Администрация Советского р-на г. Минска
ФИО заявителя (полностью)
почтовый адрес, индекс
e-mail:
ОБРАЩЕНИЕ
С 06.02.2014 г. по 20.02.2014 г. состоялось общественное обсуждение градостроительного проекта «Внесение изменений в градостроительный проект детального планирования реконструкции территории в границах ул. Широкая – Логойский тракт – ул. Лукьяновича – ул. Гало – ул. Олешева – ул. М.Богдановича (корректировка градостроительного проекта детального планирования реконструкции жилой усадебной застройки в границах ул. Восточной – ул. Олешева – ул. Полиграфической)». Направляем замечания и предложения по данному проекту.
1. Требования по формированию среды обитания при комплексной реконструкции территорий
Согласно п. 1 ст. 11 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 г. № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон об архитектурной деятельности) в Республике Беларусь при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности должно обеспечиваться формирование полноценной и эстетически выразительной среды обитания путем соблюдения следующих особых требований к планировке и застройке населенных пунктов:
обеспечения функциональных и художественно-эстетических качеств населенных пунктов за счет органического сочетания архитектурных решений новых зданий и сооружений с существующей застройкой, памятниками архитектуры, градостроительства и природного ландшафта, использования национальных традиций и приемов застройки, ландшафтной архитектуры и иных архитектурных и художественных средств;
строительства учреждений культуры, спортивных сооружений и других объектов социально-культурного назначения при формировании застройки населенных пунктов и их территориальных зон с учетом интересов социально-демографических и профессиональных групп населения;
Глава 2 Основных направлений государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2011-2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 30.08.2011 № 385 (далее – Основные направлений государственной градостроительной политики) содержит Направление 3 «Комплексное формирование жилой среды, обеспечивающее удовлетворение различных потребностей человека, в том числе в жилье и социальных услугах, достижение высокого уровня благоустройства территорий», задачами которого, в том числе, являются:
своевременное обеспечение районов жилищного строительства объектами социальной инфраструктуры, благоустроенными территориями, парковками и стоянками автомобильного транспорта на уровне европейских стандартов качества жизни;
внедрение разнотипных жилых комплексов, соответствующих жизненному укладу и доходам семей;
применение гибких и экономичных планировочных решений застройки, обеспечивающих комплексное формирование жилой среды в условиях реконструкции.
Требования к комплексной градостроительная реконструкции территорий населенных пунктов регламентирует п. 5 ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки». Требования к реконструкции территорий функциональных зон содержатся в подп. 5.2 ТКП 45-3.01-116-2008. Так, реконструкцию территорий функциональных зон следует осуществлять с целью приведения застройки жилых, общественных и производственно-деловых территорий в соответствие с требованиями действующих ТНПА…» (подп. 5.2.1 ТКП 45-3.01-116-2008 ), «Мероприятия по реконструкции и модернизации территорий функциональных зон должны отвечать требованиям повышения качества среды жизнедеятельности и увеличения предоставляемых населению услуг как на самой территории, так и на прилегающих к ней участках, при соблюдении экологических, санитарно-гигиенических и противопожарных требований» (подп. 5.2.2 ТКП 45-3.01-116-2008 ), «Расчетную численность населения на реконструируемых жилых территориях следует определять с учетом размещения социального и коммерческого жилья различных типов и объектов общественно-социального назначения» (подп. 5.2.12 ТКП 45-3.01-116-2008 ).
Во Введении Генерального плана г. Минска с прилегающими территориями в пределах перспективной городской черты, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 23.04.2003 № 165 (далее – Генеральный план г. Минска) сказано: «Целью градостроительного развития г. Минска является создание благоприятной среды жизнедеятельности и обеспечение устойчивого развития города в интересах настоящего и будущего поколений».
