у меня принципиальная позиция по лебедке, я однозначно против и чем дальше тем больше против
я относительно мало езжу на внедорожнике, в нормальную грязь начал соваться всего-то 4года назад, но у меня сразу было четкое отторжение лебедки и за 4ре года только в этом укрепился
(но в грязь я лажу в среднем 1 или 2 раза в месяц, часто езжу по рыбалкам)
я поясню - лебедка превращает езду по бездорожью в просто нажатие на педали без участия головного мозга
всегда знаешь что - "а хули, прорвемся, а если что на лебедке вылезу", в итоге вваливаешься в самые говнища поуши и потом раком боком лебедишься оттуда часами, в итоге, порванные бампера, погнутые рычаги, оторванные подрамники, спаленные генераторы и убитые аккумуляторы
а без лебедки чуда не будет, если без лебедки ввалится куда-то необдумано, то закончится это очень долгим и печальным поиском трактора
в итоге без лебедки, очень долго ходишь, думаешь, стараешься не ввалится, не сесть - то есть учишься ездить
и тем более нафиг не нужна лебедка, если ехать на двух машинах и более
я понимаю лебедку в соревнованиях, в одиночных экспедициях, все остальное - отторгаю
внедорожнику нужны хорошие колеса, компрессор, хороший рывковый трос, пару лопат, и, если и брать что-то из экстремального снаряжения, то хайджек + приспособа для подьема за колеса (никак не запомню как называется, вечно путаю с хайлифтом)
все
туристу и начинающему больше ничего не надо, остальное это личнее и только навредит ему и машине