16.11.2015 ЖРЭО Советского района г. Минска провело собрание жильцов дома по ул. Кульман 15 по поводу планируемого капитального ремонта данного дома. Жильцы высказались против сокращения объемов и видов работ по капитальному ремонту дома.
Сегодня (26.11.2015) была направлена коллективная жалоба на действия должностных лиц ЖРЭО Советского района г. Минска при организации капитального ремонта дома № 15 по ул. Кульман в городе Минске. Под ней подписалось 142 человека.
ул. К.Маркса, 38, г. Минск
Совет Министров Республики Беларусь
ул. Советская, 11(Дом Правительства), г. Минск, 220010
Министерство торговли Республики Беларусь
ул. Кирова, 8 корп. 1
220030, г. Минск
Комитет государственного контроля
Республики Беларусь
ул. К.Маркса, 3, г. Минск, 220030
Генеральная прокуратура
Республики Беларусь
ул. Интернациональная, 22, г. Минск, 220030
Председателю Минского городского исполнительного комитета
Шорцу А.В.
пр-т Независимости 8, г. Минск, 220030
Коллективная жалоба на действия должностных лиц ЖРЭО Советского района г. Минска при организации капитального ремонта дома № 15 по ул. Кульман в городе Минске
16.11.2015 ЖРЭО Советского района г. Минска провело собрание жильцов дома по ул. Кульман 15 по поводу планируемого капитального ремонта данного дома.
ЖРЭО Советского района г. Минска на данном собрании представлял главный инженер Филатов М.А.
Ни до, ни во время проведения собрания жильцам не был предоставлен полный перечень работ при капитальном ремонте. Также Филатов М.А. отказался озвучить график выполнения данных работ по дому.
Из краткого перечня работ, озвученного представителем ЖРЭО, следует, что ЖРЭО намеревается выполнить не полный перечень работ, указанный в проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта дома по адресу г. Минск, ул. Кульман 15, разработанной по результатам технических осмотров и оценке технического состояния здания.
На большинство вопросов главный инженер ЖРЭО не смог предоставить детальных и обоснованных ответов.
Ввиду этого жильцами дома единогласно было принято решение считать данное собрание неподготовленным со стороны ЖРЭО Советского района г. Минска.
Кроме того, жильцы дома единогласно выступили против сокращения видов и объема работ по дому, указанных в проектно-сметной документации, и начала капитального ремонта в предлагаемом ЖРЭО виде, т.к., на наш взгляд, это наносит вред не только жильцам дома, но и государству, грубо нарушает нормы законодательства, подрывает доверие граждан к органам государственной власти.
1) Первоначально капитальный ремонт нашего дома согласно утвержденных Мингорисполкомом планов должен был состояться в 2010 году.
Представители власти неоднократно как устно, так и письменно подтверждали жильцам свое намерение произвести капитальный ремонт в кратчайшие сроки и в полном объеме.
В частности это следует из ответа Администрации Советского района г. Минска от 27.03.2012 № 01-18/211, которым жильцам дома были доведены виды работ при проведении капитального ремонта дома по ул. Кульман 15 в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией.
2) Никакие приказы Минжилкомхоза (например, Приказ № 3 от 27.01.2015), на которые ссылался главный инженер ЖРЭО в качестве обоснования сокращения объемов работ по нашему дому, не могут быть приняты во внимание, т.к. дом подлежал капитальному ремонту задолго до их принятия, а проектно-сметная документация была разработана несколько лет назад.
Согласно ст. 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь жилищно-коммунальные услуги – это услуги по поддержанию и (или) восстановлению надлежащего санитарного и (или) технического состояния жилых домов, иных капитальных строений (зданий, сооружений), жилых и вспомогательных помещений, придомовой территории, по обеспечению их благоустроенности, благоприятных и безопасных условий для проживания граждан, включающие в себя коммунальные услуги, техническое обслуживание, текущий ремонт, капитальный ремонт и иные жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии с договорами.
Капитальный ремонт – это жилищно-коммунальная услуга по восстановлению основных физико-технических, эстетических и потребительских качеств жилого дома, иного капитального строения (здания, сооружения), их конструктивных элементов, инженерных систем, утраченных в процессе эксплуатации.
