ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ по объекту «Внесение изменений в детальный план реконструкции территории в границах ул. Денисовской – ул. Маяковского –пер.Маяковского – железной дороги»
1. Требования по формированию среды обитания при комплексной реконструкции территорий
Согласно п. 1 ст. 11 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 г. № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности) в Республике Беларусь при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности должно обеспечиваться формирование полноценной и эстетически выразительной среды обитания путем соблюдения следующих особых требований к планировке и застройке населенных пунктов:
обеспечения функциональных и художественно-эстетических качеств населенных пунктов за счет органического сочетания архитектурных решений новых зданий и сооружений с существующей застройкой, памятниками архитектуры, градостроительства и природного ландшафта, использования национальных традиций и приемов застройки, ландшафтной архитектуры и иных архитектурных и художественных средств;
строительства учреждений культуры, спортивных сооружений и других объектов социально-культурного назначения при формировании застройки населенных пунктов и их территориальных зон с учетом интересов социально-демографических и профессиональных групп населения.
Объектом проектирования является территория функциональной зоны 135Жм – жилой многоквартирной застройки.
Глава 2 Основных направлений государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2011-2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 30.08.2011 № 385 (далее – Основные направлений государственной градостроительной политики) содержит Направление 3 «Комплексное формирование жилой среды, обеспечивающее удовлетворение различных потребностей человека, в том числе в жилье и социальных услугах, достижение высокого уровня благоустройства территорий», задачами которого, в том числе, являются:
своевременное обеспечение районов жилищного строительства объектами социальной инфраструктуры, благоустроенными территориями, парковками и стоянками автомобильного транспорта на уровне европейских стандартов качества жизни;
внедрение разнотипных жилых комплексов, соответствующих жизненному укладу и доходам семей;
применение гибких и экономичных планировочных решений застройки, обеспечивающих комплексное формирование жилой среды в условиях реконструкции.
Градостроительный проект детального планирования «Внесение изменений в детальный план реконструкции территории в границах ул. Денисовской – ул. Маяковского – пер.Маяковского – железной дороги» (далее – ПДП) разработан на застроенную территорию. В ПДП предусматривается сохранение многоэтажных и повышенной этажности многоквартирных жилых домов, вынос отдельных объектов производственного и специального назначения, преобразование сложившейся планировочной структуры, изменение функционального назначения отдельных территорий, снос физически и морально устаревшего малоэтажного многоквартирного жилого фонда и усадебного фонда с заменой его на многоэтажные и повышенной этажности жилые и общественные здания, уплотнение застройки за счет размещение новых жилых и общественных зданий в пределах реконструируемого структурно-планировочного элемента (модуля). Такие мероприятия предусматривает раздел 5 «Комплексная градостроительная реконструкция территорий населенных пунктов» ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки».
Так, «Реконструкцию территорий функциональных зон следует осуществлять с целью приведения застройки жилых, общественных и производственно-деловых территорий в соответствие с требованиями действующих ТНПА…» (п. 5.2.1 ТКП 45-3.01-116), «Мероприятия по реконструкции и модернизации территорий функциональных зон должны отвечать требованиям повышения качества среды жизнедеятельности и увеличения предоставляемых населению услуг как на самой территории, так и на прилегающих к ней участках, при соблюдении экологических, санитарно-гигиенических и противопожарных требований» (п. 5.2.2 ТКП 45-3.01-116), «Расчетную численность населения на реконструируемых жилых территориях следует определять с учетом размещения социального и коммерческого жилья различных типов и объектов общественно-социального назначения» (п. 5.2.12 ТКП 45-3.01-116).
Во Введении Генерального плана г. Минска с прилегающими территориями в пределах перспективной городской черты, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 23.04.2003 № 165 (далее – Генеральный план г. Минска) сказано: «Целью градостроительного развития г. Минска является создание благоприятной среды жизнедеятельности и обеспечение устойчивого развития города в интересах настоящего и будущего поколений».
