КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
С 15 февраля по 10 марта 2016 года проводится общественное обсуждение о возможности строительства архитектурно-планировочной концепции объекта «Многоэтажные жилые дома по ул.Жукова (район жилого дома №2, №10, №16)». Направляем замечания и предложения по данному объекту.
1. Проект детального планирования
Согласно п. 19 Положения о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденного Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2011 № 687 «Общественные обсуждения в форме информирования физических и юридических лиц и анализа общественного мнения проводятся для… архитектурно-планировочных концепций объектов строительства (при отсутствии детальных планов)». Соответственно, проведение общественного обсуждения архитектурно-планировочной концепции объекта строительства возможно только в случае отсутствия утвержденного в установленном порядке градостроительного проекта детального планирования (далее – ПДП) на территорию, включающую испрашиваемый под застройку земельный участок.
Между тем, «Застройка поселений осуществляется на основе градостроительной документации детального планирования конкретных структурно-планировочных элементов – район, микрорайон, квартал, градостроительный комплекс – территорий предполагаемой инвестиционной деятельности» (подп. 4.1.7 ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки»). В соответствии с п. 4 ст. 44 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» ПДП определяются:
красные линии и линии регулирования застройки;
территориальные зоны по преимущественному функциональному использованию;
размещение объектов общего пользования, социально-культурного назначения и коммунально-бытового обслуживания;
градостроительные требования к застройке территорий;
параметры транспортных сооружений, улиц, проездов, пешеходных зон, магистральных сооружений и коммуникаций связи, инженерного оборудования, благоустройства территорий;
Именно в ПДП осуществляется расчет параметров градостроительного освоения территории, обеспеченности объектами общественного социально-гарантированного обслуживания, балансы застроенной и озелененной территории, обеспеченность местами хранения и стоянки автотранспорта.
Между тем, утвержденный в установленном порядке ПДП на территорию, где размещается испрашиваемый под застройку земельный участок, отсутствует. Таким образом, представленный на общественное обсуждение «проект» предусматривает «точечную застройку» в чистом виде, т.е. строительство объекта без наличия градостроительной документации детального планирования (ПДП) для данной территории. Соответственно, расчеты выполнения нормативов (параметры градостроительного освоения территории, обеспеченность объектами общественного социально-гарантированного обслуживания, балансы застроенной и озелененной территории, обеспеченность местами стоянки и хранения автотранспорта и др.) и проверка данных расчетов органами и организациями, уполномоченными выдавать государственные экспертные заключения по проекту, отсутствует.
Уплотнение существующей застройки жилыми домами фактически означает реконструкцию территории (разд. 5 ТКП 45-3.01-116-2008 ). Согласно п. 5.2.9 ТКП 45-3.01-116-2008 первоочередные мероприятия по комплексной градостроительной реконструкции жилых территорий следует осуществлять, учитывая «наличие резервных мощностей электро-, газо- и водоснабжения». Имеются ли резервные мощности электро-, газо- и водоснабжения для строительства данного объекта в данном месте?
Таким образом, необходимо разработать проект ПДП на данную территорию, утвердить его в установленном порядке и лишь затем проектировать объекты, которые будут предусмотрены к размещению в ПДП.
2. Обеспеченность объектами общественного социально-гарантированного обслуживания
Застройка жилых зон жилых территорий (территории жилой многоквартирной застройки и территории смешанной многоквартирной застройки) характеризуется показателем плотности населения. Так как ПДП на данную территорию отсутствует, то отсутствует информация о плотности населения в жилой зоне микрорайона (квартала). В составе экспозиции информация о плотности населения в жилой зоне микрорайона (квартала) также отсутствовала.
Реализация проекта приведет к изменению численности населения в пределах указанной территории, что повлияет на обеспеченность населения указанной территории учреждениями и предприятиями социально-гарантированного обслуживания, в т.ч. и амбулаторно-поликлиническими учреждениями.
К государственным минимальным социальным стандартам в области здравоохранения относятся услуги по оказанию амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (абз. 3 ст. 9 Закона «О государственных минимальных социальных стандартах»).
Обеспеченность учреждениями и предприятиями социально-гарантированного обслуживания регламентирует п. 7.4 ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки». В частности, радиус обслуживания (зона обслуживания) амбулаторно-поликлинических учреждений – до 1000 м. (п. 7.4.11 ТКП 45-3.01-116).
