Бесправные учителя и бессмысленная бюрократия. Народное интервью о школьном образовании
— В основном ко мне приходят ученики 10—11-го класса. Понятно: первое, что необходимо сделать, — это оценить их уровень, чтобы отталкиваться от него в ходе дальнейшей работы. По моим наблюдениям, у большинства учеников, перешедших в 11-й класс, знания по математике приблизительно на уровне 8-го, иногда 9-го класса. И это — очень неплохой вариант. Приходит достаточно много одиннадцатиклассников, которые имеют уровень подготовки 5—6-го класса, есть немало тех, кто не может сложить дроби.
...
— Скажу честно, я проводила уроки в 8-м, 9-м, 10-м и 11-м классах. Практически на каждом уроке мне приходилось повторять с детьми как найти делимое, делитель, неизвестное, множитель. Это — база начальной школы, и я постоянно сталкиваюсь с тем, что ее у школьников нет. Я знаю своих коллег, знаю, что ребенок учится у очень хорошего учителя математики. Он просто не включается в обучающий процесс. Вообще никак. У него нет абсолютно никакой мотивации.
— А что вы скажете о физике?
— Здесь все проще. Когда ко мне приходит новый ученик по этому предмету, я его вообще не проверяю. Потому что практически наверняка он не знает ровно ничего. От слова совсем. Поэтому все проходим с нуля. Конечно, есть исключения, их я выявляю, узнав, в какой школе ребенок учился. В Минске есть около десятка средних учебных заведений, в которых детей физике учат так, что у меня есть надежда: будет от чего оттолкнуться.
...
Мы проверяли (в том числе и на Onliner) широту знаний нынешних старшеклассников. 99% из них не знают ни одного стихотворения наизусть. 99% старшеклассников не смогут с ходу рассказать ни одного закона физики, ни одной теоремы. Мы проводили такие исследования впервые в 2010 году, опрашивая более чем 200 выпускников школ и студентов первых курсов вузов (БНТУ и БГУ). Прошло девять лет — ситуация не могла ухудшиться (потому что хуже уже некуда), но я уверен, что она не улучшилась.
В 2010-м меня пригласили на одно из белорусских телевизионных ток-шоу, я предложил в прямом эфире повторить этот эксперимент заместителю министра образования. Он согласился. После меня пригласили в министерство — оговорить условия. Я сказал, что готов на любое исследование при одном условии: номер школы мы назовем в последний момент, и сделаю это я. После нескольких встреч со мной, когда возникло понимание, что есть лишь один этот пункт, по которому со мной нельзя договориться, на телевидение пришло письмо о том, что Минобразования больше не сотрудничает с каналом по этому вопросу…
Собственно, в этом и есть глобальный кризис.
...
Например, есть такая вещь, как лабораторные работы. Они проводятся сейчас очень глупо, так как у детей всегда есть тетрадь на печатной основе и они заранее знают все вопросы, которые им будут заданы. Мало того, они могут все задания сделать заранее с родителями. И вот ко мне приходит папа и, глядя в глаза, говорит: «Как может быть восьмерка, а не десятка? Я лично все проверял, мы все списали из интернета!» Приходится ему объяснять, что потому-то и восьмерка, что из тех данных, которые получил ваш ребенок, ответ, который он записал, не следует…
...
Лет десять назад был резонансный случай. Учительница математики вылила ребенку на голову напиток и высыпала чипсы. Педагога заклеймили и чуть ли не собирались линчевать. Я же спрашивал в прямом эфире на одной из телепередач: а вы не задумывались, где эта учительница взяла напиток? А где она взяла чипсы? Сколько раз до этого она не могла ничего сделать с учениками, которые приносили все это на урок, ели и игнорировали ее призывы к порядку?
Я точно знаю, что эта учительница была высококлассным специалистом. Выйдя после случившегося в учительскую, она написала заявление на увольнение. Общаясь с чиновниками Министерства образования, я неоднократно слышал: «Молодец, что заступился». Один из них, занимавший высокий пост, добавил: «Когда вы говорили, я встал дома перед телевизором и зааплодировал. Можете спросить у моей жены». Эта картинка очень ярко отражает происходящее…
Предлагаю обсудить проблемы и перспективы школьного образования в РБ