Решил завести и на онлайнере такой раздел.
Для его начала опишу свою поездку. Должен сразу оговориться, что путешествия на кемпере и с караваном (прицепом) по стилю сильно отличаются и наврядли мой маршрут подойдет именно для прицепа. А вот для автодома, кастена, буса - вполне. И, надеюсь, будет полезным т.к. наполню рассказ большим количеством проверенных точек.
Кстати, скоро уже весна и можно присматривать новые маршруты
Так как очень многотекста. Здесь будет содержание (онлайнер сам склеивает сообщения в одно большое):
1. Часть 1,2 . Вильнюс-Дрезден-Кведлинбург-Вернигероде-Бланкенбург
2. ------------Хальберштадт- Магдебург
3. Часть 3. Польша. Лодзь
4. -------------Польша. Устка. Свиноустье
5. Часть 4. Германия
6. Часть 5. Франция
7. -------------Берег розового гранита, Префай, д`Олерон
8. -------------Ла Рош-Курбон, Сент, Коньяк, Ангулем
9. -------------Ангулем, Перигё, Рок-Гажак, Каор
10.-------------Альби, Фуа, Андорра
11. Часть 6 - Испания. Мартинет-Кардона-Барселона-Герона
12. ------------- Понт дю-Гар, Монако
13. Часть 7 - Италия. Альбенга, Весима, Специя, л`Акуила
14. ------------ Адриатика, Бари, паром в Албанию
15. Часть 8 - Балканы. Албания (Влера, Гирокастра, Ксамиль)
16. ------------- Греция: Аоос, Патры, Олимпия
17. ------------- Дорога домой: Греция-Беларусь через Вену.
Долгая поездка в Европу на кемпере в 2022 году
Это получилось почти неожиданно, но это было уже и необходимо - мы получили визы и возможность въезда в Евросоюз. А еще наступил целый ряд майских праздников. Была возможность взять отпуск. Все это привело к целому шторму “а давай съездим…КУДА..?”.
Но нужно понимать, что это была весна 2022 т.е. еще актуальны опасения по ковидным ограничениям, новые опасения из-за войны. Тем не менее решение “ЕДЕМ” было единогласным. Едем, а там посмотрим как получится. И действительно - каждый день появлялись и менялись планы по следующей точке маршрута.
Мы совсем отвыкли от дальних поездок, потерялись во временных затратах на 100 км.. на 200 км езды на кемпере (ведь это совсем не те скорости что на легковой, и совсем другие ориентиры т.к. минутная остановка на размять ноги могла перелится в чай или обед или прогулку с ночевкой )
Так в общем-то и получалось нередко. Но по порядку….
Итак. Кемпер Chausson Welcome 76 (2.2 дизель, с запасом хода на баке от 700 до 1000км). В экипаже Я, жена и ребятенок 15 лет.
Первоначальный план поездки - Литва-Паланга-Гданьск. С собой велосипеды, электросамокат, рабочий компьютер, немного одежды на неделю и целая тележка еды из ГИППО.
Да, на всякий случай, сделаны тесты на ковид.
День 1. В этот день Литва отменила обязательные тесты на ковид и позволила въезжать к себе и по туристическим целям.
Мы старались успеть до очередей и выехали в 5.15 из Минска по направлению на ближайшую границу в Каменный Лог.
После дозаправки и короткого завтрака в 7-40 были уже на границе. Мы поехали в красный канал, чтобы задекларировать вещи (велосипеды, кемпинговую мебель, гриль, самокат, компьютер - будет проще ввезти назад, чтобы не считали их в общий допустимый вес на обратном пути. Нужно, забегая вперед, сказать что не зря так сделали. Оформлял электронную декларацию (т.е. она сразу была в базе у таможенников). Но …. хотя мы въехали практически сразу на КПП и были первыми (в 7-40) но выехали из красного канала только в 9-30. 2 часа на осмотр машины!!!! Не кажется ли это слишком неадекватным, господа таможенники?
