Комитет архитектуры и
градостроительства Минского
городского исполнительного комитета
220030, г. Минск ул. Советская 19
Председателю Лучиновичу П.С
От инициативной группы,
представляющей жителей г. Минска
ул. Кирова, дома 2, 4, 6,
ул. Свердлова, дома 22, 24, 26,
ул. Ульяновская, дом 32
Адрес для корреспонденции:
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
(по внесению дополнений в нормативно-правовые акты, определяющие правила строительства в г. Минске)
Уважаемый Павел Сергеевич!
Через СМИ обнародовано, что ведётся разработка правил застройки Минска – столицы Республики Беларусь, как это предусмотрено п 2.2.13 Первоочередных мероприятий Генерального плана г. Минска.
Подтверждаем необходимость такой работы и отмечаем, что необходимость упорядочить процесс застройки в г.Минске назрела давно.
Полагаем, что разрабатываемые требования сделают процедуру выбора земельных участков и параметров их освоения (застройки) логической и прозрачной; защитят от разорения обжитые и хорошо обустроенные территории, историческую застройку, зелёные зоны.
План развития и градостроительные требования для территории г. Минска определены, в том числе Генеральным планом г. Минска (корректировка) в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 15.09.2016 г. № 344 (далее – Генеральный план г. Минска).
Наши предложения основываются на селекции и обобщении градостроительных практик Европейской части континента и Соединённых Штатов Америки, выполнены в соответствии с предписаниями Генерального плана г. Минска.
Приложение: Предложения по внесению дополнений в нормативно-правовые акты, определяющие правила строительства в г. Минске на 6-ти листах.
11.09.2017
С уважением,
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
по внесению дополнений в нормативно-правовые акты, определяющие правила строительства в г. Минске
ЧАСТЬ I. ПРЕДПИСАНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА Г. МИНСКА 3
ГЛАВА 7 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ 3
ГЛАВА 13 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 4
ГЛАВА 10 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА 4
РАЗДЕЛ III ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА Г. МИНСКА ГЛАВА 17 ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ 4
ГЛАВА 11 ОХРАНА ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Г. МИНСКА 5
ГЛАВА 18 ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ И ИНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА 6
ЧАСТЬ II. ОХРАНА ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПРЕДЛОЖЕНИЯ) 8
Развитие единой системы исторических кварталов г. Минска 8
Введение 8
1. Особенности центральной части г. Минска 8
2. Ввод градостроительно-охранной единицей объекта «исторический квартал» 8
3. Лини охраны цельных градостроительных комплексов 9
4. Планировочный каркас единой системы исторических кварталов 9
5. Охрана исторических кварталов как неделимых, цельных объектов 9
6. Стратегия развития территории системы исторических кварталов 9
7. Включить единый комплекс кварталов со зданиями возле центрального вокзала и вдоль проспекта Независимости в список всемирного наследия ЮНЕСКО 9
ЧАСТЬ III. СЛОЖИВШИЕСЯ ЖИЛЫЕ И БЛАГОУСТРОЕННЫЕ ГОРОДСКИЕ ТЕРРИТОРИИ (ПРЕДЛОЖЕНИЯ) 11
ЧАСТЬ IV. ВОДНО-ЗЕЛЕНЫЙ ДИАМЕТР Г.МИНСКА (ПРЕДЛОЖЕНИЯ) 12
1. Особенности Водно-зелёного диаметра г. Минска 12
2. Агрессивное городское строительство в водоохранной и ландшафтно-рекреационной зонах 12
3. Защита Водно-зелёного диаметра на уровне правил застройки г. Минска 13
ЧАСТЬ I. ПРЕДПИСАНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА Г. МИНСКА (ВАЖНЕЙШИЕ ВЫДЕРЖКИ)
Считаем, что следует сделать акцент на выполнении следующих необходимых мероприятий, предписанных Генеральным планом г. Минска, и заложить их в базу развития центральной (исторической) части г. Минска:
ГЛАВА 7 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ
2.1.7. создать на территориях, формирующих окружение железнодорожного вокзала станции Минск-Пассажирский, систему многофункциональных комплексов объектов общественного обслуживания международного уровня с сохранением уникального архитектурного ансамбля привокзальной площади и формирования городской среды с использованием архитектурно-планировочных приемов, соответствующих историческому характеру застройки в этой части города;
2.1.8. разрешать размещение объектов и комплексов нового строительства на территориях городского ядра при наличии в их составе не менее трех разрешенных регламентами генплана Минска градоформирующих функций и имеющих уникальный архитектурно-художественный облик зданий (сооружений), отвечающий градостроительному ансамблю центральной части Минска;
ГЛАВА 13 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Направление 1
1.2.6. Осуществить реконструкцию южной привокзальной площади станции Минск-Пассажирский с созданием на ней необходимых сооружений и устройств, включая разноуровневые парковки автомобилей, с целью разгрузки от транспорта северной площади и эффективного функционирования всего вокзального комплекса.
