За последнее 10 лет планы развития Минска корректировались до неузнаваемости. В одно время, к примеру, планировалось, что частный сектор будут сносить массово, затем — что точечно. Утверждалось, что столица вот-вот начнет массированно расстраиваться за пределами кольцевой автодороги, затем от этой затеи также отказались. У многих минчан сложилось впечатление, что масштабные новостройки в виде многофункциональных комплексов и кварталов вырастают там, где нужно инвестору, а не там, где удобнее местным жителям.
Читатели портала http://www.interfax.by сегодня имеют возможность сравнить планы, озвученные руководителями архитектурно-строительного комплекса столицы в разное время, с тем, что происходит сейчас. И решить для себя — можно ли считать сегодняшний Минск динамично и целенаправленно развивающимся городом, в который через несколько лет не стыдно будет пригласить гостей из других городов и стран.
Виктор Никитин (главный архитектор Минска до осени 2011 года)
В одном из интервью 2008 года председатель комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома, главный архитектор столицы Виктор Никитин заострил внимание на всплеске интереса к Минску со стороны инвесторов. Тем не менее, отметил он, город «будет идти в ногу с общемировыми тенденциями: приоритет — за возведением полифункциональных комплексов, а не отдельных объектов».
В качестве примера были приведены иранский административно-гостинично-деловой центр в районе Национальной библиотеки (до сих пор не построен – ИФ), ливанский проект по строительству торгово-административного центра на проспекте Победителей на месте общежития БГУ (строительство продолжается – ИФ). К тому времени был утвержден план детальной планировки инвестпроекта по строительству торгово-культурно-развлекательного административного центра на месте выноса троллейбусного депо в квартале проспекта Независимости — улицы Киселева — улицы Красная (возведение объекта пока так и не началось – ИФ). Кроме того, по словам Виктора Никитина, компания из ОАЭ «выразила намерение построить гостиницу в районе стадиона «Динамо», а также деловой центр на пересечении улиц Первомайской и Красноармейской». Эти намерения пока не воплощены в жизнь. Как и провалившийся проект по строительству делового центра «Минск-Сити» с участием российского ООО «ИТЕРА Груп» (вместо него нынче предполагается возвести комплекс «Минск-Мир»).
Уже в 2008-м главный архитектор Минска выражал озабоченность по поводу выноса промышленных предприятий из центра города. «В списке предприятий, которые расположены в центре и загрязняют окружающую среду, — 24 объекта. Часть из них будет вынесена (на их месте построят общественные и жилые объекты), часть — реконструирована. Планируется, что первый этап этого серьезного процесса будет завершен к 2010 году», — отметил Виктор Никитин.
В том же 2008-м главный архитектор рассказал о планах обустроить Верхний город «в ближайшие 2-2,5 года» (де-факто большинство работ завершено в 2014-м – ИФ), снабдить 27-километровую велосипедную трассу социальной инфраструктурой («На каждом пятом километре намечено обустроить площадки для отдыха с пунктами проката велосипедов, точками общепита, мастерскими по ремонту спортоборудования. Вся велодорожка будет освещена, что даст возможность использовать ее практически круглые сутки»).
За три года в районе Комсомольского озера планировалось построить кафе и рестораны. К сожалению, так пока ни не началась обещанная специалистом «в ближайшее время» реконструкция Минского замчища на площадке между Дворцом спорта и улицей Немига.
Рассказал Виктор Никитин и о том, что в 2008-м велась «серьезная работа» по возможному объединению Минска и Минского района. Озвучил он и планы расширения территории столицы с 300 до 400 квадратных километров — согласно Генплану. «В этом документе предусмотрено строительство таких жилых районов, как Новый Двор за Чижовкой, Тарасово и других. И в ближайшие 5 лет эти участки будут освоены», — заверил специалист.
Кстати, спустя два года Виктор Никитин, уже по итогам корректировки Генплана, рассказал, что к 2030 году территория столицы увеличится до 550 кв.км. В обновленном документе были заложены параметры, позволяющие жителям в течение часа попасть на любую территорию города. Численность населения Минска не должна превысить 2 млн человек, а ежегодные объемы строительства жилья — не более 1,2 млн кв.м.
Вместе с тем, уже тогда прозвучала идея направлять финансовые и строительные ресурсы на освоение городов-спутников. В то же время Виктор Никитин подчеркнул, что механически минчан нельзя заставить переехать на место жительства в пригород:
— Если на предлагаемых территориях условия не будут хотя бы равны условиям столицы, то ничего из этой затеи не получится. Либо это жилье должно предоставляться на более льготных условиях.
