С 25.07.2016 по 18.08.2016 проходит общественное обсуждение объекта строительства: «Строительство административного здания по ул. Д. Сердича, 12 со сносом существующего здания начальных классов ГУО «Средняя школа №116 г. Минска».
Мы, … …, жители квартала, где запроектировано строительство, выступаем против строительства административного здания со сносом существующего здания по ул. Д. Сердича, 12. Ниже приводим свои замечания и предложения.
1. Согласно пп. 7, 11 «Положения о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», утвержденному Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 10.02.14 №109, организатор общественного обсуждения организует проведение экспозиции проекта и при необходимости презентации проекта, в состав которых включаются графические и текстовые материалы с основными технико-экономическими показателями по проекту.
Текстовые материалы, представленные на экспозиции проекта и размещенные на интернет-сайте Администрации Фрунзенского района г. Минска (http://www.fr.gov.by/public_disc/?ELEMENT_ID=4886) содержат ложную информацию. Там написано: «На территории существующего здания начальных классов, пустующего в данный момент, по заданию на проектирование предполагается размещение…». В данный момент в указанном здании размещены Отдел принудительного исполнения Фрунзенского района г. Минска и Центр дополнительного образования детей и молодежи «Эврика».
Мы протестуем против размещения ложной информации, которая вводит в заблуждение участников общественного обсуждения. Этот факт ставит под вопрос соответствие действительности всей остальной информации в экспозиции проекта и дает повод для обращения в органы юстиции с целью получения правовой оценки случившегося.
2. Как указано в п. 16 «Положения о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», организатор общественного обсуждения в 15-дневный срок после его завершения обеспечивает размещение информации о результатах проведения общественного обсуждения на официальном сайте местного исполнительного и распорядительного органа в компьютерной сети Интернет, информационных стендах указанного органа, а также в средствах массовой информации.
Предлагаем разместить в указанных местах замечания и предложения всех участников общественного обсуждения, а также аргументированные ответы на них заказчиков и разработчиков проекта.
3. В статье 46 Конституции Республики Беларусь закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду. Согласно п. 4.2.3 ТКП 45-3.01-116-2008 (02250) «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки (далее – ТКП 45-3.01-116-2008), планировка и застройка поселений должны осуществляться на основе приоритетных требований к формированию безопасной среды жизнедеятельности населения и охране окружающей среды, требований охраны здоровья и жизни людей.
Однако данный объект предполагает многократное увеличение транспортного потока через жилую территорию, что уменьшит безопасность среды жизнедеятельности и снизит уровень жизни, в т.ч. посредством увеличения загрязнения атмосферного воздуха. Проект предполагает «удаление объектов растительного мира» и строительство парковки, естественно наносящие ущерб окружающей среде. Данные факты указывают на необходимость прекратить реализацию проекта.
4. В п. 11.6.16 ТКП 45-3.01-116-2008 указано, что, при формировании инженерной инфраструктуры поселений следует обеспечивать в т.ч безопасные условия проживания населения; защиту природных комплексов в границах поселения от негативного техногенного воздействия урбанизированной среды поселений. Однако объект со всей очевидностью снизит безопасность проживания и навредит окружающей среде.
5. Согласно п. 5.2.5 ТКП 45-3.01-116-2008, реконструкцию территорий функциональных зон следует осуществлять на основе максимального сохранения и использования существующих жилых и общественных зданий, с одновременной реконструкцией и модернизацией эксплуатируемого фонда.
Однако строительство объекта предполагает снос существующего здания начальных классов ГУО «СШ №116». В текстовых материалах экспозиции проекта указано, что износ конструкций составляет 80%, однако отсутствует ссылка на источник этой информации. Согласно п. 6. «Положения о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», общественное обсуждение осуществляется до проведения государственных экспертиз, следовательно, экспертиза по данному вопросу проведена быть не могла.
Как указано в п. 1 этого письма, в данный момент в здании по адресу Д. Сердича, 12 размещен ряд учреждений, в т.ч. учреждение образования, и на это, естественно, есть разрешение надзорных органов. Изложенные факты указывают, что снос существующего здания прямо противоречит п. 5.2.5 ТКП 45-3.01-116-2008. Предлагаем модернизировать существующее здание и оставить его за теперешними владельцами.
6. Согласно п. 5.2.9 ТКП 45-3.01-116-2008, первоочередные мероприятия по комплексной градостроительной реконструкции жилых и общественных территорий следует осуществлять, учитывая, в т. ч. наличие резервных мощностей электро-, газо- и водоснабжения. Учитывая плотность застройки квартала и степень износа соответствующих инженерных сетей, резервные мощности для обеспечения проектируемого объекта, вероятно, отсутствуют, что указывает на невозможность реализации проекта.
