Заявитель 03.06.2024 обратился в Комитет государственного контроля Республики Беларусь (далее – Комитет) с обоснованием неэффективности использования в Республике Беларусь модульных контейнерных площадок, также с просьбой о принятии мер по пресечению неэффективного использования бюджетных средств на закупку (изготовление) и размещение на дворовых территориях Республики Беларусь модульных контейнерных площадок/модульных конструкций сбора отходов (далее – МКСО)
06.06.2024 вышеуказанное обращение было перенаправлено в Минский городской исполнительный комитет (далее – Мингорисполком).
1. В ответе заявителю, данном Мингорисполкомом 08.07.2024 указано, следующее:
«Конструкцией МКСО предусмотрены ограждение с четырех сторон, крыша, водонепроницаемое основание, что позволяет увеличить срок эксплуатации контейнеров, защищая их от внешних воздействий, повысить качество собранных ВМР (макулатуры), защищая их от атмосферных осадков»
Согласно п. 11.1 технического кодекса установившейся практики 17.11-08-2020 «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с коммунальными отходами», утвержденный постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 30 июня 2020 г. № 18/4-Т (далее – ТКП 17.11-08-2020), п. 10.1 проекта ТКП «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с коммунальными отходами» (далее – проект ТКП) и ч. 2 п. 9 Санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации территорий», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 02.02.2023 № 22 (далее – СанПиН № 22) контейнеры должны быть оборудованы крышками. Не ясно, для какой цели крышки контейнеров, которые располагаются внутри МКСО «под крышей».
В ТКП 17.11-08-2020, проекте ТКП и СанПиН № 22 не содержится четких требований к кому-либо «закрывать крышки контейнеров» в определенных случаях. Отсутствие таких требований на практике приводит с распространению коммунальных отходов по территории контейнерной площадки (и за ней) птицами, животными (собаки, кошки, крысы), ветром, маргинальными личностями, вследствие замусоренность и ухудшение санитарного состояния контейнерных площадок.
2. В ответе заявителю, данном Мингорисполкомом 08.07.2024 указано, следующее:
«Для выгрузки отходов из контейнеров, установленных в МКСО, необходимо выкатывать контейнеры из площадки, для чего конструкцией предусмотрены поворотные откидные трапы (съезды)».
Действующие технические нормативные правовые акты (далее – ТНПА) не содержат требований к:
1) конструкции МКСО, в т.ч. необходимости наличия «поворотных откидных трапов (съездов)»
2) конструкции (включая угол наклона) и материалам «поворотных откидных трапов (съездов)»
На практике «поворотные откидные трапы (съезды)» представляют из себя тонкие металлические листы, закрепленные заводским способом к бетонному основанию МКСО с наличием откидного механизма в виде петель (см. фотографию № 1 приложения). Поворотные откидные трапы закреплены относительно бетонного основания под достаточно острым углом, при этом предполагается, что чем больше угол наклона трапа, тем тяжелее будет закатывать контейнеры обратно в МКСО после их очистки. Вместе с тем угол наклона нельзя уменьшить, т.к. возможен прогиб в трапах и следствие их скорый вывод из строя при эксплуатации МКСО.
Пример их долговечности указан в ответе заявителю, данном Мингорисполкомом 08.07.2024, где указано следующее:
«В апреле-мае 2024 года подрядной организацией КУП «ЖКХ Ленинского района г.Минска» (далее — КУП ЖКХ) установлены МКСО в количестве 5 единиц на дворовых территориях жилых домов № 43, 45, 49 по просп. Рокоссовского.
КУП ЖКХ выявлены дефекты основания указанных МКСО, не позволяющие закатывать контейнеры для сбора КО в МКСО, о чем информирована подрядная организация для устранения дефектов.
В конце мая 2024 года выявленные дефекты МКСО устранены и контейнеры для сбора ТКО) установлены в МКСО».
3. В ответе заявителю, данном Мингорисполкомом 08.07.2024 указано, следующее:
«Вывоз отходов из МКСО должен осуществляться мусоровозом с задним типом загрузки (без манипулятора)».
