хороший_работник, посетители, конечно, тоже должны образовываться. как себя вести. Но к работникам ресторанного бизнеса вопросов, точно, не меньше. Не то чтобы я часто наведывалась в минские заведения, хотя вообще в кафе и рестораны хожу. Проблема в том, что я пока не встретила ни одного заведения в Минске, где бы меня, с большего, устроило обслуживание.
Я сейчас даже не буду поднимать вопрос об естественности поведения официанта. Умение правильно себя держать, чтобы быть предупредительным и внимательным, но в тоже время не ощущать себя обслугой появится только тогда, когда изменится сознание и клиента и даже в больше мере официанта.
Есть проблемы менее глобальные, которые проще устранить, но которые, тем не менее, не решены. Это нормально поприветствовать посетителей и найти им подходящий столик. Иногда для этого надо сдвинуть несколько столиков, иногда наоборот раздвинуть. Иногда приставить к столику стул. Далеко не всегда это не то, что делаю, а даже задумываются, что это сделать можно. Дальше, официант должен знать меню. Не только знать, что там в меню (типа, вы и сами читать умеете), но и быть способным дать дельный совет, если возникнут вопросы по деете или еще каким гастрономическим забабонам, порекомендовать вино именно к этому блюду, предложить то, что является блюдом дня (если такое есть), что очень сезонное, что новинка повора и т.д. Дальше вопрос уже не к официанту, а к кухне. Все, что указанно в меню, должно действительно быть в наличие или должно быть возможно приготовить. Только так. Следующий вопрос уже о слаженности работы официанта и кухни. Хоть это уже, конечно, проблема ресторанов, а не кафе. Если делается заказ из стартера, основного блюда и десерта, то будьте любезны распределить время подачи заказа на кухню так, чтобы основное блюдо было приготовлено не одновременно со стартером, а позже. При чем с задержской именно на такое время, сколько требуется стреднему посетителю, чтобы разделаться со стартером. Если это кафе и заказывается пиво и закуска к пиву, то это должно быть подано, практически, одновременно. Закуска к пиву на то и закуска, чтобы быть съедена вместе, а не после. Бедный клиент сидит над своим бокалом и не знает, допивать пиво или греть его. Понятно, что хороший наблюдательный официант должен замечать, когда у кого-то кончились напитки и поинтересоваться, не принести ли еще. Это кажется естественным? Очень много где это не на столько и очевидно для официантов. Более того, я сталкивалась с вопросом в лоб: "Вас рассчитать?" Это был способ поторопить, если не выдворить компанию, которая за разговорами съела основное блюдо и не предприняла попыток дозваться официанта. Есть намного более элегантные способы, за одно и более доходные для заведения. Можно поинтересоваться, не подать ли десертное меню. Можно спросить, не хотят ли люди кофе, что так естественно в конце обеда или ужина. Многие согласятся на десерт или кофе. Те, кто собирался уже уходить, откажутся и попросят счет. И результата добъетесь, и сохраните у людей приятное впечатление о заведении. Если от всего откажутся и еще посидять - пускай себе сидят. Стулья от этого не протрутся. Если выгоните, люди, скорее всего, к вам больше не придут. Очень нарягает манера очень долго нести сдачу (я молчу про желание принести неправильный счет). Такое чувство, что официант ждет, что люди уйдут, оставив сдачу ему. Кто хочет оставить чаевые, оставит и так. Здесь же рассчет, что наши люди, зажатые и зашуганные, постесняются поторопить и напомнить о сдаче. И попрощаться первыми, а не в ответ на прощание клиента - это тоже естественно.