ГЛАВА 10 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
Направление 2
Стратегическое планирование развития туризма. Резервирование территорий для размещения перспективных туристических комплексов и объектов.
2.2. Установить приоритет формирования группы первоочередных туристических комплексов: «Раковское предместье», «Троицкое предместье», «Верхний город», «Привокзальный», «Золотая Горка», «Академия наук», «Национальная библиотека», «Минск-Арена».
РАЗДЕЛ III ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА Г. МИНСКА ГЛАВА 17 ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Направление 4 Развитие общественных территорий
4.2. Развитие сферы туризма.
4.2.1. Продолжить формирование туристических комплексов: «Раковское предместье», «Троицкое предместье», «Верхний город», «Привокзальный», «Усадьба Лошица», «Золотая Горка», «Национальная библиотека», «Минск-Арена», «Чижовское водохранилище» и «Минское море». На территориях туристических комплексов сформировать яркую выразительную среду туристических зон, отличающуюся оригинальностью и разнообразием объемов, пространств, уникальной и эмоционально насыщенной атмосферой и включающую яркие архитектурные сооружения.
4.2.2. Создать комплексы транзитного туризма в районах Национального аэропорта Минск и железнодорожной станции Минск-Пассажирский.
ГЛАВА 11 ОХРАНА ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Г. МИНСКА
Направление 1
Сохранение историко-культурного наследия г. Минска, градостроительный и архитектурный образ которого формировался на протяжении многих веков, для чего:
1.1. повысить общественную значимость исторического центра г. Минска посредством проведения научно обоснованных реставрационных работ на архитектурных памятниках, восстановления морфологических основ планировки и застройки, воссоздания утраченных элементов исторического благоустройства и ландшафта;
1.2. обеспечить безусловное сохранение на территории г. Минска историко-культурных ценностей, а также сохранение важных в послевоенной истории развития столицы в ХХ веке фрагментов исторической планировки и застройки с воссозданием элементов средового обустройства и духа времени их возведения;
1.3. сформировать целостную систему открытых общественных пространств с созданием непрерывной сети пешеходного и велосипедного движения на всех направлениях городских улиц и площадей, бульваров, парков и скверов, не допуская при этом нарушения исторической среды города. В зонах историко-культурного наследия активно использовать подземное пространство для решения задач инженерно-транспортного обслуживания;
1.4. исключить в процессе строительства и реконструкции уличной сети разрушение исторической планировки города и его силуэта, нарушение градостроительного масштаба и стилистических качеств застройки. На территориях исторической застройки осуществлять градостроительную деятельность только в соответствии с проектами регенерации, разработанными с учетом решений детальных планов;
1.5. продолжить на основе проведения обширных научно-исследовательских работ поиск древних памятников истории, архитектуры и городской культуры г. Минска, обеспечить их музеефикацию и экспонирование в городской среде. Выполнить комплекс научных исследований для возможного придания водно-зеленому диаметру г. Минска статуса историко-культурной ценности (памятника градостроительства ХХ века);
1.6. разработать историко-архитектурные опорные планы и проекты зон охраны для отдельных историко-культурных ценностей г. Минска, в том числе градостроительного ансамбля проспекта Независимости;
1.7. обеспечить выполнение работ по регенерации территорий хлебозавода по ул. Раковской, 25, комплекса зданий бывшей железнодорожной больницы по ул. Железнодорожной, 33а, архитектурного комплекса «Замок Пищалы» по ул. Володарского, 2 и Минского замчища;