Таким образом, комплексная реконструкция территорий предполагает не банальную застройку свободных участков жилых территорий многоэтажными и повышенной этажности жилыми домами типовых проектов с целью снижения затрат застройщиков и повышения их прибыли, а «своевременное обеспечение районов жилищного строительства объектами социальной инфраструктуры, благоустроенными территориями, парковками и стоянками автомобильного транспорта на уровне европейских стандартов качества жизни», «комплексное формирование жилой среды в условиях реконструкции», «приведения застройки жилых территорий в соответствие с требованиями действующих ТНПА», «повышения качества среды жизнедеятельности и увеличения предоставляемых населению услуг» и т.п.
2. Создание благоприятной, гармоничной и эстетически выразительной среды обитания при застройке территории
В гл. 1 Основных направлений государственной градостроительной политики констатируется: «облик большинства населенных пунктов определяется типовой и невыразительной застройкой 1960-1980 годов. При формировании силуэта и панорамы городской застройки в настоящее время допускаются архитектурные несоответствия, в том числе негармоничность ее включения в природное окружение».
В п. 1.2.6 «Архитектурные требования» подразд. 1.2 разд. 1 ч. I Утверждаемой части действующего проекта детального планирования реконструкции территории в границах ул.Широкой – Логойского тракта – ул.Лукьяновича – ул. Гало – ул. Олешева – ул.М. Богдановича (корректировка градостроительного проекта детального планирования реконструкции жилой усадебной застройки в границах ул. Восточной – ул. Олешева – ул. Полиграфической), утвержденного Решением Минского горисполкома от 05.06.2008 № 1231, сказано: «Новое многоквартирное строительство осуществлять после разработки проектов застройки и при наличии поквартальной проектной документации, выполненной с применением индивидуальных проектных решений и современных конструктивных систем для обеспечения высокого уровня качества застройки и благоустройства на реконструируемых территориях». Необходимо сохранить данные требования к жилой застройке с целью недопущения типовой и невыразительной застройки на данной территории.
3. Численность и плотность населения
Реализация проекта предполагает значительное увеличение численности населения на реконструируемой территории – с нынешних 7,8 тыс. чел. до 13,0 тыс. чел. на расчетный период (рост на 67%).
На совещании по развитию жилищного строительства в Минске 29 ноября 2012 года Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подчеркнул следующее: «По густоте заселения Минск в полтора-три раза превзошел такие европейские столицы, как Берлин, Вена, Рим, Прага и Стокгольм. Поэтому более оптимальным будет поиск других путей застройки… У нас сегодня море земель, и необязательно людей напрягать в плане дикого уплотнения. У нас и так плотность высока» (http://www.president.gov.by/press141249.html)
Проблема уплотнения затрагивалась и в Послании Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию 19.04.2013 г.: «Жилье в нашей стране должно быть не только доступным, но и удобным. И сегодня эти вопросы от граждан звучат все острее. Прежде всего люди жалуются на отсутствие парковок и пресловутое уплотнение застройки. Кстати, эти два вопроса взаимосвязаны между собой. Да, где–то надо и уплотняться, где–то надо и парковки строить, но только в интересах людей и государства, а не того, кто сегодня придет и вам предложит какой–то проект! Обязательно вот надо влезть к людям, чтобы они обозленные ходили... Неужели в Минске, в черте кольцевой дороги мало земли для того, чтобы строить и парковки, и жилье? Да предостаточно! И на уплотнение идти только в крайнем случае. Мы об этом договорились, и по этому поводу тоже приняты соответствующие решения» (http://www.president.gov.by/press143813.html)
