Краткий FAQ по вопросам уплотнения
Читаем сначала до конца, затем – с конца и до начала. Затем много думаем. Читаем еще раз и много думаем. (с) RET_FRAN
(эпиграф)
Обсуждение ПДП, градостроительных и иных НПА в связи с уплотнением квартала «Сельхозпосёлок» (48 улиц).
FAQ для интересующихся тематикой уплотнения и судьбы СХП. Предложения-замечания обсуждаем, затем мне в личку – и я выношу их сюда.
Последнее обновление 14:12 05.12.2015
СНОС ЧАСТНОГО СЕКТОРА – ЭТО НЕ ТИПОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ.
0. ИГРА В ПРОТИВУПЛОТНЕНИЕ, ОНА ДЛЯ КОГО?
В СХП будут победители : кто умом, кто упёртостью, кто деньгами - попротаскивают свои владения для сохранения в соответствующие подзоны, выделяемые в ПДП.
А для любителей лёгких путей и слабаков напомню фразу из х/ф "Особенности национальной" охоты, по поводу коровы, которую хотели метнуть из бобмболюка самолёта: "Жить захочешь - не так раскорячишься".
Так что игра в противуплотнение для тех, кто готов и сумеет вот так раскорячиться.
[Итог: Весь смысл затеваемой кутерьмы - поупираться, и "протащить" свою недвижку в ПДП под сохранение. Иные - пусть пакуют чемоданы и становятся в очередь в горисполком на компенсацию и отселение.]
Работа с нормативно-правовыми актами (НПА).
Не должен нормальный человек знать все тома НПА, чтобы общаться с чиновниками.
Знать их, а главное выности решения и работать В СООТВЕТСТВИИ С НПА – обязанность сотрудников госаппарата. За это им и плятят.
«Ответы всевозможных инстанций намеренно забиваются полотнами бесполезной информации , что по форме и сути является имитацией и издёвкой над обратившимися . Как может пожилой человек или сельский труженик, что никогда в глаза не видел и не увидит всех этих многостраничных «законов», «декретов», «постановлений», «инструкций», ссылками на которые пересыпаны и пестрят ответы чиновников, знать их нюансы, или хотя бы понять суть и область действия? (ведь их составляют и используют хорошо подготовленные, специализирующиеся на государственном праве юристы). Все это делается с одной лишь целью: запутать человека, отбить у него желание обращаться к чиновникам; ответы же должны даваться человеческим языком, однозначно, кратко и по существу.
...Что первым делом делает госслужащий на поступивший вызов? Пишет и просителю и начальству отписку, что «всё в порядке». Ибо, следуя широко распространившейся нынче логике: любой запрос следует отклонить, и «на бумажку – дать бумажку».
При «стоящем» госаппарате – т.е. когда функционирование в том числе многочисленных контролирующих органов носят имитационный характер, приходится самим изучать НПА, чтобы заставлять эти органы реагировать на обращения граждан в соответствии с НПА, в том числе жалуясь на работу их сотрудников в иные органы власти (в том числе суды).
1. РОЛЬ ПДП В СУДЬБЕ УПЛОТНЯЕМОГО УЧАСТКА
Что такое ПДП?
ПДП – форма градостроительной документации, которая определяет какие изменения будут (не будут) произведены в переделах некоторого участка земли (в т.ч. что на нём будет снесено и что – построено).
ул. Советская 19, г. Минск
тел.: +375 17 2008984
ФИО (полностью)
АДРЕС
ТЕЛ
ЗАЯВЛЕНИЕ
Я являюсь жителем (владельцем) жилого дома, расположенного по ул. АДРЕС.
Как сообщила начальник отдела градостроительного планирования Комитета архитектуры и градостроительства И. Лавринович агентству «Минск-Новости»: «Поскольку рост площади Минска ограничен, дальнейшее развитие города будет проходить на сформированных территориях – определённые участки подлежат трансформации, там возможны снос зданий с последующим новым строительством, смена функционального назначения существующих объектов и другие изменения.
Предположительно под снос подпадают участки усадебной и малоэтажной застройки, расположенные в центральной части города и вдоль основных проспектов и улиц. Это район проспекта Дзержинского (деревни Грушевка), улиц Орловской, Богдановича, Жуковского – Аэродромной, Алибегова – Брыля, Кижеватова, пр. Партизанского – ул. Судмалиса, ул. Кошевого – Клумова, Одесской – Челюскинцев, Серова, Кольцова – Широкой, Тимирязева – Грибоедова, Маяковского – Полесской, деревни Сухарево» (http://greenbelarus.info/articles/22-04-2015/minsk-gotovitsya-k-r ... territoriy).
Очевидно, что вопрос о том, планируется ли реконструкция территории, где я проживаю (находится моё недвижимое имущество), затрагивает мои права и законные интересы.