1.8. переместить из исторического центра на его периферию города объекты, концентрирующие производственную, транспортную и деловую активность. Не допускать формирования крупных столичных многофункциональных и специализированных общественных комплексов на территории исторического городского центра;
1.9. создать условия для развития национальной реставрационной школы и реставрационных мастерских различного профиля на научной и производственной базе г. Минска;
1.10. обеспечить высокий уровень освещения в СМИ целей и задач сохранения историко-культурных ценностей г. Минска. Способствовать популяризации историко-культурного наследия и рекомендовать ввести соответствующие предметы в учебные программы вузов и школ;
1.11. продолжить исследования и разработку историко-архитектурных опорных планов на районы комплексной ансамблевой застройки (кварталы исторического центра г. Минска, жилой поселок тракторного завода, поселок автозавода, ул. Долгобродской и других).
ГЛАВА 18 ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ И ИНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА
Считаем, что без выполнения следующих первоочередных мероприятий, обеспечить реализацию Генерального плана г. Минска невозможно.
Следовательно, они должны быть реализованы в первую очередь, как это запланировано Генеральным планом г. Минска:
2.1.5. схема экологических коридоров г. Минска;
2.2.9. схема градостроительного развития центральной части г. Минска в границах 1-го транспортного кольца и проект зон охраны объектов историко-культурного наследия;
2.2.10. схема градостроительного развития водно-зеленого диаметра г. Минска и проект зон охраны объектов историко-культурного развития;
2.2.12. проекты регенерации районов (кварталов) исторической застройки г. Минска;
2.2.14. схема реконструкции территорий жилой усадебной застройки; 2.2.20. проект водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов г. Минска;
2.2.21. схемы размещения объектов физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения, размещения объектов социального обслуживания, объектов культуры и искусства, а также размещения объектов ритуального обслуживания населения;
2.2.22. схема объектов озеленения, подлежащих охране в соответствии с законом об охране окружающей среды;
ЧАСТЬ II. ОХРАНА ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
Развитие единой системы исторических кварталов г. Минска
Введение
В базу предложений данной Части положено законодательство Республики Беларусь об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь, имеющего форму архитектурных и градостроительных объектов и комплексов.
Предложения данной Части является обобщением и применением «Iнструкцыi аб складзе, парадку распрацоўкi і зацвярджэння праектаў зон аховы нерухомых матэрыяльных гiсторыка-культурных каштоўнасцей» к исторически сложившимся градостроительным объектам и комплексам, соответствующим масштабу объектов, рассматриваемых в Генеральном плане г. Минска.
1. Особенности центральной части г. Минска
Центральная часть г. Минска, в виде расположенных возле центрального вокзала и вдоль проспекта Независимости кварталов со зданиями, выполненными в стилистике советского монументального классицизма, представляет собой цельный, неделимый архитектурный памятник – один из самых масштабных в Европе.
Данный объект включен в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО (см. Unesco, Belarus, Properties submitted on the Tentative List, Architectural ensemble of Francysk Scaryna avenue in Minsk (1940's -1950's); http://whc.unesco.org/en/tentativelists/1900/).
