Минский городской
исполнительный комитет
Комитет архитектуры и
градостроительства Минского
городского исполнительного комитета
От инициативной группы,
представляющей жителей г. Минска
ул. Кирова, дома 2, 4, 6,
ул. Свердлова, дома 22, 24, 26,
ул. Ульяновская, дом 32
ЗАЯВЛЕНИЕ
Минский городской исполнительный комитет, комитет архитектуры и градостроительства Минского городского исполнительного комитета, УП «Минскградо» с 12.10.2015 г. по 05.11.2015 г. проводит общественное обсуждение объекта «Генеральный план г. Минска (корректировка)» (далее – Корректировка Генерального плана).
Мы проживаем на территории в границах ул. Кирова – Свердлова – Ульяновская – Бобруйская (далее – Квартал), где, согласно Корректировке Генерального плана планируется размещение «элитных градостроительных комплексов интегрированной жилой застройки». Таким образом, реализация данного градостроительного плана затрагивает наши законные права и интересы.
Согласно п. 2 ст. 4 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» «Реализация права физических лиц на благоприятную среду обитания предусматривает их участие в градостроительном планировании развития территорий, в том числе населенных пунктов».
Согласно п. 7 ст. 4 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» физические и юридические лица до утверждения градостроительной документации имеют право вносить предложения в области градостроительной деятельности.
В связи с этим направляем обоснованные замечания по градостроительному проекту «Корректировка Генерального плана», и предложение исключить из него возможность застройки территории Квартала жилыми домами.
Приложение на ____ листах:
1. Замечания и предложения по градостроительному проекту «Корректировка Генерального плана»
2. Список ____ граждан, выступающих против утверждения и реализации градостроительного проекта «Корректировка Генерального плана», а также подписавших данное коллективное обращение по вопросу внесения изменений в градостроительный проект «Корректировка Генерального плана».
03.11.2015
ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМУ ПРОЕКТУ «ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН Г. МИНСКА (КОРРЕКТИРОВКА)»
Обоснование исключения возможности застройки территории квартала в границах ул. Кирова – Свердлова – Ульяновская – Бобруйская жилыми домами, с заменой их объектом общественного назначения (за исключением объекта с административно-деловыми функциями)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Обоснование исключения возможности застройки территории квартала в границах ул. Кирова – Свердлова – Ульяновская – Бобруйская жилыми домами, с заменой их объектом общественного назначения (за исключением объекта с административно-деловыми функциями) 3
1. Стратегия развития общественных территорий г. Минска 3
2. Регламенты градостроительного проекта «Корректировка Генерального плана» для Квартала 4
3. Расчет размера территорий и их удельного веса 5
4. Схемы жилищного строительства 6
5. Наличие неопределенных в нормативно-правовых актах и многозначных терминов в положениях градостроительного проекта «Корректировка Генерального плана» 6
6. Градостроительная и социальная ситуация вокруг Квартала 6
7. Несогласие жителей квартала с планами размещения в квартале дополнительного жилья и решения Минского горисполкома 7
8. Предложение об исключении размещения новых объектов жилой застройки в Квартале, и включении Квартала в «Направление 4 Развитие общественных территорий» Раздела III «Первоочередные градостроительные мероприятия по реализации Генерального плана г. Минска» 7
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
1. Копия ответа Минского горисполкома от 07.10.2015 №6-7-7255/1,2-эл 9
2. Копия ответа Минского горисполкома от 08.09.2015 №6-7-68/16 10
3. Копия ответа администрации Октябрьского района от 29.09.2015 №2-3-2/73/9 11
3. Ответ Администрации Октябрьского р-на от №2-2/1210 от 11.08.2015 г. (наполняемость детского сада) 13
4. Ответ УГАИ №Кол-40 от 11.11.2010 г. (недостаточное количество мест для парковки и хранения автомобилей) 14
5. Копия листа 74 «Направление 2 Развитие жилых территорий» Раздела III «Первоочередные градостроительные мероприятия по реализации Генерального плана г. Минска» проекта «Генеральный план г.Минска (корректировка)» 16
1. Стратегия развития общественных территорий г. Минска
Согласно Схемы функционального зонирования территории, входящей в состав градостроительного проекта «Генеральный план г. Минска (корректировка)» (далее – Корректировка Генерального плана), квартал в границах ул. ул. Кирова – Свердлова – Ульяновская – Бобруйская (далее – Квартал) расположен в пределах городского ядра и относится к территориям общественной зоны О1.