Далее очередь к литовцам и еще через 1.5 часа мы в Литве (да, литовцы и тогда уже работали не быстро). В целом граница настолько подпортила начало путешествия, что возникли мысли минимизировать ее посещение.
Едем в Вильнюс - там нужно передохнУть от этого стресса. В 11:40 паркуемся на платной (не помню, но в районе 15 евро = дорого) парковке у Замка Гедемина (https://www.google.com/maps/place/Parking+(Paid)/@54.687644,25.2936051,18z/data=!4m5!3m4!1s0x0:0x9270821eb84d4a20!8m2!3d54.6873054!4d25.2941621). О, здесь первые встреченные кемперы!
Дальний конец парковки вполне удобен - ровный, здесь меньше людей, можно удобно стать. Но сервиса для кемпера нет никакого, хотя тариф для кемпера есть.
Остаток дня гуляем. Вспоминаем вкус литовских блюд в Этно Дварвас.
Погода отличная. Мы стартовали в куртках и свитерах, но на прогулке куртки то и дело снимали. Распускаются первые листочки.. птицы.. ПервоМай - весна только набирает силу тут.
День 2. Ранее мы решили все же сделать европейские антиковидные прививки.
За год до этого были привиты Спутник-V (практически без последствий). По этому решили, что рискнем днем-двумя и привьемся в Вильнюсе. Утром я позвонил на единый номер антиковид центра, где мне предложили несколько адресов для прививки (сама прививка бесплатна). Вызвали такси прямо на парковку и в 9.40 уже были в местной поликлинике. Здесь нам очень доброжелательно все рассказали и вкололи первую дозу Комирнант. Вторую, сказали, сделают минимум через 21 день (ранее нельзя, позже - можно). После прививки мы немного посидели, ожидая “неких ощущений”, но ничего не было. Т.к. недалеко был “Акрополис” то пошли в него “ждать”. И “наждали” на огромную тележку вкусняшек, … иных приятностей. Пришлось вызывать такси опять до кемпера.
Блин… обещанной температуры так и не наступало, а вот зуд от “поехали дальше” нарастал .
Подумали - подумали и поехали мы в Германию, а не на Балтику. Заменили мы Клайпеду на Вернигероде, фильм о котором посмотрели всего за день до выезда .
В 14:15 выехали за границу Вильнюса и в 15:45 уже остановились на чаек в Алитус.
Кстати, а вы - закрываете в дороге газовый баллон? (или у вас есть крэш-контроль?) Вроде не сложно это - открыть вентиль, но …
132я дорога по Литве хоть и простая с минимумом деревень, но узенькая и не скоростная потому. В 16-40 въехали в Польшу (на границе только зачехленные палатки и никакого контроля). В 18.50 паркуемся в Августове вдоль улицы. Блин, почему нет ни одной стоянки вдоль дороги, чтобы остановиться у канала? Банально не могли до города притормозить, чтобы поискать в гуглмапс/park4night парковку рядом - ни обочины, ни стояночки.
Августов - туристический городок. Приятно пройтись по улочкам, покушать мороженное, посидеть на лавочке у Августовского канала.
Потратив на осмотр час, едем на ночевку на стоянку в Корицын .
Первый раз везет - одно из двух мест для кемпера свободно и даже есть розетка 220в. Озеро, птицы, дорожки для прогулок и деревенская тишина. Это одно из лучших мест для отдыха на всем маршруте. И бесплатно Хотя для кемперов только 2 места, но можно стать на обычной парковке - там места достаточно.
Хотели даже мангал достать чтобы погрилить на ужин, но это из-за обманчивого длинного майского дня. Все же устали за день, да еще и после прививки все же плечо разболелось (как будто стукнул кто-то). Поужинали салатиком с колбаской и чаем и спать.
День 3. Проснулись с утра свеженькие. От прививки не осталось и следа .
Место стоянки относится к этнопарку/этнодеревне. Здесь настоящим частоколом обнесена площадка вокруг настоящей ветряной мельницы. Много сопутствующих строений, сарайчиков. В этом парке примерно в 10-00 должен был начаться некий местный праздник с блинами (так прочли на рекламе). Заинтриговало это но… ехать!
