Всем привет!
Я также столкнулся с подобным вопросом. Иностранные заказчики предлагают оплачивать мои услуги криптовалютой, так как в условиях санкций банковские переводы недоступны. Они пробовали разные банки в разных странах (например, Великобритания, Испания) и даже, если первый перевод мог пройти, то следующие уже блокировались. Конечно же, постоянно открывать множество счетов это не выход, так как больше времени тратишь на что угодно только не на свою работу. С этим никто связываться не хочет и заказчики скорее найдут другого исполнителя.
Я попробовал через систему электронных обращений (обращения.бел) задать свои вопросы в разные организации:
- Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь
- Национальный банк Республики Беларусь
- Министерство Юстиции Республики Беларусь
- Парк высоких технологий (ПВТ)
К сожалению, в их ответах очень много воды и я считаю, что не получил исчерпывающую информацию, из которой можно сделать однозначный вывод. Всё выглядит так, что они уходят от ответов на конкретные вопросы, так как сами сомневаются или не знают, что с этим делать.
Приведу примеры только с ключевыми моментами в их ответах:
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь
Использование криптовалюты для осуществления расчетов за оказанные иностранному заказчику услуги, являющиеся объектом обложения НПД, нормами НК и Положения № 433 не предусмотрено.
Национальный банк Республики Беларусь
Так, белорусский рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Республики Беларусь. На территории Республики Беларусь допускается осуществление расчетов по обязательствам в иностранной валюте в случаях, порядке и на условиях, определенных законодательством (статьи 141 и 142 Гражданского кодекса, статья 11 Банковского кодекса).
При этом токены, включая криптовалюты, не являются в Республике Беларусь средством платежа и не могут использоваться в расчетах на территории Республики Беларусь.
Вопросы, связанные с использованием токенов в гражданском обороте, а также перечень операций, разрешенных физическим лицам – резидентам к проведению с токенами, регламентированы Декретом Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 "О развитии цифровой экономики", разъяснение которого согласно пункту 12 названного Декрета в части использования в гражданском обороте токенов осуществляется Советом Министров Республики Беларусь совместно с государственным учреждением "Администрация Парка высоких технологий" (в настоящее время государственное учреждение 'Секретариат Наблюдательного совета Парка высоких технологий').
Министерство Юстиции Республики Беларусь
Обращение в Республике Беларусь цифровых знаков (токенов) урегулировано нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 "О развитии цифровой экономики".
При этом право разъяснять вопросы применения названного Декрета в части использования в гражданском обороте токенов и осуществления деятельности с использованием технологии реестра блоков транзакций (блокчейн) предоставлено государственному учреждению "Секретариат Наблюдательного совета Парка высоких технологий".
Парк высоких технологий (ПВТ)
Государственное учреждение "Секретариат Наблюдательного совета Парка высоких технологий", рассмотрев в пределах компетенции ваше электронное обращение, сообщает следующее.
Согласно абзацу второму пункта 12 Декрета Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. №8 "О развитии цифровой экономики" (далее – Декрет №8), государственному учреждению "Секретариат Наблюдательного совета Парка высоких технологий" предоставлено право совместно с Советом Министров Республики Беларусь разъяснять вопросы применения Декрета №8 в части использования в гражданском обороте токенов и осуществления деятельности с использованием технологии реестра блоков транзакций (блокчейн).
В соответствии с пунктом 2.2 пункта 2 Декрета № 8 физические лица вправе владеть токенами и с учетом особенностей, установленных Декретом № 8, совершать следующие операции: майнинг, хранение токенов в виртуальных кошельках, обмен токенов на другие токены, их приобретение, отчуждение за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, а также дарить и завещать токены.
С учетом изложенных в Декрете № 8 подходов, физические лица вправе совершать разрешенные сделки (операции) с токенами через резидентов Парка высоких технологий, осуществляющих соответствующую деятельность, зарубежные торговые площадки и непосредственно между собой.
С учетом положений Декрета № 8, статьи 141, 298, 775 Гражданского кодекса Республики Беларусь, статьи 74, части третьей статьи 29, статьи 231 Банковского кодекса Республики Беларусь токены (в том числе криптовалюты) не являются в Республике Беларусь средством платежа.
В связи с этим, возможность расчетов токенами (включая криптовалюты) за товары (работы, услуги) Декретом №8 не предусмотрена.
Также сообщаем, что по вопросам, касающимся осуществления валютных операций, связанных с экспортом и импортом, следует обращаться в Национальный банк Республики Беларусь, а по вопросам порядка декларирования доходов, исчисления и уплаты налогов в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.
В соответствии с пунктом 6 статьи 20 Закона Республики Беларусь "Об обращениях граждан и юридических лиц" результаты рассмотрения обращения могут быть обжалованы в установленном законодательством порядке.
Если сжать всё это в одно предложение, то получаем следующее:
- код выделить все
Токены, включая криптовалюты, не являются в Республике Беларусь средством платежа и не могут использоваться в расчетах на ее территории, а возможность их использования для расчетов за товары, работы и услуги не предусмотрена Декретом №8, а также соответствующими статьями Гражданского и Банковского кодексов Республики Беларусь.
На самом деле это очень неоднозначно. Например, это можно понимать вот так:
- код выделить все
Нельзя использовать криптовалюту для расчётов за товары, работы и услуги между гражданами РБ и только на территории РБ.
Я считаю, что в законах всегда должна быть однозначность, иначе это сильно замедляет работу, так как приходится тратить много времени на то, чтобы выяснять такие простые вещи.
Вот список вопросов, на которые я хотел получить конкретные однозначные ответы без возможности двойного толкования:
1. Является ли отсутствие упоминания криптовалюты как средства платежа в законодательстве Республики Беларусь запретом на использование криптовалюты для получения оплаты за услуги от иностранных заказчиков? Если да, то какие конкретные нормы законодательства это регулируют?
2. Какие риски и санкции могут возникнуть при использовании схемы, при которой иностранный заказчик переводит оплату в криптовалюте на белорусскую криптобиржу Bynex, затем я конвертирую эту криптовалюту в USD и перевожу на свой счет в банк на территории Республики Беларусь?
3. Какие возможные альтернативные способы получения оплаты за услуги от иностранных заказчиков вы можете предложить в условиях санкций против банков Республики Беларусь?
4. Какие налоговые обязательства возникают при получении оплаты за услуги в криптовалюте от иностранных заказчиков? Какие правила и ограничения существуют для плательщиков налога на профессиональный доход в отношении использования криптовалют?
5. Какие штрафы или другая ответственность предусмотрены за использование схемы получения оплаты в криптовалюте от иностранных заказчиков за мои услуги?
6. Прошу дать точное пояснение следующего абзаца, который был упомянут в ответах от других организаций:
"Использование криптовалюты для осуществления расчетов за оказанные иностранному заказчику услуги, являющиеся объектом обложения НПД, нормами НК и Положения № 433 не предусмотрено."
Что конкретно означает "не предусмотрено" в данном контексте? Означает ли это, что получать оплату за свои услуги криптовалютой от иностранного заказчика запрещено?
***
На текущий момент я жду ответ на свои вопросы от руководителя отдела обслуживания клиентов BYNEX. Я передал ему все ответы, которые я получил от перечисленных выше организаций. Он обещал посмотреть эти материалы в течении недели и дать обратную связь.