Чтобы представлять динамику цен и их границы, надо понять, кто задает эти цены.
Нижнюю цену диктует самое дешевое жилье, которое строит в основном государственный строитель МАПИД. Но купить его непосредственно у строителя нельзя, так как есть иные интересы. Появляется посредник - УКС, который создает три потока клиентов.
Первый - белорусский сабпрайм, или "льготники". Для выполнения задачи привлекается государственный лендер Беларусбанк, кредитующий из бюджета под реально отрицательную ставку и получателя кредитов, и государственного строителя. Схема создана не ради получения сверхприбыли, а ради гарантированной загрузки работой МАПИДа с умеренной прибылью и гарантированной "разгрузки" экономики от части рублевой массы, выданной в виде зарплат. С чем успешно и справляется.
От первого по критерию доходов отсекается второй поток - более состоятельные клиенты, уничижительно именуемые "нуждающимися". Для связывания доходов этого уровня устанавливается значительно более высокий уровень цены и ставка по кредиту выше ставки рефинансирования. Схема создана для покрытия издержек города Минска на социальную и инженерную инфрастуктуру и дополнительной "разгрузки" экономики от рублевой массы, закачанной в экономику в виде повышенных доходов.
Далее, административно отсекается поток наиболее платежеспособной части населения, "не нуждающихся". Для закрытия их спроса на рынок допущены т.н. "коммерческие" застройщики. Финансирутся они коммерческими банками под коммерческий же интерес, как и их клиенты, участвующие в софинансировании, называемом долевым строительством.
Задача этих застройщиков - связать наиболее высокие доходы, дать работу строителям, заработать самим и дать заработать коммерческим банкам. Уровень цен и рентабельность этих застройщиков кроме стоимости коммерческих денег регулируется включением тем или иным образом в их издержки затрат города Минска на социальную и инженерную инфрастуктуру. В последнее время в этот поток канализируется и часть "нуждающихся".
Для тех "не нуждающихся", кто не готов ждать, или не нашел для себя приемлимого варианта коммерческого строительства, и существует вторичный рынок, цена на котором формируется как "стоимость долевого софинансирования коммерческого строительства" + "премия за риски".
Таким цену вторичного рынка прямо формирует:
- уровень затрат в строительстве (материалы, труд, машины, налоги, администрирование)
- уровень рентабельности в строительстве (прибыль)
- величина затрат на социальную и инженерную инфрастуктуру (материалы, труд, машины, налоги, администрирование, интерес администрации Минска)
- уровень инфляции (ставка рефинансирования)
- величина рентабельности банков (ставка по кредитам, интерес банка)
- уровень рентабельности застройщика (его риски, стоимость денег, величина прибыли)
- величина премии за риск (риски недостроя, стоимость денег)
Хвост не вертит собакой - только потом начинают играть такие индивидуальные факторы, как местоположение, собственная оценка стоимости, и так далее.