• RET_FRAN Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    RET_FRAN Senior Member Автор темы

    24462

    15 лет на сайте
    пользователь #220835

    Профиль
    Написать сообщение

    24462
    # 16 июля 2025 20:37 Редактировалось RET_FRAN, 2 раз(а).

    Законодательство
    1. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 19.12.2002
    2. Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»
    3. Указ Президента Республики Беларусь от 6 июня 2025 г. № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности»
    С учетом актуальности и по «многочисленным просьбам трудящихся», в качестве мозговой разминки, предлагается обсудить следующие вопросы.
    1. Формы налогового контроля, применяемые к различным плательщикам (ч. 1 п. 1 ст. 71 НК, ч. 1 подп. 1.1 п. 1 Указа № 227)
    2. Основания и порядок проведения налогового контроля (ст.ст. 72-86 НК, Указ № 227)
    3. Методы и способы проведения налогового контроля (ч. 1 п. 1 ст. 71 НК, Указ № 227)
    4. Права и обязанности плательщиков при проведении налогового контроля (ст.ст. 21 и 22 НК, Указ № 227)
    5. Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц при проведении налогового контроля (ст.ст. 107-108 НК, Указ № 227)
    6. Качество законодательства, регулирующего налоговый контроль. Критерии оценки качества законодательства содержатся в п.п. 14 и 15 ст. 2 Закона о НПА:

    14. Правовая неопределенность – отсутствие ясности, точности и логической согласованности норм права, в том числе вызванное наличием пробелов в законодательстве (правовом регулировании) и коллизий нормативных правовых актов, что порождает возможность неоднозначного понимания норм права и их неединообразного применения.
    15. Пробелы в законодательстве (правовом регулировании) – отсутствие нормативных правовых актов (норм права), регулирующих общественные отношения, необходимость правового регулирования которых обусловлена сущностью и содержанием действующей правовой системы государства, общепризнанными принципами и нормами международного права, экономическими, политическими и социальными процессами.

    Как сообщают «граждане с активной гражданской позицией», результаты дискуссии будут ими проанализированы и послужат основой для составления предложений по совершенствованию НК.

    Не тормози – включай мозги
  • RET_FRAN Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    RET_FRAN Senior Member Автор темы

    24462

    15 лет на сайте
    пользователь #220835

    Профиль
    Написать сообщение

    24462
    # 18 июля 2025 11:24 Редактировалось RET_FRAN, 1 раз.

    Как и ожидал, желающих «сушить мозги» из числа местных завсегдаев, не нашлось :weep:
    Начинаем мозговую разминку с первого вопроса:

    1. Формы налогового контроля, применяемые к различным плательщикам (ч. 1 п. 1 ст. 71 НК, ч. 1 подп. 1.1 п. 1 Указа № 227)

    В ч. 1 п. 1 ст. 71 НК содержится закрытый перечень форм «налогового контроля»:

    1. Налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством:
    учета плательщиков (иных обязанных лиц);
    проведения проверок.

    Соответственно, осуществление «налогового контроля» посредством иных «форм» не представляется возможным и упоминание в первом вопросе ч. 1 подп. 1.1 п. 1 Указа № 227 вроде бы не уместно. Однако, как сообщают «граждане с активной гражданской позицией»:

    Согласно подп. 1.18 п. 1 ст. 107 НК «налоговые органы и их должностные лица» обладают правом «проводить мониторинг в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь». С учетом абз. 5 подп. 1.1 п. 1 Указа № 227 и п. 13 Перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, мониторинги, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом № 227, одной из форм «государственного контроля (надзора)», осуществляемой «Министерством по налогам и сборам инспекции Министерства по налогам и сборам по областям, г. Минску, районам, городам и районам в городах», является «мониторинг». При этом с учетом подп. 1.18 п. 1 ст. 107 НК и п. 24 и Приложения 3 к Указу № 227 при осуществлении налоговыми органами мероприятий в рамках «мониторинга» как одной из форм «государственного контроля (надзора)» следует применять Указ № 227. Между тем, «мониторинг» не упоминается в ч. 1 п. 1 ст. 71 НК, что является пробелом правового регулирования, вызывающим правовую неопределенность.

