• RET_FRAN Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    RET_FRAN Senior Member Автор темы

    24430

    15 лет на сайте
    пользователь #220835

    Профиль
    Написать сообщение

    24430
    # 18 ноября 2025 12:28 Редактировалось RET_FRAN, 3 раз(а).

    Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах»
    Законопроект по вопросам нормотворческой деятельности подготовлен к первому чтению

    По словам депутата, законопроект стал результатом масштабной работы по ревизии законодательства. Основным законом, который корректируется, является Закон «О нормативных правовых актах».
    «Действительно, это своеобразная конституция нормотворца

    в случае поступления замечаний и предложений они будут тщательным образом проработаны.

    Проект Закона Республики Беларусь "Об изменении законов по вопросам нормотворческой деятельности"

    Принят Палатой представителей в первом чтении 05.11.2025

    Обратил внимание на следующие новеллы, направленные на повышение качества нормотворчества:

    Статья 1. Внести в Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» следующие изменения:

    4. В статье 6:
    пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:
    «правовой определенности.»;
    в пункте 9:
    абзац шестой дополнить словами «, а также исключению случаев принятия (издания) в короткий промежуток времени нескольких нормативных правовых актов, вносящих изменения в один и тот же нормативный правовой акт»;
    дополнить пункт абзацем следующего содержания:
    «последовательной кодификацией законодательства в случае, если это обеспечивает более полное и качественное регулирование общественных отношений, устраняет избыточность правового регулирования.»;
    дополнить статью пунктом 11 следующего содержания:
    «11. Принцип правовой определенности обеспечивается ясностью, простотой и доступностью формулирования положений нормативного правового акта, точным изложением нормативных правовых предписаний, устанавливающих требования к гражданам и юридическим лицам, рамки возможного, должного и запрещенного поведения, исключающим двусмысленность их восприятия и различное толкование.».

    8. В статье 28:
    пункт 1 изложить в следующей редакции:
    «1. Основными требованиями нормотворческой техники являются:
    логическое построение проекта нормативного правового акта (далее, если не определено иное, для целей настоящей главы – нормативный правовой акт), отсутствие внутренних противоречий;
    полнота правового регулирования нормативным правовым актом соответствующих общественных отношений;
    ясность, краткость, простота и доступность формулирования положений нормативного правового акта, точность изложения нормативных правовых предписаний, устанавливающих требования к гражданам и юридическим лицам, рамки возможного, должного и запрещенного поведения, исключающее двусмысленность их восприятия и различное толкование;
    единство терминологии в законодательстве, единообразие и однозначность терминологии нормативного правового акта;
    подготовка нормативного правового акта в соответствии с требованиями согласно приложению к настоящему Закону, а также с требованиями законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства, если они не противоречат настоящему Закону.
    В случае выявления при осуществлении нормотворческой деятельности правил, приемов и средств, позволяющих более ясно, просто, доступно и точно излагать нормативные правовые предписания, допускается подготовка проекта законодательного акта с отступлением от установленных требований.»;

    9. Пункт 2 статьи 29 дополнить абзацем следующего содержания:
    «принимать иные меры, направленные на упрощение восприятия текста нормативного правового акта.».

    14. В статье 42:
    пункт 2 изложить в следующей редакции:
    «2. Государственный орган (организация), ответственный за подготовку проекта нормативного правового акта:
    обеспечивает принятие необходимых мер по подготовке проекта нормативного правового акта, включая его планирование, разработку, экспертное и научное сопровождение, осуществление прогнозирования последствий его принятия (издания), проведение публичного обсуждения, согласование;
    принимает меры по выработке согласованной позиции по поступившим по проекту нормативного правового акта замечаниям и предложениям, после чего дает оценку замечаниям и предложениям, оставшимся неучтенными, с мотивированным обоснованием своей позиции по каждому из них.
    Руководители государственных органов (организаций), ответственных за подготовку проектов нормативных правовых актов, несут персональную ответственность за своевременную и качественную подготовку проектов нормативных правовых актов.
    Подготовка проекта нормативного правового акта осуществляется с обязательным участием юридической службы соответствующего государственного органа (организации).»;
    пункт 3 дополнить частью следующего содержания:
    «Руководители государственных органов (организаций), осуществлявших проведение согласования и экспертиз проекта нормативного правового акта, несут персональную ответственность за решения, принятые в ходе их проведения, в том числе за соблюдение установленных порядка и сроков принятия таких решений.».

    17. В статье 45:
    в части второй пункта 2 слова «индивидуальных предпринимателей» заменить словами «граждан, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность,»;
    в пункте 5:
    в части первой, абзацах втором и третьем части второй слова «индивидуальных предпринимателей» заменить словами «граждан, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность»;
    дополнить пункт частями следующего содержания:
    «Результаты оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта на условия осуществления предпринимательской деятельности отражаются в обосновании необходимости принятия (издания) нормативного правового акта и финансово-экономическом обосновании к проекту нормативного правового акта.
    При наличии в проекте нормативного правового акта положений, не относящихся к сфере полномочий государственного органа (организации), ответственного за подготовку проекта нормативного правового акта, оценка регулирующего воздействия на условия осуществления предпринимательской деятельности таких положений проводится с участием Министерства экономики и других государственных органов, уполномоченных на регулирование соответствующих отношений.
    Министерство экономики при согласовании проекта нормативного правового акта проверяет полноту проведения оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта на условия осуществления предпринимательской деятельности, а также обоснованность выводов, сформулированных по результатам его оценки в обосновании необходимости принятия (издания) нормативного правового акта и финансово-экономическом обосновании к проекту нормативного правового акта.».

