Какие есть системы в РБ, использующие ЭЦП для подписи документов?
Фирма планирует производить обмен со своими клиентами электронными документами. На сколько мне известно, ЭД может заменить любой бумажный документ?
офлайн
kiraborgir
Junior Member
Автор темы
|
|
33 |
14 лет на сайте Город:
|
Какие есть системы в РБ, использующие ЭЦП для подписи документов?
Фирма планирует производить обмен со своими клиентами электронными документами. На сколько мне известно, ЭД может заменить любой бумажный документ?
kiraborgir:Какие есть системы в РБ, использующие ЭЦП для подписи документов?
ЭЦП активно используют банки для систем "Клиент-банк", а также ФСЗН и налоговая.
Фирма планирует производить обмен со своими клиентами электронными документами. На сколько мне известно, ЭД может заменить любой бумажный документ?
По-моему, это действительно так. Любой документ может быть издан в бумажной и электронной формах. У нас есть закон "Об электронном документе и электронной цифровой подписи" - почитайте его, а также полезную статейку по этому адресу: http://vln.by/node/144
офлайн
kiraborgir
Junior Member
Автор темы
|
|
33 |
14 лет на сайте Город:
|
7187770:ЭЦП активно используют банки для систем "Клиент-банк", а также ФСЗН и налоговая.
Меня больше интересуют программные продукты, которые позволят обмениваться электронными документами со своими клиентами. Системы электронного документооборота не подходят, т.к. на сколько я понимаю, что бы клиент проверил подлинность документа, он должен иметь у себя такую же систему документооборота, которую использует моя фирма.
офлайн
kiraborgir
Junior Member
Автор темы
|
|
33 |
14 лет на сайте Город:
|
PGP не подойдет. Меня интересует, что бы электронный документ имел юридическую силу в РБ.
На сколько я понял из статьи и Закона 113-З ПО должно иметь сертификат на соответствие определенным требованиям, который выдается Национальной системой подтверждения соответствия Республики Беларусь, или экспертное заключение Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь о том, что данное средство этим требованиям отвечает.
kiraborgir,
Я может криво сформулирую, но в Беларуси под каждый проект отдельная система электронного сертификата / ключа / оператора. Свои ключи в налоговой, на таможне, на электронных торгах и пр. Каким боком Вы можете к этой системе пристроиться ?
kiraborgir, в вашей ситуации вам с удовольствием поможет РУП "БелГИЭ". Они зарегистрировали на своей базе удостоверяющий центр ЭЦП и теперь могут оказывать именно те услуги, которые вам нужны. Причём на данный момент у них всего 4 или 5 клиентов по всей стране)) А цена смешная - порядка 600 тыс. в год.
Вообще, вы молодцы, что решили серьёзно заняться этим делом. Надо прививать нашему обществу прогрессивные технологии.
Уточните в техподдержке удостоверяющего центра налоговой
http://pki.by/ Республиканское унитарное предприятие «Информационно-издательский центр по налогам и сборам»
Вроде то, что вам нужно указано в статье 20 их регламента
Предоставление сервисов инфраструктуры открытых ключей http://pki.by/files/reglament.pdf
Также можно попытаться связаться с удостоверяющим центром "АВЕСТ-СИСТЕМС", но сайт похоже у них заброшен.
Добрый день! Посмотрите здесь http://www.kancler.by/about/kancler/ (пакет ЭЦП).
http://belarus.iba.by/iba_web/main.nsf/news/ru.news01_11_2011.html. Продукт установлен во всех министерствах республики и соответствует всем нормативным требованиям
офлайн
kiraborgir
Junior Member
Автор темы
|
|
33 |
14 лет на сайте Город:
|
tsitan, проверил Вашу информацию.
tsitan:Уточните в техподдержке удостоверяющего центра налоговой
http://pki.by/ Республиканское унитарное предприятие «Информационно-издательский центр по налогам и сборам»
Не подходит. Они выдают ключи ЭЦП для подачи электронных деклараций, а так же предоставляют криптопровайдер, который можно встроить в систему электронного документооборота и пользоваться полученным у них ключем.
tsitan:Также можно попытаться связаться с удостоверяющим центром "АВЕСТ-СИСТЕМС"
Они продают ключи для систем типа клиент-банк, а сайт не то слово заброшен.