    Если «мониторинг», осуществляемый налоговыми органами, не является одной из форм «налогового контроля», то чем в таком случае он является? :-?
    Продолжение следует…

    Не тормози – включай мозги
  • Leo.mogilev Senior Member
    офлайн
    Leo.mogilev Senior Member

    41182

    9 лет на сайте
    пользователь #1844786

    Профиль
    Написать сообщение

    41182
    # 18 июля 2025 12:01
    RET_FRAN:

    Если «мониторинг», осуществляемый налоговыми органами, не является одной из форм «налогового контроля», то чем в таком случае он является? :-?
    Продолжение следует…

    всего лишь мера предупреждения и профилактики.
    По пока еще действующему Указу 510-

    Контрольная (надзорная) деятельность осуществляется с использованием мер профилактического и предупредительного характера, реализуемых контролирующими (надзорными) органами во взаимодействии с субъектами, подлежащими контролю (надзору), в том числе путем:

    проведения мониторинга, направления рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга;

  • RET_FRAN Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    RET_FRAN Senior Member Автор темы

    24462

    15 лет на сайте
    пользователь #220835

    Профиль
    Написать сообщение

    24462
    # 18 июля 2025 12:34

    Leo.mogilev,

    всего лишь мера предупреждения и профилактики.
    По пока еще действующему Указу 510-

    А по Указу № 227?
    Вывод из всего этого таков: необходимо привести ч. 1 п. 1 ст. 71 НК в соответствии с Указом № 227.
    Как сообщают «граждане с активной гражданской позицией», такое предложение ими уже формулировано и направлено в соответствующие госорганы. Посмотрим 1.01.2026 г. каким образом оно будет реализовано 8)

    Не тормози – включай мозги
  • RET_FRAN Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    RET_FRAN Senior Member Автор темы

    24462

    15 лет на сайте
    пользователь #220835

    Профиль
    Написать сообщение

    24462
    # 18 июля 2025 15:51

    Сфера действия Указа № 510 и Указа № 227
    Указ № 510:

    1. Установить, что государственный контроль (надзор) осуществляется контролирующими (надзорными) органами1.
    Государственный контроль (надзор) осуществляется в формах:
    выборочных проверок;
    внеплановых проверок;
    мероприятий технического (технологического, поверочного) характера;
    мер профилактического и предупредительного характера, указанных в части пятой пункта 3 настоящего Указа.
    ...
    Проверка может проводиться контролирующим (надзорным) органом в отношении проверяемых субъектов2.
    ...
    2 Для целей настоящего Указа под субъектами (проверяемыми субъектами) понимаются организации, их обособленные подразделения, имеющие учетный номер плательщика (далее – обособленные подразделения), представительства иностранных организаций, индивидуальные предприниматели, нотариусы, а также лица, осуществляющие ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, временные (антикризисные) управляющие, не являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (далее, если не указано иное, – субъекты, проверяемые субъекты).
    ...
    Часть 5 п. 3 Указа № 510
    Контрольная (надзорная) деятельность осуществляется с использованием мер профилактического и предупредительного характера, реализуемых контролирующими (надзорными) органами во взаимодействии с субъектами, подлежащими контролю (надзору), в том числе путем:
    проведения мониторинга, направления рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга;
    проведения разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике;
    информирования субъектов (включая использование средств глобальной компьютерной сети Интернет, средств массовой информации) о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами;
    проведения семинаров, круглых столов и другого.

    Обращаем внимание на использование разных терминов: «субъекты (проверяемые субъекты)» (ч. 4 п. 1 Указа № 510) и «субъекты, подлежащие контролю (надзору)» (ч. 5 п. 3 Указа № 510). При этом термин «субъекты, подлежащие контролю (надзору)» не определен в Указе № 510, что влечет правовую неопределенность и проблемы на практике: не ясно, в отношении каких субъектов могут использоваться «меры профилактического и предупредительного характера», упоминаемые в ч. 5 п. 3 Указа № 510 :o
    Указ № 227:

    Приложение 1 «Перечень терминов и их определений» к Указу № 227
    ...
    21. Субъекты (проверяемые субъекты) – организации, их обособленные подразделения, имеющие учетный номер плательщика, индивидуальные предприниматели, иностранные организации и иностранные индивидуальные предприниматели, подлежащие постановке на учет в налоговых органах Республики Беларусь, нотариусы, физические лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, временные (антикризисные) управляющие.

