"Три года назад, в мае 2015-го, когда Крым еще только присоединили к России, а мост через Керченский пролив существовал лишь на бумаге, таксист, везший меня из аэропорта Анапы в порт «Кавказ», сказал: «Пока мост не построят, Крым у нас туристов не оттяпает». Таксиста звали Роман. К присоединению полуострова он относился, по собственному признанию, «как патриот, но с настороженностью»: опасался за свой бизнес по прокату водных лыж и по сдаче трех комнат в аренду в частном доме. Не зря опасался.
Спустя три года другой анапский таксист, назвавшийся Кириллом, на мой вопрос, как сезон, отвечает резко: «Очень средне. Все в этот Крым поперлись».
Кирилл объясняет предметно: «В прошлый сезон я людей из аэропорта забирал раз шестнадцать за день. А шестнадцать раз — это 5500 рублей. Минус бензин, минус амортизация [автомобиля]. Ну, тысячи три. Три! В сутки! В этом году я максимум десять раз ездил. Десять раз — это 3500. Вычесть расходы — останется полторы. Разницу чуешь?» А на вопрос, что делать, отвечает: «А ничего. Ждать. Это все разовое. Сейчас все по мосту поездят, посмотрят, что и как. И вернутся назад, к нам».
— Откуда такая уверенность?
— Cлышал, что там в Крыму сервис — полное г***.
— В Анапе лучше?
— Да, знаешь, лучше. Конечно, не Сочи. Но чтоб койко-место без кондиционера за тысячу сдавать — такого нет. Хотя… В этом Крыму, конечно, горы, дворцы там всякие. Черт знает. У нас такого нет. Если честно — нервирует.
Остановиться в Анапе решаю на пути в Крым. Но ничто не может так испортить летний отдых, как общение с разномастными контролерами и силовиками. На автовокзале Анапы казаки каждые 10 минут подходят к случайно выбранному человеку и проверяют у него документы. Понять, по какому принципу, невозможно: вот подходят к молодому парню, опрятно одетому, совершенно трезвому; вот спрашивают документы у ничем не приметной женщины лет сорока; а вот проходят мимо пузатого дядьки без футболки (впрочем, слава богу, хоть тут проходят).
Еще печальней ситуация на Крымском мосту. Когда весь автобус уже приготовил фотоаппараты, чтобы запечатлеть мост, сбоку вырос контрольно-пропускной пункт. Сотрудник ГИБДД взмахом жезла приказывает остановиться.
— Сейчас всем надо будет выйти из автобуса, — кричит водитель в салон. — С сумками и документами. Будет досмотр.
Нас выстраивают в очередь к металлоискателю. Сначала надо пройти его без багажа, затем показать содержимое сумок представителю ведомственной охраны минтранса и уж потом можно вернуться в автобус. Выйдя из зоны досмотра, достаю фотоаппарат, но меня тут же останавливает усатый мужик в камуфляже: «Нельзя».
Как выяснилось, пункты досмотра на мосту установили еще в июне. Начальник службы автомобильных дорог Крыма Никита Гаранин говорил об этом даже с гордостью: «У нас круглосуточно дежурят 23 сотрудника, присутствует группа быстрого реагирования, которая периодически патрулирует зону транспортной безопасности. Также находятся сотрудники ГИБДД для регулирования транспортных потоков и транспортная полиция, в том числе в составе кинологической службы. При необходимости досмотру подвергаются не только автомобиль, но и личные вещи пассажиров».
Легковушки на мосту почти не тормозят. Зато автобусы останавливают в обязательном порядке.
Еще при проектировании Крымского моста стало понятно, что Керчь от основного турпотока отрежут: с моста в город нет ни одного съезда, дорога от него выходит на трассу «Таврида» в 9 километрах от Керчи. Но часть туристов все-таки разворачивается на трассе, чтобы посмотреть город.
— Пробудем здесь два дня, — рассказывает мне приехавший из Волгограда строитель Виктор. — Посмотрим [древние городища] Пантикапей и Нимфей, съездим в Аджимушкайские каменоломни. Потом в Алушту.
Керченский турист — особенный. По центру города почти не гуляет. Едет подальше — к историческим достопримечательностям. И, как ни странно, на пляж. Керчь — не пляжный город, хоть и стоит сразу на двух морях: Азовском и Черном. Большую часть его акватории занимают порт и судоремонтные заводы. Главный пляж находится в 30 минутах езды на автобусе от центра. И людей здесь не намного меньше, чем в Анапе.