2. Ввод градостроительно-охранной единицей объекта «исторический квартал»
В связи с наличием в г. Минске большого количества архитектурных ансамблей (возведённых в том числе в 1950-е годы), обладающих высокими архитектурно-эстетическими характеристиками и представляющими собой историко-культурное наследие белорусского народа, выбрать градостроительно-охранной единицей объект «исторический квартал», включая его внутридворовые, хозяйственные, рекреационные, общественные, и иные территории.
Дополнить систему регламентов Генерального плана регламентами для объектов «исторический квартал».
3. Лини охраны цельных градостроительных комплексов
По аналогии с красными линиями внести в систему Генплана лини охраны цельных градостроительных комплексов (ансамблей), относящихся к историко-культурному наследию, без вычленения из них внутридворовые, хозяйственных, общественных и иных территорий.
4. Планировочный каркас единой системы исторических кварталов
Разработать план единой системы связанных между собой исторических кварталов.
Взять в качестве основы планировочного каркаса данной системы единый объект, возведённый в 1950-х г. в виде кварталов с ансамблями зданий, выполненных в стиле советского монументального классицизма, и расположенных вдоль проспекта Независимости, начиная от станции метро «Институт культуры» и заканчивая станцией метро «Московская», а так же кварталов, прилегающих к центральному железнодорожному вокзалу.
5. Охрана исторических кварталов как неделимых, цельных объектов
Запретить возведение любых новых (градостроительных) объектов внутри исторических кварталов (и их единой системы). Запретить любые строительные работы, меняющие исторический облик и эстетическое и историческое наполнение зданий. Закрепить запреты на уровне регламентов.
6. Стратегия развития территории системы исторических кварталов
Разработать программу трансформации территории системы исторических кварталов в пешеходные зоны, центры притяжения жителей города и туристов, с сохранением в них жилой функции.
Разработать программу насыщения системы исторических кварталов музеями, публичными центрами научно-технического творчества, зонами для созерцания и отдыха.
7. Включить единый комплекс кварталов со зданиями возле центрального вокзала и вдоль проспекта Независимости в список всемирного наследия ЮНЕСКО
1.7.1 В первоочередных мероприятиях Генерального плана закрепить программу включения комплекса кварталов (со зданиями), расположенных возле центрального вокзала и вдоль проспекта Независимости, в список всемирного наследия ЮНЕСКО, как это предлагают эксперты ЮНЕСКО.
1.7.2 Центральная часть г. Минска наравне с Венецией, Санкт-Петербургом, Римом является мировым культурным наследием, центром притяжения туристов.
Разработать программу популяризации уникального градостроительного объекта, выполненного в стилистике советского монументального классицизма; создать на его базе развитую туристическую инфраструктуру.
ЧАСТЬ III. СЛОЖИВШИЕСЯ ЖИЛЫЕ И БЛАГОУСТРОЕННЫЕ ГОРОДСКИЕ ТЕРРИТОРИИ (ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
Запрет на уплотнение жилых кварталов и микрорайонов: а) спроектированных по правилам градостроительной науки; б) возведенных в период 1947-1977 гг.
Городские жилые кварталы и микрорайоны, возведённые в период 1947-1977 гг., проектировались по правилам градостроительной науки.
Минск планировался как город соразмерный по масштабу человеку. Предполагалось, что все необходимые для жизни населения, объекты будут находится в пешеходной доступности. Вследствие этого г. Минск имеет компактное расположение зданий и общественных площадей (в сравнении с другими городами-миллионниками СССР, в том числе г. Москвой, в который закладывались совсем иные параметры протяжённости улиц, скверов, бульваров).
Проекты строительства жилой и коммерческой недвижимости путём уплотнения застройки существующих жилых кварталов, наносят существенный вред правам и законным интересам граждан, государственным и общественным интересам: ухудшают качество среды проживания всех минчан, ведут к транспортным коллапсам, наносят ущерб коммунальным системам, экологии и имиджу города.