    Не тормози – включай мозги
  • RET_FRAN Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    RET_FRAN Senior Member Автор темы

    24462

    15 лет на сайте
    пользователь #220835

    Профиль
    Написать сообщение

    24462
    # 19 июля 2025 10:42

    Порядок проведения проверок (ст.ст. 72-86 НК, Указ № 227)
    Из НК:

    Статья 72. Проверка
    1. Порядок организации и проведения проверок устанавливается Президентом Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
    ...
    Порядок организации и проведения проверок, указанных в пункте 2 настоящей статьи, устанавливается настоящим Кодексом.
    2. В соответствии с настоящим Кодексом налоговые органы проводят следующие проверки:
    2.1. камеральные проверки, в том числе дополнительные;
    2.2. выездные проверки, в том числе дополнительные:

    1. По общему правилу «порядок организации и проведения проверок» устанавливается Указом № 510 (227).
    2. Исключение из этого общего правила указано в Приложении № 3 к Указу № 227:

    ПЕРЕЧЕНЬ
    мероприятий, при осуществлении которых не применяется настоящий Указ
    ...
    24. Камеральные проверки, проводимые налоговыми и таможенными органами.

    Соответственно, «налоговый контроль» в любой форме, кроме «камеральной проверки», будет осуществляться в порядке, установленном Указом № 227. Будет ли в связи с этим исключено из НК упоминание «выездных проверок»?

    Не тормози – включай мозги
  • Leo.mogilev Senior Member
    офлайн
    Leo.mogilev Senior Member

    41182

    9 лет на сайте
    пользователь #1844786

    Профиль
    Написать сообщение

    41182
    # 19 июля 2025 11:31

    нет,не будет

  • Макемаке Senior Member
    офлайн
    Макемаке Senior Member

    1748

    17 лет на сайте
    пользователь #149203

    Профиль
    Написать сообщение

    1748
    # 19 июля 2025 11:37 Редактировалось Макемаке, 1 раз.
    RET_FRAN:

    Порядок проведения проверок (ст.ст. 72-86 НК, Указ № 227)
    Из НК:
    Статья 72. Проверка
    1. Порядок организации и проведения проверок устанавливается Президентом Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

    Скорей всего это чистая формальность. Потому-что даже ежегодные приказы о новом призыве или увольнении в запас подписывают верховные главнокомандующие, т.е. президенты.

  • RET_FRAN Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    RET_FRAN Senior Member Автор темы

    24462

    15 лет на сайте
    пользователь #220835

    Профиль
    Написать сообщение

    24462
    # 19 июля 2025 18:01 Редактировалось RET_FRAN, 3 раз(а).
    RET_FRAN:

    Соответственно, «налоговый контроль» в любой форме, кроме «камеральной проверки», будет осуществляться в порядке, установленном Указом № 227. Будет ли в связи с этим исключено из НК упоминание «выездных проверок»?

    Leo.mogilev,

    нет,не будет

    Откуда мысли?
    Порядок проведения проверок определяется:
    1) по общему правилу – Указом № 227;
    2) как исключения:
    а) отраслевым законодательством – упоминаемые в Приложении № 3 к Указу № 227. Например, упоминаемые в п. 24 Приложения № 3 к Указу № 227 «Камеральные проверки, проводимые налоговыми и таможенными органами» проводятся в порядке, определенном ст.ст. 73 и 73-1 НК (ч. 3 п. 1 и подп. 2.1 п. 2 ст. 72 НК);
    б) совместно Указом № 227 и отраслевым законодательством – упоминаемые в Приложении № 3 к Указу № 227. Например, «выездные таможенные проверки» (п. 11 Приложение № 3 к Указу № 227).
    Если бы порядок проведения «выездных налоговых проверок», проводимых налоговыми органами, хотели оставить в НК, то они бы упоминались в п. 24 Приложения № 3 к Указу № 227 вместе с «камеральными проверками», либо использовалась бы грамматическая конструкция, аналогичная регулированию «выездных таможенных проверок» в п. 11 Приложения № 3 к Указу № 227.
    Но т.к. этого в Указе № 227 нет, то подп. 2.2 п. 2, п. 3 и п. 4 ст. 72 НК и ст. 74 НК следует исключить.
    Далее, в ч. 3 п. 1 и п. 2 ст. 72 НК не упоминаются «встречные проверки», но их порядок проведения определен в ст. 75 НК :-? При этом «встречные проверки» упоминаются в Указе № 227, где содержатся их определение и порядок проведения. Соответственно, ст. 75 НК следует исключить.
    В НК можно было бы включить «общее положение» с упоминанием «выездных проверок» и «встречных проверок», где они просто бы упоминались как виды «налоговых проверок», но не более того, т.к. порядок их проведения урегулирован Указом № 227.
    Макемаке, это тема для сильных духом граждан, способных и желающих «включить мозги» 8) Не засоряем тему сомнительными сравнениями :znaika:

    Не тормози – включай мозги
  • RET_FRAN Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    RET_FRAN Senior Member Автор темы

    24462

    15 лет на сайте
    пользователь #220835

    Профиль
    Написать сообщение

    24462
    # 20 июля 2025 18:28 Редактировалось RET_FRAN, 1 раз.

    Камеральная проверка (ст. 73 НК)
    Текст ст. 73 НК с замечаниями от «граждан с активной гражданской позицией» и моими комментариями (синий цвет).

    Статья 73. Камеральная проверка
    1. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основании изучения налоговых деклараций (расчетов), иных документов и (или) информации о плательщике, имеющихся в налоговом органе.

    При этом «изучение налоговых деклараций (расчетов), иных документов и (или) информации о плательщике, имеющихся в налоговом органе» – это «способ» проведения проверки, а не ее «основание». Так, согласно ч. 1 п. 3 ст. 74 НК «Выездная проверка проводится налоговыми органами на основании предписания руководителя (его заместителя) налогового органа, проводящего проверку, заверенного печатью налогового органа или оформленного на фирменном бланке. В предписании указываются…».
    Что является «основанием» для проведения «камеральной проверки»? Очень любопытный вопрос :znaika:
    Что такое «информация о плательщике, имеющаяся в налоговом органе»? Какая именно «информация»? При этом в подп. 7.2 п. 7 ст. 73 НК упоминается «информация о деятельности плательщика», а не «информация о плательщике», что не одно и тоже.

    Камеральная проверка проводится без выдачи предписания на ее проведение.

    Соответственно, «основания (случаи)» для проведения «камеральной проверки» в НК не установлены, что является пробелом правового регулирования, влекущим правовую неопределенность. Не может такого быть!

    Камеральная проверка в отношении организации или индивидуального предпринимателя проводится за период, не превышающий пяти календарных лет, предшествующих году, в котором плательщику направлено уведомление, указанное в пункте 8 настоящей статьи, и истекший период текущего календарного года.

    За какой период проводится «камеральная проверка» в отношении «организации или индивидуального предпринимателя», которым ранее никогда не направлялось «уведомление, указанное в пункте 8 настоящей статьи»? Любопытный вопрос

    2. Камеральная проверка включает предварительный и (или) последующий этапы ее проведения.

    Наличие союза «или» означает, что «камеральная проверка» может состоять только из «последующего» этапа. Возможно ли это на практике? Какие проблемы? :D

    3. Целью камеральной проверки является предоставление плательщику права самостоятельно устранить нарушение, выявленное налоговым органом, и доплатить налог, сбор (пошлину).

    Без проведения «камеральной проверки» плательщик лишен указанного «права»?
    Наличие союза «и» означает, что выявление «налоговыми органами» в ходе проведения мероприятий «налогового» контроля» разного рода «нарушений», не предполагающих «доплату налогов, сборов (пошлин)» плательщиками, не могут быть целями «камеральной проверки» и такие «мероприятия» не являются «камеральными проверками». Чем в таком случае являются такие «мероприятия», осуществляемые в ходе «налогового контроля»? Вероятно, это «меры профилактического и предупредительного характера», которые упоминаются в ч. 1 подп. 2.1 п. 2 Указа № 227, но которые применяются только «в отношении субъекта (проверяемого субъекта)». Но не любой плательщик является «субъектом (проверяемым субъектом)» для целей Указа № 227 (см. выше). Соответственно, к иным плательщикам такие меры по Указу № 227 не применяются, а в НК такие меры не упоминаются...