    34. Дополнить Закон статьей 69-1 следующего содержания:
    «Статья 69-1. Разъяснения применения нормативных правовых актов
    1. Нормотворческие органы (организации), реализующие государственную политику, осуществляющие правовое регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) или к компетенции которых отнесено решение соответствующих вопросов, либо другие уполномоченные государственные органы (организации) дают разъяснения применения нормативных правовых актов (далее в настоящей статье – разъяснения):
    по обращениям граждан и юридических лиц в письменной и (или) электронной формах в порядке, предусмотренном законодательством об обращениях граждан и юридических лиц;
    по собственной инициативе, в том числе по результатам обобщения обращений граждан и юридических лиц, путем размещения в открытом доступе на своих интернет-сайтах, иных информационных ресурсах в глобальной компьютерной сети Интернет.
    2. Подготовка разъяснений осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных пунктами 2 и 4 статьи 69 настоящего Закона. Руководители государственных органов (организаций) несут персональную ответственность за соответствие законодательству данных ими разъяснений.
    3. Разъяснения носят рекомендательный характер и применяются к правоотношениям, имевшим место в момент действия нормативного правового акта (его структурного элемента), в целях разъяснения которого они даны. Правовые последствия несоблюдения законодательства, допущенного вследствие применения разъяснений, предоставленных государственными органами (организациями), указанными в пункте 1 настоящей статьи, могут устанавливаться законодательными актами.».
    35. Дополнить Закон статьей 73-1 следующего содержания:
    «Статья 73-1. Инвентаризация нормативных правовых актов
    1. В целях выявления нормативных правовых актов, которые устарели или фактически утратили силу, нуждаются в приведении в соответствие с актами большей юридической силы и взаимосогласовании между собой, содержат излишние требования, часто корректируются (десять раз и более), проводится обязательная инвентаризация законодательства в следующем порядке:

    Как сообщают «граждане с активной гражданской позицией», ими подготовлены и направлены замечания и предложения по этому законопроекту. Посмотрим после его принятия на результат этих усилий.

    Не тормози – включай мозги
  • olya Member
    офлайн
    olya Member

    379

    22 года на сайте
    пользователь #6308

    Профиль
    Написать сообщение

    379
    # 23 ноября 2025 19:57

    RET_FRAN, а про что вы хотели сказать этим сообщением https://forum.onliner.by/viewtopic.php?t=15248257&start=160#p115852107?

    проекты зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, проекты водоохранных зон и прибрежных полос, схемы землеустройства, градостроительные проекты детального планирования.

    А что от них вообще нужно? Основное, чтоб они публиковались и были обязательными. Что еще?

    проекты зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей:
    ст. 105 кодекса о культуре, там нет публикации на сайте, общественного обсуждения, есть, что все виды работ в зонах охраны должны выполняться в пределах их режимов, но это никто не обязан проверять при разработке градостроительной и проектной документации

    проекты водоохранных зон и прибрежных полос:
    ст. 52 водного кодекса, там нет публикации всего проекта, а только границ ВЗ и ПП (вроде бы что-то поменяется?), и общественных обсуждений нет, а где про обязательность? или это включено в ТНПА?

    градостроительные проекты детального планирования:
    ст. 61 кодекса об архитектуре, они ТНПА, плюс маис может назначить любые виды своих актов как ТНПА, и кодекс выше по юридической силе, чем закон о НПА, утвеждаемая часть должна публиковаться на сайте исполкома - счас там ничего не публикуется, про обязательность мне не понятно - пока они ТНПА, они обязательны для соблюдения, а если уберут из кодекса, то должны будут добавить обязательность?

    И забавно, что у них с юридической силой? Счас проекты зон охраны имеют большую юридическую силу, чем детальные планы, т.к утверждаются мин культуры, а детальные планы исполкомом. А что будет? Или у ненормативных юридической силы нет?

    Еще про НПА были интересные штуки - ст. 71, 73 про пробелы и прочее непотребство в НПА. Но похоже оно никогда не применялось к этим проектам. Например, с проектами зон охраны, министерство культуры свободно плюет на эти статьи, с аргументацией в стиле - черное это белое, и никто их не может заставить устранить пробелы, потому что это нормотворческая деятельность, и туда никто не может вмешиваться.

    [size=84]Инфракрасные лучи - это тот же невидимый свет, позволяющий управлять телевизором с помощью пульта дистанционного управления (c) Рассел Харт "Фотография для чайников"[/size]
  • RET_FRAN Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    RET_FRAN Senior Member Автор темы

    24430

    15 лет на сайте
    пользователь #220835

    Профиль
    Написать сообщение

    24430
    # 24 ноября 2025 10:23 Редактировалось RET_FRAN, 2 раз(а).

    olya, подобные вопросы надо задавать не тут, а разработчикам законопроекта.
    Изучаем определения соответствующих терминов в ст. 2 и п. 1 ст. 4 Закона о НПА.
    В отношении официального опубликования правововых актов (а не только НПА) - изучаем соответствующие положения Закона о НПА и законопроекта.
    Свои вопросы, замечания и пожеления по законопроекту можно направить в Парламент.

    Не тормози – включай мозги