7187770:в вашей ситуации вам с удовольствием поможет РУП "БелГИЭ"
Звонил, в УЦ БелГИЭ мне рассказали, что выдают ключи ЭЦП для обмена электронными документами по 576 тыс. за ключ с сроком действия один год, плюс бесплатно выдают средство ЭЦП (http://edoc.by/procedure).
По телефону мне раскали, что с помощью этого средства можно подписывать любой файл, например doc, pdf и др., после чего он становится юридически значимым электронным документом, который можно переслать по электронной почте, и может заменить бумажный документ. Вроде нашел то, что искал, буду проверять.
Uct-Kuiga, не подходит, что бы использовать «Канцлер», необходимо, что бы он был установлен у всех, с кем я собираюсь обмениваться ЭД. И стоит очень много денег.
kiraborgir, Походу Вам нужна компания, имеющая лицензию на тех.защиту информации с правом распространения открытых ключей (Смотреть на сайте ОАЦ). Средство ЭЦП необходимо всем участникам процесса (Вам и Вашим клиентам). С его помощью выпустите свой ключик. Подписывать файлы, создавая ЭД... обычно функции встраиваются в существующую систему документооборота. Иначе процесс использования "костылей" (утилит от разработчиков средств ЭЦП) - трудоемоек и может свести на нет Ваши потуги.
Для того, чтобы проверить ЭЦП вам и понадобятся услуги этой сторонней компании (она будет снабжать Вас информацией о действующих ключах в данный момент - как самими открытыми ключами участников, так и списками отозванных). При наличии лицензии можете сами заняться - процесс автоматизирован почти на 100%.
Ну и последнее кроме создания документа - его нужно хранить (-цать лет?). А если понадобится в суд (тьфу-тьфу), налоговую предоставить - то и перенести на бумагу (удостоверить ессно), ведь они проверить ЭЦП не смогут, т.к не пользуются услугами Вашего удостоверяющего центра. Выдача копии ЭД на бумаге - процесс с использование спец софта, лицензируемый к тому же.
А так - Удачи
-=AlexL=-:Походу Вам нужна компания, имеющая лицензию на тех.защиту информации с правом распространения открытых ключей (Смотреть на сайте ОАЦ).
Да видимо Человеку (вернее его компании) нужно ПО которое будет позволять создавать электронные документы имеющие юридическую силу. Такое ПО согласно закону о ЭЦП называется - Средство ЭЦП.
Стредство ЭЦП и ключи ЭЦП можно приобретать только у компаний имеющих лицензию ОАЦ на данный вид деятельности ( http://oac.gov.by/rubr/46/lic_sved.html )
-=AlexL=-:Средство ЭЦП необходимо всем участникам процесса (Вам и Вашим клиентам). С его помощью выпустите свой ключик.
Да действительно Средство ЭЦП необходимо всем участникам процесса т.к. каждая из сторон должна подписывать и проверять подпись другой стороны.
А вот то, что, с помощью средства ЭЦП можно выпустить свой ключик - бред. Ключ ЭЦП выдаёт - Удостоверяющий центр.
Еще раз повторю: Средство ЭЦП - это ПО с помощью которого ключом ЭЦП подписываются электронные файлы и получаем электронные документы имеющие юридическую силу.
-=AlexL=-:Подписывать файлы, создавая ЭД... обычно функции встраиваются в существующую систему документооборота. Иначе процесс использования "костылей" (утилит от разработчиков средств ЭЦП) - трудоемок и может свести на нет Ваши потуги.
Это уже давно не так. В нашей стране создание ЭД было возможно только используя систему документооборота т.е. по сути средством ЭЦП выступала только какая либо система документооборота. Но это тупиковый путь, ведь в таком случае для того что бы обмениваться ЭД необходимо чтоб у каждой компании стояла одинаковая система документооборота или по крайней мере если системы документооборота разные то в них должны быть встроены одинаковые средства подписи ЭЦП. Как вы понимаете такой сценарий невозможен т.к. получается что, для того чтоб использовать ЭД всем компаниям надо ставить системы документооборота с ЭЦП, а цена систем документооборота многомиллионная, из за этого этот процесс и тормозится.