    4. Налоговый орган вправе получать от плательщика при проведении:
    предварительного этапа камеральной проверки – пояснения по исчислению, уплате налогов, сборов (пошлин) и соблюдению порядка заполнения налоговых деклараций (расчетов);
    последующего этапа камеральной проверки – первичные учетные документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот, правомерность применения налоговых вычетов, обоснованность учитываемых при налогообложении затрат, внереализационных расходов и (или) документы, на основании которых уменьшены подлежащие уплате в бюджет суммы налогов, сборов (пошлин) в отношении иных элементов налогообложения, и (или) информацию, пояснения по исчислению, уплате налогов, сборов (пошлин), а также экономическое обоснование цены в порядке и случаях, предусмотренных главой 11 настоящего Кодекса.

    Что такое «пояснения» и чем «пояснения» отличаются от «информации»?

    Предварительный этап камеральной проверки в порядке, установленном настоящей статьей, может быть проведен в отношении иных документов, обязанность представления которых установлена законодательством.

    В каких случаях «может быть проведен»? Очень любопытный вопрос 8)
    Основания для проведения указанного мероприятия в НК не определены, также не определено, кто и в каком порядке решает вопрос о необходимости их проведения, что является пробелом правового регулирования, вызывающим правовую неопределенность.

    9. Сообщение, указанное в части третьей пункта 6 настоящей статьи, или уведомление считаются полученными плательщиком в день их размещения в электронной форме в личном кабинете плательщика или по истечении трех рабочих дней со дня направления в письменной форме.

    Согласно п. 2 ст. 27 НК «Документы и (или) информация в письменной форме могут быть… направлены плательщику на бумажном носителе… посредством почтовой связи». При направлении «сообщения» и «уведомления» плательщику «в письменной форме» «посредством почтовой связи» (п. 2 ст. 27 НК) такая «почтовая корреспонденция» может быть не получена плательщиком по независимым от него причинам (утеря почтового отправления), за исключением случая направления сообщения «заказным письмом с уведомлением о получении», как это предусмотрено в ч. 1 п. 8 ст. 73 НК. Не может быть!

    Не тормози – включай мозги
  • RET_FRAN Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    RET_FRAN Senior Member Автор темы

    24462

    15 лет на сайте
    пользователь #220835

    Профиль
    Написать сообщение

    24462
    # 21 июля 2025 15:34

    Права и обязанности плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц при проведении налогового контроля (ст.ст. 21, 22, 107, и 108 НК, Указ № 227)
    Текст НК и Указа № 227 с замечаниями от «граждан с активной гражданской позицией» и моими комментариями (синий цвет).

    Статья 21. Права плательщика
    1. Плательщик имеет право:

    1.6. присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать акт (справку) проверки;

    Что такое «давать объяснения»? В какой форме и в каком порядке?
    В ст. 27 НК «дача пояснений» не упоминается (см. далее), что является пробелом правового регулирования, влекущим правовую неопределенность.

    1.7. представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения по акту (справке) проверки;

    Что такое «представлять пояснения»? В какой форме и в каком порядке? Чем отличаются «давать пояснения» и «представлять пояснения»? :-?
    В ст. 27 НК «представление пояснений» не упоминается (см. далее), что является пробелом правового регулирования, влекущим правовую неопределенность.
    Согласно ст. 27 Конституции Республики Беларусь «Никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников». Соответственно, обязанность плательщиков «представлять в налоговый орган необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин) пояснения, документы (их копии), иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика» (подп. 1.6 п. 1 ст. 22 НК) должна быть ограничена путем наделения плательщиков правом «отказа от представления в налоговый орган необходимых для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин) пояснений, документов (их копий), иной информации, касающейся деятельности и имущества плательщика» в случаях, установленных ст. 27 Конституции Республики Беларусь. Аналогичное право содержится в п. 2) ч. 2 ст. 50 и подп. 1) ч. 3 ст. 60 УПК.