В соответствии со ст. 98 Жилищного кодекса Республики Беларусь (п. 5) необходимость проведения капитального ремонта или реконструкции жилого дома, конструктивных элементов, инженерных систем определяется на основании: технического состояния жилого дома в целом, а также его конструктивных элементов, инженерных систем; срока службы жилого дома в целом, а также его конструктивных элементов, инженерных систем; архитектурно-планировочных качеств жилого дома и уровня его благоустройства; генерального плана жилой застройки (улиц, кварталов, микрорайонов), в которой расположен жилой дом; правил и норм технической эксплуатации жилых домов в соответствии с техническими нормативными правовыми актами.
Необходимость проведения тепловой модернизации жилого дома определяется с учетом его теплотехнических показателей и ограждающих конструкций в соответствии с техническими нормативными правовыми актами.
Таким образом, учитывая то, что проектно-сметная документация была разработана в соответствии с требованиями ст. 98 ЖК РБ, и отражает действительно необходимый объем работ по дому, действия должностных лиц ЖРЭО Советского района г. Минска по необоснованному сокращению видов и объемов работ нарушают требования законодательного акта Республики Беларусь и права жильцов, как потребителей жилищно-коммунальных услуг.
3) Особую обеспокоенность у жильцов дома вызывает исключение из видов и объемов работ таких видов работ как тепловая модернизация дома и благоустройство придомовой территории:
А) тепловая модернизация дома.
Говоря о тепловой модернизации дома № 15 по ул. Кульман, в первую очередь, необходимо понимать необходимость ремонта фасадов дома.
Дом № 15 по ул. Кульман построен из кирпича и облицован плиткой. Со временем плитка начала отслаиваться от кирпича, местами отваливаться, что вызывает проникновение влаги в стены дома, их промерзание, а также увеличение теплопроводности.
Предложенный главным инженером ЖРЭО вариант ремонта фасадов, а именно – отбитие местами плитки и нанесение штукатурки, не только не соответствует здравому смыслу, но и прямо нарушает действующие технические нормативы.
Согласно п. 4.2.3 ТКП 45-1.04-14-2005 (02250) «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ» в кирпичных зданиях не допускается:
— деформация конструкций стен: отклонение конструкций от вертикальной оси здания, осадка конструкций, разрушение и выветривание стенового материала и т.д.;
— разрушение и повреждение наружной отделки стен, в том числе облицовочной плитки;
— отделка фасадов зданий паронепроницаемым материалом.
Кроме того, в п. 3.8 указанного ТКП запрещены переоборудование и перепланировка зданий, ведущие к ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов.
Уверены, что предлагаемый ЖРЭО вариант ремонта фасадов отсутствует в проектно-сметной документации и не мог пройти государственную экспертизу.
Таким образом, единственным вариантом ремонта фасадов нашего дома является его тепловая модернизация.
Также для жильцов дома, среди которых много пенсионеров, немаловажен вопрос о стоимости за отопление и подогрев горячей воды, которую они вынуждены будут платить после капитального ремонта.
Политика государства в настоящее время направлена на уменьшение субсидирования жилищно-коммунальных услуг. Уже сейчас в отопительный период размер платы за жилищно-коммунальные услуги для многих жильцов нашего дома довольно значителен.
Проектно-сметная документация на капитальный ремонт дома предусматривала увеличение в разы показателей теплозащиты здания, что, безусловно, снизило бы расходы на отопление как для жильцов, так и для государства. А отказ должностных лиц ЖРЭО от соблюдения проектно-сметной документации влечет причинение вреда не только жильцам дома, но и государству, из бюджета которого субсидируются коммунальные услуги.
Б) благоустройство придомовой территории.
Согласно ст. 1 ЖК РБ придомовой территорией является земельный участок, на котором расположены жилой дом, элементы озеленения и иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого жилого дома.
Отказ от благоустройства придомовой территории дома главный инженер ЖРЭО обосновал невозможностью прохождения согласования того варианта благоустройства, который предлагается ЖРЭО.