На данном расстоянии от объектов строительства архитектурно-планировочной концепции домов №1 и №2 располагается следующие взрослые поликлиники:
- филиал №9 ГУЗ ГЦГП по ул. Клермон-Ферран, 2 в г.Гомеле;
Для объекта жилого дома №3 следующие взрослые поликлиники:
- филиал №9 ГУЗ ГЦГП по ул. Клермон-Ферран, 2 в г.Гомеле;
- филиал №5 ГУЗ ГЦГП по ул. Быховская, 106 в г.Гомеле.
Филиал №9 ГУЗ ГЦГП по ул. Клермон-Ферран, 2 в г.Гомеле: плановая мощность – 365 посещений в смену, расчетная(реальная) мощность – 500 посещений в смену, утвержденная в установленном порядке численность взрослого населения, проживающего в зоне обслуживания вышеуказанных поликлиники – 26500 человек, общая численность взрослого населения, обслуживаемая вышеуказанными поликлиниками, с учетом граждан, проживающих вне зоны обслуживания – 29800 человек.
При нормативе 23/1000 (п. 7.4.8 ТКП 45-3.01-116) для обслуживания закрепленного населения необходимо иметь поликлинику на (26500х23)/1000=610 посещений в смену, а с учетом дополнительно закрепленного населения (29800х23)/1000=686 посещений в смену.
Таким образом, для обеспечения норматива обеспеченности поликлиниками взрослого населения (23/1000) в настоящее время (без учета планируемой застройки) требуется строительство еще одной поликлиники мощностью не менее 610-365=245 посещений в смену, а с учетом дополнительно закрепленного населения 686-365=321 посещений в смену.
Филиал №5 ГУЗ ГЦГП по ул. Быховская, 106 в г.Гомеле: плановая мощность – _____ посещений в смену, расчетная(реальная) мощность – ____ посещений в смену, утвержденная в установленном порядке численность взрослого населения, проживающего в зоне обслуживания вышеуказанных поликлиники – _____ человек, общая численность взрослого населения, обслуживаемая вышеуказанными поликлиниками, с учетом граждан, проживающих вне зоны обслуживания – _____ человек.
При нормативе 23/1000 (п. 7.4.8 ТКП 45-3.01-116) для обслуживания закрепленного населения необходимо иметь поликлинику на (______х23)/1000=____ посещений в смену, а с учетом дополнительно закрепленного населения (______х23)/1000=____ посещений в смену.
На данном расстоянии от объектов строительства архитектурно-планировочной концепции располагается следующие детские поликлиники:
- Филиал №3 ГУЗ ГЦГДП по ул. Быховская, 108 в г.Гомеле;
Филиал №3 ГУЗ ГЦГДП по ул. Быховская, 108 в г.Гомеле: плановая мощность – 480 посещений в смену, расчетная(реальная) мощность – 472 посещений в смену, общая численность детского населения, обслуживаемая вышеуказанными поликлиниками, с учетом граждан, проживающих вне зоны обслуживания – 12354 человек.
Обеспечения перспективного населения планируемых многоэтажных домов № 1 и №2 амбулаторно-поликлиническими учреждениями будет нарушено в соответствии с п.7.4 ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки».
3. Обеспеченность местами хранения и стоянки автотранспорта
Согласно подп. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116 при проектировании территорий многоквартирной жилой застройки необходимо предусматривать автомобильные стоянки (паркинги, гаражи) для хранения легковых автомобилей, микроавтобусов и других транспортных средств, принадлежащих гражданам, причем их вместимость принимается по расчетному уровню автомобилизации на расчетный срок действия генерального плана населенного пункта и должна составлять 100 % численности расчетного парка автомобилей, принадлежащих гражданам.
Проектом предусматривается строительство жилых домов, включающих 120 квартир. Соответственно, из расчета 1 м/место на 1 квартиру необходимо предусмотреть размещение 120 м/мест. Согласно Примечанию к представленной на обсуждение архитектурно-планировочной концепции объекта, количество м/мест для придомовой и дворовой территории домов №1, №2, и №3 составляет 27, 25 и 20 соответственно или всего 72 м/места. Также в Перечне предусмотрено количество парковок и автомобильных стоянок для хранения автомобилей составляет 50 м/мест, которые неизвестно где и как выделить. При этом на архитектурно-планировочной концепции не учтено, что на данный момент парковок и автомобильных стоянок не хватает уже для существующих жилых домов. Так, например, для дома №14 по ул.Жукова не предусмотрены парковочные места. При наличии 90 квартир, необходимо как минимум 22 м/места (согласно п. 11.6.6 ТКП 45-3.01-116). Также, отсутствуют парковки для дома №20 по ул.Жукова, и не хватает мест для парковок дома №10 по ул.Жукова. Это приведет к тому, что часть парковочных мест, предусмотренных для объектов №1, №2 и №3 будет использоваться жителями близлежащих домов.
