Поступают личные сообщение от граждан с вопросами типа «Желаем поучаствовать в общ. обс. проекта, но не знаем, с чего начать и как писать свои «замечания и предложения» по нему. Подскажите!»
Отвечаю тут, чтобы не повторяться.
1. Начинать надо всегда с начала. В данном случае – с изучения критериев качества любого нормативного правового акта. Из ст. 2 Закона о НПА:
14. Правовая неопределенность – отсутствие ясности, точности и логической согласованности норм права, в том числе вызванное наличием пробелов в законодательстве (правовом регулировании) и коллизий нормативных правовых актов, что порождает возможность неоднозначного понимания норм права и их неединообразного применения.
15. Пробелы в законодательстве (правовом регулировании) – отсутствие нормативных правовых актов (норм права), регулирующих общественные отношения, необходимость правового регулирования которых обусловлена сущностью и содержанием действующей правовой системы государства, общепризнанными принципами и нормами международного права, экономическими, политическими и социальными процессами.
Также изучаем Директиву Президента Республики Беларусь от 02.04.2025 № 11 «О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины»:
5. Считать достижение нулевой бюрократии одной из стратегических задач всей системы государственной власти.
Для дальнейшей дебюрократизации деятельности государственных органов и государственных организаций:
…
обеспечивать высокое качество нормотворчества, избегать включения бланкетных и отсылочных норм, не допускать принятия правовых актов, требующих дальнейших толкования и разъяснений;
2. Далее переходим к ст. 1 «Основные термины и их определения».
Согласно Закона о НПА терминами обозначаются понятия. Изучаем наименование термина и его определение – понятно ли, какое понятие обозначается данным термином? Не содержит ли определение термина многозначных и неопределенных зак-вом терминов, что вызывает «правовую неопределенность»?
Все ли термины, используемые в проекте, определены в ст. 1 проекта и ином законодательстве о здравоохранении? Не возникает ли «правовой неопределенности» при этом?
3. Далее переходим к изучению гл. 11 «Права и обязанности пациентов» проекта
4. Далее делаем сравнительный анализ положений гл. 13 «Общие вопросы оказания медицинской помощи» и гл. 17 «Оказание психиатрической, в том числе наркологической, помощи». Обращаем внимание на разницу в объеме нормативного регулирования. Чем вызвана такая разница? Нет ли пробелов правового регулирования в гл. 13 проекта? Каковы будут последствия на практике?
5. Изучаем (а не смотрим одним глазом по диагонали) ранее направленные «замечания и предложения» по проекту.
6. Изучаем
Как поучаствовать в обсуждении проекта нормативного правового акта
Приведите примеры из практики (если они есть)
Avanturist, причитания и общие рассуждения не помогут
Что поможет - разжевано выше 