Социальная инфрастуктура
Данные о социальной инфрастуктуре приводятся в таблице Основные технико-экономические показатели детального плана, являющейся обязательной частью ПДП на основании ТКП 45-3.01-284-2014 (02250). «Градостроительный проект детального планирования. Состав и порядок разработки». Образец таблицы Основные технико-экономические показатели детального плана, включающего в себя обязательные для заполнения графы, приведен в этом же документе.
1. Предприятия торговли
Выдержка из ТЭП ПДП:
Таблица 1
Наименование показателей Ед. изм. Сущ. положение Проектное решение
Продовольственные магазины м2 торг. пл. 438 4960
м2 торг. пл./тыс. жит. 231 1033
Непродовольственные магазины м2 торг. пл. 154 24479
м2 торг. пл./тыс. жит. 81 5100
Замечу, что обязательной для заполнения графой является графа «Предприятия торговли», которая в случае представленного ПДП должна выглядеть так:
Таблица 2
Наименование показателей Ед. изм. Сущ. положение Проектное решение
Предприятия торговли м2 торг. пл. 592 29439
м2 торг. пл./тыс. жит. 312 6133
Это, безусловно, не может признано значимым недостатком, однако для последующих расчетов будем пользоваться рекомендованной нормативными документами графой.
Информация по существующему положению, представленная по предприятиям торговли в рамках ПДП является ложной.
Как было предположено в части 2 общих замечаний, при разработке ПДП «пропал» объект 47, под которым, как предполагается, скрывался торговый центр «Ленинград».
Торговый центр «Ленинград» насчитывается свыше 19.000 квадратных метров площадей, из которых по меньшей мере 13.000 являются торговыми и административными. Более точный метраж администрация торгового центра предоставлять отказалась, однако, исходя из того, что административные площади занимают один из четырех этажей, можно предположить, что на долю торговых площадей приходится по меньшей мере 9.000 метров! Из которых львиную долю составляют именно непродовольственные магазины.
Торговый центр «Ленинград» был открыт 1 октября 2015 года, он входит в границы ПДП, эти данные должны быть учтены при планировании.
Итого, реальное положение дел должно быть приблизительно таким:
Таблица 3
Наименование показателей Ед. изм. Сущ. положение Проектное решение
Предприятия торговли м2 торг. пл. 9592 38439
м2 торг. пл./тыс. жит. 5048 8008
Согласно п.7.4.17 и табл.7.2. ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки» расчет вместимости предприятий торговли следует выполнять в пределах социальных стандартов, составляющих для г.Минска 270 кв.м. торговой площади на 1.000 жителей для собственного населения городского поселения, и 100 кв.м. — для населения соответствующей зоны тяготения.
Даже если сложить эти величины, для существующего положения мы имеем превышение установленного показателя примерно в 14 раз с планируемым увеличением до 22 раз! Если же рассматривать цифры в разрезе соотношения продовольственных и непродовольственных магазинов, то превышение показателя для непродовольственных магазинов превысит все мыслимые нормы.
Даже если не принимать во внимание «забытый» торговый центр «Ленинград», то есть основываться на данных таблицы 1, то, согласно п.7.4.17 и табл.7.2. ТКП 45-3.01-116-2008 планируется превышение существующих стандартов:
- по продовольственным магазинам – в 8 раз;
- по непродовольственным магазинам – в 22 раза.
И это даже с учетом населения «соответствующей зоны тяготения».
Генеральным планом г.Минска предусмотрено увеличение обеспеченности предприятиями торговли населения до показателя 1000 м2 торг. пл./тыс. жит. Предлагаемый ПДП увеличивает этот показатель в 6 раз без учета ТЦ «Ленинград» и по крайней мере в 8 раз фактически.
Размещение такого количества торговых площадей создает практически не разрешаемую проблему с парковками: практически четверть территории планируемых на месте завода Кирова кварталов отведена под паркинги колоссальных размеров, подавляющее большинство машино-мест которых предназначена для планируемых торговых объектов.
И при таких цифрах превышения всех норм при размещении торговых объектов, предлагаемый проект никак не решает существующие проблемы района, за исключением планирования строительства детских дошкольных учреждений, либо решает их «по социальному минимуму».
2. Предприятия общественного питания
Согласно проекта планируется довести данный показатель до цифры 816 пос.мест/1000 жителей, что, согласно п.7.4.17 и табл.7.2. ТКП 45-3.01-116-2008 превышает норму в 15 раз.
Генеральным планом г.Минска предусмотрено увеличение обеспеченности предприятиями общепита населения до показателя 46,8 пос.мест/1000 жителей. Предлагаемый ПДП увеличивает этот показатель в 17 раз.
3. Общеобразовательные школы
Данный пункт является обязательным при заполнении ТЭП, однако он был пропущен. В границах детального плана общеобразовательная школа отсутствует, однако на этот случай предусмотрен подпункт «- в том числе расположенные за пределами детального плана». Общеобразовательные школы являются важной составляющей социальной инфрастуктуры, и пренебрежение ей недопустимо.
