ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ по объекту «Градостроительный проект детального планирования территории в границах ул. Аэродромной – полосы отвода железной дороги – 3-го городского кольца – ул. Кижеватова – ул. Брилевской (внесение изменений)»
1. Требования по формированию среды обитания при комплексной реконструкции территорий
Согласно п. 1 ст. 11 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 г. № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности) в Республике Беларусь при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности должно обеспечиваться формирование полноценной и эстетически выразительной среды обитания путем соблюдения следующих особых требований к планировке и застройке населенных пунктов:
обеспечения функциональных и художественно-эстетических качеств населенных пунктов за счет органического сочетания архитектурных решений новых зданий и сооружений с существующей застройкой, памятниками архитектуры, градостроительства и природного ландшафта, использования национальных традиций и приемов застройки, ландшафтной архитектуры и иных архитектурных и художественных средств;
строительства учреждений культуры, спортивных сооружений и других объектов социально-культурного назначения при формировании застройки населенных пунктов и их территориальных зон с учетом интересов социально-демографических и профессиональных групп населения.
Согласно Схемы функционального зонирования Генерального плана г. Минска объектом проектирования является территория в пределах функциональной зоны 5Жсм (жилая смешанная многоквартирная) и 155О (общественная).
Глава 2 Основных направлений государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2011-2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 30.08.2011 № 385 (далее – Основные направлений государственной градостроительной политики) содержит Направление 3 «Комплексное формирование жилой среды, обеспечивающее удовлетворение различных потребностей человека, в том числе в жилье и социальных услугах, достижение высокого уровня благоустройства территорий», задачами которого, в том числе, являются:
своевременное обеспечение районов жилищного строительства объектами социальной инфраструктуры, благоустроенными территориями, парковками и стоянками автомобильного транспорта на уровне европейских стандартов качества жизни;
внедрение разнотипных жилых комплексов, соответствующих жизненному укладу и доходам семей;
применение гибких и экономичных планировочных решений застройки, обеспечивающих комплексное формирование жилой среды в условиях реконструкции.
Глава 2 Основных направлений государственной градостроительной политики содержит Направление 2 «Совершенствование пространственной организации городских и сельских поселений с учетом новых принципов градостроительного планирования, предусматривающих безопасность, комфортность и эффективность поселения», предусматривающего «в целях реализации принципа комфортного поселения», которое обязывает предусматривать «насыщение общественных территорий разнотипными пространствами и объектами, предоставляющими широкие возможности для общения, отдыха и реализации творческой инициативы»
Градостроительный проект детального планирования территории в границах в границах ул. Аэродромной – полосы отвода железной дороги – 3-го городского кольца – ул. Кижеватова – ул. Брилевской (далее – ПДП) разработан на застроенную территорию. Соответственно, ПДП должен предусматривать мероприятия, указанные в разделе 5 «Комплексная градостроительная реконструкция территорий населенных пунктов» ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки». Так, «Реконструкцию территорий функциональных зон следует осуществлять с целью приведения застройки жилых, общественных и производственно-деловых территорий в соответствие с требованиями действующих ТНПА…» (п. 5.2.1 ТКП 45-3.01-116), «Мероприятия по реконструкции и модернизации территорий функциональных зон должны отвечать требованиям повышения качества среды жизнедеятельности и увеличения предоставляемых населению услуг как на самой территории, так и на прилегающих к ней участках, при соблюдении экологических, санитарно-гигиенических и противопожарных требований» (п. 5.2.2 ТКП 45-3.01-116), «Расчетную численность населения на реконструируемых жилых территориях следует определять с учетом размещения социального и коммерческого жилья различных типов и объектов общественно-социального назначения» (п. 5.2.12 ТКП 45-3.01-116).
Во Введении Генерального плана г. Минска с прилегающими территориями в пределах перспективной городской черты, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 23.04.2003 № 165 (далее – Генеральный план г. Минска) сказано: «Целью градостроительного развития г. Минска является создание благоприятной среды жизнедеятельности и обеспечение устойчивого развития города в интересах настоящего и будущего поколений».