Согласно Регламента А Системы регламентов застройки общественных зон, зоны О1 – это «общественные зоны многофункциональной застройки городского центра с размещением объектов международного, национального и регионального (межселенного) значения».
Согласно п.1 Главы 7 «Стратегия развития общественных территорий» градостроительного проекта «Корректировка Генерального плана» функциональная зона О1 – это «общественная зона многофункциональной застройки с преимущественным размещением объектов международного, национального и регионального уровней».
Между тем, в п. 2.1.1 «Направление 2 Развитие жилых территорий» Раздела III «Первоочередные градостроительные мероприятия по реализации Генерального плана г. Минска» градостроительного проекта «Корректировка Генерального плана» запланировано «размещение элитных градостроительных комплексов интегрированной жилой застройки ...в квартале улиц Кирова-Свердлова-Ульяновская».
Данное положение противоречит положениям Главы 7 «Стратегия развития общественных территорий» градостроительного проекта «Корректировка Генерального плана», где сказано:
«2.1.2. Осуществить приоритетное размещение ...уникальных многофункциональных архитектурных и градостроительных комплексов столичного уровня с формированием непрерывной системы общественных территорий;
2.1.5. Исключить размещение ...жилых домов;
2.1.7. Создать на территориях, формирующих окружение центрального железнодорожного вокзала, систему многофункциональных комплексов объектов общественного обслуживания международного уровня;
2.1.8. Разрешать размещение объектов и комплексов нового строительства ...только при наличии в их составе не менее трех градоформирующих функций, обязательный перечень которых включает социокультурную функцию, выраженную в достижении уникального архитектурно-художественного образа сооружения».
2. Регламенты градостроительного проекта «Корректировка Генерального плана» для Квартала
Согласно п. 1 ч. II градостроительного проекта «Корректировка Генерального плана» нормативной базой развития городских территорий являются регламенты, при этом «Регламенты являются обязательными для исполнения всеми субъектами архитектурно-градостроительной деятельности и землепользования на территории г. Минска в границах перспективной городской черты».
Территория Квартала расположена в пределах планировочного ядра города и относится к общественной зоне типа О1 – общественные зоны многофункциональной застройки городского центра с размещением объектов международного, национального и регионального (межселенного) значения.
Согласно п. 2.1 Системы регламентов тип основного функционального назначения зоны устанавливается по территориально-преобладающему (более 50%) типу деятельности и характеру застройки. Соответственно, в общественной зоне должна преобладать общественная застройка.
Соотношение видов застройки и использования территорий общественных зон регламентирует п. 2.4.2.2 Системы регламентов. Так, отнесение территории к общественной зоне определенного типа устанавливается при условии наличия или размещения более 50% соответствующей «приоритетной» общественной застройки. При этом «объекты «возможного» размещения (по таблице 2.4.6) не должны превышать 40% территории зоны».
Согласно табл. 2.4.6 к «приоритетным» в зоне О1 относятся административно-деловые и туристические, торгово-бытовые, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные, научно-образовательные, лечебно-оздоровительные объекты строительства, а жилая застройка (в т.ч. и многоквартирные жилые дома) относится к «дополнительным» объектам строительства «возможного размещения» (В*), где * – «Только в составе общественных комплексов» (п. 7).
По периметру Квартал застроен жилыми зданиями, а внутри периметра находятся предлагаемый к сносу (либо реконструкции) бывший детсад и гаражи. Согласно п. 21 ст. 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь «жилой дом – капитальное строение (здание, сооружение), половину или более половины общей площади которого составляет площадь жилых помещений». Таким образом, указанная территория является кварталом с жилыми зданиями, а «общественные комплексы», в составе которых можно было бы возводить жилые здания, на указанной территории отсутствуют.
