Валентина Васильевна Подгруша,
судья Конституционного Суда
Республики Беларусь,
Заслуженный юрист Республики Беларусь
Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 1 ноября 2003 г.
В ст. 19 Закона от 7 января 2002 г. "О защите прав потребителей" (далее - Закон) подробным образом регламентирован механизм реализации прав потребителя в случае предания ему товара ненадлежащего качества, в том числе при предъявлении требований о замене недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, либо соразмерном безвозмездном устранении недостатков товара, либо возмещении расходов по устранению недостатков товара.
В частности, потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества.
При этом законодатель уточнил, что в случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить его недостатки (продовольственные товары, товары бытовой химии и т.п.), потребитель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.
Если же речь идет о замене технически сложного или дорогостоящего товара, то потребитель вправе требовать его замены только в случае, если имеют место существенные недостатки товара (существенные нарушения требований к его качеству).
Таким образом, требует уяснения, что понимается под технически сложным товаром, дорогостоящим товаром и существенными недостатками, коль скоро только при наличии этих условий потребитель вправе требовать замены обладающего такими характеристиками товара ненадлежащего качества.
Ответ можно найти в ст. 1 Закона, в которой приведены основные понятия и их определения, и в решениях правительства.
Под дорогостоящим товаром понимается товар, стоимость которого в 400 и более раз превышает установленный на день продажи размер базовой величины. На сегодня таковым является товар стоимостью 4 млн. руб. и более.
Существенными недостатками товаров в силу требований Закона является неустранимые недостатки либо недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов либо затрат времени, или выявляющиеся неоднократно, или проявляющиеся вновь после их устранения, или другие подобные недостатки.
Продавец или выполняющая на договорных началах его функции организация (индивидуальный предприниматель) (далее - продавец) обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости - провести проверку качества этого товара. При возникновении спора продавец обязан провести экспертизу товара.
О месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещен в письменной форме. Потребитель вправе участвовать в проверке качества (проведении экспертизы) товара лично или через своего представителя. Заключение экспертизы может быть оспорено потребителем в судебном порядке.
При этом следует иметь в виду, что стоимость экспертизы оплачивается продавцом. Однако, если в результате экспертизы будет установлено, что недостатки возникли после продажи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения или транспортировки товара, потребитель обязан возместить продавцу не только расходы на проведение экспертизы, но и связанные с ее проведением транспортные расходы.
Вывод: надо настаивать на замене. Писать жалобу и т.д.