Параметры реконструкции территории определяются градостроительной документацией. В данном случае – планом детального планирования (далее – ПДП).
Заказчиком (владельцем) ПДП в данном случае выступает Минский горисполком в лице Комитет архитектуры и градостроительства горисполкома.
В связи с этим прошу:
1. сообщить разработан (разрабатывается) ли для территории, где я проживаю ПДП?
2. если ПДП разработан (разрабатывается) указать его наименование и предоставить мне право с ним ознакомиться.
Согласно п.1. Статьи 18. Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц», письменные ответы должны «содержать конкретные формулировки, опровергающие или подтверждающие доводы заявителей».
Прошу ответить на указанные вопросы кратко и однозначно
ДАТА
ПОДПИСЬ
Термином «Общественное обсуждение» называется процедура, позволяющая внести нужные Вам изменения в некоторые виды градостроительной документации, в т.ч. в ПДП (например, вынести в сохраняемую зону Ваш дом).
Чтобы «замечания и предложения» были внесены в данный документ, они
а) должны отвечать действующему законодательству (втч. ТНПА)
б) должны быть обоснованы соответствующим образом
Пример:
А) предложение: «в нашем дворе не хватает скамеек и освещения, просим разобраться с этим вопросом» будет отклонено, а Вам ответят: «степень освещения двора и его благоустройство рассчитано в соответствии с законодательством»
Б) предложение, оформленное в следующей манере:
Согласно требований Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию жилых домов», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.08.2009 № 95 (далее – СанПиН № 95):
п. 9 СанПиНа № 95 предусматривает, что освещение должна иметь «Территория, прилегающая к жилому дому», Фасадные светильники в принципе не могут обеспечить выполнение данного требования, т.к. освещают лишь небольшую территорию под ними, а не всю «территорию, прилегающую к жилому дому». Для выполнения данного требования необходимо размещение светильников на всей прилегающей к жилым домам территории, включая детские игровые, физкультурные и хозяйственно-бытовые площадки (площадки для контейнеров твердых бытовых отходов).
п. 9 СанПиНа № 95 гласит «При входе в жилые дома должны быть установлены урны для мусора, скамейки».
Требования СанПиНа № 95 распространяются не только на «проектируемые, строящиеся, реконструируемые», но и на «эксплуатируемые многоквартирные жилые дома» (п. 2 СанПиНа № 95) и «обязательны для соблюдения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями» (п. 3 СанПиНа № 95). Соответственно, соблюдение требований СанПиНа № 95 обязательны и в отношении придомовых территорий указанных в обращении жилых домов.
Прошу привести ПДП в соответствие с указанными требованиями СанПиНа № 95.
В данном случае обосновать чиновникам отказ внести в ПДП Ваши замечания и предложения будет куда сложнее (ибо чиновники обязаны разрабатывать документы в соответствие с нормами действующего законодательства и устранять найденные нарушения).
Нет действующего ПДП - нет сноса
1.1. Надо разобраться, что такое ПДП, какие именно ПДП утверждены на территорию Сельхозпоселка (вроде бы их 5 штук), когда именно утверждены ПДП (это имеет принципиальное значение).
1.2. Вот тут ( http://forum.onliner.by/viewtopic.php?t=15691943&start=80#p82746491 ) приведен практически готовый текст обращения в Минприроды по вопросу реализации ПДП, на основе которых происходит снос объектов недвижимости для государственных нужд по Указу № 58.
1.3 Нет действующего ПДП (включая действующие заключения 2 госэкспертиз ПДП) - нет сноса. Без действующего ПДП сноса для госнужд не будет. Такое не практикуется.
1.4. ПДП и их корректировки подлежат общественному обсуждению, результат которого зависит от аборигенов.
Реализация ПДП и роль застройщика
1.5. Для г.Минска разработано и утверждено много ПДП, предусматривающих снос, но их реализация - это другой вопрос. ПДП есть, а его реализации - нет.
Это не говоря уже про территории, на которых нет ПДП - там и сноса для госнужд нет.
1.6. Компенсацией занимается застройщик. Т.о. судьба сноса зависит от отношений «сносимый – застройщик».
1.7 «Invictus_poem: Выискивать недоделки в ПДП зоны Жм, это как говорить застройщикам: “Я вижу, что нас снесут и застроят бетонными джунглями. Так вы, ребята, уж застройте без нарушений».
Без нарушений - нет экономической выгоды. Например, имеется 10 га частного сектора. Что будет построено на 10 га - 200 000 кв.м. жилья или 300 000 жилья - большая разница с учетом одинаковой суммы компенсации за снос в обоих случаях
"Протаскивание" имущества в сохраняемую зону через коррекцию ПДП
1.8 Касаемо зоны Жм. Регламенты генплана не запрещают оставлять в зонах Жм усадебную застройку но в случаях "если она располагается в подзонах, установленных градостроительной документацией детального планирования" т.е. ПДП. А ПДП аборигены имеют право и могут изменять через процедуру ОО.