Для выполнения подп. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116 необходимо выделить как минимум 120 м/мест для размещения на территории квартала с учетом местам хранения и стоянки автотранспорта. При наличии 72 парковочных мест остается разместить 48 автомобилей на уже существующих стоянка и парковках. Были ли произведены расчеты, где конкретно будут выделены места для хранения такого количества автомобилей? Учитывая, что уже для существующей застройки количество м/мест не хватает, а также, что расстояние должно быть пределах 800 м для нового строительства (согласно п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116-2008 (изм. 2), таблица 11.4).
Таким образом, парковки, представленные на архитектурно-планировочной концепции, соответствует нормативам только в рамках самой архитектурно-планировочной концепции. В данном случае, при расчете парковочных мест необходимо учитывать реальное количество автомобилей не только для новых объектов, но и для уже существующих жилых домов.
4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм
Согласно ответу, полученному из ГУ «Гомельский городской центр гигиены и эпидемиологии», официальных обращений по выдаче заключений, содержащих сведения о возможности и условиях размещения многоэтажной жилой застройки на конкретном участке в районе ул.Жукова, в центр не поступало. Представители госнадзора в состав комиссии по общественному обсуждению планов, разрабатываемых на территории существующей жилой застройки, подлежащей реконструкции, не включались.
С учетом того, что в 27 м от предполагаемого места строительства дома №2 и №3 проходят линии электропередач (на эскизе обозначены как ЛЭП-35) необходимо учесть, что согласно п.36. СанНПиГН «Гигиенические требования к организации санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду» от 10.02.2011 № 11 «Для вновь проектируемых ВЛЭ, а также зданий и сооружений допускается принимать границы санитарных разрывов вдоль трассы ВЛЭ с горизонтальным расположением проводов и без средств снижения напряженности электрического и магнитного полей по обе стороны от нее на следующих расстояниях от проекции на землю крайних фазных проводов в направлении, перпендикулярном к ВЛЭ:
20 м – для ВЛЭ с напряжением 330 кВ;
30 м – для ВЛЭ с напряжением 500 кВ;
40 м – для ВЛЭ с напряжением 750 кВ;
55 м – для ВЛЭ с напряжением 1150 кВ.»
Будут ли учитываться данные нормы при проектировании домов?
5. Благоустройство придомовых территорий сохраняемых жилых домов
При строительстве новых объектов под жилые дома и парковки произойдет вырубка деревьев, кустарников. Что приведет к значительному уменьшению участков озеленения. Согласно п. 9.1.2 ТКП 45-3.01-116-2008 (Таблица 9.1) в крупных городах необходимо сохранить озелененные участки из расчета 10-11 кв.м./проживающего. Будет ли сохранен данный норматив при строительстве новых объектов?
При строительстве новых объектов на архитектурно-планировочной концепции не предусмотрено строительство детских игровых площадок, площадок для занятия спортом. Согласно п.14 Постановлению Министерства здравоохранения РБ от 20.08.2015 № 95 на территории, прилегающей к жилому дому (группе жилых домов) должны быть оборудованы детские игровые площадки, площадки для занятий спортом, хозяйственно-бытовой деятельности, установлены скамейки для отдыха в соответствии с ТНПА. При этом необходимо учесть, что в районе жилых домов №2,№10, №14,№20 по ул.Жукова (где и предполагается строительство новых объектов) отсутствуют полноценные детские игровые и спортивные площадки.
Учитывая изложенное, ТРЕБУЕМ:
1. Не рекомендовать к дальнейшей разработке и реализации представленную на общественное обсуждение концепцию объекта.
2. Разместить копию протокола, составленного на областном архитектурно-градостроительном совете по итогам общественного обсуждения объекта, на сайте Администрации Советского р-на г. Гомеля.
3. Предоставить следующую информацию, содержащуюся в указанном протоколе:
- количество рассмотренных письменных замечаний и предложений участников общественного обсуждения (из них «за» и «против» реализации архитектурно-планировочной концепции объекта строительства);
- выводы и предложения по результатам анализа письменных замечаний и предложений.
4. Благоустроить испрашиваемый под застройку участок (высадить кустарник и деревья, разбить клумбы).
Приложение на ___ листах:
Список _____ граждан, подписавших данное коллективное обращение.
«___»_____________2016 г. __________ (подпись заявителя)