Приложение 2. Замечания по ПДП Во Введении Генерального плана г. Минска (корректировка) в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 15.09.2016 г. № 344 (далее – Генеральный план г. Минска) сказано: «Целью градостроительного развития г. Минска является создание благоприятной среды жизнедеятельности и обеспечение устойчивого развития города и Минской агломерации в интересах настоящего и будущего поколений».
1. Рост численности населенияГрадостроительным проектом детального планирования территории в границах ул. Острошицкой – ул. Гинтовта – ул. Уручской – часть ландшафтно-рекреационной зоны 93 ЛР-3 в границах черты г.Минска – автодорога Заславль-Колодищи – пр. Независимости (внесение изменений в градостроительный проект детального планирования территории в границах ул. Острошицкой – южной границы ландшафтно-рекреационной зоны 93 ЛР-3 – западной границы зоны спецтерритории 77СП – пр. Независимости) в г.Минске (далее – ПДП) предусматривается увеличение жилищного фонда с существующих в настоящее время 101,9 тыс.кв.м.общ.пл. до 630,9 тыс.кв.м.общ.пл., что приведет к росту численности населения с существующих 5,0 тыс. до 24,5 тыс. чел. к концу срока реализации ПДП.
На совещании по вопросам строительства на территории Минской области жилых районов для жителей Минска 17.01.2014 г. констатировалось, что «Минск является достаточно уплотненным городом, и это начинает сказываться не только на реализации программ жилищного строительства, но и ощущается на инженерно-транспортной инфраструктуре, автомобильной, на экологии города, социальных вопросах...» При этом «…во всех регионах страны отмечается отток трудовых ресурсов из села, происходит уменьшение численности средних и малых городов, сокращение их экономического потенциала» (
http://president.gov.by/ru/news_ru/view/aleksandr-lukashenko-prov ... orii-7862/).
Возникает вопрос: какие обстоятельства диктуют необходимость роста численности населения, проживающего в границе ПДП, на 390%?
2. Воинское захоронениеПо сообщению СМИ и публикациям в сети Интернет, на проектируемой территории_________ . В публикациях утверждается, что__________________ Также в настоящее время в районе ____________________установлен обелиск__________. Место установки обелиска обосновано _________в пояснительной записке. Авторы проекта обелиска утверждали, что_______________
(подробно все расписать, дать ссылки на источники сведений).
Согласно абз. 4 ч. 1 ст. 16 Закона Республики Беларусь от 12.11.2001 № 55-З «О погребении и похоронном деле» в ред. от 08.01.2015 г. (далее – Закон) места погребения лиц, находившихся в составе Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, органов и организаций, погибших (умерших) или пропавших без вести в ходе войн и вооруженных конфликтов при исполнении воинского (гражданского) долга по защите Отечества и его интересов, при оказании вооруженной и иных форм сопротивления противнику (далее - погибшие при защите Отечества), а также для захоронения военнопленных, не утративших своей чести и достоинства, не изменивших Родине, являются воинскими захоронениями.
Захоронения лиц из числа гражданского населения, погибших насильственной или преждевременной смертью в результате военных действий воюющих сторон, карательных и иных акций, осуществлявшихся в ходе войн и вооруженных конфликтов, являются захоронениями жертв войн (абз. 5 ч. 1 ст. 16 Закона).
Обращение со старыми и выявленными ранее неизвестными могилами регламентирует ст. 23 Закона.
Старыми могилами считаются могилы, расположенные вне территории места погребения, за исключением воинских захоронений и захоронений жертв войн, если с даты последнего захоронения прошло более шестидесяти лет (ч. 1 ст. 23 Закона).
Выявленными ранее неизвестными могилами считаются могилы, расположенные вне территории места погребения, обнаруженные при проведении любых работ (ч. 2 ст. 23 Закона).
Участки земли, на которых находятся старые могилы, используются под зеленые насаждения. Возведение капитальных строений (зданий, сооружений), иных строений, за исключением мемориальных и культовых, на этой территории запрещается (ч. 3 ст. 23 Закона).
Местные Советы депутатов базового территориального уровня при наличии фактических данных о старых могилах принимают меры к установлению границ занятой ими территории и использованию этой территории в соответствии с ч. 3 ст. 23 Закона (ч. 4 ст. 23 Закона).
В случае выявления ранее неизвестных могил местные исполнительные и распорядительные органы базового территориального уровня принимают меры к установлению количества могил, происхождения и времени проведения захоронений (ч. 5 ст. 23 Закона).
В случае, если выявленные ранее неизвестные могилы не являются воинскими захоронениями и захоронениями жертв войн, местные Советы депутатов базового территориального уровня принимают решения о перезахоронении на действующие места погребения или об использовании занятой этими могилами территории в соответствии с ч. 3 ст. 23 Закона (ч. 6 ст. 23 Закона).
В пределах расстояний, указанных в ч. 5 ст. 19 Закона, запрещается возведение жилых домов, общественных зданий и сооружений (ч. 6 ст. 19 Закона).
Соответственно, необходимо учитывать вышеуказанные обстоятельства при разработке ПДП. Необходимо провести обследование местности в целях выявления возможных неизвестных могил, определить границы занятой ими территории, а затем разместить на ней сквер и рассмотреть вопрос о сооружении в его границах мемориального комплекса.