1.9 Аборигенам следует разобраться с регламетами генплана.
Регламенты генплана качать здесь
http://minsk.gov.by/share/2010/04/08/data/20100520.generalplan.rules.pdf
Генплан здесь
http://minsk.gov.by/share/2010/04/08/genplan.short.shtml
[Итог: «отбивать» застройку можно и нужно на этапе ПДП. выискивая нарушения. В том числе потому, что «Без нарушений - нет экономической выгоды».
Далее, внутри функциональной зоны могут быть ПОДЗОНЫ. Т.о. в зоне Жм, согласно оценке через регламенты генплана могут быть и участки Жсп, П итд.
Т.о. «выживут» те участки (фрагменты) СХП, где аборигены смогут «упереться» и не дать «отжать» своё имущество.]
2. НАЧАТЬ НАДО С ПОЛУЧЕНИЯ ОФИЦИАЛЬНОГО ОТВЕТА ОТ ЧИНОВНИКОВ НА ПОСТАВЛЕННЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ У СЕЛЬХОЗПОСЕЛКА НЕ ОДНА СУДЬБА НА ВСЕХ, А ДВЕ РАЗНЫЕ?
2.1. Вся ли территория Сельхозпоселка отнесена к зоне 49Жм? Разберитесь с этим. Схема функционального зонирования г.Минска
2.2. Если вся территория Сельхозпоселка отнесена к зоне 49Жм, то почему до 2030 г. не предусматривается снос всего частного сектора на всей территории Сельхозпоселка?
2.3. Если территория Сельхозпоселка отнесена к зоне 49Жм Генеральным планом г.Минска, то причем тут ПДП вообще?
2.4. В ответе упоминается "Сельхозпоселок" без разделения его на части. Почему у Сельхозпоселка не одна судьба на всех, а две разные? Попробуйте ответить на этот вопрос. Не получится самим - спросите у чиновников.
2.5. Письменный ответ уже дан
http://forum.onliner.by/viewtopic.php?t=15691943&start=60#p82576520
Обращаю особое внимание, что в ответе нет разделения Сельхозпоселка на разные функциональные зоны и приводится обоснование нецелесообразности сохранения усадебной застройки в Сельхозпоселке (а не только в его части).
Самое прямое - если их сносить нецелесообразно, то почему вас - целесообразно?
2.5. Вся реконструкция Сельхозпоселка «завязана» на сроках строительства метро. В 2020 г. возмутся за зону Жсп по такому же алгоритму.
[Итог: «Самое прямое - если их сносить нецелесообразно, то почему вас - целесообразно?». Т.о. сносить будут всех. Просто одной части СХП сказали это теперь, а второй, чтобы не «баламутить народ» – не говорят.]
3.СБОРЩИКАМ ПОДПИСЕЙ ПОД ЛОЗУНГАМИ
3.1. п. 14 положения об ОО «Замечания и (или) предложения участников общественного обсуждения, не соответствующие требованиям нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, не могут служить основанием для внесения изменений и (или) дополнений в проект».
[Итог: количество подписей под лозунгами с точки зрения законодательства не значит ничего вообще. Деятельность (решения, действия) чиновников регламентируется ТОЛЬКО законодательством.]
3.2 Конституция Республики Беларусь 1994 года. «Статья 7. В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права.Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства». Про "беседы", "встречи чиновников с населением", "заявления", "мнения" и т.п. в Конституции почему-то не упоминается.
[Итог: всё что не изложено в решениях на бумаге – с точки зрения законодательства не значит ничего вообще.]
4. ПО КОРРЕКТИРОВКЕ ГЕНПЛАНА
4.1. Зона 49жм - уже существует в действующем генплане, она появилась там в 2010 г. (если не ранее). Аргументы по недопущению ее появления озвучивались в 2009 г. в процессе общественного обсуждения корректировки генерального плана в 2009 г. и никакого результата не принесли. Очевидно, что эти же аргументы дадут тот же результат и в 2015 г. Нужны иные аргументы. Читаем ответ горисполкома - там все разжевано на тему "Почему сохранение Сельхозпоселка нецелесообразно".
4.2. Если вы опровергнете аргументы в ответе горисполкома по нецелесообразности сохранения Сельхозпоселка - другое дело. Лично я бы с такой задачей не справился.
4.3. В 2015 планируется очередная корректировка Генерального плана Минска, а не зоны 49жм. Да, в рамках этой корректировки можно поменять назначение любой зоны. Например, Жм на Жсм. Кстати, обратите внимание, что Сельхозпоселок охватывает не две зоны (Жм и Жсп), а три зоны, в т.ч .и Жсм вдоль Богдановича.