На совещании по вопросам строительства на территории Минской области жилых районов для жителей Минска 17.01. 2014 г. Президент Республики Беларусь А. Лукашенко отметил, что с учетом приезжающих каждый день на работу население Минска уже превышает 2 млн. человек. Однако территориальные возможности столицы для обеспечения минчан жильем уже исчерпаны. По плотности заселения Минск уже в 2-3 раза превосходит ряд европейских столиц, таких как Берлин и Прага. Как следствие, избыточное давление испытывает на себе городская инфраструктура. Из-за обилия транспорта на улицах появились пробки, обострилась проблема подключения к коммунальным сетям новых предприятий и жилых домов. В то же время во всех регионах страны отмечается отток трудовых ресурсов из села, происходит уменьшение численности средних и малых городов, сокращение их экономического потенциала. Председатель Минского горисполкома Н. Ладутько привел в качестве примера ситуацию по плотности населения в крупных городах и столицах мира. Так, в Минске проживает 6,2 тыс. человек на 1 кв.км, в Санкт-Петербурге – 3,6 тыс. человек, в Берлине – 3,85 тыс., в Пекине – 4,1 тыс., в Шанхае – 3,7 тыс., в Токио – 5,7 тыс., в Мюнхене 4,4 тыс. По его словам, эти цифры свидетельствуют о том, что Минск является достаточно уплотненным городом, и это начинает сказываться не только на реализации программ жилищного строительства, но и ощущается на инженерно-транспортной инфраструктуре, автомобильной, на экологии города, социальных вопросах. По мнению Мингорисполкома, государственная политика по развитию города должна резко уйти от экстенсивного пути. Для этого на протяжении ряда лет уже были сделаны определенные шаги. Однако, анализ развития территорий показывают, что этих мер недостаточно. Н. Ладутько считает необходимым предпринять дополнительные меры, которые положительно скажутся на дальнейшем развитии столицы. В частности, предлагается поэтапно с 2017 года выйти на объемы строительства жилых домов в Минске в 500 тыс.кв.м. и такую политику заложить в корректируемый генеральный план развития Минска до 2030 года (http://president.gov.by/ru/news_ru/view/aleksandr-lukashenko-prov ... orii-7862/).
Плотность населения на срок реализации ПДП для микрорайонов I и II составляет 279 чел./га и 281 чел./га соответственно, что превышает показатель интенсивности градостроительного освоения высокоплотной жилой застройки на уровне микрорайона (брутто), который составляет 195-245 чел./га. (табл. 2.2.1 Системы регламентов Генерального плана г. Минска).
4. Обеспеченность объектами общественного социально-гарантированного обслуживания
Согласно ч. 5 подп. 1.7 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 72 «О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры» в редакции Указа от 14.01.2014 г. № 26 (далее – Указ № 72) для районов (кварталов) жилой застройки объекты социальной инфраструктуры размещаются с учетом их основных технико-экономических параметров, установленных в градостроительной документации (в т.ч. и в Генеральном плане г. Минска), и в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.
Согласно стратегии развития социальной инфраструктуры (Направление 3 Глава 6 Раздел I Генерального плана г. Минска) предусматривается формирование в городе сети социально гарантированных финансируемых государством объектов обслуживания.
4.1 Спортзалы, бассейны, спортивные площадки
К социально гарантированным объектам обслуживания в сфере физкультуры и спорта отнесены спортзалы, бассейны, спортивные площадки (подп. 3.1 Направления 3 Глава 6 Раздел I Генерального плана г. Минска). Соблюдаются ли основные технико-экономических показатели Генерального плана г. Минска в части обеспеченности спортплощадками жителей микрорайона (0,3 га/тыс.жит.)? Информация об этом в составе экспозиции отсутствовала.
Между тем, требования к составу и содержанию градостроительных проектов детального планирования (далее – ПДП) регламентирует ТКП 45-3.01-284-2013 «Градостроительство. Градостроительный проект детального планирования. Правила проектирования». Обязательное Приложение Г к ТКП 45-3.01-284-2013 определяет «Основные технико-экономические показатели, устанавливаемые при разработке детального плана». Согласно Примечания 3 к Приложению Г ТКП 45-3.01-284-2013 «Для реконструируемых территорий в таблице должна быть предусмотрена дополнительная графа с указанием показателей, отражающее существующее положение».
Согласно Приложения Г к ТКП 45-3.01-284-2013 в состав «Основные технико-экономические показатели, устанавливаемые при разработке детального плана» входит показатель «Спортивные сооружения – кв.м., га (для открытых площадок); кв.м./1000 жителей, га/1000 жителей (для открытых площадок)».
При этом строительство спортзалов общего пользования и бассейнов на I этапе реализации ПДП не запланировано.
