Права и обязанности плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц при проведении налогового контроля (ст.ст. 21, 22, 107, и 108 НК, Указ № 227)
Текст НК и Указа № 227 с замечаниями от «граждан с активной гражданской позицией» и моими комментариями (синий цвет).
Статья 21. Права плательщика
1. Плательщик имеет право:
…
1.6. присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать акт (справку) проверки;
Что такое «давать объяснения»? В какой форме и в каком порядке?
В ст. 27 НК «дача пояснений» не упоминается (см. далее), что является пробелом правового регулирования, влекущим правовую неопределенность.
1.7. представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения по акту (справке) проверки;
Что такое «представлять пояснения»? В какой форме и в каком порядке? Чем отличаются «давать пояснения» и «представлять пояснения»?
В ст. 27 НК «представление пояснений» не упоминается (см. далее), что является пробелом правового регулирования, влекущим правовую неопределенность.
Согласно ст. 27 Конституции Республики Беларусь «Никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников». Соответственно, обязанность плательщиков «представлять в налоговый орган необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин) пояснения, документы (их копии), иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика» (подп. 1.6 п. 1 ст. 22 НК) должна быть ограничена путем наделения плательщиков правом «отказа от представления в налоговый орган необходимых для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин) пояснений, документов (их копий), иной информации, касающейся деятельности и имущества плательщика» в случаях, установленных ст. 27 Конституции Республики Беларусь. Аналогичное право содержится в п. 2) ч. 2 ст. 50 и подп. 1) ч. 3 ст. 60 УПК.
Статья 22. Обязанности плательщика
1. Плательщик обязан:
...
1.6. представлять в налоговый орган необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин) документы (их копии), иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика, если иное не установлено настоящим Кодексом, а в части таможенных платежей – в таможенный орган;
Отсутствие слов «в порядке и случаях, установленных налоговым законодательством», как это предусмотрено в отношении аналогичной обязанности плательщиков в подп. 1.4.1 п. 1 ст. 22 НК, влечет правовую неопределенность. Так, из данного положения не ясно, обязан ли плательщик представлять «документы и (или) информацию» только «в порядке и случаях, установленных налоговым законодательством» либо во всех случаях и в любом порядке (?!) по требованию налоговых и таможенных органов? Данная неясность влечет проблемы на практике.
Согласно абз. 2 и 3 ч. 1 п. 4 ст. 73 НК «Налоговый орган вправе получать от плательщика при проведении… камеральной проверки – пояснения по исчислению, уплате налогов, сборов (пошлин) и соблюдению порядка заполнения налоговых деклараций (расчетов)». Согласно п. 9 ст. 73-1 НК «Налоговый орган при проведении последующего этапа проверки истребует у физического лица пояснения об источниках доходов, сведения и (или) документы, связанные с проведением проверки». Между тем, в ст. 22 НК отсутствует обязанность плательщиков предоставлять какие-либо «пояснения». При этом термин «пояснения» не определен в НК. Соответственно, не ясно соотношение понятий, которые определяются терминами «информация» и «пояснения».
Статья 27. Порядок взаимодействия с плательщиком
1. Документы и (или) информация могут быть представлены плательщиком в налоговый орган или направлены налоговым органом плательщику в письменной или электронной форме.
…
Из чего следует, что формами «взаимодействия с плательщиком» являются «представление или направление» только «документов и(или) информации и только «в письменной или электронной форме». Отсутствие упоминания в ст. 27 НК «пояснений» плательщиков, определения возможных форм «пояснений», включая «устные пояснения», а также отсутствие порядка «дачи (представления) пояснений», является пробелом правового регулирования, который вызывает правовую неопределенность и проблемы правоприменения. Так, не ясно в какой форме и в каком порядке следует «представлять пояснения», которые упоминаются в ст. 73 НК (см. выше). Согласно ч. 1 п. 11 ст. 73-1 НК «Пояснения об источниках доходов представляются физическим лицом в письменной или электронной форме в порядке, установленном статьей 27 настоящего Кодекса…». Между, тем, в ст. 27 НК не установлен порядок «представления пояснений».
