АлексВл:
обязательно ночевка в гостинице. транспортная инспекция лютая и штрафы конские
Не всегда, объективности ради, ночёвка в гостинице.
Иногда чередуются ночной переезд - и ночёвка в гостинице.
Транспортная инспекция и штрафы актуальны, если нет длительного отдыха водителей (т.е. стоянки автобуса) - не меньше 9 часов. Но стоянка может быть как ночная (когда все в гостинице спят), - так и дневная (когда например вся группа 9 часов гуляет по Берлину, - а водители в этот момент ДНЁМ в ближайшей гостинице спят, чтобы ночью работать): это не возбраняется.
Иногда ночные переезды включают в программу намеренно, - и ценник тут нипричём (разница в цене между турами с ночными переездами и без оных - незначительна).
Причина банальна: километраж. Если, например, в одном туре планируется посмотреть Германию, Францию, Италию, Нидерланды и Австрию за 10 дней (бывают такие туры), - то, всё-таки, пробег составляет суммарно несколько тысяч километров. И если во все дни поездки спать в гостиницах, - то собственно проезжать эти тысячи километров придётся днём (а днём движение медленнее из-за большей загруженности дорог: в Европе - тоже), - и на посещение какой-нибудь Венеции транзитом у Вас будет три часа, а не 9: львиную долю времени тура Вы будете ехать в автобусе, а не гулять по городам.
А если ехать с редкими ночными переездами (1-2 за поездку обычно: не больше), - то времени в городах получается больше за счёт того что ночью Вы не спите в гостинице, а передвигаетесь - причём по пустым дорогам и быстро (и этот самый огромный километраж "съедается" этими переездами), - хотя, конечно, туры с ночёвками только в гостиницах - комфортнее. Обычно доступны в каталогах турфирм оба варианта: без ночных переездов, но с менее объёмной программой по городам, - либо с ночными переездами и бОльшим временем в городах. Цена почти одинаковая (отличается ну процентов на 10).
По крайней мере, из РФ до ковидлы/СВО было много туров с ночными переездами именно по этой причине. В Европе ничего против не имеют (перевозка людей ночью не запрещена) - если соблюдается режим труда и отдыха водителей (т.е. длительная стоянка на 9 часов раз в сутки, в любое время).
Сам я когда-то ездил в такие туры (с ночными переездами) - в Чехию и Германию, например, из РФ.
Сейчас, конечно, из РФ автобусных туров по Европе нет (никаких: ни с ночными переездами, ни без них) - но там причины отнюдь не в режиме труда и отдыха водителей. Там политика (Финляндия и страны Балтии запретили въезд россиянам, - а практически все туры были через них; иногда ещё через РБ - но тогда обычно старт был из Бреста, до которого поездом ехали, через Польшу, - но сейчас и Польша соответственно тоже туристов из РФ не пускает).