Следует отметить, что ранее жильцы дома № 15 по ул. Кульман на встречах с должностными лицами ЖРЭО Советского района выступали категорически против оборудования с внешней стороны дома парковочных мест для автомобилей за счет зеленой зоны. Т.к. в виду близости к Комаровскому рынку и отсутствия шлагбаума эта парковка превратилась бы в бесплатную стоянку посетителей рынка и сотрудников близлежащих офисов. Кроме того, в нарушение технических норм стоянка планировалась в непосредственной близости от детской площадки, на которой играют маленькие дети со всех окрестных домов.
По нашему мнению, придомовая территория, расположенная со стороны улицы Кульман, находится в удовлетворительном состоянии и вообще не нуждается в благоустройстве.
Чего не скажешь о придомовой территории внутри двора, которая «стараниями» ЖЭСа № 42 доведена до крайне плачевного состояния.
Согласно п. 7.4.1 ТКП 45-1.04-14-2005 (02250) «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ» прилегающая к зданию территория должна быть благоустроена, озеленена, оборудована инженерно-техническими устройствами для полива зеленых насаждений, проездов и тротуаров, иметь электрическое освещение. Для проездов и пешеходных дорожек необходимо предусматривать твердое покрытие.
Все тротуары и дорожки со стороны двора дома разрушены и представляют угрозу для пешеходов, на многих отсутствует твердое покрытие.
Пешеходные дорожки не имеют электрического освещения.
Из четырех детских площадок внутри двора осталась лишь одна.
Уничтожена (конструкции демонтированы и вывезены в неизвестном направлении) спортивная площадка, расположенная в начале дома напротив 1-2 подъездов.
Отсутствует должный уход за баскетбольной площадкой, расположенной напротив 6-8 подъездов, в виду чего она уже не может использоваться по назначению.
У жильцов складывается такое мнение, что дворовая территория дома сознательно уничтожается и готовится для очередного «инвестора» под уплотнение.
4) Представителем ЖРЭО также было озвучено, что после замены стояков холодного и горячего водоснабжения за счет средств капитального ремонта в квартирах будет произведена лишь зашивка сантехнических ниш влагостойким гипсокартоном.
Конструктивной особенностью дома является наличие сплошной кирпичной перегородки, которая отделяет квартиру от сантехнической ниши. Стены в ванной и туалете были обложены плиткой при постройке дома.
Таким образом, ЖРЭО хочет возложить на жильцов дома все основные расходы по восстановлению внутренней отделки ванных комнат и туалетов, разрушенных из-за необходимости замены стояков, что прямо нарушает п. 6.10 Типового договора на оказание услуг по капитальному ремонту многоквартирного дома, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2009 N 99, согласно которому исполнитель обязан восстановить в квартире внутреннюю отделку, поврежденную при ремонте ограждающих конструкций и инженерных систем жилого дома.
При этом, проектно-сметной документацией предусматривалась внутренняя отделка в квартирах в зоне замены инженерного оборудования (кроме жилых комнат).
И не специалисту ясно, что установка гипсокартона вместо кирпичных стен повлияет на технические характеристики дома. В частности, значительно ухудшится шумоизоляция и теплозащита в квартирах. Производились ли какие-либо расчеты по данному поводу при разработке проекта капитального ремонта и каковы результаты этих расчетов, жильцам не известно.
5) ЖРЭО предлагается провести лишь ремонт ограждений лоджий и балконов с устройством новых экранов. Сам ремонт балконов, которые во многих квартирах находятся в аварийном состоянии, производить не предлагается.
Не понятно, каков будет новый архитектурный облик дома после замены существующих экранов, было ли эскизное решение нового внешнего вида дома и проходило ли оно необходимые согласования в Мингорисполкоме.
6) Объемы работ, предложенные ЖРЭО, не включают восстановление за счет средств капитального ремонта состояния подъездов. Даже те работы по капитальному ремонту, которые предлагает провести ЖРЭО, значительно ухудшат текущее состояние подъездов. Вероятно, должностные лица ЖРЭО хотят провести это за счет средств жильцов как текущий ремонт, который не проводился в доме уже около 20 лет.
7) Ранее жильцы также просили включить в объемы работ установку решеток на входных группах в подвалы. Т.к. в настоящее время входы в подвалы превратились в «общественные уборные», из-за чего зачастую в подвал невозможно попасть. ЖЭС № 42 уклоняется от уборки этих мест. Предложенным вариантом капитального ремонта установка решеток на входы в подвалы не предусмотрена.