    Статья 22. Обязанности плательщика
    1. Плательщик обязан:
    ...
    1.6. представлять в налоговый орган необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин) документы (их копии), иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика, если иное не установлено настоящим Кодексом, а в части таможенных платежей – в таможенный орган;

    Отсутствие слов «в порядке и случаях, установленных налоговым законодательством», как это предусмотрено в отношении аналогичной обязанности плательщиков в подп. 1.4.1 п. 1 ст. 22 НК, влечет правовую неопределенность. Так, из данного положения не ясно, обязан ли плательщик представлять «документы и (или) информацию» только «в порядке и случаях, установленных налоговым законодательством» либо во всех случаях и в любом порядке (?!) по требованию налоговых и таможенных органов? Данная неясность влечет проблемы на практике.
    Согласно абз. 2 и 3 ч. 1 п. 4 ст. 73 НК «Налоговый орган вправе получать от плательщика при проведении… камеральной проверки – пояснения по исчислению, уплате налогов, сборов (пошлин) и соблюдению порядка заполнения налоговых деклараций (расчетов)». Согласно п. 9 ст. 73-1 НК «Налоговый орган при проведении последующего этапа проверки истребует у физического лица пояснения об источниках доходов, сведения и (или) документы, связанные с проведением проверки». Между тем, в ст. 22 НК отсутствует обязанность плательщиков предоставлять какие-либо «пояснения». При этом термин «пояснения» не определен в НК. Соответственно, не ясно соотношение понятий, которые определяются терминами «информация» и «пояснения».

    Статья 27. Порядок взаимодействия с плательщиком
    1. Документы и (или) информация могут быть представлены плательщиком в налоговый орган или направлены налоговым органом плательщику в письменной или электронной форме.

    Из чего следует, что формами «взаимодействия с плательщиком» являются «представление или направление» только «документов и(или) информации и только «в письменной или электронной форме». Отсутствие упоминания в ст. 27 НК «пояснений» плательщиков, определения возможных форм «пояснений», включая «устные пояснения», а также отсутствие порядка «дачи (представления) пояснений», является пробелом правового регулирования, который вызывает правовую неопределенность и проблемы правоприменения. Так, не ясно в какой форме и в каком порядке следует «представлять пояснения», которые упоминаются в ст. 73 НК (см. выше). Согласно ч. 1 п. 11 ст. 73-1 НК «Пояснения об источниках доходов представляются физическим лицом в письменной или электронной форме в порядке, установленном статьей 27 настоящего Кодекса…». Между, тем, в ст. 27 НК не установлен порядок «представления пояснений».

    Статья 107. Права налоговых органов и их должностных лиц
    1. Налоговые органы и их должностные лица имеют право:
    1.1. получать от плательщика необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин) документы (их копии), иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика, а также вызывать в налоговые органы плательщиков, их представителей, иных лиц по вопросам, связанным с исполнением возложенных на налоговые органы обязанностей, в порядке, установленном статьей 80 настоящего Кодекса;

    Из чего следует два разных объекта, которые «налоговые органы и их должностные лица» имеют право «получать от плательщика»:
    1) необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин) документы (их копии);
    2) иная информация, касающаяся деятельности и имущества плательщика.
    При этом в подп. 1.7 п. 1 ст. 21 НК содержится право плательщика «представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин)», а не «информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика», что не одно и тоже.
    В ст. 79 НК определен порядок «истребования документов и (или) иной информации, …при проведении проверки». Так, «Лицо, которому адресован запрос о представлении документов и (или) информации, обязано в срок, определяемый в соответствии с частью первой настоящего пункта, направить или выдать их должностному лицу налогового органа, требующему указанные документы и (или) информацию, или сообщить об отсутствии у него затребованных документов и (или) информации» (ч. 4 п. 2 ст. 79 НК). При этом порядок и форма «направления или выдачи» затребованной «информации» в НК не определена.
    Многие права «налоговых органов и их должностных лиц», содержащиеся в п. 1 ст. 107 НК, являются ограниченными. Так, налоговые органы, наделяются правами, содержащимися в подп. 1.2, 1.4 п. 1 ст. 107 НК «в случаях, установленных настоящим Кодексом»; содержащимися в подп. 1.15 и 1.16 п. 1 ст. 107 НК – «при проведении проверки»; содержащимися в подп. 1.17 п. 1 ст. 107 НК – «в случаях и порядке, установленных законодательством» и др. При этом ничем не ограниченные права, содержащиеся в подп. 1.1 п. 1 ст. 107 НК, позволяют применять их произвольно, что вызывает проблемы на практике.
    В подп. 1.1 п. 1 ст. 107 НК не указано, при осуществлении каких форм налогового контроля «налоговые органы» наделяются указанными правами, что вызывает правовую неопределенность и создает проблемы.
    В ст. 107 НК отсутствует упоминание «пояснений» плательщика, которые «налоговые органы и их должностные лица» вправе «предлагать предоставить» либо «требовать предоставить» (ст.ст. 73 и 73-1 НК), что является пробелом правового регулирования, влекущим правовую неопределенность и проблемы правоприменения.
    В ст. 80 НК содержится не только порядок «вызова в налоговые органы плательщиков, их представителей, иных лиц по вопросам, связанным с исполнением возложенных на налоговые органы обязанностей», но случаи «вызова» – только «при проведении проверки» и не более того. Соответственно, в подп. 1.1 п. 1 ст. 107 НК должен упоминаться не только «порядок», но и «случаи» вызова («в случаях и порядке, установленном…»).