Но для изменения функционального назначения зоны нужны аргументы [т.е. такие подкреплённые НПА предложения и замечания, которые НЕ ИМЕЮТ ПРАВО не утвердить чиновники]. Изменение на Жм было осуществлено в 2010 г. (или ранее) и для возврата назад должны измениться обстоятельства либо законодательство. А это - аргументы, а не простое "пожелание".
[Итог: те замечания и предложения, от которых в соответствии с законом не смогут «отвертеться» чиновники – будут внесены в генплан. Остальные – с точки зрения законодательства не значит ничего вообще.]
5. ДЛЯ СИНТЕЗА И РАЗМЫШЛЕНИЙ
5.1 Зонирование СХП
Вся ли территория Сельхозпоселка отнесена к зоне 49Жм?
Нет, не вся.
В Сельхозпосёлке есть как:
Жм - Зона Жилой многоквартирной застройки,
так и Жсм - Зона Жилой и смешанной застройки,
так и Жсп - Зона Жилой пространственно-смешанной (многоквартирного и усадебного типов)
5.2 Отбитие застройки через работу с ПДП, НПА и «инвесторами»
Подробности Аукционы по земле в Минске для многоквартирных домов ( http://forum.onliner.by/viewtopic.php?t=8770055 )
Рекомендую эту тему для внимательного изучения аборигенами. Читаем сначала до конца, затем - с конца и до начала. Затем много думаем.
5.3 Отбитие застройки через изучение НПА в сфере охраны природной среды
1. Закон Республики Беларусь от 24.06.1999 N 271-З (ред. от 04.01.2014, с изм. от 30.12.2014) "О питьевом водоснабжении"
2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1999 N 2001 (ред. от 14.11.2008 ) "Об утверждении Положения о государственном контроле и надзоре в области питьевого водоснабжения"
3. Санитарные правила и нормы "2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения. Санитарные правила и нормы СанПиН 10-113 РБ 99", утв. Постановление Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 06.01.1999 N 1 "О введении в действие санитарных правил и норм". Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 27 марта 2012 г. N 8/25124
6. КТО СМЕЛЫЙ? (ГРАФИК РАБОТ)
6.1 Кто за что отвечает, кто что делает, кто идёт за ПДП итд. Весь график работ здесь.
[Печальный итог: на сегодня никто ничего не делает]
6.2 Тактика и блокирование
Если выбрать КВАРТАЛ хороших домиков и блокироваться (т.е. жителям составить блок, совместно борющийся за судьбу такого участка), то они будут составлять более устойчивую конструкцию, способную противостоять уплотнению, чем коттедж-одиночка или хибарки. И их легче КВАРТАЛОМ протащить в ПДП на сохранение (в т.ч. обосновать необходимость сохранения).
Но это ТАКТИКА. Сначала следует составить и запустить работу инициативной группы, которая будет работать в указанном направлении.
Далее, добавлю такой вариант, который может понравиться многим.
Если будут те, кто готов на компенсацию и отселение, то можно пробовать обязать горисполком + застройщика резервировать и выдавать высвобождаемую так землю в качестве компенсации тем, кого обязательно будут сносить, но кто хочет остаться в СХП.
Но только это возможно только в том случае, если через ПДП будут «пробиты» участки для сохранения.
6.3 Типичные помехи: строптивость и невежество, лень
Сотоварищи из СХП никак не могут ПРИНЯТЬ, что
1. Снос происходит ТОЛЬКО как результат утверждённого и реализуемого ПДП.
У нас могут начать строить на свободном участке (без сноса) без ПДП. А вот со сносом - это другой вопрос. Для сноса для госнужд нужны основания (реализация ПДП, которого нет).
Решение горисполкома о предстоящем изъятии земельных участков может быть принято только в рамках РЕАЛИЗАЦИИ ПДП. И никак иначе.
2. Местные жители могут пробовать а) отклонить ПДП либо б) откорректировать ПДП так, чтобы инвестору его было невыгодно реализовывать. Для этого есть процедура ОО.
3. Чиновники не понимают нормальный человеческий язык, а понимают лишь язык НПА.
4. Наскоком ничего решить не получится. Что процесс отстаивания СХП предстоит долгий и нудный - 5-10 лет. И к этому следует готовиться. Ленивые и нестойкие в изматывающей борьбе с чиновниками территории СХП пойдут под нож уплотнения первыми.
Без этого понимания двигаться дальше бессмысленно.
6.4 Методы привлечения и оповещение стандартные: Раздача жителям Сельхозпосёлка объявлений примерно такого содержания
ОБЪЯВЛЕНИЕ
Информация о застройке квартала размещена в сети Интернет на сайте http://www.onliner.by Форум → Недвижимость → Недвижимость, строительство. Общие вопросы. Законодательство → Обсуждение ПДП и НПА в связи с уплотнением «Сельхозпосёлка»