Таким образом, комплексная реконструкция жилых и общественных территорий предполагает не банальное уплотнение застройки путем возведения многоэтажных и повышенной этажности жилых домов типовых проектов на свободных от застройки участках с целью снижения затрат застройщиков и повышения их прибыли, «бизнес-центров», а «своевременное обеспечение районов жилищного строительства объектами социальной инфраструктуры, благоустроенными территориями, парковками и стоянками автомобильного транспорта на уровне европейских стандартов качества жизни», «комплексное формирование жилой среды в условиях реконструкции», «приведения застройки жилых территорий в соответствие с требованиями действующих ТНПА», «повышения качества среды жизнедеятельности и увеличения предоставляемых населению услуг», «насыщение общественных территорий разнотипными пространствами и объектами, предоставляющими широкие возможности для общения, отдыха и реализации творческой инициативы» и т.п.
2. Рост численности населения
Проектом предусматривается прирост жилищного фонда в размере 1764,8 тыс. кв.м., что при расчетной средней обеспеченности населения многоквартирным жилым фондом в 31 кв.м./чел. и усадебным жилищным фондом в 40 кв.м./чел. означает проектный рост населения с существующих 2,7 тыс. до 60,7 тыс. чел. к концу срока реализации ПДП.
На совещании по вопросам строительства на территории Минской области жилых районов для жителей Минска 17.01.2014 г. констатировалось, что «Минск является достаточно уплотненным городом, и это начинает сказываться не только на реализации программ жилищного строительства, но и ощущается на инженерно-транспортной инфраструктуре, автомобильной, на экологии города, социальных вопросах...» При этом «…во всех регионах страны отмечается отток трудовых ресурсов из села, происходит уменьшение численности средних и малых городов, сокращение их экономического потенциала» (http://president.gov.by/ru/news_ru/view/aleksandr-lukashenko-prov ... orii-7862/).
Возникает вопрос: какие обстоятельства диктуют необходимость роста населения г. Минска на 58 тыс. чел.?
3. Плотность жилищного фонда и населения
Показатели интенсивности градостроительного освоения в жилой застройке установлены табл. 2.2.1 Системы регламентов Генерального плана г. Минска. Так, плотность на уровне микрорайона (брутто) для многоквартирной высокоплотной застройки должна составлять 6001-7600 кв.м./га при плотности населения 195-245 чел./га, причем увеличивать расчетные параметры жилого фонда в условиях реконструкции территорий сложившейся жилой застройки допускается не более чем на 15%, т.е. не более чем до 8740 кв.м./га.
Проектом планируется увеличить среднюю плотность жилищного фонда до 13843 кв.м./га (многоквартирная застройка) при плотности населения 448 чел./га.
Схема функционального зонирования ПДП предусматривает наличие зон Жм-св (территория жилой многоквартирной сверхвысокоплотной застройки). При этом существование таких зон Система регламентов Генерального плана г.Минска не предусматривает (табл. 2.2.1).
Согласно п. 2.2.1 Системы регламентов Генерального плана г.Минска зоны жилой многоквартирной застройки включают жилые территории комплексной многоквартирной застройки, на которых расположены: многоквартирная многоэтажная, среднеэтажная и возможная малоэтажная жилая застройка; детские дошкольные учреждения и школы; объекты повседневного обслуживания; зеленые насаждения общего пользования; гаражи-стоянки; улицы-проезды. Зоны смешанной многоквартирной жилой застройки включают: жилые территории комплексной многоквартирной, интегрированной застройки - более 50% территории зоны; территории объектов общественного назначения О1, О2, О3, экологически чистые производственные объекты типа П3-в, П3-с и П4-ко - до 50% территории зоны.
Для зон многоквартирной жилой застройки (особенно для зон Жм-св) возникает вопрос о возможности размещения на территории микрорайона вышеуказанных объектов для соблюдения нормативов по обеспеченности населения социальными объектами, зелеными насаждениями общего пользования, стоянками и парковками, проездами. Так, участки учреждений воспитания и образования должны составлять не менее 7 кв.м./чел. (п. 6.2.6 ТКП 45-3.01-116).
При плотности на уровне микрорайона (брутто) для многоквартирной высокоплотной застройки в 13843 кв.м./га возникает вопрос о возможности выполнения показателей стандарта жилой среды. Так, согласно п. 2.2.2.4 «Стандарт жилой среды» Системы регламентов Генерального плана г.Минска «Для создания удовлетворительных жилищных условий необходимо иметь полноценную жилую среду. При расчете потребных территорий для жилой застройки должен приниматься средний стандарт жилой среды на одного человека, включающий: жилищную обеспеченность населения общей площадью; территорию общего пользования (участки детских садов, школ, гаражей-стоянок, зеленых насаждений, объектов повседневного обслуживания); придомовые территории (земельный участок)».