Таким образом, комплексная реконструкция территорий предполагает не банальное уплотнение застройки путем замены малоценного жилья и иных объектов и застройку свободных участков многоэтажными и повышенной этажности жилыми домами типовых проектов с целью снижения затрат застройщиков и повышения их прибыли, а «своевременное обеспечение районов жилищного строительства объектами социальной инфраструктуры, благоустроенными территориями, парковками и стоянками автомобильного транспорта на уровне европейских стандартов качества жизни», «комплексное формирование жилой среды в условиях реконструкции», «приведения застройки жилых территорий в соответствие с требованиями действующих ТНПА», «повышения качества среды жизнедеятельности и увеличения предоставляемых населению услуг» и т.п.
2. Проект застройки
В гл. 1 Основных направлений государственной градостроительной политики констатируется: «облик большинства населенных пунктов определяется типовой и невыразительной застройкой 1960-1980 годов. При формировании силуэта и панорамы городской застройки в настоящее время допускаются архитектурные несоответствия, в том числе негармоничность ее включения в природное окружение».
Проектируемая территория характеризуется высокой градостроительной ценностью и коммерческой привлекательностью.
Соответственно, с целью комплексного освоения территории реконструируемых кварталов жилой застройки, а также с целью недопущения типовой и невыразительной застройки жилых территорий, утверждаемую часть ПДП предлагается дополнить следующим требованием: «Строительство объектов в жилых кварталах осуществлять после разработки и утверждения проектов застройки территории (кварталов), выполненных с применением индивидуальных проектных решений жилых домов для комплексного формирования жилой среды в условиях реконструкции и обеспечения эстетически выразительной среды обитания в целом. Запретить применение зданий типовой архитектуры из КПД».
Термин «проект застройки» определен в п. 3.10 ТКП 45-1.02-295-2014 «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание». Проект застройки – это «Вид проектной документации, предназначенной для строительной реализации комплексного освоения территории новых или реконструируемых микрорайонов, кварталов жилой застройки, промышленных предприятий, других градостроительных, ландшафтных комплексов, ансамблей на основе разработанной и утвержденной градостроительной документации».
Данное требование также будет препятствовать высокому миграционному потоку в г. Минск.
3. Обеспеченность объектами общественного социально-гарантированного обслуживания
Сеть социально гарантированных объектов обслуживания состоит из объектов повседневного, периодического и эпизодического обслуживания (п. 7.4.2 ТКП 45-3.01-116).
Согласно ч. 5 подп. 1.7 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 72 «О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры» в редакции Указа от 14.01.2014 г. № 26 (далее – Указ № 72) для районов (кварталов) жилой застройки объекты социальной инфраструктуры размещаются с учетом их основных технико-экономических параметров, установленных в градостроительной документации (в т.ч. и в Генеральном плане г. Минска) и в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.
3.1 Спортзалы, бассейны, спортивные площадки
К социально гарантированным объектам обслуживания в сфере физкультуры и спорта отнесены спортзалы, бассейны, спортивные площадки (подп. 3.1 Направления 3 Глава 6 Раздел I Генерального плана г. Минска).
Обязательное Приложение Г «Основные технико-экономические показатели детального плана» к ТКП 45-3.01-284-2014 «Градостроительство. Градостроительный проект детального планирования. Состав и порядок разработки» относит к перечню основных технико-экономических показателей детального плана показатель обеспеченности населения спортивными сооружениями, в т.ч. и открытыми спортивными площадками.
Будут ли соблюдаться основные технико-экономических показатели Генерального плана г. Минска в части обеспеченности спортплощадками жителей микрорайонов (0,3 га/тыс.жит.)? Где будут располагаться необходимые для обслуживания населения открытые спортивные площадки?
3.2 Общеобразовательные школы
Согласно ст. 8 Закона Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» государственными минимальными социальными стандартами в области образования являются нормы и нормативы обеспеченности населения бесплатными и общедоступными социальными услугами, наполняемости классов в государственных учреждениях образования при реализации образовательных программ.
Согласно основных технико-экономическим показателей Генерального плана г. Минска в 2015-2030 г.г. необходимо иметь 100% обеспеченность населения общеобразовательными школами в зависимости от демографической структуры населения. Наполняемость классов в школах и гимназиях не должна превышать показателей, установленных в п.п. 13 и 14 ст. 158 Кодекса Республики Беларусь об образовании. В соответствии с п. 4.2 гл. 6 Генерального плана г. Минска необходимо «Снизить наполняемость классов… для школ – до 25 человек в классе при односменной работе всех школ, что повысит уровень обслуживания и качество образования». Согласно п. 102 Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 № 206, оптимальным является организация образовательного процесса с 9.00 (в первую смену).
