ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМУ ПРОЕКТУ «ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН Г. МИНСКА (КОРРЕКТИРОВКА)»
Обоснование исключения возможности реконструкции квартала в границах ул. Богдановича-Коммунистическая-Куйбышева- Киселева с застройкой его территории многоэтажными жилыми домами
ОГЛАВЛЕНИЕ
Обоснование исключения возможности реконструкции квартала в границах ул. Богдановича-Коммунистическая-Куйбышева- Киселева с застройкой его территории многоэтажными жилыми домами 3
1. Стратегия развития общественных территорий г. Минска 3
2. Регламенты градостроительного проекта «Корректировка Генерального плана» для Квартала 3
3. Историко-культурное значение Квартала 5
4. Несогласие жителей квартала с планами размещения в квартале дополнительного жилья 5
5. Предложение об исключении размещения новых объектов жилой застройки в Квартале, и включении Квартала в «Направление 4 Развитие общественных территорий» Раздела III «Первоочередные градостроительные мероприятия по реализации Генерального плана г. Минска» 6
1. Стратегия развития общественных территорий г. Минска
Согласно Схемы функционального зонирования территории, входящей в состав градостроительного проекта «Генеральный план г. Минска (корректировка)» (далее – Корректировка Генерального плана), квартал в границах ул. Богдановича-Коммунистическая-Куйбышева- Киселева (далее – Квартал) расположен в пределах городского ядра и относится к территориям общественной зоны О1.
Согласно Регламента А Системы регламентов застройки общественных зон, зоны О1 – это «общественные зоны многофункциональной застройки городского центра с размещением объектов международного, национального и регионального (межселенного) значения».
Согласно п.1 Главы 7 «Стратегия развития общественных территорий» градостроительного проекта «Корректировка Генерального плана» функциональная зона О1 – это «общественная зона многофункциональной застройки с преимущественным размещением объектов международного, национального и регионального уровней».
Между тем, в п. 2.1.1 «Направление 2 Развитие жилых территорий» Раздела III «Первоочередные градостроительные мероприятия по реализации Генерального плана г. Минска» градостроительного проекта «Корректировка Генерального плана» запланирована «комплексная реконструкция жилых кварталов послевоенной застройки в районе улиц Богдановича-Коммунистическая-Куйбышева-Киселева».
2. Регламенты градостроительного проекта «Корректировка Генерального плана» для Квартала
Согласно п. 1 ч. II градостроительного проекта «Корректировка Генерального плана» нормативной базой развития городских территорий являются регламенты, при этом «Регламенты являются обязательными для исполнения всеми субъектами архитектурно-градостроительной деятельности и землепользования на территории г. Минска в границах перспективной городской черты».
Территория Квартала расположена в пределах планировочного ядра города и относится к общественной зоне типа О1 – общественные зоны многофункциональной застройки городского центра с размещением объектов международного, национального и регионального (межселенного) значения.
Согласно п. 2.1 Системы регламентов тип основного функционального назначения зоны устанавливается по территориально-преобладающему (более 50%) типу деятельности и характеру застройки. Соответственно, в общественной зоне должна преобладать общественная застройка.
Соотношение видов застройки и использования территорий общественных зон регламентирует п. 2.4.2.2 Системы регламентов. Так, отнесение территории к общественной зоне определенного типа устанавливается при условии наличия или размещения более 50% соответствующей «приоритетной» общественной застройки. При этом «объекты «возможного» размещения (по таблице 2.4.6) не должны превышать 40% территории зоны».
Согласно табл. 2.4.6 к «приоритетным» в зоне О1 относятся административно-деловые и туристические, торгово-бытовые, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные, научно-образовательные, лечебно-оздоровительные объекты строительства, а жилая застройка (в т.ч. и многоквартирные жилые дома) относится к «дополнительным» объектам строительства «возможного размещения» (В*), где * – «Только в составе общественных комплексов» (п. 7).
Удельные соотношения общественных и жилых функций в общественных зонах представлены в таблице 2.4.2 «Соотношение общественных и жилых территорий в общественных зонах». Так, для зоны О1 для территории объектов «основного» размещения в зоне доля территории с общественной застройкой должна составлять до 90%, а доля территории с жилой застройкой – до 20%.
Преимущественно квартал застроен 2-х этажными жилыми зданиями. Согласно п. 21 ст. 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь «жилой дом – капитальное строение (здание, сооружение), половину или более половины общей площади которого составляет площадь жилых помещений». Таким образом, указанная территория является кварталом с жилыми зданиями, а «общественные комплексы», в составе которых можно было бы возводить жилые здания, на указанной территории отсутствуют.
Таким образом, в настоящее время существующая застройка не соответствует требованиям п.п. 2.1 и 2.4.2.2 Системы регламентов.
Изменение существующей застройки через размещение многоэтажных жилых зданий (комплексов), ведет к еще большему несоответствию указанным требованиям (увеличение доли жилых территорий за счет уменьшения доли общественных территорий).