Средний показатель размера придомовых территорий многоквартирной застройки (смешанной многоквартирной застройки) составляет 13 кв.м./чел. (табл. 2.2.4 Системы регламентов Генерального плана г.Минска), в т.ч. озелененные участки – из расчета 9 кв.м. на 1 проживающего (п. 9.1.2 и табл. 9.1 ТКП 45-3.01-116), места стоянки автомобилей – не менее 25 % от расчетного уровня обеспеченности автомобилями (подп. 11.6.6 ТКП 45-3.01-116), проезды шириной 5,5 м. и др.
Возникает вопрос: какие обстоятельства диктуют необходимость повышения показателя плотность жилого фонда до 13843 кв.м./га (многоквартирная застройка), плотности населения до 448 чел./га и наличие зон Жм-св?
4. Проектная (расчетная) численность населения
Проектная (расчетная) численность населения зависит от показателя «Средняя обеспеченность населения жилищным фондом».
В настоящее время средняя обеспеченность населения жилищным фондом территории в пределах ПДП составляет: для многоквартирного жилого фонда – 20,2 кв.м./чел.; для усадебного жилого фонда – 18 кв.м./чел.
Средняя обеспеченность населения многоквартирным жилищным фондом к концу реализации проекта прогнозируется в 31 кв.м./чел., усадебным – 40 кв.м./чел. Соответственно, рост средней обеспеченности населения многоквартирным жилищным фондом по сравнению с текущим положением составляет 54% за 15 лет, что вызывает сомнение по следующим причинам.
а) Темпы изменения (роста) обеспеченности населения жилищным фондом зависят от нескольких факторов: социально-экономическая обстановка в стране и населенном пункте; рост благосостояния в стране и населенном пункте; жилищно-семейные традиции (большая семья, включая представителей разных поколений, либо индивидуальное проживание); тип квартир (элитное жилье, арендное, социальное, для многодетных семей и т.п.). Важнейшим фактором, влияющим на среднюю обеспеченность населения жилищным фондом в пределах конкретной территории (ПДП), является средняя обеспеченность населения жилищным фондом в населенном пункте в целом и темпы ее роста.
Обеспеченность населения жильем в г. Минске на конец 2005 г. составляла 19,2 кв.м. общ.пл. на 1 жителя, а на конец 2013 г. – 21,7 кв.м. общ.пл. на 1 жителя, т.е. рост за 9 лет составил 13% (Жилищное строительство в Республике Беларусь. Статистический сборник / Ответственный за выпуск А.А. Сидоров. – Минск, 2014 г. С. 14, 128. Размещен на: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/ ... index_434/)
б) Согласно п. 1.2 Направления 1 Главы 1 Генерального плана г. Минска «Предусмотреть возможное увеличение численности населения г. Минска от существующей на 2006 год 1780,7 тыс. человек до 1900 тыс. человек в 2015 году и до 2000 тыс. человек в 2030 году. При этом обеспечить территориальный рост г. Минска от существующих на 2006 год 30,6 тыс. га до 34 тыс. га в 2015 году и 54,2 тыс. га в границах перспективного развития города на расчетный срок». Численность населения г. Минска в настоящее время уже превысило 1900 тыс.чел. и продолжает расти темпами порядка 15-20 тыс.чел. в год, благодаря которым населении города превысит численность в 2000 тыс. человек ранее 2030 года. При этом реальная возможность территориального роста г. Минска до 54,2 тыс.га на период до 2030 г. вызывает сомнение в связи с запретом на застройку земель сельскохозяйственного назначения.
б) Согласно п. 1.4 Направления 1 Главы 1 Генерального плана г. Минска «Принять прогнозируемое на 2030 год увеличение средней жилищной обеспеченности общей жилой площадью населения города от существующих в 2006 году 19 кв.м до 31 кв.м на человека при средних объемах ежегодного ввода жилья в период с 2010 года не менее 1200 тыс.кв.м.».