ЧАСТЬ IV. ВОДНО-ЗЕЛЕНЫЙ ДИАМЕТР Г.МИНСКА (ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
В тексте Генерального плана многократно используется термин «водно-зеленый диаметр», при этом не определены объекты, которые в него входят (его составные части). Соответственно, необходимо указать все объекты (территории), которые составляют водно-зеленый диаметр г.Минска.
1. Особенности Водно-зелёного диаметра г. Минска
Водно-зелёный диаметр Минска (или водно-зеленая система Минска) – система парков (18 шт.), водоёмов, бульваров и скверов с обеих сторон реки Свислочь, пересекающая лентой город Минск. Создан в результате архитектурно-ландшафтного преобразования поймы р. Свислочь в 1950-70-х годах. Является уникальным градостроительным комплексом в мире, ландшафтно-архитектурной ценностью и важной ландшафтно-рекреационной зоной белорусской столицы.
К водно-зелёному диаметру Минска были допроектированы и построены (как логическое и полезное дополнение) Слепянский водный полукруг (водная система в составе Вилейско-Минской водной системы; протяжённость канала в черте города – 22 км, количество каскадов – 13) и Лошицкое водное полукольцо, которые вместе (по проекту) создают водно-зелёную систему Минска.
Водно-зеленый диаметр – главный композиционный стержень города, и экологический коридор, спроектированный в соответствии с параметрами преобладающих ветров. Играет главную роль в создании экологического благополучия города, поскольку сам город лишен природных фильтров в виде лесов с западного и юго-западного направлений.
Главная особенность минского водно-зеленого диаметра – в его непрерывности. Эта полоса создает постоянный поток свежего воздуха, который проветривает город. Если разделить сплошную природную территорию на отдельные парки, то этот эффект пропадет.
Создатели Слепянской водной системы удостоены Государственной премии СССР. Авторитетная «Всемирная энциклопедия архитектуры» в 2000 году поместила на своих страницах развернутое описание Слепянской водной системы.
2. Агрессивное городское строительство в водоохранной и ландшафтно-рекреационной зонах
Главной опасностью для существования водно-зеленого диаметра является агрессивное городское строительство. Сейчас во многих местах в городе новая застройка вторгается к берегу водной системы. Здания строятся в водоохранной и ландшафтно-рекреационной зонах. Это разрушает и идею, и функцию водно-зеленого диаметра. Сейчас остались только отдельные зеленые островки, которые свою функцию не выполняют. Путь свежему воздуху в центр, как и вид на реку – отрезаны.
Опасной экологической проблемой сегодня в Минске является то, что из-за более высокой этажности застройки по периферии города, центральная часть превращается в «кратер», накапливая много вредных веществ. При разрушении водно-зеленого диаметра центр города не будет продуваться ветром, что приведет к росту в том числе хронических заболеваний.
Союз архитекторов, Общественная комиссия при Министерстве культуры планируют внести водно-зеленый диаметр и Слепянскую водную систему в список памятников культурного наследия Республики Беларусь. Это уникальная рукотворная городская среда, которая получала премии и награды, в том числе и на международных конкурсах.
3. Защита Водно-зелёного диаметра на уровне правил застройки г. Минска
По совокупности изложенных причин предлагаем:
1. закрепить на планировочно-функциональных схемах территорию Водно-зелёного диаметра;
2. на уровне правил застройки закрепить запрет возведения любых новых (градостроительных) объектов на территории Водно-зелёного диаметра, в первую очередь – зданий с жилыми, торговыми, досугово-развлекательными и административно-деловыми функциями;
3. предусмотреть мероприятия по расширению системы Водно-зелёного диаметра, через соединение с ней парков и скверов на осваиваемых и трансформируемых территориях г. Минска (в том числе предусмотреть для этого резервацию участков и «коридоров» на осваиваемых и предлагаемых к освоению/реконструкции/трансформации участках города).