Виктор Никитин был отправлен в отставку осенью 2011 года после совещания у главы государства по реализации в столице инвестиционных проектов. В конце совещания Александр Лукашенко дал ряд конкретных поручений. «Что касается всего строительного комплекса, проконтролируйте, Владимир Владимирович (глава Администрации президента Владимир Макей), все должны быть «вырезаны», начиная от Никитина и заканчивая секретарями», — сказал он.
При Викторе Никитине был, в частности, подготовлен проект комплексной реконструкции проспекта Победителей, предусматривающий застройку новыми объектами на участке от площади Свободы до МКАД. В то же время чиновники нашли в себе силы отказаться от строительства скоростной автодороги через Севастопольский парк. Удалось избежать и демонтажа гостиницы «Беларусь» — при подготовке к хоккейному ЧМ-2014 дело ограничилось реконструкцией.
Александр Петров (осень 2011 года — конец 2013 года)
Возглавив комитет архитектуры и градостроительства Мингорисполкома, Александр Петров заявил в интервью «Белорусской строительной газете», что не видит, чтобы в управлении архитектурой города «сложилась какая-то катастрофическая ситуация». Пообещал советоваться с коллегами, оживив для этого работу Совета при главном архитекторе города. Посетовал, что некоторые инвесторы «порой ждут для себя каких-то особых преференций, не считаясь со сложившимися в республике правилами». И выказал озабоченность по поводу того, что водно-зеленому диаметру столицы новым строительством наносится ущерб.
«Я приступил к обязанностям главного архитектора в непростое для города время и отчетливо понимаю, что сегодня на зеленые зоны Минска будет очень серьезное давление. И происходит это даже не потому, что «плохие люди» не осознают, что «зелень — это хорошо», а в связи с тем, что после запрета застройки земель сельскохозяйственного назначения в ближайшем окружении у нас практически нет свободных участков», — сказал Александр Петров.
(Кстати, занимая должность директора КУП «Минскградо», Александр Петров в 2009-м говорил, что в Минске планируется создание нового водного полукольца для развития зон отдыха. Для этого предполагалось облагородить Лошицкую водную систему. Водное полукольцо должно было соединить улицу Притыцкого и Лошицкий парк, пройдя через Запад и Юго-Запад. В этой системе предусмотрено 14 парков и скверов. К сожалению, данная идея реализована лишь частично.)
Новый главный архитектор выдвинул идею прекратить в пределах МКАД панельное строительство, перенеся его в будущие города-спутники. «Что касается Минска, то здесь необходимо оставить строительство домов исключительно по индивидуальным проектам», — сказал он.
В 2012 году в одном из интервью Александр Петров высказался по поводу новостроек в районе проспекта Победителей — многоэтажного жилого комплекса «Славянский квартал» за гостиницей «Планета», «небоскреба» в начале проспекта и пресловутого «дома Чижа» рядом с Троицким предместьем. Что касается «Славянского квартала», то, по мнению главного архитектора столицы, он даже украсил эту часть города. «Дом Чижа», отметил специалист, «не придавил Троицкое предместье — он его включил в ткань города». Впрочем, специалист заметил, что не до конца понял эстетику этого жилого комплекса: «Сочетание каких-то, на мой взгляд, трудносочетаемых элементов, наверху какая-то корейско-японская башенка, парнички какие-то…».
Абсолютно неудачно, по мнению Александра Петрова, разместилось в зеленой зоне возле гостиницы «Беларусь» «странное здание калийной компании». Зато главному архитектору понравился бизнес-центр «Александров Пассаж» на пересечении улицы Филимонова и проспекта Независимости: «Это современная, хорошая, пластичная эстетика. Она масштабна, но не давит на окружающую среду. И даже удачно сочетается с библиотекой, которая смотрится в этом месте несколько массивно».
Александр Петров признавался журналистам, что любит проспект Независимости (тот самый, на котором при нем было начато строительство многофункциональной громадины возле Белгосцирка – ИФ), а всю жизнь живет в границах улиц от Володарского до Янки Купалы. Неприглядных районов в городе, на его взгляд, нет. И вообще, если сравнивать Минск с другими столицами, то «уровень наших районов выше среднего уровня районов европейских столиц».
Именно во время «архитектурного правления» Александра Петрова началась эпопея с протестами общественности по поводу уплотнения застройки. По этому поводу специалист говорил так: «В большинстве случаев протестуют люди, которые получили квартиры бесплатно и живут в довольно неплохих условиях. Сейчас, чтобы обеспечить нуждающихся, а это 240 тыс. человек, город должен дать им доступное жилье, то есть квартиру по минимальным ценам. Естественно, для этих целей удобнее брать территории со сложившейся инфраструктурой: транспортной, инженерной. А что касается уплотнения, то в районах застройки 1950-60-х годов и даже 1970-х плотность населения не очень высокая».
