Вернулась из тура "Польский полонез".
Автобус. Старый добитый Неоплан. Что он добитый, стало понятно в самом начале, как только его завели. Такого едкого выхлопа не встречала уже давно, максимум у каких-то древних корчей.
Автобус ломался, как минимум, дважды. Сначала меняли стартер, если я правильно услышала, потом "заряжали" аккумулятор. Один раз вообще прямо на ходу все обрубилось - от зажигания до телека. Автобус просто заглох.
Так же его 3 раза останавливали, но сложно сказать, с какой целью. Если считать, что так меняли "шайбу" в пути, то делали это странно. Сколько раз я ездила с другими турфирмами, всегда их меняли на стоянках, а не так - стали посреди дороги на аварийке и копошатся. При этом, судя по поведению водителей, поломки для них не были неожиданностью, т.е. турфирма изначально знала, в каком состоянии отправляет автобус в поездку!
Внутри аналогичная ситуация. Начиная с кондиционера, который практически не работал, это при том, что на улице было максимум + 18. Что бы было, если бы мы поехали летом?. Но зато "от души" работала печка, потому что сопровождающая мерзла (одеваться теплее не пробовала, нет?), было просто не продохнуть.
Заканчивая звуком. То, что 80% сопровождающих с водителями слушают какую-то херотень аля шансон или попса и крутят тупые российские сериалы - это уже не новость. Но обычно у себя над сиденьем можно хотя бы отключить звук.
Но в данном автобусе такой функции нет в принципе. Да еще и звук скачет, то ничего не слышно, то потом как бааааа-бахнет, аж подпрыгиваешь!
Ну, а довершала все музыка, которую водилы включали не только себе, но и всему салону. Причем, эти "умники" переплюнули всех, кто мне встречался раньше! В этот раз у них был один диск с песнями (штук 30-40), который крутился по кругу. Таким образом, песни «Белые розы» Ласкового мая, "Фаина-файна" На-На, "18 мне уже" Руки Вверх, "Розовые розы" Веселых ребят и прочую фигню времен Руки Вверх (которую в 2000х крутили на дискотеках) я слышала раз ДВАДЦАТЬ! Я думала меня начнет тошнить буквально.
Нет, я совершенно не против нормальной попсы, с нормальными текстами, даже в 80-90х были такие песни! Но нет, вся сборка состояла исключительно из подобного треша!
Водители не «приучены» помогать доставать багаж из багажника. Иногда они пытались это сделать, но или «особым» пассажиркам, или так вальяжно потягивались после выхода из автобуса или болтали, что если ждать, пока «соизволят», то неизвестно, сколько времени пройдет?
Сама сопровождающая Олеся – человек, быстро выходящий из себя.
Норма – дождаться всех и сообщить информацию, что-где-как. Но нет, она сначала это скажет группе дошедших, а когда дойдут остальные (люди ходят с разной скоростью, есть и пожилые, кто ходит медленно) и начинают задавать те же вопросы, она злится, что приходится повторять, цедит сквозь зубы. Не грубит, но видно, что злится. И кто виноват? Нельзя всех подождать?
Где остановиться на сан.остановку – четкой позиции нет вообще, едут, сидят/рассуждают, сюда заезжать или не сюда. Сообщение о том, что сан.остановка будет – происходит уже, когда остановились: «У вас 15 минут». И не важно, что кто-то спит, кто-то разделся/разулся, пока будет себя «в кучу» собирать, время пройдет уже.
По организации сан.остановок и питания были расхождения.
В норме (что подтверждается многими поездками) группу после экскурсий централизовано везут в туалет, выезжая за город и делая остановку, где-то через полчаса.
Потому что другие турфирмы (или сопровождающие) понимали, что люди много ходили, потом, вероятнее всего, перед длительной дорогой поели, попили и через некоторое время «природная нужда» даст о себе знать. Но нашей сопровождающей это было непонятно, судя по поведению, ибо просьба остановиться воспринималась с возмущением, "надо было сходить после экскурсии".
А в чем расхождения? В том, что сопровождающая говорит: «Хорошо, через час остановимся», а останавливается через 3 часа или уже на месте по приезду.
Нет четкой организации/объяснения, куда и как мы заезжаем? Я привыкла, что гид объясняет – там-то и там-то можно поесть. Там-то нельзя, но есть магазин, зайдите, купите еды. Пару раз подобные сообщения были, но, например, в Ченстохова этого не было. «Обещанный» ресторан днем на экскурсии был закрыт, как и магазин, а больше мы нигде не останавливались. Едем в отель, и выясняется, что когда приедем, единственный магазинчик рядом с отелем будет давно закрыт (и это сопровождающая выясняет по ходу дела в гугле). И то - делает это, потому что спросили.
Пакеты для мусора? Не, не слышал. Один раздали после пересечения границы и тот «подчистили» после выхода из автобуса, хотя был полупустой, а новый не выдали.
А как мы ехали "весело". Когда водители несколько раз пропускали повороты и задом на аварийке «возвращались» обратно (я умолчу, что это вообще запрещено), я частично закрывала глаза, потому что Польша до сих пор – в «руинах» (постоянные ремонты дорог, расширение, стройка развязок), карты не успевают перестраиваться, да и не каждый сходу поймет, где правильно свернуть.
Но когда водилы не могли найти одну из парковок в Ченстохова, где (судя по их разговорам) они уже бывали, я реально охреневала от ситуации. Еще думала: «вы что, без навигатора в чужую страну поперлись с такой плохой ориентацией на местности?»
