Самый ожидаемый документ. Какие новшества строителям принесет Декрет № 7
Общественное обсуждение проектов НПА
Принимается в связи со вступлением Декрета № 7 «О развитии предпринимательства»
В частности
Проект
СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О внесении изменений и дополнения в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь
В соответствии с пунктом 9 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести изменения в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь:
…
1.2. в Положении о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2008 г. № 1476 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 17.10.2008, № 248, 5/28493):
пункт 34 изложить в следующей редакции:
«34. Обоснованные отступления от требований технических нормативных правовых актов, взаимосвязанных с техническим регламентом Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 1748 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010г., № 15, 5/31029), по конкретным объектам проектирования и строительства допускаются только при наличии положительного мнения организации – разработчика технического нормативного правового акта и согласования республиканских органов государственного управления, которые утвердили и ввели в действие такие технические нормативные правовые акты»;
Некоторые замечания.
1. Что именно понимается под «Обоснованные отступления»? Законодательство данный термин не определяет. Какие отступления следует считать «обоснованными»? Законодательство не содержит каких-либо требований к «обоснованию» отступлений. При таких условиях «обосновать» можно много чего…
2. Специальный Закон
Статья 21. Применение технических кодексов установившейся практики
1. Технические кодексы установившейся практики являются добровольными для применения, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи.
2. Технические кодексы установившейся практики могут применяться на стадиях разработки, проектирования, изысканий, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации продукции, а также при выполнении работ, оказании услуг.
3. Ссылки на технические кодексы установившейся практики могут приводиться в тексте нормативных правовых актов Республики Беларусь, международных договоров Республики Беларусь, документов в области технического нормирования и стандартизации, в праве Евразийского экономического союза, в маркировке, эксплуатационной и иной документации, договорах, рекламе, информационных ресурсах и иных формах представления информации. При этом, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, проект законодательного акта Республики Беларусь, технического регламента Республики Беларусь либо иного нормативного правового акта Совета Министров Республики Беларусь, который содержит ссылку на технический кодекс установившейся практики, подлежит согласованию с утвердившим этот технический кодекс установившейся практики республиканским органом государственного управления, Национальным банком Республики Беларусь, за исключением случая, когда этот государственный орган является разработчиком соответствующего проекта.
4. В случае, когда в законодательном акте Республики Беларусь, техническом регламенте Республики Беларусь либо ином нормативном правовом акте Совета Министров Республики Беларусь дана ссылка на технический кодекс установившейся практики, требования этого технического кодекса установившейся практики становятся обязательными для соблюдения, если добровольность его применения не установлена соответствующим законодательным актом Республики Беларусь, техническим регламентом Республики Беларусь либо иным нормативным правовым актом Совета Министров Республики Беларусь.
5. Если субъект технического нормирования и стандартизации в добровольном порядке заявил о соблюдении технического кодекса установившейся практики (отдельных его требований) либо о соответствии техническому кодексу установившейся практики (отдельным его требованиям) выполняемых им процессов разработки, проектирования, изысканий, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации продукции, выполняемой им работы или оказываемой им услуги (использовав обозначение технического кодекса установившейся практики (сделав ссылку на отдельные его требования) в маркировке, эксплуатационной или иной документации, договорах, рекламе либо заявив об этом иным способом), требования (отдельные требования) технического кодекса установившейся практики для него становятся обязательными для соблюдения в силу добровольного волеизъявления (самообязывания). При этом в указанных случаях требования (отдельные требования) технического кодекса установившейся практики являются обязательными для соблюдения субъектом технического нормирования и стандартизации до момента прекращения использования обозначения технического кодекса установившейся практики в маркировке, эксплуатационной или иной документации, договорах, рекламе либо отзыва сделанного этим субъектом соответствующего заявления иным способом.
6. Субъект технического нормирования и стандартизации вправе своим решением установить обязательность соблюдения требований технического кодекса установившейся практики (отдельных его требований) для подчиненных ему либо входящих в его состав (систему) иных субъектов технического нормирования и стандартизации, если такое решение не противоречит актам законодательства Республики Беларусь и учредительным документам субъектов технического нормирования и стандартизации - юридических лиц.
Статья 23. Применение государственных стандартов
1. Государственные стандарты являются добровольными для применения, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи и пунктом 2 статьи 29 настоящего Закона.
2. Государственные стандарты могут применяться на стадиях разработки, проектирования, изысканий, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации продукции, при выполнении работ, оказании услуг, при испытаниях, исследованиях и измерениях, отборе образцов, а также в отношении терминологии, символики, упаковки, маркировки или этикеток и при их нанесении, функционировании (эксплуатации, использовании) иных объектов стандартизации.
3. Государственные стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов Республики Беларусь.
4. Ссылки на государственные стандарты могут приводиться в тексте нормативных правовых актов Республики Беларусь, международных договоров Республики Беларусь, документов в области технического нормирования и стандартизации, в праве Евразийского экономического союза, в маркировке, эксплуатационной и иной документации, договорах, рекламе, информационных ресурсах и иных формах представления информации. При этом проект технического регламента Республики Беларусь, который содержит ссылку на государственный стандарт, подлежит согласованию с Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь, за исключением случая, когда Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь является разработчиком такого проекта.