Согласно таблицы «Основные технико-экономические показатели градостроительного проекта» предусмотрено обеспечить проектное население 21,2 тыс.чел. общеобразовательными школами общей вместимостью 2430 мест. Соответственно, обеспеченность проектного населения общеобразовательными школами составит 3430/21,2=115 мест на 1000 населения. При этом согласно основных технико-экономическим показателей Генерального плана г. Минска обеспеченность общеобразовательными школами на 2006 г. составляла 151,3 мест на 1000 чел.
Возникает вопрос: достаточно ли запланированных мощностей общеобразовательных учреждений (115мест/1000чел.) для 100%-ой обеспеченности населения общеобразовательными учреждениями с одновременным выполнением вышеуказанных требований п.п. 13 и 14 ст. 158 Кодекса Республики Беларусь об образовании, п. 4.2 гл. 6 Генерального плана г. Минска и п. 102 Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования»?
При этом согласно п. 7.4.5 ТКП 45-3.01-116 в городских поселениях радиус обслуживания базовых школ – до 800 м.
3.3 Предприятия общественного питания
Предусматривается обеспечить проектное население объектами общественного питания 216 пос.мест. Соответственно, обеспеченность проектного населения объектами общественного питания составит 216/21,2=10 пос.мест/1000 населения. Между тем, норматив обеспеченности населения местами в общедоступных объектах общественного питания составляет 45 мест на 1000 человек (п. 37 Перечня государственных минимальных социальных стандартов по обслуживанию населения города Минска согласно приложению, утвержденного Решением Минского городского исполнительного комитета от 26.06.2003 № 1013). За счет каких объектов общественного питания планируется выполнять данный норматив в отношении проектного населения? Где располагаются эти объекты?
При этом «Мероприятия по реконструкции и модернизации территорий функциональных зон должны отвечать требованиям повышения качества среды жизнедеятельности и увеличения предоставляемых населению услуг как на самой территории, так и на прилегающих к ней участках…» (п. 5.2.2 ТКП 45-3.01-116), «Расчетную численность населения на реконструируемых жилых территориях следует определять с учетом размещения социального и коммерческого жилья различных типов и объектов общественно-социального назначения» (п. 5.2.12 ТКП 45-3.01-116).
3.4 Учреждения культуры
Согласно Приложения Г к ТКП 45-3.01-284 в состав «Основные технико-экономические показатели детального плана» входит показатель «Учреждения культуры – мест, мест/1000 жителей». Вместимость учреждений культуры и искусства в поселениях из расчета на 1000 жителей следует принимать согласно п. 7.4.15 ТКП 45-3.01-116.
3.5 Сроки возведения минимально необходимых объектов социальной инфраструктуры
Согласно ч. 3 подп. 1.8 п. 1 Указа № 72 минимально необходимые объекты социальной инфраструктуры возводятся и принимаются в эксплуатацию в районе (квартале) жилой застройки параллельно со строительством жилых домов. К минимально необходимым объектам социальной инфраструктуры относятся учреждения дошкольного и общего среднего образования, медицинского обслуживания (аптеки и объекты организаций здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь), объекты почтовой связи, торговли и бытового обслуживания (подп. 1.11 п. 1 Указа № 72).
Будут ли выполняться вышеуказанные требования законодательства в отношении строительства минимально необходимых объектов социальной инфраструктуры на территории в пределах ПДП? Ситуация, когда жилые дома возводятся и вводятся в эксплуатацию, а минимально необходимые объекты социальной инфраструктуры только «планируются» – недопустима.
4. Обеспеченность местами стоянки и местами хранения автотранспорта
4.1 Места хранения автотранспорта
Согласно п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116 при проектировании территорий многоквартирной жилой застройки необходимо предусматривать автомобильные стоянки (паркинги, гаражи) для хранения легковых автомобилей, микроавтобусов и других транспортных средств, принадлежащих гражданам, а их вместимость принимается по расчетному уровню автомобилизации на расчетный срок действия генерального плана населенного пункта и должна составлять 100 % численности расчетного парка автомобилей, принадлежащих гражданам.