Делать простой транзит на кемпере - мало удовольствия. По этому выбрали путь на Tykocin Castle .
Дорога на него была в первой своей половине новенькая, но потом… абсолютно испортилась, так что мы не рисковали ехать быстрее 10 км/ч. Но и то от тряски у нас выкрутились болты крепления холодильника , а потом и сломалось его крепление. Ужас. Но 10км всего - перетерпели. Сам замок оказался полностью перестоенным и переделанным в отель - пара фото и можно ехать дальше.
А вот город Tykocin встретил парадом пожарной техники и перекрытым центром .
Тем не менее погулять по центру стоило. Например, зайти в красивый костел Святой Троицы или его дворек с кустами (https://www.google.com/maps/place/Wooden+Sculptures+Garden/@53.20 ... 22.7738572 ) . Час и пролетел незаметно.
По получившемуся маршруту Белосток объезжаем, но на улице воскресенье - все равно все закрыто. Едем дальше. От Тикоцына - дороги отличные, а после выезда на S8 и скоростные.
По s8 до Варшавы. Далее так же мы продолжили по s8 (и пожалели т.к. вскоре начавшаяся бетонка изрядно поднадоела стыками, на которых потряхивало нас). От Лодзи по А1 возвращаемся опять на S8 и едем до Вроцлава. Далее переезжаем на А4 и по довольно загруженной дороге, которая к тому же среднего качества (стыки) едем на Германию. По своей традиции заезжаем в Легницу на перекус и заправку “под крышку” топливом. Дизель уже обходится по 1.55евро - дорого (то ли еще будет!). Ну и далее нас встретил вечерний пустой 4й автобан в Германии. Вся дорога - без оплат.
Итого: 9-05 выехали, 13-10 Варшава, 20-30 Германия, 21-50 подвиг состоялся! - запарковались на кемперной стоянке в Дрездене (https://www.google.com/maps/@51.0577691,13.7504725,18.96z).
Мест было мало (ох давненько не видели столько кемперов разом - десятки), но мы приткнулись в уголочке.
Оплата в автомате. Я как-то не разобрался в тарифах и заплатил как за легковую машину вместо кемпера. Но и к электричеству не подключались (все занято было).
После длинного переезда вышли на прогулку перед сном. Я хотел размять ноги, а семейство уже выспалось за день транзита. Опять же - ночи в мае ох короткие - мечта путешественника!
А Германия изменилась. Или я? Лет 5 здесь не был (за исключением замечательной незапланированной стыковки в аэропорту). Приходится заново привыкать к укладу, языку, и ... ценам. К ценам особенно 😲
Тем не менее- красиво, тепло и вкусно.
Прошлись по набережной и завалились в Augustiner an der Frauenkirche на ночной дожор - Шницель и пиво хорошо снимают усталость от долгой поездки
Только за полночь вернулись спать. Спалось отлично - тихо и спокойно.
Часть 2 - Германия
04.05 Дрезден
Хорошо спали. Долго. Только в полдесятого начали шевелиться, а солнце уже высоко . Открыл окна и увидел, что стоянка знатно освободилась уже и можно перепарковаться к столбику с электричеством. Что и сделал быстренько. Заодно и доплатил за предыдущую ночь и за следующую (всего 44 евро за 2 ночи. можно картой).
Конечно, уезжать без экскурсии по Дрездену не хотелось. К сожалению день-в-день не удалось забронировать экскурсовода, но у нас же есть электронный гид iziTravel. По нему и пошли (беспроводные наушники очень помогают с ним - 2 человека могут отлично слушать экскурсию).
День пролетел незаметно, но шагов нашагали более 20 тысяч! И опять вернулись ближе к полуночи. Но, честно, за день мы только внешне успели обойти центр Дрездена и зайти в один музей внутрь. Т.е. можно еще было день тратить, но .. следующий раз.
