Проблема вскользь затрагивалась в одной ветке, народ интересовался положением дел, но ветку закрыли за оффтопик, поэтому предлагаю продолжить здесь.
1) США
"Америка тупеет". Под таким заголовком влиятельная газета The Washington Post публикует статью Сьюзен Джейкоби. Она является автором ряда книг, в том числе работы "Век американского антиразума".
"Если хотите, обвините меня в снобизме, - пишет Джейкоби, - но мы действительно нация болванов". По ее словам, интеллекту американцев действительно угрожает большая опасность: они рискуют утратить свой заработанный тяжкими усилиями культурный капитал, спасовав перед ядовитой смесью антиинтеллектуализма, антирационализма и невысоких запросов.
Эту тему ни за что не осмелится затронуть ни один кандидат в президенты, продолжает писательница. О том, что невежество масс усугубляет серьезные проблемы общенационального значения, почти невозможно говорить, избежав ярлыка "элитист". Это один из самых сильных бранных эпитетов, которого может удостоиться всякий претендент на высокую должность.
Напротив, политики постоянно уверяют американцев, что те - "люди простые". Этот снисходительный термин напрасно искать в значимых речах президентов до 1980 года.
Классическая работа на эту тему - книга историка Колумбийского университета Ричарда Хофштадтера "Антиинтеллектуализм в жизни Америки" - вышла в свет в начале 1963 года, в промежуток между антикоммунистическими крестовыми походами эры Маккарти и социальными конвульсиями конца 1960-х. Хофштадтер рассматривал американский антиинтеллектуализм как циклическое по сути своей явление, часто проявляющее себя как оборотная сторона тяги страны к демократизации религии и образования. Но современная разновидность антиинтеллектуализма - скорее потоп, чем циклический прилив. Если бы Хофштадтер успел написать продолжение с учетом современности, то обнаружил бы, что наша эра круглосуточного информационно-развлекательного вещания переросла его самые апокалиптические предсказания о будущем американской культуры.
Что же разъедает американцам мозги ?
"Терпимый порог тупости", как выражается Джейкоби, уже несколько десятилетий неуклонно повышается благодаря совокупному воздействию сил, которым пока невозможно противостоять. Среди этих факторов - триумф видеокультуры над культурой печатного слова. Под "видео" подразумеваются также все формы цифровых СМИ. На ту же мельницу воду льет и диспропорция между формальным уровнем образования американцев - он-повышается - и их смутными представлениями об основах географии, естественных наук и истории; а также сращивание антирационализма с антиинтеллектуализмом.
Первым и главным движителем нового антиинтеллектуализма является видео. Сообщениями о непопулярности чтения книг, газет и журналов уже никого не удивишь. Безразличие к печатному слову ярче всего выражено среди молодежи, но оно продолжает шириться, захватывая американцев всех возрастов, вне зависимости от их уровня образованности.
Согласно докладу Национального фонда содействия работникам искусств США, популярность чтения снизилась не только среди малообразованных слоев. В 1982 году 82% людей с высшим образованием читали для удовольствия романы или стихи; спустя два десятилетия таких нашлось всего 67%. Кроме того, более 40% американцев за год не прочли ни одной книги - ни художественной, ни документальной, вообще никакой. С 1984 по 2000 год процент 17-летних, которые ничего не читали (кроме того, что были обязаны по школьной программе), более чем удвоился. Разумеется, этот промежуток времени почти совпадает с бумом персональных компьютеров, веб-серфинга и компьютерных игр.
Технофилы отмахиваются от плачей по печатному слову: "элитисты" якобы не видят леса за деревьями. Популяризатор науки Стивен Джонсон написал книгу "Все вредное полезно: как современная массовая культура в действительности делает нас умнее", где уверяет, что причин для беспокойства нет. Да, конечно, родители могут увидеть, что их "энергичные и активные дети молча, разинув рот, пялятся в экран". Но эти черты, напоминающие о зомби, - "не признак атрофии мозга. Это знак сосредоточенности". Автор сегодняшней статьи называет это "вздором".
Несмотря на агрессивную рекламную кампанию, пропагандирующую просмотр фильмов даже полугодовалыми младенцами, нет доказательств, что сосредоточенный взгляд на экран приносит младенцам и детям младшего дошкольного возраста хоть какую-то пользу, а не вред. В исследовании, опубликованном в августе прошлого года, ученые из Университета Вашингтона пришли к выводу, что дети в возрасте 8-16 месяцев распознают в среднем на 6-8 слов меньше на каждый час просмотра фильмов.
