Alexand3r, выше приведен системный анализ ПДД в части опредления терминов, обозначающих понятия, относящиеся к теме. Аналогично, при использовании иных НПА, необходим системных анализ как конкретного НПА, так и их совокупности, а не банальное «выдергивание» понравившихся норм из НПА
Изучение любого НПА следует начинать с изучения его предмета реглуирования (области применения). В частности
Правила дорожного движения. Утв. Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551
...
1. Настоящими Правилами определяется порядок движения на дорогах Республики Беларусь.
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011)
...
Предисловие
…
Техническое регулирование в отношении колесных транспортных средств осуществляется в целях обеспечения социально приемлемого уровня их безопасности, а также выполнения государствами - членами Таможенного союза своих обязательств, вытекающих из участия в международных соглашениях в сфере безопасности колесных транспортных средств.
…
Технический регламент содержит: определения применяемых терминов; правила обращения на рынке или ввода в эксплуатацию объектов технического регулирования; требования безопасности; процедуры оценки соответствия типов транспортных средств (шасси), единичных транспортных средств, транспортных средств, находящихся в эксплуатации, типов компонентов транспортных средств; требования к маркировке продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; защитительную оговорку; заключительные положения о применении удостоверяющих соответствие документов, полученных до вступления технического регламента в силу.
Приложения включают:
перечень объектов технического регулирования;
требования к типам выпускаемых в обращение транспортных средств (шасси);
требования к выпускаемым в обращение единичным транспортным средствам;
…
требования к маркировке;
требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации;
…
I. Общие положения
1. Настоящий технический регламент в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, устанавливает требования к колесным транспортным средствам в соответствии с пунктом 16 независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза.
Что касается межгосударственного ГОСТ 31286-2005 «Наименование Транспорт дорожный. Основные термины и определения. Классификация»
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области дорожного транспорта и его классификацию. Настоящий стандарт не распространяется на транспортные средства, которые по массе и размерным характеристикам не предназначены для движения по дорогам общего пользования.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации, учебной и справочной литературы, а так же в компьютерных информационных системах.
и не более того
Более того
Технические нормативные правовые акты (ТНПА)
по общему правилу государственные стандарты являются добровольными для применения.
А в целом изучаем
Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах»
Обращаем внимание на ст. 23 «Юридическая сила нормативных правовых актов и локальных актов», ст. 69 «Официальное толкование нормативных правовых актов. Письменные разъяснения нормативных правовых актов», ст. 70 «Порядок разрешения коллизий нормативных правовых актов» и ст. 71 «Устранение и преодоление пробелов в законодательстве (правовом регулировании)» Закон о НПА
Насчет
Про электросамокаты
«В отдельных случаях электросамокаты вызывают вопросы: это СПМ или уже мопед? Есть четкие критерии. Если устройство соответствует требованиям и характеристикам Техрегламента ТС „О безопасности колесных транспортных средств“, то это мопед, он подлежит регистрации, — заметили представители ГУГАИ МВД в ходе сегодняшней пресс-конференции в Национальном пресс-центре.
С тем, что «мопед» – это «устройство», соответствующее нейким «требованиям и характеристикам» соглашусь, а с тем, что указанные «требования и характеристики» содержатся в Техрегламенте ТС – не соглашусь, т.к. термин «мопед» определен в подп. 2.27 п. 2 ПДД, чем и следует руководствоваться
Также в подп. 2.26 п. 2 ПДД определен термин «механическое транспортное средство», которым и следует руководствоваться:
2.26. механическое транспортное средство - транспортное средство, приводимое в движение двигателем
Этот термин определен максимально широко:
1) транспортное средство может приводится в движение любым двигателем;
2) отсутствие перед «двигателем» слов «только» либо «исключительно» означает, что транспортное средство может приводится в движение не только «двигателем», но и «мускульной силой человека (людей), находящегося на (в) нем, в частности при помощи педалей или рукояток» (см. для примера Конвенцию далее).
Выводы из всего этого следующие
1. Изучаем и применяем ПДД
2. При отсутствии в ПДД определений каких-либо терминов изучаем и применяем иные НПА (в т.ч. ТНПА) с учетом:
а) предмета регулирования (области применения);
б) юридической силы.