Что больше всего понравилось в этот день? Конечно
- Цвингер (его обошли целиком, включая музей фарфора, стены и галереи);
- Дворцовая площадь с ее Хофкирхе (слышали про ее променад на уровне крыши? Интересно придумали проводить крестных ход вокруг, чтобы протестанты не мешали );
- Шествие князей (это нужно обязательно с комментариями смотреть. Намного интереснее т.к. там столько мелочей скрыто и смыслов….).;
- Терраса Брюля (просто отличный вид и место для передохнуть);
- Фльбертинум, Ноймаркт…
все рядом, все интересно!
Тут обязательно рекомендую ютуб-канал https://www.youtube.com/c/Saxonicus/featured или инстаграм https://www.instagram.com/saxonicus/ Евгений Урих и Оператор (парень отлично рассказывает про архитектуру городов и истории земель, дает вроде бесполезные но интересные подробности. Например про Дрезденский светофор- https://www.instagram.com/p/BkPdt92HfTu/ ). И проводит экскурсии - у него, к моему великому сожалению, не получилось заказать экскурсию именно в этот день.
так кемперная стоянка выглядит с Террассы Брюля
Вечерние покатушки вдоль реки
Забыл совсем рассказать про связь. Конечно, у нас включен роуминг на белорусских номерах и в случае чего можно быстро найтись, но 21й век же! Нужен Интернет! Если в Литве или Польше довольно много общественных точек с WiFi, то в Германии уже сложнее с этим. Но есть выход. Еще в Вильнюсе я скачал на телефон приложение OrangeFlex. Это польский телеком оператор. При установке приложения можно запросить тариф в который будут включены и гигабайты в ЕС-роуминге. При этом, если телефон поддерживает e-sim, можно даже не посещать офис. Я так и сделал- прямо на скамейке, еще в Акрополисе, установил приложение, выбрал тариф на 45G в Польше и 6G роуминга, зарегистрировался, отправив скан паспорта. Через 3 минуты мне прилетела e-sim и подключилась к сети. С этого момента я был в сети без проблем (трафика хватало, чтобы забыть про поиск WiFi и не нервничать от его медлительности. Конечно, ютуб смотреть - все же WiFi лучше). Но 32zl в месяц (первый месяц можно по промокоду получить за 1zl) - лучше не придумаешь. При том что можно докупать без ограничений 1Gb за 12zl (очень пригодилось потом, и было дешевле многих локальных тур пакетов в EC).
Опять проснулись не рано. Но уже вошли в ритм путешествия. Каждый знает что делать утром: кто-то складывает постели/подушки, кто-то готовит завтрак, кто-то в туалете - все при деле, все пространство кемпера работает
Выезжаем на Кведлинбург - фахверковую столицу Германии. Конечно, нужно воспользоваться и бесплатным сервисом (слить/залить воду). Станция прямо на выезде с парковки.
До Кведлинбурга ехать всего 230 км, но пробки на автобане, плюс нужен небольшой шоппинг. Сам автобан (14й) жутко не понравился - шумный, забитый, машину трясло на резанном бетоне. Когда съехали на 36ю дорогу, на асфальт - прям счастье! Только в 16-10 доехали до парковки
Парковка довольно популярная, но не дешевая (18 евро) и без электричества.
С парковки практически сразу можно просто гулять по улицам рассматривая эти сказочные домики. Тогда так строили чтобы подешевле, а сейчас зарабатывают на туристах.
Гуляли и потихоньку поднимаясь к замку. К сожалению. к нашему прибытию он закрылся и попасть внутрь уже было нельзя. Но и от замка виды на город - прекрасные!
Дрекние караванеры
Ужинали в кафе на ратушной площади. Как раз наблюдали как закатное солнце золотит фахверковую столицу. Ну а потом уже затемно, т.е. после 11, вернулись домой.
День сурка подъем 9-30, моцион, 10-30 выезд. Но здесь рядом - Вернигероде, 30 километров. Паркуемся на бесплатной парковке (https://www.google.com/maps/@51.8416576,10.790637,173m/data=!3m1!1e3) у вокзала. Она без тени совсем, шумная - для ночевки не подходит, но как стоянка на день - вполне. До центра города можно дойти пешком.