4.2 Учреждения культуры
Согласно Приложения Г к ТКП 45-3.01-284-2013 в состав «Основные технико-экономические показатели, устанавливаемые при разработке детального плана» входит показатель «Учреждения культуры – мест, мест/1000 жителей», информация о котором отсутствовала в составе экспозиции.
4.3 Детские дошкольные учреждения
Статья 49 Конституции Республики Беларусь предусматривает право каждого на образование. Согласно ст. 8 Закона Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» государственными минимальными социальными стандартами в области образования являются нормы и нормативы обеспеченности населения бесплатными и общедоступными социальными услугами, наполняемости групп в государственных учреждениях образования при реализации образовательных программ.
Согласно основных технико-экономические показателей Генерального плана г. Минска обеспеченность детскими дошкольными учреждениями на 2003 г. составляло 45,5 мест на 1000 чел., а к 2015 г. и 2030 годы необходимо иметь 100% обеспеченность в зависимости от демографической структуры населения.
Для г. Минска норматив обеспеченности детей раннего и дошкольного возраста местами в учреждениях дошкольного образования, учреждениях образования, организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, а также норматив охвата детей пятилетнего возраста подготовкой к обучению в учреждениях общего среднего образования, составляют 100 % (п.п. 14 и 15 Перечня государственных минимальных социальных стандартов по обслуживанию населения города Минска согласно приложению, утвержденного Решением Минского городского исполнительного комитета от 26.06.2003 № 1013).
Наполняемость групп в детских дошкольных учреждениях не должна превышать показателей, установленных в п.п. 8-10 ст. 147 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
В соответствии с п. 4.2 гл. 6 Генерального плана г. Минска необходимо «Снизить наполняемость групп для детских дошкольных учреждений до 15 человек в группе; для подготовительных классов на базе дошкольных учреждений - до 20 человек…, что повысит уровень обслуживания и качество образования».
В городских поселениях радиус обслуживания детских дошкольных учреждений и начальных школ или классов следует принимать до 500 м. (подп. 7.4.5 ТКП 45-3.01-116). В пределах радиуса обслуживания от границ ПДП размещаются следующие детские дошкольные учреждения:
№ ___по ул._______
№ ____ по ул._______
….
Выполняются ли в указанных учреждениях требования п.п. 8-10 ст. 147 Кодекса Республики Беларусь об образовании?
Необходимо учесть прирост населения, связанный с осуществляемым и планируемым строительством жилых домов в радиусе до 500 м. от указанных детских дошкольных учреждений за пределами границ ПДП. Так, вблизи дду №№ _____ планируется и осуществляется строительство следующих жилых домов за пределами границ ПДП:
по ул. ______
по ул. ______
…..
Как следует из экспозиции, в настоящее время на территории в границах ПДП детские дошкольные учреждения отсутствуют. Проектом корректировки ПДП предусматривается размещение на I этапе реализации ПДП размещение детских дошкольных учреждений на 440 мест, а в пределах срока реализации ПДП – на 630 мест. Соответственно, обеспеченность населения детскими дошкольными учреждениями составит 440:10,7 тыс.чел.)=41 место/1000 чел. на I этапе реализации ПДП и 630:13,0 тыс.чел.=48 мест/1000 чел. на расчетном сроке реализации ПДП, т.е. на I этапе реализации ПДП обеспеченность населения детскими дошкольными учреждениями ниже, чем было в 2003 г. для г. Минска
Возникает вопрос: достаточно ли запланированных мощностей (41 место/1000 чел. на I этапе реализации ПДП 48 мест/1000 чел. на расчетном сроке реализации ПДП) для 100%-ой обеспеченности населения детскими дошкольными учреждениями с учетом вышеизложенного?
4.4 Школы и гимназии
Согласно ст. 8 Закона Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» государственными минимальными социальными стандартами в области образования являются нормы и нормативы обеспеченности населения бесплатными и общедоступными социальными услугами, наполняемости классов в государственных учреждениях образования при реализации образовательных программ.