Поэтому единственным способом распостранения ЭД является небольшая утилита от разработчиков средств ЭЦП ("костыль" - как вы назвали) которая будет дёшево стоить и не требовать наличия системы документооборота. С помощью такой утилиты можно подписать например "вордовский" файл с Договором и быстро его отправить по электронной почте второй стороне.
-=AlexL=-:При наличии лицензии можете сами заняться - процесс автоматизирован почти на 100%.
Это вообще дорогостоящее удовольствие. Да и к тому же таких компаний уже полно и поэтому не вижу смысла создавать это всё самому. Это всеравно что "Зачем вам покупать макароны, лучше сами начните их производить ведь там процесс автоматизирован почти на 100%"
-=AlexL=-:Ну и последнее кроме создания документа - его нужно хранить (-цать лет?).
Бумажный документ тоже нужно подшивать в "Дело" и хранить и это еще тяжелее ведь если документов много нужно больше места а если что нибудь найти 5 летней давности вообще бывает нереально либо отнимет кучу времени .... в то время как электронные документы хранить легко (на диске например) и искать легко.
-=AlexL=-:А если понадобится в суд (тьфу-тьфу), налоговую предоставить - то и перенести на бумагу (удостоверить ессно), ведь они проверить ЭЦП не смогут, т.к не пользуются услугами Вашего удостоверяющего центра. Выдача копии ЭД на бумаге - процесс с использование спец софта, лицензируемый к тому же.
Это вообще не проблема во первых можно и в суд представить документы электронные (ведь по закону они имеют одинаковую силу с бумажными) они их могут просмотреть на ПК..... подлинность ЭД тот же суд может запросить в ОАЦ или в удостоверяющем центре который выдал ЭЦП. Также можно представить в суд копию ЭД на бумаге завереную УЦ, каждый УЦ оказывает такую услугу.
d190d,
d190d:А вот то, что, с помощью средства ЭЦП можно выпустить свой ключик - бред. Ключ ЭЦП выдаёт - Удостоверяющий центр.
Не бросайтесь громкими словами - удостоверяющий, на то и удостоверяющий, чтобы заверить Выпущенный ВАМИ ключ (неужели Вы доверяете удостоверяющему НАСТОЛЬКО, чтобы он Вам выдал секретную часть ключа? ) По существующей в РБ технологии- пользователь генерирует себе ключ, а заявку, сертификат и т.п. отправляет в удостоверяющий, где их обрабатывают.
d190d:Это уже давно не так. В нашей стране создание ЭД было возможно только используя систему документооборота т.е. по сути средством ЭЦП выступала только какая либо система документооборота.
Я разве говорил, что документооборот создает ЭД? Сертифицированы в РБ - криптобиблиотеки (в сертификате называются - средство ЭЦП). Эти библиотеки могут использоваться как эл.документооборотом (помните - я про встраивание говорил?), а так же и "костылями" - утилитами, которые могут быть выпущены производителем криптобиблиотек.
d190d:Это вообще дорогостоящее удовольствие.
Это понятие относительное - данных о количестве обслуживаемых ключей нет (может у него их сотни и тысячи? Зачем РБ завод макаронный - купим макарошки в Италии )
d190d:Бумажный документ тоже нужно подшивать в "Дело" и хранить и это еще тяжелее ведь если документов много нужно больше места а если что нибудь найти 5 летней давности вообще бывает нереально либо отнимет кучу времени .... в то время как электронные документы хранить легко (на диске например) и искать легко.
Посмотрите на это так: бумажный подшил и в шкаф забыл до надобности. Электронный архив нужно: иметь в наличии как минимум компьютер, на котором будет работать проверка ЭЦП и лежать сам ЭД, затем нужен действующий УЦ. Если смотреть на пяток лет вперед - то ЭД - перспективнее конечно. Но поддержка инфраструктуры, совместимость...
d190d:Это вообще не проблема во первых можно ...
Вот с ... начинается ИМХО проблема.
p/s/ Я не противник ЭД, даже сторонник - но проблем с ЭД в РБ достаточно. Начать даже с "несовместимости" сертифицированных средств ЭЦП между собой.
-=AlexL=-:По существующей в РБ технологии- пользователь генерирует себе ключ, а заявку, сертификат и т.п. отправляет в удостоверяющий, где их обрабатывают.
Всё верно, только генерирует ключ пользователь не с помощью Средства ЭЦП, а с помощью какого либо клиентского ПО. Конечно ПО по генерации ключа и Средство ЭЦП можно совместить но я таких примеров пока не видел.
