О "само" и "по недосмотру" (или почему Советский Союз вопреки благодаря Хрущеву все же проиграл лунную гонку)
https://realt.onliner.by/2018/04/12/moonrace
лавным, основополагающим фактором, сразу заложившим мину под наши мечты о Луне, стало отсутствие в Советском Союзе полноценного государственного руководства проектом. Парадоксально, но США, главная капиталистическая держава мира, преподала СССР урок в централизованном регулировании.
Устинов, курировавший в ЦК КПСС оборонную промышленность и сам впоследствии ставший министром обороны СССР, открыто сетовал на совещаниях, что американцы позаимствовали у Советского Союза основной метод работы — плановое руководство и сетевые графики: «Они обошли нас в управлении и методах планирования. Они заранее объявляют график подготовки пуска и строго его придерживаются. У них на деле реализован принцип демократического централизма — свободное обсуждение, а потом строжайшая дисциплина при выполнении».
«Мы же распустились, — цитирует Устинова Борис Черток. — Вернулись к временам феодализма. Каждое министерство — это свое феодальное княжество. Главные конструкторы вместо дружной работы занимают агрессивную позицию в отношениях друг с другом, перестают слушать своих министров [-ха-ха-ха! это ж просто нонсенс].».
Советский «феодализм» и погубил лунную мечту. При желании проект Н-1 можно было довести до ума, и многое для этого успели сделать. Но все наработанные за десятилетие материалы, труд десятков, если не сотен тысяч людей в конечном итоге отправились на свалку истории. Личные амбиции, нежелание работать в одной команде ради общенациональной задачи, озабоченность будущим лишь своего небольшого коллектива, неприязнь к коллегам, их мнению и их идеям похоронили «советскую Луну» в тот небольшой промежуток времени, когда у государства были средства и энергия на реализацию подобного сверхпроекта.
В феврале 1976 года было подписано постановление Совета министров о списании 6 млрд советских рублей (колоссальная сумма!) по лунному проекту Н1-ЛЗ.
Теперь комментарии
Скажите, товарищ министр, что стоит сегодня наш комплексный план технического развития и реконструкции комбината, который недвижно лежит в столах специалистов вашего министерства уже 3 года? А ведь для его реализации в лучшем случае потребуется ещё 4-5 лет. Вот оно, наказание. Руководить – руководите, помогать – пожалуйста, но мелочной опекой [саботаж: расстройка и полная остановка процессов, казалось бы мелкими нарушениями] мешать – не надо.
х/ф «Факты минувшего дня» (1981, СССР)
(эпиграф)
В перестройку вожди бросили в «массы» лозунг «ускорение – норма жизни». Это потому, что уже не только в их кабинетах всё стояло колом – но и везде – по хозяйствененой среде.
Скорость течения процессов в госаппарате – и сетках служаших, уже давно (конечно же «само», «по недосмотру») вышла на тот уровень, когда перестала соответствовать нормам, при которых возможна жизнь хозяйственной среды и государства.
Забавные фильмы тогда снимали. Размышления интересны:
Год 1981-й.
х/ф «Факты минувшего дня» (1981, СССР)
Это ж просто песня:
Кто виноват... – наш несовершенный хозяйственный механизм, неувязки и противоречия в нём. Мы еще не подняли планирование, систему управления, до уровня требований сегодняшнего дня. Ведь мы ж, товарищи, чаще всего только надеемся, что нам повезет, – а нам чаще не везет.
Коллектив работает с энтузиазмом, мы взяли к съезду повышенные социалистические обязательства, а спроси меня, знаю я наверняка выполним мы план – или нет? – Отвечу – не знаю. Дадут ли мне вагоны в необходимом плановом количестве. А транспортники не знают освободятся ли эти вагоны от прежних грузов. А смежные предприятия которые как раз и должны их освободить не уверены согласится ли их разгружать в неурочное, так сказать. авральное время Иван Иваныч Иванов. Так зачем же я гонюсь тогда, напрягаю технологическую нить комбината, которая звенит, понимаете, как струна в тумане, – не помню, кто это сказал (это сказал Достоевский... Гоголь...). Партия и правительство требуют от нас руководителей эффективности и качества нашей работы. Эти не просто экономические, а, прежде всего, нравственные критерии призваны соединять воедино интересы каждого работника с интересами предприятия, а интересы предприятия с интересами всего государства, лучшего единства не может быть. А умеем ли мы на практике обеспечить это единство? В космосе мы стыкуем 2, 3 корабля, а вот на родной земле состыковать деятельность 2-х 3-х министерств и даже в одной отрасли – десятка предприятий пока еще не научились. Главная помеха – ведомственные барьеры, ведомственные интересы. ...Чтобы покрыть невыполнение плана отстающими предприятиями, министерство налагает контрибуцию на тех, кто ещё из последних сил может тянуть план – и за себя и за других.
Товарищи, я не пророк, вы всё это знаете не хуже меня. ... Мы безбожно отстали от самих себя.
Ну а засевшие в парткомах и горисполкомах «коммунистические» вожди, – на чёрных машинах и с роем обслуживающего их персонала, которые конечно, ни о чём и не догадывались, вели «массы» к «торжеству коммунизма». Школьникам что он «вот-вот наступит» промывали мозг вплоть до 1991-го.
Наступил.