Очевидно, что речь идет о средней школе №4 города Минска. Никаких данных по ее загрузке в рамках общественного обсуждения не было предоставлено, однако известно точно, что школа перегружена, часть классов, в том числе классов начальной школы, занимаются во вторую смену в связи с нехваткой площадей.
Планируемый прирост населения в рамках реализации предложенного плана составляет 2.900 человек.
Исходя из статистических данных (статистический бюллетень «Половозрастная структура населения Республики Беларусь на 1 января 2017 года и среднегодовая численность населения на 2016 год», Национальный статистический комитет Республики Беларусь) численность школьников 1-11 классов составит 334 человека (11,52%) при примерном равномерному распределению по возрасту.
334 человека – это больше, чем 10 классов при средней загруженности 30 чел/класс. Таким образом, в 4 школе планируется добавление по одному дополнительному классу в каждой возрастной категории? Это не представляется возможным даже теоретически.
Каким образом будет решена эта проблема и рассматривалась ли она вообще при составлении ПДП?
4. Поликлиники
Выдержка из ТЭП ПДП:
Таблица 4
Наименование показателей Ед. изм. Сущ. положение Проектное решение
Поликлиники пос./смену 811 811
пос./смену /тыс. жит. 427 169
Данные, приведенные в ТЭП ПДП не соответствуют реальному положению дел и дезинформируют участников общественного обсуждения.
Для выведения показателя посещений за смену на тысячу жителей существующую мощность 6-й центральной районной клинической поликлиники просто разделили на количество жителей в границах ПДП. Это в корне неверно, потому что поликлиника обслуживает не только их, она обслуживает также жителей сопредельных территорий, на ее площади базируется районные кардиологический и урологический центра, ряд районных кабинетов. Территориально она обслуживает 20 участков, и зона ПДП – лишь часть одного из них!
Таким образом реальная обеспеченность населения медицинскими услугами, а также информация об имеющихся резервах мощности у поликлиники остались за рамками общественного обсуждения.
Хотелось бы отметить, что кроме «взрослой» поликлиники, существует еще и «детская» поликлиника, обслуживающая жителей района в возрасте до 18 лет. Ее существование вообще никак не учитывалось при составлении данного ПДП, о ней просто предпочли «забыть».
Да, она находится за границами детального плана, однако на этот случай предусмотрен подпункт «- в том числе расположенные за пределами детального плана».
Детская поликлиника, обслуживающая жителей района ПДП – УЗ «1-я городская детская поликлиника» - находится по адресу ул.Золотая Горка, 17.
Расстояние, измеренное просто по прямой, линейкой на карте, от района ПДП до УЗ «1-я городская детская поликлиника» составляет более 2 километров.
А при этом согласно п.7.4.11 ТКП 45-3.01-116-2008 «Радиус обслуживания населения учреждениями здравоохранения следует принимать не более 1000 м для амбулаторно-поликлинических учреждений». А ведь в данном случае мы имеем дело с детской поликлиникой, если, конечно, столь патетический моральный аспект вообще может быть применим в этом случае.
Любой, кто побывал в этой поликлинике, кто общался с врачами, знает, что ее загруженность просто колоссальная и, скорее всего, превосходит загруженность «взрослой» 6-й центральной районной клинической поликлиники. Просто перед разработчиками данного ПДП вообще не стояла задача оценки ее загруженности, они ее просто проигнорировали.
А между тем, основываясь на статистических данных, можно предположить, что нагрузка данной поликлиники возрастет на 530 человек (18,3% от планируемого прироста населения). Подчеркну – поликлиники с более чем с двукратным превышением радиуса обслуживания населения.
О даже попытках решении данных проблем участникам общественного обсуждения не известно. Да и были ли они, эти попытки?
5. Спортивные сооружения
Ситуация с открытыми спортивными площадками описана в разделе «Снос спортплощадки».
Предлагаемый ПДП предусматривает обеспечение населения спортзалами из расчета 88 кв.м.пола/тыс.жителей. Это находится в пределах норм, установленных ТКП 45-3.01-116-2008.
Однако в Генеральном плане г.Минска предусматривается увеличение этого показателя до 178 кв.м.пола/тыс.жителей (см. Основные технико-экономические показатели Генерального плана г. Минска).
Почему в предлагаемом ПДП при столь большом внимании к торговым составляющим планируемой инфрастуктуры выказывается «строго нормативный подход» к спортивным сооружениям?
Исходя из вышеизложенного предлагается:
1. Пересмотреть данные по торговым и административным площадям, учитываемых при разработке проекта с учетом данных ТЦ «Ленинград».
2. Сократить количество торговых площадей, в частности предусмотренных под размещение непродовольственных магазинов.
3. Отразить пути решения острых социальных проблем в сфере здравоохранения и среднего образования. Предоставить на общественное обсуждение реальные данные по существующей и планируемой нагрузке учреждений здравоохранения и среднего образования, а также пути их решения.
4. Пересмотреть планируемые показатели спортивных сооружений в сторону их увеличения.