http://news.mail.ru/inworld/belorussia/economics/10989137/?frommail=1
председатель наблюдательного совета ОАО «10 УНР-инвест» Василий Устинчик сомневается, что люди в следующем году будут активно строить, тем более те, кто не получит льготный кредит. «Те, у кого были свободные деньги, себе недвижимости уже настроили», — считает Василий Устинчик.
Он сообщил «Ежедневнику», что его компания объемы строительства жилья резко снизила. «Сейчас невыгодно строить непанельное жилье, рентабельность его очень низкая. У населения нет денег на покупку дорогих квартир. А во-вторых, люди неохотно вступают в долевое строительство, предпочитают покупать готовый объект. А для того, чтобы строить самостоятельно, у застройщика должны быть значительные оборотные средства», — считает представитель застройщика. После девальвации 2011 года нехватку «оборотки» ощутили почти все строительные фирмы. «Мы тогда за одну ночь потеряли 7 миллионов долларов из 10», — говорит Устинчик. Кредиты же застройщики получают по высокой ставке, к тому же банки их неохотно выдают, так как строительство считается рискованной областью.
По этим причинам «10 УНР-инвест», как и многие другие предприятия, переключились на коммерческую недвижимость.
Серьезную проблему застройщик также видит в нехватке строительных площадок в Минске. «На совещании в Мингорисполкоме, где поднимались вопросы по планам строительства на следующий год, говорили, что в Минске якобы есть резерв для строительства 5 миллионов квадратных метров. Из них 50% по сносу». При этом известно, что большинство свободных участков города трудны для освоения или вовсе непригодны, как участки в Северном районе и Щемыслице, где располагаются пахотные земли. Устинчик предположил, что все «беспроблемные» участки вскоре будут заняты и снижение темпов строительства наступит неминуемо.
«На это отреагирует и рынок вторичного жилья – цены поползут вверх», — уверен застройщик.
Предчувствуя обострение проблем в сфере жилищного строительства, застройщики обратились к российскому рынку. Компания сейчас вахтовым методом строит коммерческий объект в Калуге. «Через 3 года 50% нашего бизнеса уже будет в России», — рассчитывает Василий Устинчик. По его словам, белорусских компаний в соседнем государстве работает уже много, а будет еще больше. Но что тогда останется для Беларуси?