При нем же начали реализовываться, в частности, скандально известные инвестиционные проекты — отель «Пекин» (общественность протестовала против частичной ликвидации сквера по улице Красноармейской), а также ряд других проектов, в том числе связанных с подготовкой к хоккейному ЧМ-2014.
Александр Петров ушел с поста главного архитектора без шума. Лишь в середине января 2014-го общественности стало известно, что председателем комитета архитектуры и градостроительства будет новый человек.
Николай Власюк (декабрь 2013 года — август 2014 года)
Николай Власюк — коренной брестчанин. После окончания строительного факультета БИСИ продолжил учебу в аспирантуре БНТУ. До назначения в Мингорисполком Николай Власюк работал заместителем директора по науке института «БелНИИПградостроительства», заведующим кафедрой архитектурного проектирования и рисунка Брестского технического университета. Для него новая должность стала неожиданностью, но специалист вскоре после своего назначения признался, что уже «чувствует Минск».
В одном из первых интервью Николай Власюк отметил, что исторический центр Минска — «больная тема»:
— В Минске сохранилось не так много истории по сравнению с теми же Гродно, Пинском или европейскими городами, чтобы этой историей пренебрегать. Очень важно сохранить силуэт Минска, который узнают по открыткам, по фотографиям. Что мы имеем сейчас? Например, здание «Велкома», которое стало выше Дворца Республики. Дом «У Троицкого» задавил масштабом. Я не против такой архитектуры, но она могла быть где-то в спальном микрорайоне, на въезде в город. Здесь же мы нарушили масштаб, пропорции, контекст места. Вообще, все, что строится в центре, должно быть сомасштабно, не выше 6-7 этажей.
Новый генеральный архитектор подтвердил курс на сворачивание строительства новых микрорайонов в пределах МКАД — массовое возведение многоэтажек планировалось только для льготников. Коммерческим застройщикам предлагалось участвовать в аукционах, которые, впрочем, пока не стали привычным явлением.
В свете выполнения указаний главы государства Николай Власюк ратовал за вынос промтерриторий за городскую черту, застройку свободных участков вдоль железной дороги и МКАД. Ветхий жилой фонд в частном секторе предлагал постепенно заменять на современный. В качестве полигона для будущего преображения города рассматривались площадки в центре города — бывший завод имени Кирова и территория действующего завода «Кристалл». (Пока эти площади все еще не задействованы под новое строительство. – ИФ.)
Николай Власюк вынашивал идею выноса в города-спутники части столичных функций:
— Если просто построить там жилье, это не решит проблем. Нужно развивать скоростной транспорт, развивать векторы, сектора агломерации: производственного, рекреационного, аграрного, инновационно-индустриального развития. Например, можно вынести функции какого-нибудь министерства или районной администрации, часть производств. Можно сконцентрировать университетские городки, технопарки, парки высоких технологий.
По мнению специалиста, Минск следовало бы преобразовывать с точки зрения качества среды, качества жизни, качества застройки. А чтобы не было необдуманных решений по инвестиционным проектам, Николай Власюк предлагал «покрыть» весь Минск детальными планами, вводящими строгие правила застройки тех или иных территорий.
К проведению общественных обсуждений главный архитектор Минска образца 2014 года относился положительно. Но предлагал внедрять участие жителей еще при формировании задания на проектирование будущих объектов.
Среди задумок Николая Власюка — объединение Верхнего и Нижнего города пешеходными связями, уменьшение транспортного транзита через центр (последнее нынче реализуется через внедрение платных парковок – ИФ). Он также выступал за отсутствие ежедневных передвижений сотен тысяч граждан из одного конца города в другой: хотя бы 40-50% жителей в том или ином районе столицы должны иметь места приложения труда недалеко от дома. Данная схема, по идее, может найти отражение в скорректированном Генплане в самом ближайшем будущем.
Чтобы Минск стал более комфортным для горожан, Николай Власюк предлагал «под указ главы государства запретить строительство в водно-зеленом диаметре». А в существующих микрорайонах добавлять объекты точечно.
— Можно жить комфортно даже в плотном городе, — говорил он. — Важно не то, что уплотняем, а как уплотняем. Если инвестор со своими интересами приходит на дворовую территорию, то нужно выяснять, что он принесет для местных жителей. В таких случаях важен интерес горожан.
Сам «главный строитель» утверждал, что любит природу, катается с дочкой по велодорожке вдоль Свислочи. «Если бы была возможность жить за городом, в месте с хорошей транспортной доступностью, я бы с удовольствием переехал бы туда», — заявил он.
Специалист выступал за то, чтобы сделать центр города «для жителей и туристов» — к примеру, вернуться к идее сделать улицу Карла Маркса пешеходной раз и навсегда.
Правда, во время хоккейного ЧМ-2014 пешеходной сделали часть Верхнего города.