Согласно п. 3.4.2 Системы регламентов для случаев, когда существующая застройка имеет статус не соответствующей регламентам, приведение ее к нормативному соответствию осуществляется тремя основными путями, среди которых отсутствует путь размещения на территории таких объектов, которые еще больше увеличивают несоответствие застройки регламентам.
Очевидно, что при разработке градостроительных проектов планируемые изменения характера использования, размера и застройки участков необходимо осуществлять в направлении достижения градостроительных регламентов, установленных в Генеральном плане, а не в обратном направлении.
Почему квартал, который, согласно функциональному зонированию, относится к общественным территориям (О1), попал в раздел «Направление 2 Развитие жилых территорий»? И почему в связи с «государственными программами наращивания строительства» (неужели в г. Минске больше негде разместить жилые дома)?
Решение о строительстве жилья в зоне О1 противоречит и положениям Главы 7 «Стратегия развития общественных территорий» градостроительного проекта «Корректировка Генерального плана», где сказано:
«2.1.2. Осуществить приоритетное размещение ...уникальных многофункциональных архитектурных и градостроительных комплексов столичного уровня с формированием непрерывной системы общественных территорий;
2.1.5. Исключить размещение ...жилых домов;
2.1.8. Разрешать размещение объектов и комплексов нового строительства ...только при наличии в их составе не менее трех градоформирующих функций, обязательный перечень которых включает социокультурную функцию, выраженную в достижении уникального архитектурно-художественного образа сооружения».
Почему в Корректировке Генерального на Схеме первой очереди строительства до 2020 г. и схеме Размещение жилищного строительства до 2030 г., предусмотрено размещение в Квартале жилья?
3. Историко-культурное значение Квартала
Квартал имеет высокое историко-культурное значение для белорусской столицы, является его визитной карточкой послевоенного периода (1946-1949 гг).
Жители столицы считают Квартал уникальным и не согласны с планами его сноса, что подтверждается, в том числе, и количеством подписей к данному обращению.
4. Несогласие жителей квартала с планами размещения в квартале дополнительного жилья
Жители квартала категорически против его комплексной реконструкции со сносом объектов Квартала, и дальнейшим размещением там многоэтажного жилья.
Опыт проведения такой реконструкции в настоящее время по ул. Коммунистическая, д.24 показывает, что по факту был проведен снос существующего расселенного жилого здания с возведением на его месте нового.
Комплексная реконструкция, указанная в генплане, предполагает выселение жителей квартала с предоставлением иных жилых помещений в соответствии с действующим законодательством. Вместе с тем, многие жители Квартала, изначально приобретали жилые помещения по рыночной стоимости с учетом коэффициента месторасположения. Сложившаяся в Минске ситуация с дальнейшим расселением показывает, что коэффициент месторасположения, качества и комфортности предоставляемого взамен изымаемого жилья не учитываются и не компенсируются.
Таким образом, умышленно нарушаются гражданские права жителей и конституционное право на частную собственность и неприкосновенность жилища. Перед нами проектировщиками генплана поставлена реальная перспектива ухудшения жилищных условий и материального положения.
Также не принимается во внимание, что многие жильцы затратили значительные средства на благоустройство своих жилых помещений. Проектировщики не следуют Указу Президента РБ от 02 февраля 2009 года №58, нарушают закрепленные Конституцией принципы:
– (ст.21) на достойный уровень жизни;
– (ст.30) на выбор места жительства;
– (ст.44) на получение полной и своевременной компенсации;
– (ст.46) на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;
– (ст.4 на жилище
– ст.58 Конституции РБ которая гарантирует, что никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, либо к отказу от своих прав;
5. Предложение об исключении размещения новых объектов жилой застройки в Квартале, и включении Квартала в «Направление 4 Развитие общественных территорий» Раздела III «Первоочередные градостроительные мероприятия по реализации Генерального плана г. Минска»
На основании вышеизложенного, руководствуясь защитой прав и законных интересов граждан Республики Беларусь, а так же в целях приведения частей (положений) градостроительного проекта «Корректировка Генерального плана» к его внутренним регламентам и нормам действующего законодательства, ПРЕДЛАГАЕМ:
1. В соответствии с положениями «Стратегия развития общественных территорий г. Минска», с функциональным зонированием и регламентами плана, с учётом градостроительной и социальной ситуации вокруг квартала, предусмотреть реконструкцию Квартала с сохранением его исторического облика и жизненного уклада, в том числе – жилой функции.
2. Исключить возможность размещения новых объектов жилой застройки (в том числе в составе общественных комплексов) в Квартале (в том числе убрать из градостроительного проекта «Корректировка Генерального плана» строку «комплексная реконструкция жилых кварталов послевоенной застройки в районе улиц Богдановича-Коммунистическая-Куйбышева-Киселева» из п 2.1.1 «Направление 2 Развитие жилых территорий» главы 17 «Планируемые мероприятия» Раздела III «Первоочередные градостроительные мероприятия по реализации Генерального плана г. Минска»), а так же исключить Квартал из Схемы первой очереди строительства до 2020 г. и схемы Размещение жилищного строительства до 2030 г.