Согласно статье 6 Закона Республики Беларусь от 16.07.2008 N 405-З "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг" потребители жилищно-коммунальных услуг имеет право на государственную, включая судебную, защиту своих прав.
Оказываемые жилищно-коммунальные услуги должны быть надлежащего качества.
Качество жилищно-коммунальных услуг должно соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов, иного законодательства (ст. 12 Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг".
Исполнитель обязан обеспечивать своевременное предоставление жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества (ст. 17 Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг".
Указом Президента Республики Беларусь от 11.04.2011 N 136 (ред. от 20.06.2014) "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы" предусмотрено, что главными задачами развития жилищно-коммунального хозяйства являются дальнейшее повышение надежности и эффективности функционирования систем жизнеобеспечения, улучшение качества предоставляемых услуг и обеспечение их доступности для потребителей.
Важнейшими направлениями деятельности в жилищно-коммунальной сфере должны стать улучшение технического состояния жилищного фонда и повышение эффективности его эксплуатации, снижение затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг.
В данном Указе Президентом Республики Беларусь предписано, что в предстоящем периоде основные усилия предполагается направить на реализацию комплекса мер по снижению потребления топливно-энергетических ресурсов, затрат и потерь в системе жилищно-коммунального хозяйства, соблюдение режимов жесткой экономии и бережливости на всех технологических этапах производства - потребления услуг за счет энергосбережения, сокращения непроизводительных расходов.
Особое внимание предписано уделять улучшению благоустройства и развитию инфраструктуры населенных пунктов. Намечено проведение комплекса работ по благоустройству придомовых территорий.
Программой развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь до 2015 года, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.02.2013 N 97, а также Концепцией государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2016 года, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.04.2013 N 267 (ред. от 22.08.2013), предусматривается наращивание до 2016 года объемов капитального ремонта не менее чем в два раза по сравнению с предыдущей пятилеткой и обеспечение в 2015 году ввода общей площади жилых домов после капитального ремонта и тепловой модернизации в объеме 3 млн. кв. метров, или 2,9 процента от обслуживаемого жилищного фонда.
При этом при проведении капитального ремонта и тепловой модернизации жилищного фонда необходимо обеспечить комплексное выполнение работ.
Основными задачами в сфере эксплуатации жилищного фонда и оказания жилищно-коммунальных услуг должны стать снижение затрат на оказание эксплуатационных услуг за счет внедрения прогрессивных энерго- и ресурсосберегающих технологий, увеличение объемов капитального ремонта и тепловой модернизации жилищного фонда при сокращении сроков их проведения.
При постановке жилых домов на капитальный ремонт следует предусматривать мероприятия по проведению обследования фактического уровня энергопотребления в целях его учета при проектировании, снижению тепловых потерь через ограждающие конструкции, модернизации инженерных систем, внедрению энергоэффективного оборудования.
Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 28.01.2015 N 1 (ред. от 28.04.2015) "Об итогах работы в 2014 году и задачах по повышению эффективности работы и модернизации жилищно-коммунального хозяйства на 2015 год" предусмотрен комплекс мер по повышению качества предоставляемых услуг организациями жилищно-коммунального хозяйства. Основная цель данных мероприятий: обеспечение населения основными видами жилищно-коммунальных услуг в требуемых объемах и соответствующего качества. А задачами комплекса являются повышение качества, эффективности и производительности труда на каждом рабочем месте во всех сферах деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства системы. Среди предусмотренных мероприятий можно выделить:
- своевременное планирование текущего и капитального ремонтов жилищного фонда на основе оценки технического состояния и анализа обращений граждан;
- обеспечение выполнения программ по капитальному ремонту и тепловой модернизации жилищного фонда, ремонту кровель, входных групп, козырьков, вентканалов, оголовков, балконов, элементов благоустройства, замене аварийных участков инженерных сетей;
- своевременное проведение осмотров технического состояния жилищного фонда, включая: отдельные конструкции зданий, - инженерные сети, элементы благоустройства, детского игрового и спортивного оборудования;
- благоустройство дворовых территорий с проведением комплекса работ по устройству тротуаров, детских игровых площадок, озеленению.