К сожалению, Николай Власюк пробыл в должности главного архитектора Минска недолго: в августе 2014 года ему предложили пост главного архитектора в родном Бресте, и он уехал туда. Тем временем в столице продолжалась корректировка Генерального плана Минска с учетом экономических реалий и планов по «нерасширению» города. Результаты этой работы пока не известны.
Павел Лучинович (с января 2015 года)
Почти полгода должность главного архитектора Минска оставалась вакантной. И вот в начале 2015 года стало известно, что на этот пост назначен Павел Лучинович, до этого трудившийся заместителем председателя комитета архитектуры и строительства.
В новой должности специалист заявил журналистам, что намерен выполнять задачу, поставленную руководством республики и города: Минск больше не будет расти вширь.
— Мы сейчас вносим коррективы в прежний Генеральный план города, в 2015 году эта работа будет завершена, — сказал Павел Лучинович. — Мы не будем все-таки заходить за территорию кольцевой автодороги, а станем использовать то, что у нас есть, и развивать города-спутники.
По словам нового главного архитектора, в ближайшее время будет достраиваться микрорайон Каменная Горка, много предстоит возвести в Лошице. Пваел Лучинович намерен продолжить работу предшественников по трансформации городских территорий в связи с планируемым выносом вредных предприятий и военных частей.
Высказался новый главный архитектор и по поводу уплотнений существующей застройки:
— Уплотнение будет увязываться с обсуждением, в том числе с профессионалами — транспортниками, архитекторами, градостроителями, а также с районными администрациями и самими жителями. Они будут происходить в редких случаях, какой-то компромисс будем находить.
Николай Лучинович — минчанин, всю жизнь живет в районе улицы Богдановича в пределах второго транспортного кольца. Любит район Оперного театра, центр — от площади Независимости до Белгосцирка. Хорошо изучил Ленинский район, поскольку в свое время занимал в местной администрации пост архитектора.
По мнению специалиста, достойным примером масштабного строительства на территории Минска в XXI веке может служить комплекс зданий вдоль проспекта Дзержинского: «Это достойная столичного масштаба застройка, вот в таком духе хочется развивать город и дальше».
Главный архитектор также рассказал, что работа над концепцией городов-спутников Минска должна завершиться в марте:
— Будет большое обсуждение — на республиканском уровне, на уровне правительства: как будет реализовываться дальше концепция городов-спутников. И у каждого города есть своя идеология развития. Это все будет обсуждаться несколько позднее. Уже исходя из результатов, когда будут «осознаны» в том числе и финансовые аспекты, определимся, куда мы в первую очередь пойдем.
«Большое видится на расстоянии»
Как бы мы ни ругали современных архитекторов за «издевательство» над Минском, объективно оценить то, что делается сегодня, можно будет лишь спустя годы. А как прежние главные архитекторы Минска оценивают нынешнее состояние города?
Ярослав Линевич, главный архитектор Минска в 1986-1994 годах, в 2012-м заявил, что много панельных высоток, особенно в центральной части, не нужно:
— Я считаю, что этого делать нельзя. Более того, надо любым способом вообще ограничить развитие жилья в центре. Потому что центр предназначен для других целей. Мы не знаем, какие в будущем там будут появляться объекты международного уровня. А уже сегодня здесь сложно найти площадку для уникального строительства… Мы работали, чтобы наша столица стала одним из лучших городов с Советском Союзе, а, может, и в мире. И это очень ценно, потому что самым важным я считаю человеческий фактор и отношение к человеку. Если люди это чувствуют, то и они совсем иначе воспринимают твою работу, и работа спорится.
Юрий Григорьев, главный архитектор Минска в 1974-1986 годах, в интервью «Советской Белоруссии» несколько лет назад также высказался за бережное отношение к тому, что сделали прошлые поколения. К примеру, эксперт одним из самых мудрых градостроительных решений считает создание водно-зеленого диаметра и системы обводнения города. «И ни в коем случае нельзя застраивать эту уникальную экологически-природную систему, а такие попытки, к сожалению, есть», — сказал он.
— Мне кажется, в Минске недостаточно в 1990-е и в начале 2000 годов уделялось внимания формированию комплексной жилой среды и ее архитектурного облика, да и многие нормативы целесообразно обновить, — высказал мнение Юрий Григорьев.
Он не рискнул предсказать, какие перемены ожидают архитектуру Минска через пару десятилетий. Но заметил, что архитектура «всегда старается опережать свое время, но, как правило, отражает именно его со всеми положительными и отрицательными аспектами».
Лучше и не скажешь.
Александр Нестеров
Фото: ais.by, ctv.by, vivascalemodels.com, Александр Нестеров
Читать полностью: http://www.interfax.by/news/belarus/1178628