Удельные соотношения общественных и жилых функций в общественных зонах представлены в таблице 2.4.2 «Соотношение общественных и жилых территорий в общественных зонах». Так, для зоны О1 для территории объектов «основного» размещения в зоне доля территории с общественной застройкой должна составлять до 90%, а доля территории с жилой застройкой – до 20%.
3. Расчет размера территорий и их удельного веса
Для территории в границах ул. Кирова – Свердлова – Ульяновская – Бобруйская разработан градостроительный проект детального планирования, утвержденный Решением горисполкома от 03.04.2008 г. № 680 (далее – ПДП).
Согласно табл. 1.1 «Основные технико-экономические показатели детального плана» (лист 7 пояснительной записки ПДП) в настоящее время территория в границах проектных работ составляет 6,4 га и по функциональному использованию:
жилые территории – 4,0 га;
общественные территории – 0,4 га.
Соответственно, общественные территории занимают только 0,4/6,4=6,25% территории в границах проектных работ. При этом соотношение общественных и жилых территорий составляет:
жилые территории: 4/(4+0,4)х100%=91%
общественные территории: 0,4/(4+0,4)х100%=9%
Таким образом, в настоящее время существующая застройка не соответствует требованиям п.п. 2.1 и 2.4.2.2 Системы регламентов.
Изменение существующей застройки через размещение жилых зданий (комплексов), ведет к еще большему несоответствию указанным требованиям (увеличение доли жилых территорий за счет уменьшения доли общественных территорий).
Согласно п. 3.4.2 Системы регламентов для случаев, когда существующая застройка имеет статус не соответствующей регламентам, приведение ее к нормативному соответствию осуществляется тремя основными путями, среди которых отсутствует путь размещения на территории таких объектов, которые еще больше увеличивают несоответствие застройки регламентам.
Очевидно, что при разработке градостроительных проектов планируемые изменения характера использования, размера и застройки участков необходимо осуществлять в направлении достижения градостроительных регламентов, установленных в Генеральном плане, а не в обратном направлении.
Почему квартал, который, согласно функциональному зонированию, относится к общественным территориям (О1), попал в раздел «Направление 2 Развитие жилых территорий»? И почему в связи с «государственными программами наращивания строительства» (неужели в г. Минске больше негде разместить жилые дома)?
4. Схемы жилищного строительства
Корректировка Генерального плана включает в себя Схему первой очереди строительства до 2020 г. и схему Размещение жилищного строительства до 2030 г. Данные указанных схем не предусматривают размещение жилья в Квартале до 2030 г.
5. Наличие неопределенных в нормативно-правовых актах и многозначных терминов в положениях градостроительного проекта «Корректировка Генерального плана»
Не ясно, что именно понимается под термином «элитные градостроительные комплексы интегрированной жилой застройки»? В каком нормативном правовом акте определяются данные объекты строительства? в каких нормативно-правовых актах описаны признаки, которые позволяют определять некие «комплексы» в качестве элитных?
Если таковых нормативно-правовых актов не существует, то допустимо ли присутствие в Генеральном плане столицы нашей Родины неопределенных и многозначных терминов и упоминание абстрактных объектов строительства?
6. Градостроительная и социальная ситуация вокруг Квартала
Единственный на 3 прилегающих к центральному железнодорожному вокзалу г. Минска квартала детсад №1, расположенный на 1-м этаже жилого дома по ул. Ульяновская 39, согласно ответу администрации Октябрьского р-на от №2-2/1210 от 11.08.2015 г., заполнен на 125%;
единственная на 3 прилагающих к центральному вокзалу квартала школа-гимназия №75 «не может открыть первые классы из-за отсутствия помещений» согласно ответу начальника управления образования, спорта и туризма администрации Октябрьского района Т. А. Дудкиной;
согласно ответу УГАИ №Кол-40 от 11.11.2010 г. в квартале недостаточное количество мест для парковки и хранения уже имеющихся автомобилей;
согласно ответам ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии Октябрьского р-на г.Минска» во дворах 3-х прилегающих к вокзалу кварталов нет спортивных площадок, что не соответствует п. 14 Главы 2 требований Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Требования к устройству, оборудованию и содержанию жилых домов», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.08.2015 № 95 (согласно ПДП лишь в границах Квартала проживает 1000 человек, что в соответствии с ТЭП Корректировки Генерального плана требует наличия для них 0,1 га открытых спортплощадок).