Наполняемость классов в школах и гимназиях не должна превышать показателей, установленных в п.п. 13 и 14 ст. 158 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
В соответствии с п. 4.2 гл. 6 Генерального плана г. Минска необходимо «Снизить наполняемость классов… для школ - до 25 человек в классе при односменной работе всех школ, что повысит уровень обслуживания и качество образования». Согласно п. 102 Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 № 206, оптимальным является организация образовательного процесса с 9.00 (в первую смену);
Согласно п. 7.4.5 ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки» в городских поселениях радиус обслуживания базовых школ – до 800 м. В пределах радиуса обслуживания от границ ПДП размещаются следующие школы и гимназии:
№ ___по ул._______
№ ____ по ул._______
….
Выполняются ли в указанных учреждениях требования п.п. 13 и 14 ст. 158 Кодекса об образовании, а также требования п. 102 Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 № 206?
Необходимо учесть прирост населения, связанный с осуществляемым и планируемым строительством жилых домов в радиусе до 800 м. от указанных средних учебных учреждений за пределами границ ПДП. Так, вблизи школ и гимназий №№ _____ планируется и осуществляется строительство следующих жилых домов за пределами границ ПДП:
по ул. ______
по ул. ______
…..
Строительство школ на I этапе реализации ПДП не запланировано, а в течение срока реализации ПДП запланировано строительство школы на 796 мест. Возможно ли при этом соблюдение вышеуказанных социальных стандартов и требований?
4.5 Поликлиники
4.5.1 Взрослые поликлиники
Согласно ст. 9 Закона Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» государственными минимальными социальными стандартами в области здравоохранения являются услуги по оказанию амбулаторно-поликлинической помощи.
Радиус обслуживания (зона обслуживания) амбулаторно-поликлинических учреждений в населенных пунктах – до 1000 м. (п. 7.4.11 ТКП 45-3.01-116). На данном расстоянии от границ ПДП располагаются:
городская поликлиника № ___ по ул____________
городская поликлиника № ___ по ул. ___________
4.5.2 Детские поликлиники
В радиусе 1000 м. от границ ПДП располагается городская детская поликлиника № ___ по ул.________.
4.5.3 Норматив обеспеченности населения поликлиниками
Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений для городов следует определять исходя из 23 посещений в смену на 1000 чел. (п. 7.4.8 ТКП 45-3.01-116). Будет ли соблюдаться данный норматив в отношении жителей реконструируемой территории? Информация об этом в составе экспозиции отсутствовала. Между тем, согласно Приложения Г к ТКП 45-3.01-284-2013 в состав «Основные технико-экономические показатели, устанавливаемые при разработке детального плана» входит показатель «Поликлиники – посещений в смену, посещений в смену/1000 жителей».
Основные технико-экономические показатели Генерального плана г. Минска предусматривают обеспечение населения поликлиниками исходя из повышенного стандарта на 1000 человек: 30,2 посещений в смену к 2015 г. и 30,3 посещений в смену – к 2030 году. Будет ли выполнятся данный показатель в отношении жителей реконструируемой территории после строительства объекта?
4.5.4 Прирост населения в результате уплотнения за пределами границ ПДП
Необходимо учесть прирост населения, связанный с осуществляемым и планируемым строительством жилых домов в радиусе до 1000 м. от взрослых поликлиник №№ __ и детской поликлиники № ____ за пределами границ ПДП:
жилой дом по ул._______
жилой дом по ул._______
4.6 Сроки возведения минимально необходимых объектов социальной инфраструктуры
Согласно ч. 3 подп. 1.8 п. 1 Указа № 72 минимально необходимые объекты социальной инфраструктуры возводятся и принимаются в эксплуатацию в районе (квартале) жилой застройки параллельно со строительством жилых домов. К минимально необходимым объектам социальной инфраструктуры относятся объекты учреждения дошкольного и общего среднего образования, медицинского обслуживания (аптеки и объекты организаций здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь), объекты почтовой связи, торговли и бытового обслуживания (подп. 1.11 п. 1 Указа № 72).