Согласно подп. 1.3.1 направления 10.1 гл. 10 Генерального плана г. Минска необходимо принимать расчетный уровень автомобилизации на срок действия Генерального плана г. Минска (2030 год) исходя из расчета 1 автомобиль на семью, или 380 машин на 1000 жителей. При этом в настоящее время текущий уровень автомобилизации в г. Минске уже превысил указанный уровень.
Проектная численность населения до 2030 г. – 21200 чел. Соответственно, исходя из уровня автомобилизации 380/1000, требуется 21200х(380/1000)=8056 м/мест хранения (в гаражах, паркингах, на стоянках) к концу срока реализации ПДП.
Согласно п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116 «Для г. Минска и крупных городов в условиях реконструкции следует предусматривать территории для автостоянок легковых автомобилей: для периферийных зон проживания населения – 100%-ную обеспеченность в зоне нормативной доступности; для срединных зон – не менее 80% обеспеченности, для центральной зоны – не менее 60% обеспеченности». Проектируемая территория относится к срединной зоне (п. 2.3 гл. 1 Генерального плана г. Минска). Соответственно, необходимо предусматривать территории для автостоянок легковых автомобилей 8056х80%=6445 м/мест в зоне нормативной доступности. Между тем, предусматривается для обеспечения проектного населения размещение к 2030 г. только 3616 м/мест «для постоянного хранения автотранспорта населения».
Предусматривается для обеспечения проектного населения размещение к 2030 г. 1630 м/мест «для временного хранения автотранспорта населения». Видимо, под местами «для временного хранения автотранспорта населения» понимаются парковки. Допускается учитывать в качестве мест хранения автомобилей места на парковках, на которых обеспечиваются условия для хранения автомобилей согласно Указа Президента Республики Беларусь «Об упорядочении работы автомобильных стоянок и автомобильных парковок» от 3 октября 2006 г. № 589» (п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116). Согласно подп. 1.1 п. 1 Указа № 589 под автомобильной парковкой понимается место стоянки транспортных средств, организованное в соответствии с Правилами организации (строительства), эксплуатации автомобильных стоянок и автомобильных парковок и пользования ими, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.01.2007 № 9 (далее – Правила). Согласно п. 30 Правил «На автомобильных парковках осуществляется стоянка транспортных средств без оформления договора хранения транспортного средства и без предоставления услуги по хранению транспортного средства». Таким образом, места «для временного хранения автотранспорта населения» (парковки), в т.ч. размещаемые возле жилых домов, учитываться в качестве мест хранения автомобилей не могут.
4.2 Места стоянки автотранспорта (парковки)
Для районов новой жилой застройки обеспеченность местами стоянки автомобилей следует принимать не менее 25 % от расчетного уровня обеспеченности автомобилями (п. 11.6.6 ТКП 45-3.01-116). Максимальная дальность пешеходного подхода к автомобильным парковкам от жилых домов определена в п. 11.6.8 и табл. 11.6 ТКП 45-3.01-116. Соответственно, все жилые дома (как планируемые к строительству, так и сохраняемые), должны быть обеспечены парковками из расчета 25% от норматива обеспеченности местами хранения и размещены на нормативном расстоянии от жилого дома. Соответственно, необходимо размесить 8056х25%=2014 м/мест на парковках. Предусматривается только 1630 м/мест «для временного хранения автотранспорта населения». При этом замена парковок возле жилых домов на стоянки (паркинги) будет противоречить требованию п. 11.6.6 ТКП 45-3.01-116.
Согласно п. 11.6.12 ТКП 45-3.01-116 для объектов общественного и производственного назначения вместимость автомобильных парковок следует определять по расчету для конкретного объекта, исходя из его посещаемости, уровня автомобилизации населения, количества персонала, работающего на объекте, и других факторов, а при отсутствии расчетов следует ориентироваться на показатели, приведенные в Приложении В к ТКП 45-3.01-116. Соответственно, объекты нежилого назначения должны обеспечиваться парковками, а не стоянками, что подтверждает и наименование Приложении В «Ориентировочный расчет вместимости автомобильных парковок» к ТКП 45-3.01-116.