Таким образом, прогнозируемое на 2030 год увеличение средней обеспеченности общей жилой площадью населения города до 31 кв.м./чел. возможно при средних объемах ежегодного ввода жилья в период с 2010 года не менее 1200 тыс.кв.м., а также при темпах роста населения города, обеспечивающих достижение численности населения не более 2000 тыс. человек к 2030 г.
На совещании по вопросам строительства на территории Минской области жилых районов для жителей Минска 17.01.2014 г. констатировалось, что «Минск является достаточно уплотненным городом, и это начинает сказываться не только на реализации программ жилищного строительства, но и ощущается на инженерно-транспортной инфраструктуре, автомобильной, на экологии города, социальных вопросах...» При этом «…во всех регионах страны отмечается отток трудовых ресурсов из села, происходит уменьшение численности средних и малых городов, сокращение их экономического потенциала». Поэтому было предложено «…поэтапно с 2017 года выйти на объемы строительства жилых домов в Минске в 500 тыс.кв.м. и такую политику заложить в корректируемый генеральный план развития Минска до 2030 года» (http://president.gov.by/ru/news_ru/view/aleksandr-lukashenko-prov ... orii-7862/).
Вследствие завышенного показателя средней обеспеченности населения жилищным фондом после застройки территории и заселения жилых домов из-за превышения реальной численности населения проектной (расчетной) численности населения возникнет переполненность социальных объектов (поликлиники, школы, детские дошкольные учреждения и т.п.), нехватка мест хранения автотранспорта (стоянки, гаражи, паркинги) и мест стоянки (парковки) автотранспорта, т.к. вместимость (пропускная способность) данных объектов рассчитывается в зависимости от количества проектного населения.
Соответственно, исходя из а) планируемого с 2017 г. снижения объемов строительства жилых домов в г.Минске и б) превышения в последние годы реальных темпов роста населения Минска по сравнению с прогнозируемыми за счет миграционных потоков, необходимо пересмотреть показатель средней обеспеченности населения многоквартирным жилищным фондом в 31 кв.м. на 1 проживающего к 2030 г. в сторону уменьшения до реальных величин не более 26-27 кв.м./чел.
5. Архитектурный проект застройки
В гл. 1 Основных направлений государственной градостроительной политики констатируется: «облик большинства населенных пунктов определяется типовой и невыразительной застройкой 1960-1980 годов. При формировании силуэта и панорамы городской застройки в настоящее время допускаются архитектурные несоответствия, в том числе негармоничность ее включения в природное окружение».
Проектируемая территория характеризуется высокой градостроительной ценностью и коммерческой привлекательностью.
Соответственно, с целью комплексного освоения территории реконструируемых кварталов, а также с целью недопущения типовой и невыразительной застройки территорий, утверждаемую часть ПДП предлагается дополнить следующим требованием: «Строительство объектов осуществлять после разработки и утверждения архитектурных проектов застройки территории (кварталов), выполненных с применением индивидуальных проектных решений для комплексного формирования жилой среды в условиях реконструкции и обеспечения эстетически выразительной среды обитания в целом. Запретить применение зданий типовой архитектуры из КПД». Дана мера будет препятствовать росту численности населения г.Минска.
Согласно Примечания к п. 3.10 ТКП 45-1.02-295-2014 «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание» архитектурный проект застройки «содержит проектные решения по размещению объектов на территории, а также определяет участки, для которых разрабатывается проект благоустройства, и участки, для которых благоустройство выполняется в проекте конкретного объекта». Архитектурный проект застройки территории подлежит государственной экспертизе и государственной экологической экспертизе
6. Обеспеченность объектами общественного социально-гарантированного обслуживания
Сеть социально гарантированных объектов обслуживания состоит из объектов повседневного, периодического и эпизодического обслуживания (п. 7.4.2 ТКП 45-3.01-116).
Согласно ч. 5 подп. 1.7 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 72 «О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры» (далее – Указ № 72) для районов (кварталов) жилой застройки объекты социальной инфраструктуры размещаются с учетом их основных технико-экономических параметров, установленных в градостроительной документации (в т.ч. и в Генеральном плане г. Минска) и в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.
6.1 Спортзалы, бассейны, спортивные площадки
К социально гарантированным объектам обслуживания в сфере физкультуры и спорта отнесены спортзалы, бассейны, спортивные площадки (подп. 3.1 Направления 3 Глава 6 Раздел I Генерального плана г. Минска).