Автор предполагает, что неспособность подолгу сосредотачиваться - в противоположность чтению информации в интернете, маленькими порциями - тесно взаимосвязана с неспособностью аудитории припомнить даже те события, о которых совсем недавно сообщали в новостях. К примеру, неудивительно, что на позднейших этапах кампании праймериз, в отличие от первых, кандидаты в президенты стали меньше говорить о войне в Ираке - причина всего лишь в том, что видеосообщений о насилии в Ираке стало меньше. Кандидаты, как и избиратели, делают упор на последних новостях, которые необязательно являются важнейшими.
Массовый синдром рассеянного внимания, сформировавшийся под воздействием видео, тесно связан со вторым по значимости антиинтеллектуальным фактором в американской культуре - эрозией базовых знаний.
В феврале 1942 года Рузвельт после Перл-Харбора в своем традиционном выступлении по радио, прозванном "беседой у камина", призвал американцев расстелить на столе географическую карту, чтобы лучше уяснить местоположение театра боевых действий. В магазинах по всей стране моментально разошлись запасы карт; около 80% взрослых американцев включили радио, чтобы послушать президента. Перед этим президент сказал своим спичрайтерам, что не сомневается: если американцы уяснят, какое колоссальное расстояние должны преодолеть боеприпасы и провиант, чтобы добраться до армии и флота, "они смогут, не дрогнув, выслушать любые дурные новости".
Это портрет не только принципиально иного президента и президентства, но также иной страны и ее граждан - страны, которая не имела доступа к картам Google, усовершенствованным благодаря данным со спутников, но была гораздо более восприимчивой к учебе и запутанной информации, чем современное общество. По данным опроса, проведенного National Geographic-Roper в 2006 году, почти половина американцев в возрасте 18-24 лет не считают необходимым знать, где расположены иностранные государства, в которых происходят важные события. Более трети находят "совершенно неважным" знание иностранного языка, меж тем как "очень важным" его считают лишь 14%.
Это подводит к третьему и последнему фактору, стоящему за "неотупостью" Америки: речь идет не о невежестве как таковом, но о горделивом упоении этим невежеством. Проблема не только в том, чего мы не знаем (задумайтесь: каждый пятый взрослый американец, по данным National Science Foundation, считает, что Солнце обращается вокруг Земли); вся беда в том, что опасное множество американцев пришло к выводу, что им вообще такие знания ни к чему. Назовем это антирационализмом. Его синдром особенно вреден для наших общественных институтов и дискурса. Незнание иностранного языка или местоположения важной страны - проявление невежества; отрицание ценности таких познаний - антирационализм чистой воды. Ядовитый коктейль из антирационализма и невежества препятствует обсуждению государственной политики США в самых разных областях, от здравоохранения до налогообложения.
От этой эпидемии самонадеянного антирационализма и антиинтеллектуализма не существует быстродействующей панацеи; усилия повысить успеваемость в форме ответов на стандартизованные тесты - а именно, заставить учеников вызубрить конкретные ответы на конкретные вопросы конкретных тестов - не помогут, говорится в статье. Более того, люди, являющиеся олицетворением этой проблемы, обычно ее абсолютно не осознают. Автор призывает провести серьезную общенациональную дискуссию о том, действительно ли американцы как нация ценят интеллект и рациональное мышление.
2) ФРГ
Германия становится все глупее, утверждают молодые немецкие журналисты в своей книге. Среди основных причин оглупления страны авторы назвали частый просмотр телевидения, увлечение компьютерными играми и отсутствие интереса к чтению книг.
То, что страна действительно глупеет, показывают и социологические данные. Исследователи из университета Эрлангена установили, что с конца 1990-х годов так называемый "коэффициент интеллекта" снижается у немцев примерно на два пункта в год, а до этого неуклонно повышался, начиная с 1950-х годов.
Авторы книги "Поколение тупых" приводят множество примеров данного утверждения, взятых из газет, журналов и телевизионных передач.
Так, три года назад перед телекамерами прямого эфира опозорились все до одной соискательницы звания "Мисс Восточная Германия". Они должны были показать на карте страны восточногерманские федеральные земли или хотя бы Берлин. Столицу страны некоторым еще удалось найти, восточные земли - никому.
В другом телевизионном шоу один из участников на вопрос: "Какой шоколадный батончик носит имя древнеримского бога войны?" ответил: "Сникерс".
"Раньше выпускники школ и тем более университетов могли спокойно процитировать Гете и Шиллера, - пишут авторы "Поколения тупых". - Сегодня они могут разве что напеть какие-нибудь модные хиты. Пятую симфонию Бетховена знают только потому, что ее вытрезвонивают мобильные телефоны. Точнее говоря, узнают мелодию, но то, что это музыка Бетховена и тем более его Пятая симфония, - для большинства откровение".