1) любые «классические контейнерные площадки» (с ограждением с трех сторон) могут обслуживаться мусоровозом с любым типом загрузки. При этом использование мусоровоза с верхним типом загрузки (с манипулятором) позволяет более эффективно и быстро выгружать отходы из контейнера в мусоровоз. Появление в микрорайоне (районе, малом городе) хотя бы одной МКСО вынуждает обслуживающую организацию отказываться от использования мусоровозов с верхним типом загрузки во всем микрорайоне либо использовать дополнительно мусоровоз с задним типом загрузки (без манипулятора), что увеличивает затраты;
2) Необходимость «для выгрузки отходов из контейнеров, установленных в МКСО, выкатывать контейнеры из площадки», а затем закатывать их обратно увеличивает нагрузку на работников обслуживающей организации, что вызывает неравенство условий труда работников мусоровозов с верхним типом загрузки (с манипулятором) и работников мусоровозов с задним типом загрузки (без манипулятора).
4. Очевидно, что работники мусоровозов с задним типом загрузки (без манипулятора) имеют мотивацию после выгрузки не закатывать контейнеры обратно на МКСО, чтобы в следующий раз не выкатывать их для выгрузки – для облечения и ускорения выполнения своих обязанностей. На практике исходя из вышеизложенного в п. 4 заявления наблюдается разнос коммунальных отходов по дворовым территориям, возможное нахождение контейнеров для сбора коммунальных отходов на проезжей части дороги, общая замусоренность прилегающей территории.
5. В ч. 3 п. 12.4 проекта ТКП указано следующее:
«Конструкция МКСО должно предусматривать наличие отдельных отсеков для сбора КО и вторичных материальных ресурсов (смешанных или по видам.) Отсеки могут быть открытыми и закрытыми специальными створками. Ширина проемов отсеков должна позволять беспрепятственно выкатывать контейнер».
Исходя из вышеизложенного, постановка МКСО может решить проблему сохранности коммунальных отходов (в том числе вторичных материальных ресурсов (далее – ВМР)) при их нахождении в санкционированных местах хранения отходов до момента их сортировки и переработки, т.к. они будут защищены от воздействия внешних факторов (атмосферные осадки, птицы, ветер и т.п.).
6. В статье «Во дворах минских домов, где заваривают мусоропроводы, установят модульные контейнерные площадки» (далее – статья N 1), размещенной в сети Интернет 07.06.2020 (ссылка – https://minsknews.by/vo-dvorah-minskih-domov-gde-zavarivayut-muso ... loshhadki/), указано следующее:
«— В чем его преимущества?
— На основание из железобетонной плиты крепятся ограждение и крыша из металлопрофиля. Дверцы закрываются на скрытый замок, доступ имеют только работники ЖЭУ и организация — перевозчик отходов. Мусор в пакетах или поштучно, например, ПЭТ-бутылки, забрасывается через специальные окошки с резиновыми шторками. Под ними — информационные таблички с указанием видов отходов в каждом отсеке. Разработано три вида модулей: для одного, двух и трех евроконтейнеров, в которые можно складировать как твердые коммунальные отходы, так и вторсырье. Плюс модуль для крупногабаритного мусора. Площадку, установленную в Чижовке, изготовили за три дня, привезли и собрали, как конструктор, за полчаса. По сути это малая архитектурная форма (МАФ), ее можно поставить в любом удобном месте, и нарушением это не будет. Полностью закрытая — птицы, бездомные животные не проникнут и не разбросают мусор, ветер не разнесет. Так что в плане санитарии всё нормально, у Минского городского центра гигиены и эпидемиологии замечаний нет. Если потребуется, манипулятор поднимет конструкцию за специальные зацепы на крыше и перенесет в другое место вместе с основанием.
— Как новинку оценили жители, коммунальщики?
— Когда только установили, возникли замечания у жителей: окошко для ТКО 50 × 50 см маловато — можно порвать пакет, и расположено слишком высоко для людей небольшого роста, пожилых, детей. Заводчане забрали конструкцию и доработали с учетом пожеланий: расширили окно до размера 60 × 60 см и опустили пониже. После этого вопросов, нареканий не было. Перевозчика — предприятие «Спецкоммунавтотранс» — также всё устраивает.
— А что по стоимости?
— Давайте сравним. Новая стационарная контейнерная площадка с разработкой проектно-сметной документации (это обязательно) и выполнением строительно-монтажных работ обойдется примерно в 35 000 рублей. Кроме самого объекта, необходимо создание элементов благоустройства — углубление проезда, строительство подъездной дороги, пешеходных связей. В то же время стоимость трехмодульной площадки с доставкой и установкой — 5 250 рублей. Не надо ни проекта, ни фундамента, а разместить ее можно возле самого бордюра дворового проезда».
