Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Кодексе, и их определения
5. Водоохранная зона – территория, прилегающая к поверхностным водным объектам, на которой устанавливается режим осуществления хозяйственной и иной деятельности, обеспечивающий предотвращение их загрязнения, засорения.
29. Прибрежная полоса – часть водоохранной зоны, непосредственно примыкающая к поверхностному водному объекту, на которой устанавливаются более строгие требования к осуществлению хозяйственной и иной деятельности, чем на остальной территории водоохранной зоны.
Проблема: исполком не хочет публиковать границы ВЗ и ПП в Минске.
Статья 52. Водоохранные зоны и прибрежные полосы
21. Информация о границах водоохранных зон и прибрежных полос, режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах доводится до сведения заинтересованных юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, местными исполнительными и распорядительными органами посредством опубликования этой информации в средствах массовой информации и размещения на своих официальных сайтах.
Отсутствующий проект о ВЗ и ПП в Минске
Можно потыкаться сюда, в некоторых ссылках есть опубликованные проекты, но не в Минске.
Последняя переписка с исполкомом:
Согласно п. 21 ст. 52 Водного кодекса:
«21. Информация о границах водоохранных зон и прибрежных полос, режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах доводится до сведения заинтересованных юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, местными исполнительными и распорядительными органами посредством опубликования этой информации в средствах массовой информации и размещения на своих официальных сайтах.»
27.04.21 я обращалась в Мингорисполком, чтобы узнать, в каких средствах массовой информации и каком разделе официального сайта Мингорисполкома была опубликована информация о границах водоохранных зон и прибрежных полос, режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах в г. Минске.
Однако ответ КАиГ от 13.05.21 был о проекте водоохранных зон и прибрежных полос, а не о границах водоохранных зон и прибрежных полос, и содержал информацию о том, что проект имеет гриф «для служебного пользования».
16.05.21 я направила жалобу в Мингорисполком с уточнением, что я спрашивала не о проекте, а об информации о границах водоохранных зон и прибрежных полос, которая должна быть опубликована. На это обращение получен ответ от 01.06.21, почти идентичный ответу КАиГ от 13.05.21, из чего можно заключить, что Мингорисполком не собирается исполнять действующее законодательство Республики Беларусь.
В ответе Минприроды от 05.05.21 по вопросу о местах установки информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и прибрежных полос в г. Минске, также была отмечена необходимость выполнения норм п. 21 ст. 52 Водного кодекса.
Это не первый случай, когда КАиГ пытается скрыть свои проектные решения, которые затрагивают права и законные интересы граждан, в т.ч. право на благоприятную среду обитания при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (ст. 4 закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»), а также законный интерес в части пользования земельными участками, планируемыми под застройку. Они ссылаются на п. 99 перечня сведений, относящихся к служебной информации ограниченного распространения, из Приложения к постановлению Совета Министров Республики Беларусь 12.08.2014 № 783 «О служебной информации ограниченного распространения». Хотя технически могут убрать (секретную) топографическую подоснову в своих схемах, сохраняя всю общедоступную информацию. Такая практика говорит о необходимости изменения п. 99 перечня.
В соответствии со ст. 74 закона "Об охране окружающей среды" границы водоохранных зон и прибрежных полос являются экологической информацией как сведения о решениях государственных органов связанных с вредным воздействием на окружающую среду или ее охраной. И в соответствии со ст. 74-2 обладатель экологической информации обязан, если это возможно, отделить без ущерба для конфиденциальности имеющуюся в этих документах экологическую информацию и предоставить ее заявителю.
Вот примеры опубликованных проектов водоохранных зон и прибрежных полос в других регионах Беларуси (не в Минске):
https://pravo.by/document/?guid=3961&p0=R921rp109138
https://pravo.by/document/?guid=3961&p0=R921rp108936
https://pravo.by/document/?guid=3961&p0=R921rp108860 ...
В википедии, https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D1%8 ... 1%82%D0%B0, говорится, что в других странах проблема секретности топографических карт разрешена тем, что применяется не площадная, а объектная секретность. При объектной секретности запрещается свободное распространение крупномасштабных топографических карт и снимков строго определённых объектов, например, районов военных действий, военных баз и полигонов, стоянок военных кораблей. Для этого разработана методика создания топографических карт и планов любых масштабов, не имеющих грифа секретности и предназначенных для открытого пользования.
Пора бы и нам перенимать полезный опыт других стран.
В связи с изложенным прошу:
1. Дать разъяснения Мингорисполкому о его обязанности по распространению экологической информации о границах водоохранных зон и прибрежных полос, режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах в г. Минске.
2. Инициировать изменения в п. 99 перечня сведений, относящихся к служебной информации ограниченного распространения, из Приложения к постановлению Совета Министров Республики Беларусь 12.08.2014 № 783 «О служебной информации ограниченного распространения», которые упростят для граждан получение информации о состоянии среды обитания и ее предполагаемых изменениях.
Приложения:
1. Обращение в Мингорисполком от 27.04.21.
2. Ответ КАиГ от 13.05.21 № 14-7-2/06-5(20).
3. Жалоба в Мингорисполком от 16.05.21.
4. Ответ Мингорисполкома от 01.06.21 № 6-7-60/22эл.
5. Ответ Минприроды от 05.05.21 № 1-1-5/9-2/Р-255-1.