Статья 107. Права налоговых органов и их должностных лиц
1. Налоговые органы и их должностные лица имеют право:
1.1. получать от плательщика необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин) документы (их копии), иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика, а также вызывать в налоговые органы плательщиков, их представителей, иных лиц по вопросам, связанным с исполнением возложенных на налоговые органы обязанностей, в порядке, установленном статьей 80 настоящего Кодекса;
Из чего следует два разных объекта, которые «налоговые органы и их должностные лица» имеют право «получать от плательщика»:
1) необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин) документы (их копии);
2) иная информация, касающаяся деятельности и имущества плательщика.
При этом в подп. 1.7 п. 1 ст. 21 НК содержится право плательщика «представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин)», а не «информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика», что не одно и тоже.
В ст. 79 НК определен порядок «истребования документов и (или) иной информации, …при проведении проверки». Так, «Лицо, которому адресован запрос о представлении документов и (или) информации, обязано в срок, определяемый в соответствии с частью первой настоящего пункта, направить или выдать их должностному лицу налогового органа, требующему указанные документы и (или) информацию, или сообщить об отсутствии у него затребованных документов и (или) информации» (ч. 4 п. 2 ст. 79 НК). При этом порядок и форма «направления или выдачи» затребованной «информации» в НК не определена.
Многие права «налоговых органов и их должностных лиц», содержащиеся в п. 1 ст. 107 НК, являются ограниченными. Так, налоговые органы, наделяются правами, содержащимися в подп. 1.2, 1.4 п. 1 ст. 107 НК «в случаях, установленных настоящим Кодексом»; содержащимися в подп. 1.15 и 1.16 п. 1 ст. 107 НК – «при проведении проверки»; содержащимися в подп. 1.17 п. 1 ст. 107 НК – «в случаях и порядке, установленных законодательством» и др. При этом ничем не ограниченные права, содержащиеся в подп. 1.1 п. 1 ст. 107 НК, позволяют применять их произвольно, что вызывает проблемы на практике.
В подп. 1.1 п. 1 ст. 107 НК не указано, при осуществлении каких форм налогового контроля «налоговые органы» наделяются указанными правами, что вызывает правовую неопределенность и создает проблемы.
В ст. 107 НК отсутствует упоминание «пояснений» плательщика, которые «налоговые органы и их должностные лица» вправе «предлагать предоставить» либо «требовать предоставить» (ст.ст. 73 и 73-1 НК), что является пробелом правового регулирования, влекущим правовую неопределенность и проблемы правоприменения.
В ст. 80 НК содержится не только порядок «вызова в налоговые органы плательщиков, их представителей, иных лиц по вопросам, связанным с исполнением возложенных на налоговые органы обязанностей», но случаи «вызова» – только «при проведении проверки» и не более того. Соответственно, в подп. 1.1 п. 1 ст. 107 НК должен упоминаться не только «порядок», но и «случаи» вызова («в случаях и порядке, установленном…»).
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке проведения мониторинга
…
12. Контролирующие (надзорные) органы и их должностные лица в пределах своей компетенции при проведении мониторинга обязаны:
…
получать письменные и устные пояснения субъекта (его представителя), представленные им документы и иные материалы по вопросам, относящимся к осуществляемой деятельности, при изъявлении самостоятельного желания субъекта (его представителя) дать должностным лицам контролирующих (надзорных) органов пояснения, представить документы и иные материалы по вопросам, относящимся к осуществляемой деятельности;
…
13. Субъекты (их представители) вправе:
…
давать должностным лицам контролирующих (надзорных) органов пояснения, представлять документы и иные материалы по вопросам, относящимся к осуществляемой деятельности;
Определение термина «пояснения» в Приложении 1 «Перечень терминов и их определений» к Указу № 227 отсутствует, что является пробелом правового регулирования, влекущим правовую неопределенность.
Согласно абз. 8 ч. 2 подп. 2.3 п. 2 Указа № 227 «К грубым нарушениям требований настоящего Указа, совершенным должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, относятся… требование от субъекта (его представителя) представления в ходе мониторинга документов и (или) информации, за исключением…». Соответственно, требование от субъекта (его представителя) представления в ходе мониторинга «пояснений по вопросам, относящимся к осуществляемой деятельности» не является «грубым нарушением требований настоящего Указа»
. При этом порядок «дачи письменных и устных пояснений» субъектом (его представителем) Положением о мониторинге не определен, что является пробелом правового регулирования, влекущим правовую неопределенность.