7. Как указано в п. 6.2.6 ТКП 45-3.01-116-2008, участки учреждений воспитания и образования должны составлять не менее 7 м2/чел. Поскольку проект предполагает ликвидацию участка учреждения образования, при реализации проекта данные нормы, вероятно, не могут быть соблюдены (в случае если они не соблюдены сейчас, ситуация еще более усугубится).
8. Согласно п. 16.4 Постановления министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15 мая 2014 г №35 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования к организации санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду» и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 февраля 2011 г. № 11», санитарный разрыв от отдельно расположенных зданий управлений (отделов) внутренних дел до фасадов жилых зданий с окнами должен составлять не менее 50 метров. В экспозиции проекта не указано, соблюдена ли данная норма, однако, вполне вероятно, что не соблюдена.
9. Согласно п. 7.4.4 ТКП 45-3.01-116-2008, вместимость детских дошкольных учреждений следует устанавливать, принимая расчетный уровень обеспеченности дошкольными учреждениями детей в возрасте: до 3 лет — 50 %; до 6 лет — 85 %. Вместимость общеобразовательных школ следует определять с учетом охвата 100 % детей общеобразовательными учреждениями. Вместимость внешкольных учреждений следует принимать не более 10 % от общего количества школьников.
Поскольку строительство объекта не даст возможности восстановить на данном участке дошкольное учреждение, ликвидирует помещение средней школы и внешкольного учреждения, в результате строительства указанные нормы, вероятно, не будут соблюдены. Предлагаем либо воссоздать в существующем здании по ул. Д. Сердича, 12 дошкольное учреждение, либо оставить это здание и земельный участок за средней школой.
10. Как указано в п. 7.4.14 ТКП 45-3.01-116-2008, для физкультурно-оздоровительных занятий населения в пределах жилых территорий следует принимать комплексные спортивные площадки из расчета от 0,7 до 0,9 га на 1000 жителей и от 70 до 80 м2 площади пола помещений на 1000 жителей, с радиусом доступности от 500 до 800 м.
Следует отметить, что в пределах квартала, в котором запроектирован объект, нет ни одной спортивной площадки, кроме принадлежащей учреждению образования. Сомнительно, что указанные нормативы соблюдены в отношении жителей квартала. Поэтому предлагаем рассмотреть возможность организации спортивной площадки рядом с существующим зданием, вместо строительства нового объекта.
11. Согласно п. 9.1.2 ТКП 45-3.01-116-2008, обеспеченность озелененными участками в жилой застройке г. Минска должна составлять не менее 9 – 10 м2/чел. Согласно п. 9.2.1 того же ТКП, удельный вес озелененных территорий в пределах застроенных территорий поселений должен быть не менее 40 %. Учитывая, что проект предусматривает «удаление объектов растительного мира», после строительства данный норматив, по всей вероятности, не будет соблюден.
12. Согласно п. 9.1.1 ТКП 45-3.01-116-2008, к ландшафтно-рекреационным территориям относятся в т.ч. озелененные территории населенных пунктов. Согласно п. 9.1.4 ТКП 45-3.01-116-2008, застройка ландшафтно-рекреационных территорий, предусмотренных в градостроительной документации по развитию населенных пунктов, запрещается.
Согласно представленным на обсуждение эскизам, запроектированный объект помещается частично на теперешней озелененной территории ГУО «начальная школа №116» и частично – на теперешней озелененной территории общего пользования. Таким образом, строительство объекта должно быть запрещено.
13. Согласно п. 11.5.2 ТКП 45-3.01-116-2008, пешеходные пути должны формировать благоустроенное коммуникационное пространство, обеспечивающее свободное и безопасное передвижение людей. Пешеходные пути на межмагистральных территориях должны связывать все основные объекты и узлы массового тяготения населения по наиболее коротким направлениям.
Согласно п. 5.1.15 ТКП 45-3.02-25-2006 (02250) «Гаражи-стоянки и стоянки автомобилей», организация движения на стоянках, размещаемых на уровне земли, должна обеспечивать максимальное разделение пешеходных и транспортных путей.
Однако из графических материалов проекта очевидно, что несколько пешеходных дорожек прерываются на объекте, причем именно на его автомобильных проездах, где будет постоянно циркулировать транспорт.