Исходя из всего вышеизложенного, считаем, что должностные лица ЖРЭО Советского района г. Минска грубо нарушают законодательство Республики Беларусь, в т.ч. Указ Президента Республики Беларусь от 11.04.2011 N 136, Жилищный кодекс, Закон Республики Беларусь "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг", Постановления Совета Министров Республики Беларусь.
«Авральное» начало капитального ремонта в самом конце 2015 года и «прикрытие» Приказом № 3, который распространяет свое действие только на 2015 год, может лишь свидетельствовать об уклонении ответственных должностных лиц от надлежащего оказания жилищно-коммунальных услуг и о желании «для галочки» отчитаться перед вышестоящим руководством. Также, возможна заинтересованность должностных лиц в скорейшем до конца 2015 года перечислении авансов генеральному подрядчику – частному коммерческому предприятию.
При этом, нам известно, что аналогичная ситуация возникла и при организации капитального ремонта других домов в нашем квартале, а именно домов № 62 и № 66 по ул. Богдановича, капитальный ремонт которых ЖРЭО Советского района г. Минска уже начало за несколько недель до проведения собрания с нами. Там, также, несмотря на заключения экспертиз и разработанную проектно-сметную документацию, ЖРЭО самовольно урезало виды и объемы работ по капитальному ремонту, сведя их к перечню, аналогичному предложенному нам.
Подобное положение дел считаем недопустимым и, учитывая вышеизложенное,
ПРОСИМ:
1) Приостановить проведение капитального ремонта дома № 15 по ул. Кульман, г. Минск.
Обязать ЖРЭО Советского района г. Минска организовать и провести капитальный ремонт дома № 15 по ул. Кульман, г. Минск в соответствии с первоначально разработанной проектно-сметной документацией и с учетом требований жильцов, содержащихся в настоящей жалобе.
При этом, в целях экономии денежных средств считаем возможным отказаться на данном этапе от выполнения следующих видов работ: замена неаварийных стояков канализации (в доме установлены чугунные стояки канализации); перепланировка подвала с устройством новых кирпичных перегородок, установка в сараях и служебных помещениях новых дверных блоков; благоустройство придомовой территории со стороны внешнего фасада дома со стороны ул. Кульман; замена существующих деревянных блоков входов в подъезды на новые металлические с устройством домофонной системы (т.к. во всех подъездах установлены металлические дверные блоки с устройством домофонной системы); замена поручней внутри подъездов; вместо шумоизоляции перекрытия теплового пункта и водомерного узла необходимо произвести шумоизоляцию лифтовых шахт. Дополнительно произвести обследование состояния экранов балконов, только после чего принять решение о их демонтаже и замене. В случае принятия решения о замене экранов разработать архитектурное решение нового облика здания таким образом, чтобы оно не портило центр города своим внешним видом;
2) Администрацию Президента Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь и Министерство торговли Республики Беларусь взять на контроль осуществление ЖРЭО Советского района г. Минска капитального ремонта дома № 15 по ул. Кульман, дома № 62 и № 66 по ул. Богдановича).
Министерство торговли Республики Беларусь вынести предписание исполнителям о прекращении нарушений прав потребителей жилищно-коммунальных услуг при проведении капитального ремонта указанных домов и их техническом обслуживании;
3) Мингорисполком рассмотреть вопрос о служебном соответствии должностных лиц ЖРЭО Советского района г. Минска и ЖЭСа № 42, ответственных за ненадлежащее качество оказываемых жилищно-коммунальных услуг жильцам дома № 15 по ул. Кульман;
4) Министерство торговли Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь и Генеральную прокуратуру Республики Беларусь провести проверку соблюдения должностными лицами ЖРЭО Советского района г. Минска законодательства при подготовке и организации проведения капитального ремонта домов № 15 по ул. Кульман, № 62 и № 66 по ул. Богдановича. По результатам проверки рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц.
Вот, что нам обещали все эти годы
А вот, что предлагают сейчас
Текущее состояние дома и прилегающей территории.
За какое техобслуживание мы платили?
А здесь когда-то были детские площадки