Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах»
Законопроект по вопросам нормотворческой деятельности подготовлен к первому чтению
По словам депутата, законопроект стал результатом масштабной работы по ревизии законодательства. Основным законом, который корректируется, является Закон «О нормативных правовых актах».
«Действительно, это своеобразная конституция нормотворца
в случае поступления замечаний и предложений они будут тщательным образом проработаны.
Проект Закона Республики Беларусь "Об изменении законов по вопросам нормотворческой деятельности"
Принят Палатой представителей в первом чтении 05.11.2025
Обратил внимание на следующие новеллы, направленные на повышение качества нормотворчества:
…
4. В статье 6:
пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:
«правовой определенности.»;
в пункте 9:
абзац шестой дополнить словами «, а также исключению случаев принятия (издания) в короткий промежуток времени нескольких нормативных правовых актов, вносящих изменения в один и тот же нормативный правовой акт»;
дополнить пункт абзацем следующего содержания:
«последовательной кодификацией законодательства в случае, если это обеспечивает более полное и качественное регулирование общественных отношений, устраняет избыточность правового регулирования.»;
дополнить статью пунктом 11 следующего содержания:
«11. Принцип правовой определенности обеспечивается ясностью, простотой и доступностью формулирования положений нормативного правового акта, точным изложением нормативных правовых предписаний, устанавливающих требования к гражданам и юридическим лицам, рамки возможного, должного и запрещенного поведения, исключающим двусмысленность их восприятия и различное толкование.».
…
8. В статье 28:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Основными требованиями нормотворческой техники являются:
логическое построение проекта нормативного правового акта (далее, если не определено иное, для целей настоящей главы – нормативный правовой акт), отсутствие внутренних противоречий;
полнота правового регулирования нормативным правовым актом соответствующих общественных отношений;
ясность, краткость, простота и доступность формулирования положений нормативного правового акта, точность изложения нормативных правовых предписаний, устанавливающих требования к гражданам и юридическим лицам, рамки возможного, должного и запрещенного поведения, исключающее двусмысленность их восприятия и различное толкование;
единство терминологии в законодательстве, единообразие и однозначность терминологии нормативного правового акта;
подготовка нормативного правового акта в соответствии с требованиями согласно приложению к настоящему Закону, а также с требованиями законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства, если они не противоречат настоящему Закону.
В случае выявления при осуществлении нормотворческой деятельности правил, приемов и средств, позволяющих более ясно, просто, доступно и точно излагать нормативные правовые предписания, допускается подготовка проекта законодательного акта с отступлением от установленных требований.»;
…
9. Пункт 2 статьи 29 дополнить абзацем следующего содержания:
«принимать иные меры, направленные на упрощение восприятия текста нормативного правового акта.».
…
14. В статье 42:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Государственный орган (организация), ответственный за подготовку проекта нормативного правового акта:
обеспечивает принятие необходимых мер по подготовке проекта нормативного правового акта, включая его планирование, разработку, экспертное и научное сопровождение, осуществление прогнозирования последствий его принятия (издания), проведение публичного обсуждения, согласование;
принимает меры по выработке согласованной позиции по поступившим по проекту нормативного правового акта замечаниям и предложениям, после чего дает оценку замечаниям и предложениям, оставшимся неучтенными, с мотивированным обоснованием своей позиции по каждому из них.
Руководители государственных органов (организаций), ответственных за подготовку проектов нормативных правовых актов, несут персональную ответственность за своевременную и качественную подготовку проектов нормативных правовых актов.
Подготовка проекта нормативного правового акта осуществляется с обязательным участием юридической службы соответствующего государственного органа (организации).»;
пункт 3 дополнить частью следующего содержания:
«Руководители государственных органов (организаций), осуществлявших проведение согласования и экспертиз проекта нормативного правового акта, несут персональную ответственность за решения, принятые в ходе их проведения, в том числе за соблюдение установленных порядка и сроков принятия таких решений.».
…
17. В статье 45:
в части второй пункта 2 слова «индивидуальных предпринимателей» заменить словами «граждан, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность,»;
в пункте 5:
в части первой, абзацах втором и третьем части второй слова «индивидуальных предпринимателей» заменить словами «граждан, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность»;
дополнить пункт частями следующего содержания:
«Результаты оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта на условия осуществления предпринимательской деятельности отражаются в обосновании необходимости принятия (издания) нормативного правового акта и финансово-экономическом обосновании к проекту нормативного правового акта.
При наличии в проекте нормативного правового акта положений, не относящихся к сфере полномочий государственного органа (организации), ответственного за подготовку проекта нормативного правового акта, оценка регулирующего воздействия на условия осуществления предпринимательской деятельности таких положений проводится с участием Министерства экономики и других государственных органов, уполномоченных на регулирование соответствующих отношений.
Министерство экономики при согласовании проекта нормативного правового акта проверяет полноту проведения оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта на условия осуществления предпринимательской деятельности, а также обоснованность выводов, сформулированных по результатам его оценки в обосновании необходимости принятия (издания) нормативного правового акта и финансово-экономическом обосновании к проекту нормативного правового акта.».
…
34. Дополнить Закон статьей 69-1 следующего содержания:
«Статья 69-1. Разъяснения применения нормативных правовых актов
1. Нормотворческие органы (организации), реализующие государственную политику, осуществляющие правовое регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) или к компетенции которых отнесено решение соответствующих вопросов, либо другие уполномоченные государственные органы (организации) дают разъяснения применения нормативных правовых актов (далее в настоящей статье – разъяснения):
по обращениям граждан и юридических лиц в письменной и (или) электронной формах в порядке, предусмотренном законодательством об обращениях граждан и юридических лиц;
по собственной инициативе, в том числе по результатам обобщения обращений граждан и юридических лиц, путем размещения в открытом доступе на своих интернет-сайтах, иных информационных ресурсах в глобальной компьютерной сети Интернет.
2. Подготовка разъяснений осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных пунктами 2 и 4 статьи 69 настоящего Закона. Руководители государственных органов (организаций) несут персональную ответственность за соответствие законодательству данных ими разъяснений.
3. Разъяснения носят рекомендательный характер и применяются к правоотношениям, имевшим место в момент действия нормативного правового акта (его структурного элемента), в целях разъяснения которого они даны. Правовые последствия несоблюдения законодательства, допущенного вследствие применения разъяснений, предоставленных государственными органами (организациями), указанными в пункте 1 настоящей статьи, могут устанавливаться законодательными актами.».
35. Дополнить Закон статьей 73-1 следующего содержания:
«Статья 73-1. Инвентаризация нормативных правовых актов
1. В целях выявления нормативных правовых актов, которые устарели или фактически утратили силу, нуждаются в приведении в соответствие с актами большей юридической силы и взаимосогласовании между собой, содержат излишние требования, часто корректируются (десять раз и более), проводится обязательная инвентаризация законодательства в следующем порядке:
Как сообщают «граждане с активной гражданской позицией», ими подготовлены и направлены замечания и предложения по этому законопроекту. Посмотрим после его принятия на результат этих усилий.