5. В случае, когда в техническом регламенте Республики Беларусь дана ссылка на государственный стандарт, требования этого государственного стандарта становятся обязательными для соблюдения, если добровольность его применения не установлена соответствующим техническим регламентом Республики Беларусь.
6. Если субъект технического нормирования и стандартизации в добровольном порядке заявил о соблюдении государственного стандарта (отдельных его требований) либо о соответствии государственному стандарту (отдельным его требованиям) произведенной и (или) реализуемой им продукции, выполняемых им процессов разработки, проектирования, изысканий, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации продукции, выполняемой им работы или оказываемой им услуги, иных объектов стандартизации при осуществлении своей деятельности (использовав обозначение государственного стандарта (сделав ссылку на отдельные его требования) в маркировке, эксплуатационной или иной документации, договорах, рекламе либо заявив об этом иным способом), а также если продукция, работа, услуга или иной объект стандартизации в добровольном порядке сертифицированы на соответствие требованиям (отдельным требованиям) государственного стандарта, требования (отдельные требования) государственного стандарта для него становятся обязательными для соблюдения в силу добровольного волеизъявления (самообязывания). При этом в указанных случаях требования (отдельные требования) государственного стандарта являются обязательными для соблюдения субъектом технического нормирования и стандартизации до момента прекращения использования обозначения государственного стандарта в маркировке, эксплуатационной или иной документации, договорах, рекламе, либо отзыва сделанного этим субъектом соответствующего заявления иным способом, либо до момента отмены (прекращения) действия сертификата соответствия (сертификата компетентности) Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь.
Статья 24. Технические кодексы установившейся практики и государственные стандарты, взаимосвязанные с техническим регламентом Республики Беларусь
1. Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь либо иным государственным органом, уполномоченным Советом Министров Республики Беларусь, по согласованию с Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь не позднее чем за тридцать календарных дней до дня введения в действие технического регламента Республики Беларусь при необходимости может утверждаться перечень технических кодексов установившейся практики и (или) государственных стандартов, взаимосвязанных с техническим регламентом Республики Беларусь, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Республики Беларусь.
2. Применение на добровольной основе технических кодексов установившейся практики и (или) государственных стандартов, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень, является достаточным условием соблюдения требований соответствующего технического регламента Республики Беларусь (презумпция соответствия техническому регламенту Республики Беларусь). Неприменение таких технических кодексов установившейся практики и (или) государственных стандартов субъектами технического нормирования и стандартизации не может рассматриваться как несоблюдение требований технического регламента Республики Беларусь.
не предусматривает возможность «обоснованных отступлений» в проектной документации на строительство объектов от требований технических нормативных правовых актов, взаимосвязанных с техническим регламентом.
Декрет № 7
Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства»
3. Установить, что:
…
3.9. технические кодексы установившейся практики будут являться обязательными для соблюдения субъектами хозяйствования только при ссылке на них в законодательных актах, технических регламентах Республики Беларусь, иных нормативных правовых актах Совета Министров Республики Беларусь, а равно если сами субъекты хозяйствования в добровольном порядке заявили об обязательности их соблюдения. Государственные стандарты Республики Беларусь будут являться обязательными для соблюдения субъектами хозяйствования только при ссылке на них в технических регламентах Республики Беларусь, а равно если сами субъекты хозяйствования в добровольном порядке заявили об обязательности их соблюдения9;
также такой возможности не предусматривает.
3. Положение о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2008 г. № 1476, в действующей в настоящее время редакции:
34. Обоснованные отступления от требований технических нормативных правовых актов, взаимосвязанных с техническим регламентом Республики Беларусь "Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность" (ТР 2009/013/BY), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. N 1748 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., N 15, 5/31029), допускаются только в случаях, предусмотренных законодательными актами, при наличии согласования республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, которые утвердили и ввели в действие такие технические нормативные правовые акты.
Что такое «законодательные акты»?
Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»
Статья 1. Основные термины, применяемые в нормотворческой деятельности
…
законодательные акты – Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь;
Соответственно, такая возможность должны быть предусмотрена только законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь. И не более того.
Действующая редакция Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» не предусматривает такой возможности и не наделяет никакие органы полномочиями согласовывать «обоснованные отступления». Для примера
Закон Республики Беларусь от 15.06.1993 N 2403-XII «О пожарной безопасности»
Статья 36. Права органов государственного пожарного надзора
Органам государственного пожарного надзора для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляется право:
…
9) согласовывать проекты на строительство объектов, в которых отсутствуют противопожарные требования, а также проекты с обоснованными отступлениями от противопожарных требований.
Исключение из п. 34 Положения слов «только в случаях, предусмотренных законодательными актами» расширяет возможность допускать и затем согласовывать «обоснованные отступления» от требований обязательных к применению технических нормативных правовых актов.