5. Наземный многоуровневый паркинг в жилой зоне
В жилой зоне квартала ограниченного улицами ___________ для хранения автотранспорта запланировано размещение наземного многоуровневого паркинга в составе жилого дома № ____ по г/п на ___ м/мест, являющегося объектом «гараж-стоянка» (п. 3.1.4 ТКП 45-3.02-25-2006 «Гаражи-стоянки и стоянки автомобилей. Нормы проектирования»). При этом размещение гаражей-стоянок в жилых зонах возможно только по градостроительному обоснованию, разработанному в составе Детального плана (подп. 11.1 п. 11 табл. 2.2.7 Системы регламентов Генерального плана г. Минска). Имеется ли указанное градостроительное обоснование? Чем именно обосновано размещение наземного многоуровневого паркинга в жилой зоне при одновременном размещении в пределах коммунально-обслуживающей зоны многоуровневых паркингов (№№ _____ по г/п)?
Размещение наземных паркингов на придомовой территории жилых домов нерационально, т.к. такие объекты занимают придомовую территорию, на которой можно разместить иные ее элементы (детские игровые, физкультурные, хозяйственные площадки, зоны отдыха взрослых). Подземное пространство жилых территорий может использоваться для размещения подземных паркингов (Примечание 4 табл. 2.2.7 Системы регламентов Генерального плана г. Минска). Соответственно, наземный многоуровневый паркинг в составе жилого дома №____ по г/п следует либо вообще исключить из жилой зоны либо проектировать его подземным с возможностью размещения на его крыше необходимых элементов придомовой территории жилых домов. Об «эстетическом облике» таких наземных многоуровневых сооружений на придомовых территориях жилых домов вообще говорить не приходится.
6. Обеспеченность местами стоянки и хранения автотранспорта
6.1 Места хранения автотранспорта
Согласно п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116 при проектировании территорий многоквартирной жилой застройки необходимо предусматривать автомобильные стоянки (паркинги, гаражи) для хранения легковых автомобилей, микроавтобусов и других транспортных средств, принадлежащих гражданам, причем их вместимость принимается по расчетному уровню автомобилизации на расчетный срок действия генерального плана населенного пункта и должна составлять 100 % численности расчетного парка автомобилей, принадлежащих гражданам.
Согласно подп. 1.3.1 направления 10.1 гл. 10 Генерального плана г. Минска необходимо принимать расчетный уровень автомобилизации на срок действия Генерального плана г. Минска (2030 год) исходя из расчета 1 автомобиль на семью (т.е. на квартиру), или 380 машин на 1000 жителей. При этом в настоящее время текущий уровень автомобилизации в г. Минске уже превысил указанный уровень.
Проектом корректировки ПДП предусматривается увеличение численности населения на I этапе реализации ПДП до 10,7 тыс.чел., а в течение срока реализации ПДП – до 13,0 тыс.чел.
Соответственно, исходя из уровня автомобилизации 380 автомобилей/1000 жителей, требуется 10700х(380:1000)=4066 м/мест хранения (в гаражах, паркингах, на стоянках) на I этапе реализации ПДП и 13000х(380:1000)=4940 м/мест в течении срока реализации ПДП.
В условиях реконструкции следует предусматривать территории для автостоянок легковых автомобилей для срединных зон – не менее 80 % обеспеченности в зоне нормативной доступности (п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116). Соответственно, требуется 4066х80%=3253 м/мест хранения (в гаражах, паркингах, на стоянках) на I этапе реализации ПДП и 4940х80%=3952 м/мест в течении срока реализации ПДП.
Согласно сведений из экспозиции, на I этапе реализации ПДП планируется строительство 1980 м/мест для хранения автотранспорта в пределах ПДП и 6445 м/мест – на срок реализации ПДП.