Обязательное Приложение Г «Основные технико-экономические показатели детального плана» к ТКП 45-3.01-284-2014 «Градостроительство. Градостроительный проект детального планирования. Состав и порядок разработки» относит к перечню основных технико-экономических показателей детального плана показатель обеспеченности населения спортивными сооружениями, в т.ч. и открытыми спортивными площадками.
Проектом предусматривается обеспечение населения объектами «Комплексные спортивные площадки» 0,05 га/тыс.жит. Между тем, основные технико-экономических показатели Генерального плана г. Минска предусматирвают обеспеченность спортплощадками жителей микрорайонов – 0,3 га/тыс.жит. Где будут располагаться необходимые для обслуживания населения остальные открытые спортивные площадки 0,3-0,05=0,25 га/тыс.чел.?
6.2 Учреждения культуры
Согласно Приложения Г к ТКП 45-3.01-284 в состав «Основные технико-экономические показатели детального плана» входит показатель «Учреждения культуры – мест, мест/1000 жителей». Вместимость учреждений культуры и искусства в поселениях из расчета на 1000 жителей следует принимать согласно п. 7.4.15 ТКП 45-3.01-116.
6.3 Сроки возведения минимально необходимых объектов социальной инфраструктуры
Согласно ч. 3 подп. 1.8 п. 1 Указа № 72 минимально необходимые объекты социальной инфраструктуры возводятся и принимаются в эксплуатацию в районе (квартале) жилой застройки параллельно со строительством жилых домов. К минимально необходимым объектам социальной инфраструктуры относятся учреждения дошкольного и общего среднего образования, медицинского обслуживания (аптеки и объекты организаций здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь), объекты почтовой связи, торговли и бытового обслуживания (подп. 1.11 п. 1 Указа № 72).
Будут ли выполняться вышеуказанные требования законодательства в отношении строительства минимально необходимых объектов социальной инфраструктуры на территории в пределах ПДП? Ситуация, когда жилые дома возводятся и вводятся в эксплуатацию, а минимально необходимые объекты социальной инфраструктуры только «планируются» – недопустима.
7. Обеспеченность местами стоянки и местами хранения автотранспорта
7.1 Места хранения автотранспорта
Согласно п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116 при проектировании территорий многоквартирной жилой застройки необходимо предусматривать автомобильные стоянки (паркинги, гаражи) для хранения легковых автомобилей, микроавтобусов и других транспортных средств, принадлежащих гражданам, а их вместимость принимается по расчетному уровню автомобилизации на расчетный срок действия генерального плана населенного пункта и должна составлять 100 % численности расчетного парка автомобилей, принадлежащих гражданам.
Согласно подп. 1.3.1 направления 10.1 гл. 10 Генерального плана г. Минска необходимо принимать расчетный уровень автомобилизации на срок действия Генерального плана г. Минска (2030 год) исходя из расчета 1 автомобиль на семью, или 380 машин на 1000 жителей. При этом в настоящее время текущий уровень автомобилизации в г. Минске уже превысил указанный уровень.
Проектная численность населения, проживающего в пределах ПДП в многоквартирной застройке – 58,2 тыс. чел. Соответственно, исходя из уровня автомобилизации 380/1000, требуется 58,2х380=22116 м/мест хранения (в гаражах, паркингах, на стоянках) к концу срока реализации ПДП. Именно столько «Автомобильных стоянок для жилого фонда, всего» и запланировано в ПДП. Однако, возникает вопрос: где именно планируется разместить места храния автотранспорта?
Проектом предусматривается для обеспечения проектного населения размещение только 12298 мест хранения автотранспорта в «гаражах-стоянках района».
Проектом предусматривается размещение парковок вместимостью 3317 мест. Допускается учитывать в качестве мест хранения автомобилей места на парковках, на которых обеспечиваются условия для хранения автомобилей согласно Указа Президента Республики Беларусь «Об упорядочении работы автомобильных стоянок и автомобильных парковок» от 3 октября 2006 г. № 589» (п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116). Согласно подп. 1.1 п. 1 Указа № 589 под автомобильной парковкой понимается место стоянки транспортных средств, организованное в соответствии с Правилами организации (строительства), эксплуатации автомобильных стоянок и автомобильных парковок и пользования ими, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.01.2007 № 9 (далее – Правила). Согласно п. 30 Правил «На автомобильных парковках осуществляется стоянка транспортных средств без оформления договора хранения транспортного средства и без предоставления услуги по хранению транспортного средства». Таким образом, «места для стоянки автотранспорта» (парковки), в т.ч. размещаемые возле жилых и общественных зданий, учитываться в качестве мест хранения автомобилей не могут.