— Большинство отдыхающих все-таки местные, — говорит продавщица мороженого. — Но и туристов заметно прибавилось. Раньше-то их вовсе не было. Выручку, которую я делала в прошлом году за все лето, в этом году сделаю к концу июля, если так пойдет. Конечно, это не полноценный сезон, как в Ялте или Евпатории, но для нас — очень неплохо.
С прибытием туристов Керчь также приобрела черты курорта: местные на автовокзале вооружились табличками «Сдам жилье», в гостиницах, которых здесь пока еще немного, пустуют последние номера, а продавцы кваса предлагают за 100 рублей рассказать историю города.
В гостинице знакомлюсь с семьей из Челябинска. Они в Крыму первый раз, до этого ездили только на Кубань. Тезис о том, что Крым — курорт одноразовый, не подтверждают.
— Здесь действительно дороже отдыхать, чем в Анапе. В Анапу мы могли поехать на неделю за 60 000 (на троих. — И. Ж.), здесь бюджет — 85 000, — рассказывает глава семьи. — Но все-таки в Краснодарском крае нет чего-то такого… Крым — сакральное место. Мы его сколько в фильмах видели… В этом году были в Феодосии и Коктебеле. В следующем — хотим в Ялту и Алушту.
Пробки по прибытии в Крым после открытия моста прогнозировали все: журналисты, туроператоры и даже некоторые чиновники. И не обманули. От Керчи до Феодосии едем три с половиной часа вместо обычных полутора.
— Каждый день такая [фигня], — говорит водитель автобуса. — Без пробок уехать можно только ночью и в те дни, когда на переправе шторм.
— При чем здесь переправа? — спрашиваю.
— Большегрузы пока по мосту не пускают. Когда нет большегрузов — все едет. Но в следующем году уже пробок не будет: сдадут трассу «Таврида», там будет 4 полосы (сейчас две), и можно будет нормально ездить.
Пробка тянется до самого Симферополя. Дальше, говорит водитель, ехать можно «хоть под 130 км/ч». «Я считаю, это уже прогресс, — шутит он. — Раньше пробка была где? В порту «Кавказ», на переправе. А теперь уже в самом Крыму».
«В игре всерьез и надолго»
Еще на подъезде к Феодосии становится ясно — курортный сезон в Крыму состоялся. Пляжи в поселках Береговое и Приморский полны. Некоторые водители прямо здесь сворачивают с трассы, выходят из авто и направляются к морю.
— Четыре года Анапа и Геленджик радовались, что люди едут к нам, а остаются в итоге у них из-за очередей на переправе. Теперь пришла наша пора радоваться, — констатирует феодосийский отельер Константин Огнев-Черный. — Мест совершенно нет. Причем все занято с самого открытия моста, хотя в прошлом году в июне у меня было занято всего два номера. И так у всех.
С тезисом о том, что интерес к Крыму одноразовый, Константин не согласен.
— Единственное, что может помешать следующему сезону, это трасса. Если ее не построят, то турпоток действительно может пойти на спад: не каждый захочет 4 часа толкаться в пробке до Феодосии. Но если трасса будет готова — значит, мы в игре всерьез и надолго.
Феодосия действительно полна туристов: кафе со свободным столиком нахожу с четвертой попытки, очередь в галерею Айвазовского начинается еще на улице.
Что касается цен, из-за которых, как думают на Кубани, Крым не сможет конкурировать, то разница действительно есть. Но не во всех сегментах. На полуострове дороже закупаться продуктами в магазинах. Для сравнения: килограмм помидоров в Анапе стоит 80 рублей, в Крыму — 90, говядина на Кубани — от 300 рублей, в Крыму — от 350. Дороже бензин: литр 95-го на полуострове стоит 48 рублей против 45 в Краснодарском крае.
А вот цены в кафе вполне сопоставимы. Одинаковый набор блюд (пюре с куриной котлетой и морс) в столовых Геленджика и Феодосии мне обошелся в 180 и 185 рублей соответственно.
Крымский мост явно изменил российскую курортную конъюнктуру. Кубани придется перестать смотреть на Крым как на младшего и менее удачливого брата. И перестать думать, что турист вернется сам собой. За туриста теперь придется конкурировать."
Оригинал статьи.