Допускается учитывать в качестве мест хранения автомобилей места на парковках, на которых обеспечивают условия для хранения автомобилей согласно Указа Президента Республики Беларусь «Об упорядочении работы автомобильных стоянок и автомобильных парковок» от 3 октября 2006 г. № 589» (подп. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116). Согласно подп. 1.1 п. 1 Указа № 589 под автомобильной парковкой понимается место стоянки транспортных средств, представляющее собой участок проезжей части автомобильной дороги, улицы и дороги населенного пункта или прилегающей к ним территории, организованный в соответствии с Правилами дорожного движения, а также Правилами организации (строительства), эксплуатации автомобильных стоянок и автомобильных парковок и пользования ими, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.01.2007 № 9. Согласно подп. 2.1 п. 2 указанных Правил владелец автомобильной парковки – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по оказанию услуг в области хранения транспортных средств, являющийся собственником или на иных законных основаниях осуществляющий владение, пользование и распоряжение имуществом автомобильной парковки. Владельцами бесплатных и общедоступных парковок у жилых домов не являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, «осуществляющие деятельность по оказанию услуг в области хранения транспортных средств». Таким образом, «гостевые парковки» у жилого дома требованиям Указа № 589 не соответствуют и учитываться в качестве мест хранения автомобилей не могут.
Соответственно, строительства 1980 м/мест для хранения автотранспорта на I этапе реализации ПДП недостаточно – необходимы дополнительные 3253-1980=1273 м/мест в гаражах, паркингах, на стоянках.
6.2 Места стоянки автотранспорта
Для районов новой жилой застройки обеспеченность местами стоянки автомобилей (парковки у жилых зданий) следует принимать не менее 25 % от расчетного уровня обеспеченности автомобилями (подп. 11.6.6 ТКП 45-3.01-116). Максимальная дальность пешеходного подхода к автомобильным парковкам от многоэтажных жилых домов составляет для г. Минска 100 м. (п. 11.6.8 и табл. 11.6 ТКП 45-3.01-116). Соответственно, все жилые дома (как планируемые к строительству, так и сохраняемые), должны быть обеспечены парковками из расчета (1 м/место на 1 квартиру)х25% и размещены на расcтоянии не более 100 м. от жилого дома. Между тем, жилые дома _________(№ по г/п) не обеспечены парковками. В тоже время, существующая парковка возле жилого дома ________ (№ __ по г/п) на генплане ПДП отсутствует.
Для объектов общественного назначения вместимость автомобильных парковок следует определять по расчету для конкретного объекта, исходя из его посещаемости, уровня автомобилизации населения, количества персонала, работающего на объекте, и других факторов (подп. 11.6.12 ТКП 45-3.01-116).
6.3 Текущая обеспеченность населения местами стоянки и хранения автотранспорта
В настоящее время о соблюдении вышеуказанных нормативов обеспеченности населения местами хранения автотранспорта (стоянки, паркинги, гаражи) и местами стоянки (парковки возле жилых домов) говорить не приходится. В результате проезды и дворовые территории превратились в места хранения автотранспорта. Премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович во время заседания Мингорисполкома потребовал решить проблему стихийных парковок в Минске: «Все дворы превратились в стихийные парковки. Особенно в старых дворах не то что не проехать, пройти невозможно вечером, все заставлено машинами. Еще 20-25 лет назад все хотели ставить машины в гаражи. Сейчас большинство ставит их возле дома». По словам Премьер-министра, необходимо решать эту проблему: «Случись беда, к примеру пожар, ведь из-за невозможности спецтехники вовремя подъехать к тому или иному дому можно и жизни потерять. Поэтому там, где не положено, транспорт стоять не должен. Там должны быть соответствующие знаки, должна действовать система штрафов. Но для этого вы должны предложить альтернативные варианты – новые стоянки или найти какие-то другие решения». Мингорисполкому совместно с заинтересованными госорганами было поручено найти оптимальный выход из сложившейся ситуации (http://www.belta.by/ru/all_news/society/mjasnikovich-potreboval-r ... 23469.html)
Учитывается ли в проекте корректировки ПДП указанное поручение Премьер-министра?
7. Расширение ул. Олешева как части 3-го транспортного кольца
Проектом предполагается расширение ул. Олешева как части 3-го транспортного кольца. Реализация данного решения возможна при строительстве недостающего участка 3-го транспортного кольца, соединяющего ул. Олешева м ул. Филимонова через Севастопольский парк. Между тем, по сообщениям СМИ, рассмотрение возможности реализации данного решения отложена до 2020 г., т.к. существует и альтернативный маршрут в обход Севастопольского парка
Значительное увеличение численности населения до реализации вышеуказанных планов создаст угрозу транспортного коллапса. Соответственно, необходимо отложить увеличение численности населения (соответственно, и автотранспорта) до принятия решения по маршруту 3-го транспортного кольца после 2020 г.