И указанные в этом перечне объекты негде разместить на землях, в прилегающих к центральному вокзалу кварталах, уже для существующего количества жителей.
Согласно ч. 3 подп. 1.8 п. 1 Указа № 72 минимально необходимые объекты социальной инфраструктуры возводятся и принимаются в эксплуатацию в районе (квартале) жилой застройки параллельно со строительством жилых домов. К минимально необходимым объектам социальной инфраструктуры относятся объекты учреждения дошкольного и общего среднего образования, медицинского обслуживания (аптеки и объекты организаций здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь), объекты почтовой связи, торговли и бытового обслуживания (подп. 1.11 п. 1 Указа № 72).
Ситуация, когда жилые дома возводятся и вводятся в эксплуатацию, а минимально необходимые объекты социальной инфраструктуры негде разместить (либо они только «планируются») – недопустима.
7. Несогласие жителей квартала с планами размещения в квартале дополнительного жилья и решения Минского горисполкома
В ответе Минского горисполкома от 08.09.2015 №6-7-68/16 сказано:
«Минским горисполкомом принято решение о нецелесообразности строительства многоквартирных жилых домов на территории в границах улиц Кирова, Свердлова, Ульяновской, Бобруйской».
В ответе Минского горисполкома от 07.10.2015 №6-7-7255/1,2-эл сказано:
«В связи с многочисленными обращениями жителей о несогласии со строительством жилых домов с паркингом в границах внутриквартальной территории у. Кирова – Ул. Свердлова – ул. Ульяновской – ул. Бобруйской, освоение указанного земельного участка признано нецелесообразным».
Градостроительный проект детального планирования территории в границах ул. Кирова – Свердлова – Ульяновская – Бобруйская, утвержденный Решением горисполкома от 03.04.2008 г. № 680, предусматривающий размещение в указанном дворе жилых домов, решением горисполкома от 30.09.2015 №2607 отправлен на доработку (внесение изменений).
В ответе администрации Октябрьского района от 29.09.2015 №2-3-2/73/9 сказано: «В дальнейшем здание по ул. Свердлова 24а будет возвращено в сеть учреждений образования города».
8. Предложение об исключении размещения новых объектов жилой застройки в Квартале, и включении Квартала в «Направление 4 Развитие общественных территорий» Раздела III «Первоочередные градостроительные мероприятия по реализации Генерального плана г. Минска»
В связи с изложенным, в том числе в целях приведения частей (положений) градостроительного проекта «Корректировка Генерального плана» к его внутренним регламентам, а так же нормам действующего законодательства, ПРЕДЛАГАЕМ:
1 Исключить возможность размещения новых объектов жилой застройки (в том числе в составе общественных комплексов) в Квартале (в том числе убрать из градостроительного проекта «Корректировка Генерального плана» строку «в квартале улиц Кирова-Свердлова-Ульяновская» из п 2.1.1 «Направление 2 Развитие жилых территорий» главы 17 «Планируемые мероприятия» Раздела III «Первоочередные градостроительные мероприятия по реализации Генерального плана г. Минска»).
2. В соответствии с функциональным зонированием и регламентами плана включить Квартал в «Направление 4 Развитие общественных территорий» Раздела III «Первоочередные градостроительные мероприятия по реализации Генерального плана г. Минска».
3. В соответствии с положениями «Стратегия развития общественных территорий г. Минска» плана, с функциональным зонированием и регламентами плана, с учётом градостроительной и социальной ситуации вокруг квартала, решений Минского горисполкома о нецелесообразности строительства в квартале жилых домов, мнения жителей квартала, предусмотреть размещение в Квартале объекта общественного назначения за исключением объекта с административно-деловыми функциями.