Краткий анализ рынка предложений по ценам МКСО показал следующее:
1) Стоимость 1 модуля МКСО – в районе 3600-3700 рублей (ссылка - https://xn--b1agzkb.xn--90ais/p171935410-modul-dlya-kontejnerov.html) стоит рассматривать тот вариант, что при покупке нескольких модулей цена за каждый относительно друг друга может снижаться. Следовательно, цена цена 4-модульной контейнерной площадки с отсеком для крупногабаритных отходов вполне возможно будет находиться в пределах 15-17 тысяч рублей.
2) Стоимость новой стационарной контейнерной площадки с разработкой проектно-сметной документации, что обязательно, исходя из законодательства об обращении с отходами, на момент опубликования вышеуказанной статьи (07.06.2020) находилась в пределах 35000 рублей. Вполне можно предположить, что в настоящее время стоимость не снизилась, а то и повысилась. Также отдельные траты ( и довольно значительные) пойдут на создание инфраструктуры возле стационарной контейнерной площадки (углубление проезда, строительство/реконструкция дороги, пешеходных связей).
Также ТНПА не устанавливают требований к конструкции и материалам МКСО, следовательно, стоимость МКСО может значительно различаться в обе стороны у разных производителей данного оборудования.
7. В статье «В минских дворах установят 390 модульных контейнерных площадок в 2024 г» (далее – статья N 2), размещенной 15.04.2024 в сети Интернет (ссылка – https://minsknews.by/v-minskih-dvorah-ustanovyat-390-modulnyh-kon ... -v-2024-g/), указано следующее:
«В столице продолжают устанавливать модульные площадки для сбора отходов и вторсырья, с начала года на придомовых территориях их появилось около 100 штук. Как сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости», такие данные привела генеральный директор объединения «Минское городское жилищное хозяйство» Марина Толстик в эфире программы «В городе М» на «Радио-Минск».
Всего же в нынешнем году организации ЖКХ города планируют установить около 390 таких модулей, стоит задача полностью реализовать этот план за первое полугодие.
Напомним, устанавливать модульные контейнерные площадки в Минске начали несколько лет назад. Это конструкции закрытого типа с отдельными отсеками для сбора твердых коммунальных отходов, вторсырья и крупногабаритного мусора».
На фотографиях N 2 и N 3 приложения (из двух вышеуказанных статей) ясно видно наличие «двойного съезда» (оборудование самодельного пандуса из асфальта в фотографии N 2 приложения и оборудование вблизи пешеходного тротуара в фотографии N 3 приложения). На фотографии N 3 приложения МКСО примыкает не к дворовому проезду, а к тротуару, примыкающему к дворовому проезду. Такие тротуары, как правило, располагаются примыкающими к дворовым проездам со стороны жилой застройки. Соответственно, МКСО располагается вблизи жилого дома, контейнеры выкатываются на тротуар, отсутствует съезд с тротуара на проезд. Возможность такого расположения МКСО вызывает сомнения.
Следовательно, вопрос требований к размещению МКСО относительно дворовых территорий и требований к поворотным трапам (пандусам) МКСО в соответствующих ТНПА крайне актуальный вопрос.
Также, в статье N 1 указано следующее:
«— Как новинку оценили жители, коммунальщики?
— Когда только установили, возникли замечания у жителей: окошко для ТКО 50 × 50 см маловато — можно порвать пакет, и расположено слишком высоко для людей небольшого роста, пожилых, детей. Заводчане забрали конструкцию и доработали с учетом пожеланий: расширили окно до размера 60 × 60 см и опустили пониже. После этого вопросов, нареканий не было. Перевозчика — предприятие «Спецкоммунавтотранс» — также всё устраивает».
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что вышеуказанная «самодеятельность», указанная в статье N 1, является следствием отсутствия требований к конструкции МКСО в ТНПА.
Исходя из вышеизложенного
Прошу:
1) Принять меры, направленные на дополнение ТНПА требованиями к трапам (съездам) МКСО: материал, толщина, тип крепления к основанию, угол наклона и др.
2) Принять меры, направленные на дополнение ТНПА требованиями к конструкции МКСО: виды отсеков, размеры отсеков, размеры отверстий для сбора коммунальных отходов и т.д.
3) Принять меры, направленные на дополнение ТНПА требованиями материалу ограждения МКСО (тип, марка, модель, эксплуатационные характеристики).
Приложение:
1) Фотография № 1
2) Фотография № 2
3) Фотография № 3
4) Копия ответа заявителю, данная Мингорисполкомом 08.07.2024 на 2 л.