Впрочем, не устают повторять авторы книги, глупость сама по себе - не порок. Все мы делаем в жизни глупые поступки. В проблему это вырастает тогда, когда невежество и дилетантизм становятся повсеместными, когда молодежь начинает кичиться тем, что не читает Гете и Шекспира, когда гением эйнштейновского уровня большинство считает кандидата, ответившего правильно на все вопросы телевизионной игры "Кто хочет стать миллионером?".
Самих себя журналисты тоже называют типичными представителями "поколения тупых". "Мы просто хитрее, чем другие, - самокритично признаются авторы. - И нам искуснее, чем другим, удается скрывать свои недостатки".
3) РФ
Чего не хватает Путину Чтобы выполнить свой план
Не меньше, чем приближающиеся выборы, в эти дни обсуждается другая тема – «план Путина», стратегия развития России до 2020 года, предложенная действующим президентом. Общее отношение экономистов и политологов к данному документу весьма скептическое. Всеобщего счастья через 12 лет нам не построить, уверены они, указывая, впрочем, совершенно разные причины своего негативного вывода по поводу стратегического документа. При этом, правда, почти никто не упоминает главную проблему, без решения которой все разговоры о «плане Путина» – что-то вроде обсуждения главы «Четвертый сон Веры Павловны» из приснопамятной книги Чернышевского.
Возможно, лучше немного уйти от кажущихся важными, но на самом деле довольно абстрактных понятий: коррупция, законодательная база, инновации, гражданское общество и т.д. Будем предельно конкретны – не хватает людей. Для того чтобы выполнить план Путина, не обойтись командой друзей и знакомых, которых можно рассадить по министерствам и десятку крупных компаний. Изменить страну не получится, если качество живущих в ней людей, по крайней мере 50–60% из них, не будет соответствовать поставленным целям. С кем же собирается строить Владимир Владимирович «общество будущего», основными столпами которого будут образование, технологии, здоровая семья и т.д.?
Не будет большим открытием сказать, что весьма значительный сегмент в современном российском обществе (даже в Москве не менее половины) представляет сегодня так называемое «быдло» – люди с крайне примитивными интеллектуальными и моральными стандартами. Государственные мужи с высоких трибун любят говорить о патриотизме и морали, но реальные общественные ценности, из которых исходит в своей жизни значительная часть населения, сегодня совсем иные. Советский Союз можно ругать за многое, но в нем была как минимум одна важная позитивная черта, за которую нас, кстати, очень уважали на Западе.
Советская система, практически заменив церковь, с помощью самых различных способов пыталась сделать людей лучше (хотя, возможно, это и слишком романтичный взгляд на вещи), дать им образование, моральные ориентиры, научить тому, что хорошо и что плохо, то есть работала с населением, вытягивала его на определенный уровень. Удивительно, но сборники рассказов для октябрят и пионеров навевают не только ностальгию, но и мысли о том, что человеку с раннего детства надо целенаправленно давать четкую систему ценностей, желательно не имеющую отношения к японскому аниме или роботам-трансформерам.
Сегодня государство занято более важными делами – переделом бизнеса, выборами, Косовом, и до населения, если речь не идет о налогах, ему нет никакого дела. Воспитание населения фактически отдано на откуп медиабизнесу, а у бизнеса, как известно, свои законы, особенно если им управляют жадные и безответственные люди. Чтобы понять, почему миллионы россиян превращаются в быдло, достаточно попереключать телеканалы, которые заняты в основном передачами, которые можно объединить одним общим названием – «Клуб идиотов».
Государству нет дела до того, что телеканалы, в том числе и государственные, зарабатывают рейтинги для рекламы за счет «снятия запретов», а не дают людям нормы поведения, от которых выиграют и сами люди, и общество в целом. То же самое творится в Интернете. Почему, например, почтовый сервис Mail.ru, который по идее выполняет социальную функцию в отношении миллионов пользователей, забит ссылками типа «Тимати снял порноклип»? Аудитория любой ценой? А что будет с этой аудиторией потом, чем будет забита ее голова?
Жалко, что вопросы о том, как медиаиндустрия «воспитывает» россиян, не волнуют государство. Любители теории заговора говорят, что, мол, все это неспроста. «Быдлом», которое отучено телевизором думать, гораздо проще манипулировать. Например, с целью заставить проголосовать за «нужного» политика. Но манипулировать и управлять – разные вещи. Те цели, которые поставил перед страной сам Путин, нельзя достичь с «быдлом». Нужны образованные люди, понимающие и разделяющие общественные интересы. Может быть, хотя бы ради «плана Путина» государство вспомнит наконец об ответственности за собственное население.
4) Беларусь ?