Кроме того, в результате строительства многократно возрастет автомобильный поток через дворовую территорию, причем в месте очень интенсивного движения пешеходов: между жилыми домами и зданием, где расположен центр внешкольного образования, ЖЭС, гастроном, почта, аптека, объекты бытового обслуживания. Следовательно, проектируемый объект значительно увеличивает опасность для здоровья и жизни людей.
14. Как указано в Приложении В ТКП 45-3.01-116-2008, число машино-мест на расчетную единицу (100 работающих и единовременных посетителей) составляет для юридических учреждений местного значения 5 – 7 машино-мест. В представленных на обсуждение материалах вместимость объекта определена в 61 человек (неясно, имеются в виду только сотрудники или также и посетители). Даже если предположить, что имеется в виду первый вариант, то количество машино-мест на парковке для персонала не должно превышать 4. Маловероятно, что количество посетителей будет больше количества персонала. Следовательно, количество машино-мест в проекте многократно превышает норму.
15. Согласно п. 5.1.15 ТКП 45-3.02-25-2006 (02250) «Гаражи-стоянки и стоянки автомобилей», стоянки постоянного хранения автомобилей вместимостью 50 мест и более должны иметь не менее двух въездов (выездов), расположенных на противоположных сторонах стоянки. В представленных на обсуждение текстовых материалах не указано, сколько парковочных мест будет выделено именно под стоянку. Если их запланировано ≥50, очевидно, что проект противоречит данному пункту, поскольку въезд там предусмотрен всего один.
16. Согласно п. 21 Постановления министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15 мая 2014 г №35, в случае размещения на смежных участках нескольких автомобильных парковок или автомобильных стоянок, расположенных с разрывом между ними, не превышающим 15 м, санитарный разрыв от них до жилых домов и других объектов различного назначения, определяется с учетом количества машино-мест на смежных автомобильных парковках или стоянках.
На объекте строительства запроектировано 3 зоны стоянки и парковки, количество машино-мест в сопровождающем иллюстрации тексте не указано, что усложняет восприятие для участников обсуждения.
На иллюстрации можно увидеть, что общее количество машино-мест равно 96, причем расстояния между отдельными зонами не превышает 15 метров. Соответственно, согласно п. 11.6.9 ТКП 45-3.01-116-2008, минимальное расстояние от автомобильной парковки объекта до жилых зданий должно составлять 25 метров. Из экспозиции проекта не очевидно, соблюдена ли данная норма, однако, по всей вероятности, – нет.
Кроме того, сейчас вдоль жилого дома по адресу Д. Сердича, 14/1 существует автомобильная парковка, которая после строительства объекта окажется на расстоянии менее 15 метров до парковок объекта. Таким образом, количество автомобилей на смежных парковках и стоянках окажется более 100, что, согласно п. 11.6.9 ТКП 45-3.01-116-2008, требует минимального расстояния до жилых домов в 35 метров. Данная норма в проекте тем более не соблюдена.
Более того, расчет расстояний в п. 11.6.9 ТКП 45-3.01-116-2008, произведен только для легковых автомобилей. В материалах, представленных на обсуждение, не указано, будут ли на стоянке\парковке находиться грузовые автомобили, автобусы для личного состава и трактора-эвакуаторы. Учитывая специфику объекта, это более чем вероятно. Соответственно, расстояния до зданий должны быть еще более увеличены, что делает невозможным строительство данного объекта по адресу Д. Сердича, 12.
17. В п. 6.1.1 ТКП 45-3.01-116-2008 указано, что жилые территории подразделяются на территории жилой и смешанной застройки. Территории жилой застройки выделяются при условии, если под жилую функцию занято не менее 60 % существующих или возводимых зданий. В квартале, где проектируется объект по ул. Д. Сердича, 12 (ограничен ул. Притыцкого, Д. Сердича, Матусевича и пр. Пушкина) находится 33 здания, из которых жилые составляют 70%. Следовательно, данный квартал фактически является территорией жилой застройки. Большинство зданий, выходящих на проектируемую территорию фасадами или торцами – жилые дома.
Несмотря на это, в текстовых материалах экспозиции проекта со ссылкой на генплан г. Минска отмечено, что проектируемый участок расположен в зоне жилой смешанной застройки. Более того, на Генплане г. Минска, размещенном на сайте Мингорисполкома (http://minsk.gov.by/share/2010/04/08/genplan.short.shtml) зона, где запроектировано строительство, называется зоной жилой и смешанной застройки.
При этом, согласно п. 20 Постановления министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15 мая 2014 г №35, выезд-въезд из автомобильных стоянок и парковок, расположенных на территории жилой застройки, должны быть организованы на улично-дорожную сеть населенного пункта, исключая организацию движения автотранспорта по внутридворовым проездам. Поскольку в проекте въезд-выезд организован именно через внутридворовой проезд, проект не должен реализовываться.
