитания при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (п. 1 ст. 4 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности).
П. 3 гл. 1 Положения о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 01.06.2011 № 687 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 10.02.2014 № 109) определяет общественное обсуждение как комплекс мероприятий, проводимых организатором общественного обсуждения и обеспечивающих информирование физических и юридических лиц об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также возможность выражения участниками общественного обсуждения своего отношения к решениям, заложенным в проектах, в целях учета общественных интересов и соблюдения прав физических и юридических лиц. Местное управление и самоуправление осуществляется в соответствии с принципом учета общественного мнения (ст. 3 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 4 января 2010 г.).
Учитывая вышеизложенное, ТРЕБУЕМ:
1. Учесть негативную оценку жителями микрорайона предложенной Концепции.
2. Отказаться от реализации архитектурно-планировочной концепции строительства объекта «Корректировка микрорайона многоэтажной застройки «Индустриальный» в г.Лида в части замены пятен застройки позиция №60, №66, №48-49 под многоквартирную жилую застройку КПД серии 90М».
3. Не вносить изменения в проектную документацию, а реализовывать ранее запланированную стратегию организации городского пространства в микрорайоне многоэтажной застройки «Индустриальный».
4. Разработать ПДП на территорию жилой застройки в микрорайоне многоэтажной застройки «Индустриальный».
5. Возвести изначально планируемые общественный центр (поз.60 по генплану) и физкультурно-оздоровительный центр (поз.66 по генплану) в нормативные сроки.
6. Соблюсти градостроительные нормы в плане обеспечения жителей застройки спортивными объектами и сооружениями, благоустроенной и озелененной территорией, автостоянками и парковками и пр.