Megaloman,
Megaloman:
Но примите как данность - деньги решают сейчас многое, а если еще деньги + время, то автотранспорт отвоевывает рынок у железной дороги где только можно - будь то грузовые перевозки, будь то пассажирские.
Не приму как данность ))) - т.к. Вы частично правы, - но лишь частично.
Объясню на примере грузоперевозок...
Да, с одной стороны рынок автомобильных перевозок развивается сейчас во много раз бОльшими темпами, чем, например, в позднем СССР 30 лет назад, - и значительная часть повагонных отправок грузов (когда один заказчик отправляет не целый состав, как в маршрутных отправках, - а один вагон/контейнер) ушла на автотранспорт из-за его большей мобильности (доставка "до двери" ).
Не возят уже давно по железной дороге мебель, бытовую технику, домашние вещи (как раньше отправляли контейнеры с домашними вещами при квартирных переездах); снизились перевозки пищевых продуктов по жд, и т.д.
И небольшие объёмы груза (когда нужно перевезти до 20-30 тонн) стало выгоднее возить автотранспортом.
НО: в маршрутных отправках больших объёмов груза - железная дорога была и остаётся вне конкуренции.
Когда нужно перевезти 5 тысяч тонн (такого порядка объёмы) каменного угля/лесоматериалов/железной руды/минеральных удобрений/нефтепродуктов, - таки-до сих пор конкурентов по стоимости тонно-километра у железной дороги нет (если не считать морской и трубопроводный транспорт, который ещё дешевле по себестоимости в пересчёте на тонну груза, - но не везде есть море, - и не всё можно по трубопроводу перекачать)))).
Что касается пассажирских перевозок...
Опять же: да, жд-трафик снижается.
Но... Только сегмент ближнемагистральных перевозок забрали автобусы (как раз до 6-8 часов пути или до 500-600 км, о которых я и говорил); дальний же сегмент (больше 1500 км) - в первую очередь, забрала авиация. Да, она дороже, - но удобнее и практичнее.
Но средний сегмент (600-1500 км), - а также подвозные перевозки (от вокзала до ближайшего аэропорта: далеко не везде есть аэропорты магистральной авиации) - остались именно за железной дорогой.
Железнодорожный маршрут, например, Москва-СПб (650 км) - вне конкуренции. 27-35 ниток поездов в день (в зависимости от сезона и дня недели), - и трафик такой, что даже авиация перевозит меньше по этому коридору (про автобусы промолчу: они там есть, но "сквозной" трафик именно на весь маршрут - если не брать участки типа Питер-Великий Новгород или Москва-Тверь, - составляет мизерные 2-3% от всего потока в коридоре).
Ну и подвоз никуда не делся.
Если мне надо приехать в Комсомольск-на-Амуре из Москвы, - я лечу до Хабаровска, - но дальше еду поездом. Аналогично - если мне нужно приехать в какое-нибудь Верхотурье или Ивдель на Урале: это порядка 5-10 часов поездом от Екатеринбурга.
Есть и автобусы, конечно, - но... там железка подсуетилась (есть удобная недорогая сидячка и т.д.) - и также лидирует в этом регионе.
Есть, конечно, и в России автобусные маршруты типа Москва-Волгоград, Москва-Ростов или Питер-Симферополь, - но... поток на них, всё же, уступает авиа- и железнодорожному.
Приведу показательный... Просто вопиюще-показательный пример.
Вспомните "Единый билет" в Крым, действовавший в 2014-2019 годах (когда покупался жд-билет до Краснодара или Анапы, - а дальше пассажиры доставлялись автобусами в Севастополь/Симф/Евпаторию/Ялту/Судак)?
Так вот: за летний сезон в 2014-2019 годах в среднем перевозилось по "Единому билету" (в обоих направлениях) по 300 тысяч человек.
А в 2020 за летний сезон в Крым поездом перевезено 800 тысяч человек.
Почему же люди поехали в Крым по земле тогда, когда пошли ПРЯМЫЕ поезда в Симферополь/Севастополь/Евпаторию, - и плохо ездили, когда нужно было 8-12 часов в автобусе тащиться от поезда, - если люди так "любят" автобусы?
Судя по этой статистике - скорее, наоборот...