Кроме того, согласно п. 7.14 ТКП 45-3.02-25-2006 (02250) «Гаражи-стоянки и стоянки автомобилей», при строительстве и реконструкции жилой застройки территорий городов устройство стоянок для автомобилей персонала планируемых общественных объектов необходимо предусматривать в подземном уровне.
18. Согласно п. 6.3.1 СНБ 3.01.04-02 “Градостроительство. Планировка и застройка населенных пунктов”, даже на территории смешанной зстройки допускается размещать объекты, не создающие шума и загрязнений атмосферного воздуха. Очевидно, что парковка и стоянка не являются таким объектом, что указывает на недопустимость строительства этого объекта.
19. Как гласит п. 11.6.16 ТКП 45-3.01-116-2008, гаражи для ведомственных автомобилей следует размещать вне жилых территорий. Несмотря на это, в административном здании запроектирован встроенный гараж.
20. Статья 55 Конституции Республики Беларусь гласит, что охрана окружающей среды – обязанность каждого. Согласно п. 13.1.1 ТКП 45-3.01-116-2008, при планировке и застройке поселений необходимо предусматривать мероприятия по предотвращению и снижению уровней вредного воздействия на атмосферный воздух. В экспозиции проекта отсутствует информация о предотвращении вредного воздействия на атмосферный воздух, исходящего от автомобилей на стоянках, парковках и дороге к объекту, что позволяет считать, что данные мероприятия не предусмотрены.
21. Как гласит п. 13.1.1 ТКП 45-3.01-116-2008, стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха следует размещать с подветренной стороны по отношению к территориям жилой, общественной, смешанной застройки. Автомобильную парковку\стоянку можно определить как стационарный источник загрязнения. Поскольку объект со всех сторон окружен жилыми домами квартала, его невозможно разместить с подветренной стороны относительно всех окружающих жилых домов, что указывает на невозможность его строительства в данном месте.
22. Согласно п. 13.2 СНБ 3.03.02 – 97, «Улицы и дороги городов, поселков и сельских населенных пунктов», оценка воздействий транспорта на прилегающую застройку должна предшествовать разработке проектной документации на строительство или реконструкцию конкретной улицы, дороги и т.д. Строительство обсуждаемого объекта предполагает сооружение автомобильных проездов на его территории. Согласно п. 3 Положения о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», архитектурно-планировочная концепция объекта строительства должна содержать основные технико-экономических показатели, разрабатываемые в предынвестиционный период. Возникает вопрос, производилась ли вышеупомянутая оценка и если да, то почему в предпроектной документации отсутствуют ее результаты?
23. Согласно п. 7.12 ТКП 45-3.02-25-2006 (02250) «Гаражи-стоянки и стоянки автомобилей», при размещении гаражей-стоянок и стоянок в границах территорий жилого района с удельным весом озелененных территорий менее 25 % их следует предусматривать только подземными или подземно-надземными многоэтажными.
Просим сообщить, каков удельный вес озелененных территорий в рассматриваемом жилом районе.
24. В п. 7.12 ТКП 45-3.02-25-2006 (02250) «Гаражи-стоянки и стоянки автомобилей» указано, что при строительстве стоянок необходимо предусматривать мероприятия по озеленению территории. Однако в проекте такие мероприятия не предусмотрены, наоборот, предполагается «удаление объектов растительного мира».
Заключение
На основании вышеизложенного, мы настаиваем на прекращении реализации проекта «Строительство административного здания по ул. Д. Сердича, 12 со сносом существующего здания начальных классов ГУО «Средняя школа №116 г. Минска».
Согласно Статье 14 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» от 18 июля 2011 г. №300-3, письменное обращение считается рассмотренными по существу, если рассмотрены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и им направлены письменные ответы. Статья 40 Конституции Республики Беларусь указывает, что государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок.
Просим вас рассмотреть по существу все пункты и дать ответ на все вопросы этого обращения.
Согласно п. 7 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», Физические и юридические лица до утверждения градостроительной документации имеют право вносить предложения, участвовать в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности. Согласно п. 21 «Положения о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», рассмотрение и подведение итогов общественного обсуждения происходит на архитектурно-градостроительном совете.
Просим удовлетворить наше право участвовать в принятии решений в области градостроительной деятельности и разрешить принять участие в подведении итогов общественного обсуждения на архитектурно-градостроительном совете.