Например, в ПДД отсутствует определение термина «самокат». Соответственно, можно использовать определение данного термина, содержащееся в иных НПА (в т.ч. ТНПА). И для суда определения используемых в ПДД терминов, определения которых отсутствуют в ПДД, заимстованные из иных НПА (в т.ч. ТНПА) могут и должны иметь значение Можно, но... невоможно, т.к. опредления указанных терминов отсутствуют
Что касается терминов «велосипед» и «электровелосипед», то изучаем ПДД:
2.5. велосипед, веломобиль (далее - велосипед) - транспортное средство, за исключением инвалидных колясок, которое имеет не менее двух колес и приводится в движение мускульной силой человека (людей), находящегося на (в) нем, в частности при помощи педалей или рукояток. К велосипеду приравниваются аналогичные по конструкции транспортные средства, имеющие электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, и максимальную конструктивную скорость движения, определенную его технической характеристикой, не более 25 км/ч либо иной двигатель с аналогичной характеристикой;
...
2.27. мопед – двух- или трехколесное механическое транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом до 50 куб. сантиметров (в случае двигателя внутреннего сгорания) или электродвигателем номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и не более 4 кВт и имеющее максимальную конструктивную скорость движения, определенную его техническими характеристиками, не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются другие механические транспортные средства с аналогичными характеристиками
Из чего следует, что проблема с разграничением понятий «электровелосипед» и «мопед» отсутствует
Если бы в ПДД содержалось определение термина «самокат», аналогичное определению термина «велосипед» (подп. 2.5 п. 2 ПДД), включая «К самокату приравниваются аналогичные по конструкции устройства, имеющие электродвигатель…», то проблема с разграничением понятий «электросамокат» и «мопед» также бы отсутствовала...
Насчет Конвенции
Конвенция о дорожном движении. Заключена в г. Вене 08.11.1968 г. (ред. от 01.05.1971)
...
l) термин "велосипед" означает любое транспортное средство, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение исключительно мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности с помощью педалей или рукояток;
m) термин "велосипед с подвесным двигателем" означает любое двух- или трехколесное транспортное средство, снабженное двигателем внутреннего сгорания с объемом цилиндра, не превышающим 50 куб.см, и максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч (30 миль/ч); однако Договаривающиеся стороны могут не считать велосипедами с подвесным двигателем в соответствии со своим национальным законодательством те транспортные средства, которые не имеют характеристик велосипедов в отношении возможностей их использования, в частности возможности приведения их в движение с помощью педалей, или которые по своей максимальной конструктивной скорости, весу или некоторым характеристикам двигателя превышают установленные пределы. Ни одно положение настоящего определения не должно толковаться как препятствующее Договаривающимся сторонам полностью приравнивать велосипеды с подвесным двигателем к велосипедам при применении предписаний своих национальных законодательств, касающихся дорожного движения;
n) к мотоциклам приравниваются трехколесные транспортные средства, вес которых без нагрузки не превышает 400 кг (900 фунтов);
o) термин "механическое транспортное средство" означает любое самоходное дорожное транспортное средство, за исключением велосипедов с подвесным двигателем, на территории Договаривающихся сторон, которые не приравнивают их к мотоциклам, и за исключением рельсовых транспортных средств;
...
v) термин "водитель" ("погонщик" означает всякое лицо, управляющее транспортным средством, автомобилем и т.д. (включая велосипеды) или ведущее по дорогам скот, стада, упряжных, вьючных или верховых животных;
...
к пешеходам приравниваются лица, везущие детскую коляску, коляску для больного, инвалидную коляску или любое другое транспортное средство небольших размеров и без двигателя, лица, ведущие велосипед или велосипед с подвесным двигателем, а также инвалиды, передвигающиеся в инвалидных колясках, приводимых в движение ими самими, или двигающиеся со скоростью пешехода.
...
b) Что касается действующих на территории Договаривающихся сторон правил, то положения настоящего пункта не предписывают этим сторонам каких-либо обязательств в отношении технических условий, которым должны отвечать механические транспортные средства, не являющиеся автомобилями применительно к настоящей Конвенции.
и т.п.