8. Благоустройство придомовых территорий сохраняемых жилых домов
Благоустройство придомовых территорий сохраняемых жилых домов не в полной мере соответствует требованиям действующих ТНПА (ширина проездов, количество м/мест на парковках и др.). Согласно п. 3.6 гл. 2 Генерального плана г. Минска необходимо «разработать и реализовать программу градостроительной реконструкции всех сложившихся районов многоквартирной жилой застройки с инженерным обустройством автомобильных парковок индивидуального легкового транспорта на придомовых территориях».
При благоустройстве придомовых территорий сохраняемых жилых домов необходимо одновременно:
а) разместить вблизи жилых домов парковки и соблюсти при этом требования к функциональному использованию остающейся придомовой территории;
б) сохранить озелененные участки из расчета 9 кв.м./проживающего;
в) привести к нормативным требованиям внутридворовые проезды, площадки для отдыха, игр и хозяйственных целей;
г) соблюсти градостроительные и санитарные нормы по расстоянию от указанных объектов до зданий и расстоянию между указанными объектами (от внутридворового проезда до фасада здания; от парковки до детской игровой площадки; от площадки для сбора мусора до окон жилых домов, детской игровой площадки).
Соответственно, необходимо резервирование в ПДП территориального ресурса для осуществления данных мероприятий. Между тем, информация о конкретных мероприятиях по благоустройству придомовых территорий сохраняемых жилых домов и сроках их проведения в материалах экспозиции ПДП отсутствовала. При этом ПДП может включать в себя эскиз застройки и благоустройства территории (п. 5 ст. 44 Закона об архитектурной деятельности).
Исходя из вышеизложенного, ТРЕБУЕМ:
1. Не рекомендовать к утверждению представленный на общественное обсуждение проект корректировки ПДП.
2. Отложить разработку проекта корректировки ПДП до 2020 г.
3. Осуществлять застройку территории в строгом соответствии с проектными решениями действующего ПДП на данную территорию, утвержденного Решением Минского горисполкома от 05.06.2008 № 1231
4. При разработке проекта корректировки ПДП учитывать, в первую очередь, интересы населения сохраняемых жилых домов, а не интересы потенциальных инвесторов-застройщиков. Для этого:
4.1 Запланировать размещение требуемых для обеспечения социальных нормативов жителям сохраняемых жилых домов в настоящее время (даже без уплотнения!) минимально необходимых объектов социальной инфраструктуры (учреждения дошкольного и общего среднего образования, медицинского обслуживания (аптеки и объекты организаций здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь), объекты почтовой связи, торговли и бытового обслуживания) на I этапе реализации ПДП в соответствии с ч. 3 подп. 1.8 п. 1 Указа № 72, а строительство многоэтажных и повышенной этажности жилых домов на свободных от застройки участках – на II этапе реализации ПДП.
4.2 С целью обеспечения благоприятной окружающей среды проживания населения уменьшить жилищный фонд, планируемый к возведению в рамках ПДП, а также исключить из проекта корректировки ПДП следующие объекты:_______ № по г/п.
5. При разработке проекта корректировки ПДП предусмотреть на I этапе реализации ПДП градостроительную реконструкцию жилых зон с инженерным обустройством автомобильных парковок индивидуального легкового транспорта на придомовых территориях сохраняемых жилых домов. Включить в состав ПДП эскиз застройки и благоустройства территории. Соответственно, переименовать проект ПДП, включив в его наименование слово «благоустройства».
6. Предоставить заявителю копию протокола общественного обсуждения проекта корректировки ПДП.
Приложение на ____ листах:
Список _____ граждан, выступающих против утверждения представленного на общественное обсуждение проекта корректировки ПДП
«___»____________2014 г. ____________(подпись заявителя)