В п. 4 Указа № 589 сказано: «Не взимается плата за парковку на автомобильных парковках, расположенных на рынках, возле торговых объектов и объектов социально-культурного назначения в границах, определенных местными исполнительными и распорядительными органами». Выполнить данное требование можно лишь при обеспечении указанных объектов парковками, но не стоянками.
Между тем, проектом предусматривается размещение на территории в границах ПДП значительного количества разного рода объектов общественного (в т.ч. и административного) и производственного назначения. При обеспечении общественных и производственных объектов не только парковками, но и стоянками (паркингами), помимо вопроса о соответствии таких подходов требованиям п. 11.6.12 ТКП 45-3.01-116 и Приложения В к ТКП 45-3.01-116, после застройки территории данными объектами возникнет следующий весьма актуальный вопрос: где будут оставлять свои автомобили многочисленные сотрудники и посетители данных объектов – в паркингах за плату либо в близлежащих дворах жилых домов бесплатно?
Между тем, обеспечить все планируемые жилые и нежилые объекты местами стоянки (парковками) в соответствии с требованиями п. 11.6.6 ТКП 45-3.01-116 и показателями Приложения В к ТКП 45-3.01-116 не представляется возможным – для размещения парковок нормативной вместимости требуется значительный территориальный ресурс.
4.3 Размещение автомобильных стоянок и автомобильных парковок на территории жилой застройки
Согласно п. 11.6.5 ТКП 45-3.01-116 «Автомобильные стоянки и автомобильные парковки вместимостью более 300 машино-мест следует размещать вне кварталов, микрорайонов жилой застройки в специально выделяемых, обособленных коммунальных зонах жилых районов, на территориях коммунально-складской и промышленной застройки поселений».
Согласно п. 20 Санитарных норм и правил «Требования к организации санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 15.05.2014 № 35 (далее – СанПиН № 35) «Выезд-въезд из автомобильных стоянок и автомобильных парковок, расположенных на территории жилой застройки, должны быть организованы на улично-дорожную сеть населенного пункта, исключая организацию движения автотранспорта по внутридворовым проездам…».
На территории жилой застройки могут размещаться паркинги. Паркинги (в т.ч. подземные и встроенные в жилые дома) являются объектом «гараж-стоянка (автомобильная стоянка)» (п. 3.1.4–3.1.16 ТКП 45-3.02-25-2006 «Гаражи-стоянки и стоянки автомобилей. Нормы проектирования»). Соответственно, для выполнения требований п. 20 СанПиН № 35 данные объекты должны располагаться либо вне пределов дворовых территорий либо иметь самостоятельные проезды, отдельные от внутридворовых проездов.
В п. 5 СанПиНа № 35 дается определение следующего термина: «автомобильная парковка – место стоянки транспортных средств, представляющее собой участок проезжей части автомобильной дороги, улицы и дороги населенного пункта или прилегающей к ним территории;», исходя из которого, для целей СанПиНа № 35 места стоянки автотранспорта, расположенные на территории жилой застройки (в т.ч. на дворовых территориях возле жилых домов) относятся к автомобильным парковкам.
Соответственно, уже на этапе разработки детальных планов необходимо:
а) резервировать территорию для обеспечения жилых домов местами стоянки автотранспорта (парковки) нормативной вместимости (п. 11.6.6 ТКП 45-3.01-116) за пределами дворовых территорий, соблюдая при этом требования п. 11.6.8 и табл. 11.6 ТКП 45-3.01-116 по пешеходной доступности (максимальное расстояние от жилых домов до парковок),
либо
б) предусматривать отдельные проезды по дворовым территориям, используемые исключительно для выезда-въезда из автомобильных парковок, размещаемых на дворовой территории, что приводит к необходимости увеличения дворовых территорий и разрывов между жилыми домами.