Интересное что вычитал про город, что название произошло от слова “Верный”. Да - да, славяне заложили этот город и так его назвали .
В Вернигероде обязательно нужно подняться в Замок (18 евро за 3х).
Именно с него мы и начали свою экскурсию, ведь в Кведлинбурге не успели.
А Вернигородский замок достоин посещения! Говорят это самый красивый замок из неперестроенных. И действительно, он чем-то напоминает разрекламированный Нойшванштайн, но старше его. Его интерьеры сохранились с 18-19 века.
Вики: Первое документальное упоминание графов фон Вернигероде относится к 1121 году. Из этого документа можно сделать вывод, что веком ранее род уже существовал. Замок Вернигероде впервые упоминается как укрепление в 1213 году. Графы фон Вернигероде имели разнообразные владения в окрестных землях и часто конфликтовали с соседями: графами фон Бланкенбург и фон Регенштайн.
Полноценный замок построил на 100-метровом холме над поселением Вернигероде вероятно граф Адальберт фон Вернигроде[1]. Его потомки, в чьём управлении находилась значительная территория на северо-востоке области Гарц, выбрали замок в качестве своей главной резиденции. Здесь проходили две важные дороги, и город быстро рос за счёт селившихся здесь ремесленников и торговцев, которых помимо прочего привлекала гарантия защиты в случае нападения.
17 апреля 1229 года представители семьи фон Вернигероде предоставили быстро растущему городу права поселения по образцу соседнего Гослара. Владения графов долгие годы существовали достаточно автономно. К 1343 году после очередного конфликта с графами фон Регенштейн семья фон Вернигероде смогла победить давних соперников и существенно расширить свои владения.
В 1429 году род графов Вернигероде пресёкся. Тогда графство Вернигероде, а соответственно и замок перешли в собственность графов фон Штольберг. Вскоре Штольберги заложили вновь приобретенные владения графу Генриху фон Шварцбургу. Правда, это не помешало нескольким представителям рода фон Штольберг проживать в резиденции до XVII века.
XVII-XIX века Однако в конце Тридцатилетней войны из-за вооружённого противостояния с горожанами Вернигероде графы Штольберг оставили замок и сделали своей основной резиденцией Ильзенбург. Так продолжалось до тех пор, пока молодой граф Кристиан Эрнст цу Штольберг-Вернигероде, возглавивший родовые владения в 1710 году, не перенёс свою резиденцию в замок Вернигероде. Вскоре бывшая крепость была превращена в роскошный дворец в стиле барокко. Один из потомков Кристиана, граф Отто цу Штольберг-Вернигероде, начал масштабную реконструкцию замка в XIX века.
Здания были перестроены в стиле неоготики. То что мы видим сегодня — результат именно тех работ. Внутренний двор замка был живописное украшен. Также в 1880 году по планам венского архитектора Фридриха фон Шмидта появилась церковь. Резные фигурки на здании изготовлены местным резчиком по дереву Густавом Кунтцшем.
XX век В 1929 году семья князей цу Штольберг-Вернигероде оставила замок как место постоянного проживания. А с апреля 1930 года и до конца декабря 1943 года часть помещений была открыта за небольшую плату для экскурсий. Замок ежегодно посещали до 40 тысяч человек. С 1944 года большая часть комнат замка использовалась как жилые помещения для беженцев.
После завершения Второй мировой войны замок оказался на территории, которая вошла в зону советской оккупации. В ходе земельный реформы, которую провели новые власти Саксонии-Анхальт в 1945 году последний владелец резиденции, князь Бото цу Штольберг-Вернигероде, лишился своей собственности. В середине декабря 1946 года он был разграблен советскими солдатами.