Но еще "веселее" стало, когда я заметила стационарный навигатор у водителя и доп. навигатор в телефоне у сопровождающей, а они при этом в потемках искали отель под Варшавой (из-за чего вместо запланированного часа ночи мы в номер вошли в 2 часа ночи!). Ну, вот КАК можно искать так долго отель, имея 2 навигатора и бывая в отеле раньше??? Нельзя было забить «точку»? Или у них карты 5-летней давности?
Не менее фееричен был путь, когда на Минск они почему-то поперлись не по прямой трассе М1 (предыдущая остановка в Барановичах, конечная в Минске), а через Дзержинск. Якобы так ближе.
Гугл-карта говорит, что расстояние совершенно одинаковое (145 км)
И если по М1 можно ехать 100 км/ч, то по тем «проселочным» дорогам мы ехали 40-50 км/ч.
Это ближе? Удобнее? Или решили сэкономить на платной дороге?
Неправильно, имхо, сделан тур. В Мальборк мы приехали в потемках, зАмок не освещен, снаружи почти ничего не видно (а смотреть там есть что!). Гид признал, что экскурсия сокращена на 50%, днем бы больше видели/слушали, да и выставочные залы/музеи были бы открыты.
Потом нам поменяли «день шопинга», сделав его в Гданьске, а не в Варшаве. Причем с утра, а не вечером, когда можно хоть до ночи ходить Из-за этого мы позже выехали на экскурсии.
У нас были в планах Олива, Сопот и Гданьск (старая часть города) в один день. Это был план именно турфирмы (ибо местный гид была удивлена, что в программе есть Сопот). И если в Оливу стоило заехать ради органного концерта и шикарного органа, то в Сопот ехать не было никакого смысла. Ибо мы много ходили по парку, слушали рассказы о том, что это город-курорт с санаториями.
Было интересно, НО из-за этого в Гданьск мы приехали опять в сумерках, а там старая часть города вся в кирпичных строениях средневековых лет, там гулять и гулять надо часами! А темнеет мгновенно. Вот ЗАЧЕМ нам был этот Сопот, ЧТО в нем было эдакого, чтобы «жертвовать» Гданьском???
По гидам в городах:
Соляная шахта «Величка». Гид рассказывала интересно, если бы не одно «но»: в стоимость экскурсии входили наушники для прослушивания материала, которые выдаются в спец.окне. Гид не стала ждать эти наушники, потому что «у нас группа маленькая, все всё услышат, зачем нам наушники?». Да, группа действительно маленькая (20 человек). НО во-1х, там множество лестниц и не очень широких проемов, где люди идут гуськом. Во-вторых, она дожидалась примерно половину и начинала рассказ. Когда подходили остальные, уже слышали только окончание. Если бы наушники были у каждого, такой ситуации не возникло бы в принципе, все всё слышали бы из любой точки!
К тому же, лично мне не были понятны «обещалки» по поводу лестниц. Перед экскурсией нам было сказано, что нужно спуститься в саму шахту по ступеням – 52 пролета по 7 ступеней каждый. Да, это не легко (особенно для людей с больными ногами или пожилых), но потерпеть можно. Потом, мол, все будет ОК. Вот только оказалось, что внутри хватает лестниц тоже. Мне кажется, что ступеней 60-70 мы еще и там прошли. Лично я не понимаю, зачем такие «обещалки». Ты настраиваешься на первый «рывок», потом, его преодолевая, расслабляешься, а оказывается, что там по лестницам еще ходить и ходить.
Гид в Ченстохова. Поскольку там костел и монастырь при нем, светским гидам запрещено проводить экскурсии, поэтому их проводят непосредственно монахини. Нас предупредили, мол, будьте снисходительны, ибо это их «добровольная миссия» проводить экскурсии и все рассказывать, и они не учили русский язык, поэтому, возможно, будет сложно воспринимать коверканные слова. Так и вышло, монахиня очень много слов коверкала, часто пыталась буквально перевести польское слово на русский манер, запиналась. И, может быть, я и закрыла бы на это глаза, если бы не одно «но»: когда мы вошли в музей, там проводила экскурсию другая монахиня другой группе на идеальнейшем английском, без запинки. Я, конечно, не знаю язык так, чтобы судить в целом, поэтому за точное построение конструкций не отвечаю, но из того, что я слышала, ни одного слова не было сказано неправильно с точки зрения самого слова в его исходном виде. А у нас было черти что. И это при том, что русский и польский – очень схожи и заучить текст для экскурсии значительно легче, чем на совершенно «чужом» языке».
Гиды по Кракову и Казимежу, гид по по Оливе, Сопоту, Гданьску, как и гид по Варшаве - все отлично, у каждого своя изюминка. Никаких претензий к ним нет вообще.
Хотя опять же – если кто-то медленно ходит или отошел сделать фото, то уже ничегошеньки не услышит, т.к. никаких наушников предусмотрено не было ни на одной экскурсии, у некоторых были микрофоны с внешним динамиком. но их все равно заглушали внешние звуки.
Гид в Мальборке – высокий статный мужчина. Судя по «волнениям» среди женщин, он произвел сильное впечатление))) Был одет типа в одежду Тевтонского ордена. Все условно, но для обывателя вполне антуражно. Очень красивый мягкий тембр и чеканная речь (не крикливая) - редкость и потому «на вес золота», приятно слушать.
Что интересно, обычно после каждого путешествия выдаются анкеты, где люди описывают свои впечатления. Но тут анкет не было. Это удивило, но мы подумали, может, в самой турфирме это не предусмотрено.
Однако, на странице в соц.сети у сопровождающей буквально накануне поездки выложено фото идеального отзыва:
Значит, подобная штука в природе существует.
Уж не потому ли анкеты не стала раздавать, потому что люди начали возмущаться и ругаться по поводу сан.остановок и дошло до довольно сильного скандала?
В общем, поездочка вышла та еще.