Для подтверждения возможности выполнения требований п. 20 СанПиНа № 35 с одновременным выполнением требований п. 11.6.6 ТКП 45-3.01-116, п. 11.6.8 и табл. 11.6 ТКП 45-3.01-116 при размещении автомобильных парковок на территории жилой застройки, а также возможности размещения автомобильных стоянок (паркингов) на территории жилой застройки необходимо разработать в составе ПДП эскиз застройки и благоустройства территории в соответствии с п. 5 ст. 44 Закона Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности с обозначением на эскизе мест размещения жилых домов и основных элементов благоустройства придомовых территорий (проезды и парковки), а также автомобильных стоянок (паркингов).
5. Обеспеченность озелененными территориями
Согласно обязательного Приложения Г к ТКП 45-3.01-284 в состав таблицы «Основные технико-экономические показатели детального плана» входят показатели:
Озелененность территории – %;
Обеспеченность озелененными территориями общего пользования – кв.м./чел.
Имеются ли данные показатели в составе указанной таблицы ПДП?
Показатель «Обеспеченность озелененными территориями общего пользования» должен составлять не менее 9 кв.м. на 1 проживающего (п. 9.1.2 и табл. 9.1 ТКП 45-3.01-116).
6. Улично-дорожная сеть
Территория существующей застройки обеспечена узкими улицами с небольшой пропускной способностью. Без расширении существующих улиц после застройки территории возникнет угроза транспортного коллапса. При расширении улиц необходимо соблюдать требования п. 5.1.1 ТКП 45-3.03-227-2010 «Улицы населенных пунктов Строительные нормы проектирования», который регламентирует «отступ жилой застройки от красных линий». Будут ли соблюдаться требования п. 5.1.1 ТКП 45-3.03-227 при расширении улиц в существующей жилой застройке?
7. Реконструкция благоустройства придомовых территорий сохраняемых жилых домов
Согласно п. 4 ст. 44 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Детальном плане определяются «параметры… благоустройства территорий» и «иные параметры и требования к территориям». Согласно п. 4.4 ТКП 45-3.01-284-2014 в Детальном плане устанавливают «характер обустройства территории». Так как ПДП включает застроенную жилую территорию, то в нем необходимо определить «параметры благоустройства» и «иные параметры и требования», а также «характер обустройства» придомовых территорий не только возводимых, но и сохраняемых жилых домов (параметры и требования к элементам благоустройства).
В настоящее время элементы благоустройства придомовых территорий сохраняемых по ПДП многоквартирных жилых домов не в полной мере соответствует требованиям действующих ТНПА (ширина проездов, количество мест стоянки возле жилых домов и др.). При этом «Реконструкцию территорий функциональных зон следует осуществлять с целью приведения застройки жилых, общественных и производственно-деловых территорий в соответствие с требованиями действующих ТНПА…» (п. 5.2.1 ТКП 45-3.01-116), «Мероприятия по реконструкции и модернизации территорий функциональных зон должны отвечать требованиям повышения качества среды жизнедеятельности и увеличения предоставляемых населению услуг как на самой территории, так и на прилегающих к ней участках, при соблюдении экологических, санитарно-гигиенических и противопожарных требований» (п. 5.2.2 ТКП 45-3.01-116),
Согласно п. 3.6 гл. 2 Генерального плана г. Минска необходимо «разработать и реализовать программу градостроительной реконструкции всех сложившихся районов многоквартирной жилой застройки с инженерным обустройством автомобильных парковок индивидуального легкового транспорта на придомовых территориях».
Соответственно, необходимо в ПДП предусмотреть необходимость реконструкции благоустройства придомовых территорий сохраняемых жилых многоквартирных домов. Между тем, информация о конкретных мероприятиях по реконструкции благоустройства придомовых территорий сохраняемых жилых многоквартирных домов и сроках их проведения в материалах экспозиции отсутствовала.
Соответственно, в утверждаемую часть ПДП необходимо включить следующее требование: «Осуществить на 1-м этапе реализации ПДП комплексную реконструкцию благоустройства придомовых территорий сохраняемых жилых многоквартирных домов с размещением мест стоянки автомобилей нормативной вместимости на нормативном расстоянии от жилых домов».