-=AlexL=-:Я разве говорил, что документооборот создает ЭД?
Это говорил Я. Просто я не знаю на сегодня другого способа создания и обмена эл. документами кроме как по средствам какой либо системы документооборота. Единственно недавно появилось отдельное ПО по созданию ЭД из любого эл. файла и работающее без системы документооборота. Данное ПО продаёт РУП "БелГИЭ" (http://belgie.by/ca/tool).
d190d:Это понятие относительное - данных о количестве обслуживаемых ключей нет (может у него их сотни и тысячи?
В любом случае чтоб использовать сегодня ЭД, компании нет смысла создавать свой УЦ, т.к. это дорого, да и к тому-же нужны специалисты. Т.е. лучше обратится к специалистам. Можно к местным а не к Итальянским
-=AlexL=-:Посмотрите на это так: бумажный подшил и в шкаф забыл до надобности.
ЭД и открытые сертификаты - записал на DVD-диск или любой др. носитель и в шкаф до надобности.
d190d:но проблем с ЭД в РБ достаточно. Начать даже с "несовместимости" сертифицированных средств ЭЦП между собой.
Считаю не проблема, те кто хотят использовать ЭД могут использовать одну из существующих систем. Конечно хорошо бы, что бы была единая система, но насколько я знаю государство приняло выжидательную позицию т.е. решили подождать и посмотреть какая из систем займёт доминирующую позицию на рынке.
d190d,
d190d:т.е. решили подождать и посмотреть какая из систем займёт доминирующую позицию на рынке
и сами потиху вкладываются то в одну, то в другую... (налоговая и БелГИЭ, НБРБ - ЭЦП несовместимы вроде?)
Я считаю, что у нас с Вам нет противоречий, главное, что бы автор топика почерпнул полезной информации...
офлайн
kiraborgir
Junior Member
Автор темы
|
|
33 |
14 лет на сайте Город:
|
Рассмотрели несколько систем электронного документооборота c ЭЦП, что бы внедрить у себя и предложить использовать своим партнерам. Отказались от этой идеи по 2 причинам:
во-первых, требует значительных капиталовложений;
во-вторых, у некоторых наших партнеров уже есть системы и переходить на другую не хотят.
Еще плохо, то что некоторые системы не поддерживают ЭЦП, либо не совместимы между собой.
В итоге остановили свой выбор на средстве ЭЦП от БелГИЭ (http://edoc.by/procedure). Приобрели у них ключи ЭЦП, получили бесплатно средство ЭЦП. Теперь пробуем максимально перейти на обмен электронными документами.
Чуть позже расскажу, что у нас получилось.
офлайн
kiraborgir
Junior Member
Автор темы
|
|
33 |
14 лет на сайте Город:
|
Больше недели пользуемся средством ЭЦП от БелГИЭ. Обмениваемся различными электронными документами со своими контрагентами исключительно по e-mail. Происходит это так:
Менеджер составляет договор и счет в Worde. Директор подписывает ЭЦП Word-овские файлы, которые затем пересылает клиенту по e-mail. Клиент в свою очередь тоже все подписывает ЭЦП и пересылает обратно по e-mail.
Отпала необходимость ездить друг к другу, получается все очень быстро и удобно!
Хранение электронных документов не составляет трудностей. Сделали что-то вроде электронного журнала, ЭД хранятся в отдельном каталоге, ежедневно автоматом делается копия на съемный носитель.
В ПО есть полезная функция «мультиподпись», что позволяет подписывать им документы, которые требуют наличия подписи руководителя и бухгалтера.
kiraborgir,
Бухгалтерия не требует документы с синей печатью контрагентов ? Продвинутая она у Вас
офлайн
kiraborgir
Junior Member
Автор темы
|
|
33 |
14 лет на сайте Город:
|
Перед покупкой средства ЭЦП у бухгалтера, конечно, были вопросы, но после консультации с юристом она согласилась работать с ЭД.
Юрист посмотрел Закон 113-З, где в статье 22 сказано, что «Подлинный электронный документ приравнивается к документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно, и имеет одинаковую с ним юридическую силу», после чего вынес вердикт: «Можно смело обходиться без бумаги и без синих печатей».