В «гаражах-стоянках за границами проектирования» предусмотрено размещения 6435 м/мест. Возникает вопрос: почему данные места хранения личного автотранспорта размещаются «за границами проектирования»? Где именно планируется размещать данные объекты? Площадь территории в границах ПДП составляет 339,5 га, что более чем достаточно для размещения зон «Коммунально-обслуживающая застройка» необходимых размеров со стоянками и паркингами.
Соответственно, необходимо дополнительно предусматривать 22116–12298=9818 м/мест хранения (стоянки, паркинги) для населения в пределах ПДП за счет увеличения зон «Коммунально-обслуживающая застройка».
7.2 Места стоянки автотранспорта (парковки)
Для районов новой жилой застройки обеспеченность местами стоянки автомобилей следует принимать не менее 25 % от расчетного уровня обеспеченности автомобилями (п. 11.6.6 ТКП 45-3.01-116). Максимальная дальность пешеходного подхода к автомобильным парковкам от жилых домов определена в п. 11.6.8 и табл. 11.6 ТКП 45-3.01-116. Соответственно, жилые дома должны быть обеспечены парковками из расчета 25% от норматива обеспеченности местами хранения и размещены на нормативном расстоянии от жилого дома. Соответственно, необходимо размесить 22116х25%=5529 м/мест на парковках. Между тем, проектом предусматривается размещение парковок вместимость только 3317 м/мест.
Согласно п. 11.6.12 ТКП 45-3.01-116 для объектов общественного и производственного назначения вместимость автомобильных парковок следует определять по расчету для конкретного объекта, исходя из его посещаемости, уровня автомобилизации населения, количества персонала, работающего на объекте, и других факторов, а при отсутствии расчетов следует ориентироваться на показатели, приведенные в Приложении В к ТКП 45-3.01-116. Соответственно, объекты нежилого назначения должны обеспечиваться парковками, а не стоянками, что подтверждает и наименование Приложении В «Ориентировочный расчет вместимости автомобильных парковок» к ТКП 45-3.01-116.
В п. 4 Указа № 589 сказано: «Не взимается плата за парковку на автомобильных парковках, расположенных на рынках, возле торговых объектов и объектов социально-культурного назначения в границах, определенных местными исполнительными и распорядительными органами». Выполнить данное требование можно лишь при обеспечении указанных объектов парковками, но не стоянками.
Между тем, проектом предусматривается размещение на территории в границах ПДП значительного количества разного рода объектов общественного и производственного назначения с большим количеством работающих в нем (20,7+0,4=30,1 тыс. чел.). При этом таблица «Основные технико-экономические показатели детального плана» в составе экспозиции не содержала информации об обеспечении объектов общественного и производственного назначения местами для стоянки автотранспорта работников и посетителей данных объектов (парковки).
При обеспечении общественных объектов не парковками, а стоянками (паркингами), помимо вопроса о соответствии таких подходов требованиям п. 11.6.12 ТКП 45-3.01-116 и Приложения В к ТКП 45-3.01-116, после застройки территории данными объектами возникнет следующий весьма актуальный вопрос: где будут оставлять свои автомобили многочисленные сотрудники и посетители данных объектов – в паркингах за плату либо в близлежащих дворах жилых домов бесплатно?
При этом обеспечить все планируемые жилые и нежилые объекты местами стоянки (парковками) в соответствии с требованиями п. 11.6.6 ТКП 45-3.01-116 и показателями Приложения В к ТКП 45-3.01-116 не представляется возможным – для размещения парковок нормативной вместимости требуется значительный территориальный ресурс, который отсутствует.
6.3 Размещение автомобильных стоянок и автомобильных парковок на территории жилой застройки
Согласно п. 20 Санитарных норм и правил «Требования к организации санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 15.05.2014 № 35 (далее – СанПиН № 35) «Выезд-въезд из автомобильных стоянок и автомобильных парковок, расположенных на территории жилой застройки, должны быть организованы на улично-дорожную сеть населенного пункта, исключая организацию движения автотранспорта по внутридворовым проездам…».