8. Эскиз застройки и благоустройства
При реконструкции благоустройства придомовых территорий сохраняемых жилых домов необходимо одновременно:
а) разместить на нормативном расстоянии от жилых домов места стоянки автотранспорта (п. 11.6.8 и табл. 11.6 ТКП 45-3.01-116) нормативной вместимости (п. 11.6.6 ТКП 45-3.01-116) и соблюсти при этом требования к функциональному использованию остающейся придомовой территории;
б) сохранить озелененные участки из расчета 9 кв.м. на 1 проживающего (п. 9.1.2 и табл. 9.1 ТКП 45-3.01-116);
в) привести к нормативным требованиям внутридворовые проезды, площадки для отдыха, игр и хозяйственных целей;
г) соблюсти градостроительные и санитарные нормы по расстоянию от указанных объектов до зданий и расстоянию между указанными объектами (от внутридворового проезда до фасада здания; от парковки до детской игровой площадки; от площадки для сбора мусора до окон жилых домов, детской игровой площадки).
Согласно п. 5.3.12 ТКП 45-3.03-227-2010 «Улицы населенных пунктов Строительные нормы проектирования» (с учетом Изменения № 2) «Проезды на дворовых территориях в районах многоквартирной жилой застройки для крупных и крупнейших городов следует предусматривать кольцевыми для круглосуточного беспрепятственного проезда специального транспорта».
Соответственно, необходимо резервирование в ПДП территориального ресурса для осуществления указанных мероприятий. При этом ПДП может включать в себя «эскиз застройки и благоустройства территории» (п. 5 ст. 44 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности»).
Исходя и с вышеуказанного и с целью выполнения требований п.п. 4 и 5 ст. 44 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», п. 4.4 ТКП 45-3.01-284-2014, п.п. 5.2.1 и 5.2.2 ТКП 45-3.01-116, п. 5.3.12 ТКП 45-3.03-227, п. 20 СанПиНа № 35 необходимо включить в состав ПДП эскиз застройки и благоустройства территории, на котором отразить основные элементы благоустройства придомовых территорий (проезды, места стоянки автотранспорта, детские игровые, хозяйственные и физкультурные площадки, зоны отдыха взрослых) не только вновь возводимых, но и сохраняемых жилых домов.
9. Архитектурный проект застройки. Проект благоустройства
Предусмотреть в ПДП необходимые мероприятия по комплексной реконструкции благоустройства придомовых территорий сохраняемых жилых многоквартирных домов возможно двумя путями:
1) Согласно Примечания к п. 3.10 ТКП 45-1.02-295-2014 проект застройки разрабатывается в две стадии: архитектурный проект и строительный проект. Архитектурный проект «содержит проектные решения по размещению объектов на территории, а также определяет участки, для которых разрабатывается проект благоустройства, и участки, для которых благоустройство выполняется в проекте конкретного объекта». Архитектурный проект застройки территории подлежит государственной экспертизе и государственной экологической экспертизе.
Соответственно, возможна разработка архитектурного проекта застройки территории жилых кварталов с определением в нем участков, в т.ч. и придомовых территорий сохраняемых жилых домов, для которых разрабатывается проект благоустройства. Такие участки должны включаться в границы работ по архитектурному проекту застройки.
Соответственно, в этом случае в утверждаемую часть ПДП необходимо включить следующее требование: «Разработать на 1-м этапе реализации Детального плана архитектурные проекты застройки территорий жилых кварталов с включением в границы работ придомовых территорий сохраняемых жилых домов. Определить в данных проектах участки, в том числе придомовые территории сохраняемых жилых домов, для которых разрабатываются проекты благоустройства».
2) В соответствии с нормами п. 1 ст. 51 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности возможна разработка проектов благоустройства придомовых территорий сохраняемых жилых домов напрямую, без разработки архитектурных проектов застройки территорий.
Соответственно, в данном случае необходимо включить в утверждаемую часть ПДП следующее требование: «Разработать на 1-м этапе реализации Детального плана проекты благоустройства придомовых территорий сохраняемых жилых домов».
Исходя из вышеизложенного, предлагается доработать проект ПДП с учетом, прежде всего, интересов населения сохраняемых жилых домов и перспективного населения, а не интересов потенциальных инвесторов-застройщиков.