    ПОЛОЖЕНИЕ
    о порядке проведения мониторинга


    12. Контролирующие (надзорные) органы и их должностные лица в пределах своей компетенции при проведении мониторинга обязаны:

    получать письменные и устные пояснения субъекта (его представителя), представленные им документы и иные материалы по вопросам, относящимся к осуществляемой деятельности, при изъявлении самостоятельного желания субъекта (его представителя) дать должностным лицам контролирующих (надзорных) органов пояснения, представить документы и иные материалы по вопросам, относящимся к осуществляемой деятельности;

    13. Субъекты (их представители) вправе:

    давать должностным лицам контролирующих (надзорных) органов пояснения, представлять документы и иные материалы по вопросам, относящимся к осуществляемой деятельности;

    Определение термина «пояснения» в Приложении 1 «Перечень терминов и их определений» к Указу № 227 отсутствует, что является пробелом правового регулирования, влекущим правовую неопределенность.
    Согласно абз. 8 ч. 2 подп. 2.3 п. 2 Указа № 227 «К грубым нарушениям требований настоящего Указа, совершенным должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, относятся… требование от субъекта (его представителя) представления в ходе мониторинга документов и (или) информации, за исключением…». Соответственно, требование от субъекта (его представителя) представления в ходе мониторинга «пояснений по вопросам, относящимся к осуществляемой деятельности» не является «грубым нарушением требований настоящего Указа» :o. При этом порядок «дачи письменных и устных пояснений» субъектом (его представителем) Положением о мониторинге не определен, что является пробелом правового регулирования, влекущим правовую неопределенность.

    Не тормози – включай мозги
  • RET_FRAN Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    RET_FRAN Senior Member Автор темы

    24462

    15 лет на сайте
    пользователь #220835

    Профиль
    Написать сообщение

    24462
    # 23 июля 2025 09:41

    От теории – к практике 8)
    На телефон поступает звонок от неизвестного лица, которое называет персональные данные (ФИО) абонента и далее задает вопросы по «исчислению, уплате налогов, сборов (пошлин) и соблюдению порядка заполнения налоговых деклараций (расчетов)», «касающиеся деятельности и имущества плательщика» и т.п., а также предлагает (требует) «дать пояснения по исчислению, уплате налогов, сборов (пошлин) и соблюдению порядка заполнения налоговых деклараций (расчетов)», а также «представить в налоговый орган необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин) документы (их копии), иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика».
    1. Обладают ли сотрудники налоговых органов правом звонить плательщикам по указанным вопросам? Допустимо ли «взаимодействие с плательщиком» в такой форме (по телефону)?
    2. Обязан ли плательщик вести беседы по телефону с неизвестными ему лицами?
    3. Можно ли считать высказанное по телефону «предложение» плательщику выполнением обязанности сотрудников налоговых органов что-либо предлагать плательщику (в установленных НК случаях) в надлежащей форме?
    4. Обязан ли плательщик выполнять какие-либо требования от неизвестных лиц, полученные по телефону?

    Не тормози – включай мозги
  • nastya5312 Junior Member
    офлайн
    nastya5312 Junior Member

    47

    11 лет на сайте
    пользователь #1314941

    Профиль
    Написать сообщение

    47
    # 25 июля 2025 18:36

    [censored by Grace-o]