На территории жилой застройки могут размещаться паркинги. Паркинги (в т.ч. подземные и встроенные в жилые дома) являются объектом «гараж-стоянка (автомобильная стоянка)» (п. 3.1.4–3.1.16 ТКП 45-3.02-25-2006 «Гаражи-стоянки и стоянки автомобилей. Нормы проектирования»). Соответственно, для выполнения требований п. 20 СанПиН № 35 данные объекты должны располагаться либо вне пределов дворовых территорий либо иметь самостоятельные проезды, отдельные от внутридворовых проездов.
В п. 5 СанПиНа № 35 дается определение следующего термина: «автомобильная парковка – место стоянки транспортных средств, представляющее собой участок проезжей части автомобильной дороги, улицы и дороги населенного пункта или прилегающей к ним территории;», исходя из которого, для целей СанПиНа № 35 места стоянки автотранспорта, расположенные на территории жилой застройки (в т.ч. на дворовых территориях возле жилых домов) относятся к автомобильным парковкам.
Соответственно, уже на этапе разработки детальных планов необходимо:
а) резервировать территорию для обеспечения жилых домов местами стоянки автотранспорта (парковки) нормативной вместимости (п. 11.6.6 ТКП 45-3.01-116) за пределами дворовых территорий, соблюдая при этом требования п. 11.6.8 и табл. 11.6 ТКП 45-3.01-116 по пешеходной доступности (максимальное расстояние от жилых домов до парковок),
либо
б) предусматривать отдельные проезды по дворовым территориям, используемые исключительно для выезда-въезда из автомобильных парковок, размещаемых на дворовой территории, что приводит к необходимости увеличения дворовых территорий и разрывов между жилыми домами.
Для подтверждения возможности выполнения требований п. 20 СанПиНа № 35 с одновременным выполнением требований п. 11.6.6 ТКП 45-3.01-116, п. 11.6.8 и табл. 11.6 ТКП 45-3.01-116 при размещении автомобильных парковок на территории жилой застройки, а также возможности размещения автомобильных стоянок (паркингов) на территории жилой застройки необходимо разработать в составе ПДП эскиз застройки и благоустройства территории в соответствии с п. 5 ст. 44 Закона Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности с обозначением на эскизе мест размещения жилых домов и основных элементов благоустройства придомовых территорий (проезды и парковки), а также автомобильных стоянок (паркингов). При этом «эскиз застройки», который входит в состав ПДП и «эскиз застройки и благоустройства территории» – не одно и тоже.
8. Обеспеченность озелененными территориями
Проектом предусматривается снижение озеленненности территории с текущих 45,13% до 37,36%. Между тем, удельный вес озелененных территорий различного назначения (уровень озелененности) в пределах застроенных территорий поселений должен быть не менее 40 % (п. 9.2.1 1 ТКП 45-3.01-116).
Обеспеченность озелененными территориями общего пользования 5,5*+0,9=6,4** кв.м./чел. Между тем, согласно табл. 9.1 ТКП 45-3.01-116 обеспеченность населения озелененными территориями общего пользования для г.Минска составляет:
- районного значения – 8-10 кв.м./чел;
- городского значения – 9-11 кв.м./чел.
Обеспеченность озелененными участками в жилой застройке (озелененные дворы и участки вблизи мест проживания для повседневного отдыха населения, за исключением озелененных участков школ и дошкольных учреждений и других озелененных территорий ограниченного пользования) должна составлять не менее 9 кв.м. на 1 проживающего (п. 9.1.2 и табл. 9.1 ТКП 45-3.01-116). Возможно ли выполнить это требование с одновременным выполнением требования по размещению парковок нормативной вместимости на нормативном расстоянии от жилых домов?
Исходя из вышеизложенного, необходимо при разработке ПДП учитывать, прежде всего, интересы населения сохраняемых жилых домов и перспективного населения, а не только интересы потенциальных инвесторов-застройщиков. С этой целью предлагается:
1. Уменьшить объемы жилого и общественного фонда, планирующегося к размещению на территории в границах ПДП.
2. Исключить из ПДП объект(ы) ___________________________ (№__ по г/п), заменив их на __________________ (школа-детский сад, открытые спортивные площадки, объекты культурного назначения и т.п.).