3. Обеспеченность населения объектами общественного социально-гарантированного обслуживания Согласно ч. 5 подп. 1.7 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 72 «О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры» (далее – Указ № 72) для районов (кварталов) жилой застройки объекты социальной инфраструктуры размещаются с учетом их основных технико-экономических параметров, установленных в градостроительной документации (в т.ч. и в Генеральном плане г. Минска) и в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.
Сеть социально гарантированных объектов обслуживания состоит из объектов повседневного, периодического и эпизодического обслуживания (п. 7.4.2 ТКП 45-3.01-116).
3.1 Общеобразовательные школы
Согласно ст. 8 Закона Республики Беларусь от 11.11.1999 г. № 322-З «О государственных минимальных социальных стандартах» государственными минимальными социальными стандартами в области образования являются нормы и нормативы обеспеченности населения бесплатными и общедоступными социальными услугами, наполняемости классов в государственных учреждениях образования при реализации образовательных программ.
Вместимость общеобразовательных школ следует определять с учетом 100 % охвата детей общеобразовательными учреждениями (п. 7.4.4 ТКП 45-3.01-116).
Наполняемость классов в школах и гимназиях не должна превышать показателей, установленных в п.п. 13 и 14 ст. 158 Кодекса Республики Беларусь об образовании. Согласно п. 102 Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 № 206, оптимальным является организация образовательного процесса с 9.00 (в первую смену).
В городских поселениях радиус обслуживания базовых школ и классов II ступени средних школ – до 800 м. (п. 7.4.5 ТКП 45-3.01-116). Между тем, согласно п. 6 таблицы «Основные технико-экономические показатели Детального плана» обеспеченность населения общеобразовательными школами составит 74 мест/1000 жит., при этом «недостающими местами население будет обеспечиваться в объектах на прилегающих территориях». Возникают следующие вопросы:
1) будет ли при этом соблюдаться требование п. 7.4.5 ТКП 45-3.01-116;
2) что именно помешало найти на территории в границах ПДП (площадью 219,6 га) площадки для размещения общеобразовательных школ необходимой вместимости.
3.2 Комплексные спортивные площадки
К социально гарантированным объектам обслуживания в сфере физкультуры и спорта отнесены «спортзалы, бассейны, спортивные площадки» (п. 2.1 гл. 9 Генерального плана г. Минска).
Для физкультурно-оздоровительных занятий населения г. Минска в пределах жилых территорий следует принимать комплексные спортивные площадки из расчета от 0,05 до 0,10 га на 1000 жителей и 45 кв.м. площади пола помещений на 1000 жителей с радиусом доступности от 500 до 800 м. (п. 7.4.14 ТКП 45-3.01-116). Согласно разд. IV «Основные технико-экономические показатели генерального плана г. Минска» Генерального плана г.Минска обеспеченность населения спортплощадками определена на уровне 0,09 га/тыс.жит. – к 2020 г. и 0,1 га/тыс.жит. – к 2030 г.
К концу срока реализации ПДП численность населения составит 24,5 тыс.чел. Соответственно, для проектного населения 24,5 тыс.чел. необходимо размещение на жилых территориях комплексных спортивных площадок из расчета 0,1х24,5=2,45 га и 45х24,5=1103 кв.м. площади пола помещений. Между тем, согласно таблицы «Основные технико-экономические показатели Детального плана» к концу срока реализации ПДП планируется разместить спортивные площадки общей площадью 1,37 га, что даст обеспеченность населения спортивными площадками 0,05 га/тыс.жит. Где на жилых территориях будут располагаться недостающие комплексные спортивные площадки общей площадью 2,45-1,37=1,08 га и 1103 кв.м. площади пола помещений?
4. Улично-дорожная сеть Уплотнение застройки повлечет значительное увеличение населения и работников, занятых в объектах общественного назначения. Это создаст угрозу транспортного коллапса ул. ___________ на участке_____________
5. Охрана окружающей среды 5.1 Обеспеченность населения озелененными территориями общего пользования
Согласно табл. 9.1 ТКП 45-3.01-116 обеспеченность населения озелененными территориями общего пользования для г.Минска составляет:
- районного значения – 8-10 кв.м./чел;
- городского значения – 9-11 кв.м./чел.
Согласно п. 1.7 гл. 8 Генерального плана г. Минска «Принять расчетный уровень средней обеспеченности озелененными территориями общего пользования городского и районного значения на период 2030 года не менее 21 кв.м. на одного жителя».
Согласно таблицы «Основные технико-экономические показатели Детального плана» обеспеченность населения озелененными территориями общего пользования к концу срока реализации ПДП составит 8,9 кв.м./чел., при этом «обеспеченность озелененными территориями общего пользования в границах планировочного района в пределах пешеходной доступности». Возникает вопрос: что препятствует разместить озелененные территории общего пользования в границах территории ПДП, составляющей 219,6 га?
Исходя из вышеизложенного, необходимо при разработке ПДП учитывать, прежде всего, интересы проживающего в границах ПДП населения, а не только интересы потенциальных инвесторов–застройщиков. С этой целью предлагается:
1. Уменьшить объемы общественного и жилого фонда, планирующегося к размещению на территории в границах ПДП.
2. Исключить из ПДП объект(ы) ___________________________ (№№____ по Детальному плану).
3. Заменить объекты ___________________ (№№___ по Детальному плану) на __________________(общеобразовательная школа, комплексные спортивные площадки, озелененные территории общего пользования (сквер), площадки для выгула собак и т.п.).