Музей
В 1946 году в замке была создана экспозиция «Феодальный музей». В соответствии с идеологией пришедших к власти коммунистов экспонаты документально доказывали, что в минувшие века феодалы жили в достатке и роскоши, а простые люди бедствовали и страдали от жестокого гнёта. Старинную мебель и другие предметы интерьера привезли из замков Бланкенбург и Ильзенбург в 1949 году.
С 1990 года прежняя ориентация на марксистскую идеологию потеряла свою актуальность. Экспозиция была серьёзно обновлена. А с 1998 года замок стал первым немецким музейным центром истории и искусства XIX века. Здесь были тщательно восстановлены меблированные жилые комнаты, характерные для немецкой знати.
От замка мы улочками дошли до еще одной достопримечательности - Музей миниатюр Харц. (там есть своя парковка, но она довольно плотно заполнена легковушками и мы бы никак кемпером сюда бы невбились).
По дороге обратили внимание на то что … это город ведьм Сувенирка тут соответствующая И шабаш - официальный праздник города! (мы на неделю приехали позже Вальпургиевой ночи(01 мая), но антураж еще не везде убрали - было необычно.
Парк миниатюр, хоть и не дешевый для посещения (мы взяли семейный билет за 25е), но очень подходит для планирования своего дальнейшего маршрута. Здесь в округе столько достопримечательностей, что глаза разбегаются. А посетив парк и посмотрев на эти достопримечательности концентрированно, можно расставить свои приоритеты. По крайней мере так мы сделали.
В Вернигероде есть еще ряд достопримечательностей на день посещения (например, поезд на самую высокую гору Саксонии - Брокен) но у нас время очень ограничено.
После прогулки очень устали и поехали ночевать в Бланкенбург (дочка переназвала город чтобы легче запомнить - Булки-Баранки теперь и я не могу его назвать иначе). Остановились на парковке у кафе (https://www.google.com/maps/@51.7890732,10.9599407,122m/data=!3m1!1e3) за 6 евро (с электричеством). Но можно было бы в более тихое место (https://www.google.com/maps/@51.7888303,10.9602252,122m/data=!3m1!1e3) - мы его просто не увидели сразу. Тем не менее с прекрасным видом остались на ночевку тут. Город находится на крутом склоне - не очень удобно гулять, но посмотреть есть что.
На вершине холма в Булках-Баранках есть примечательный замок. Подниматься к нему от стоянки несложно - мимо дворца с парком (правда в нем есть WiFi общественный и ребенок начал теряться )
Замок оказался закрыт на спецмероприятие, но не очень то и хотели попасть внутрь - виды и так красивые.
История (отсюда https://ru.wikibrief.org/wiki/Blankenburg_Castle_(Harz))
Около 1123 года Лотарь из Зюпплингенбурга построил замок Бланкенбург на Бланкенштейне. Его сюзеренитет позже перешел к Дому Вельфов через Генриха Гордого и Генри Льва.
В 1128 Поппо из франкской благородной семьи оф, был дан графству как феодальное владение. Его сыновья разделили графство: Конрад получил замок Регенштейн и Зигфрид I, Бланкенбург. Зигфрид I (Генрих Лев) не вернулся из паломничества и оставил двух сыновей, Генриха и Зигфрида II.
В 1181 г. замок и город Бланкенбург были осаждены имперскими войсками под руководством епископа Дитриха Хальберштадского. Император Фридрих Барбаросса взял бразды правления в свои руки.
….
После 1945 года Дом Ганновера был экспроприирован, в результате чего были потеряны Старый и Новый Замки вместе с обширными лесами в Бланкенбурге, а также Гессенский замок и поместья. Вместо этого в замке Бланкенбург разместился Технический колледж внутренней торговли. В это время здание находилось в хорошем архитектурном состоянии. После закрытия школы с кончиной Восточной Германии в 1990 году начался длительный период, когда замок не использовался, и в результате здание было заброшено.
Фактически больше не нашли занятий в данном городке.
В 14-00 выехали по направлению в Хальберштадт. До него тоже недалеко, правда ехали не быстро т.к. дорога узкая да со светофорами.
двор верхнего замока отдаленно напоминает белорусский Несвижский замок