Некоторая информация для размышления
Инструкция по антиутопии
А вот лучше других реальные механизмы контроля над человеком в тоталитарном обществе описал Олдос Хаксли в романе «О дивный новый мир», год 1932-й. Тут вам и клонирование, и революция биотехнологий, и глобализм, и фашизм наслаждения, и культ потребления. Хаксли пишет не о ком-то абстрактном, а о нас с вами — нынешних и будущих. Вот его диагноз из года уже 1946-го: «Тоталитарное государство, заслуживающее названия действительно «эффективного», — это такая система, где всемогущий исполнительный комитет политических руководителей, опираясь на целую армию администраторов, держит в руках порабощенное население, которое излишне даже принуждать к труду, ибо оно с радостью приемлет свое рабство. Заставить людей полюбить рабское положение — вот главная задача…»
Эту же мысль — об обществе комфортного рабства — позднее разовьёт Эдуард Лимонов в одной их лучших своих работ — книге «Дисциплинарный санаторий». Это приговор больному, слабому обществу, которое на руинах морали и духа возвело нечто вроде психбольницы мягкого режима. В ней и существуют жители-пациенты, которых бесконечно закармливают лекарствами и залечивают, при этом неусыпно надзирая над ними и превращая в кого-то вроде домашних животных. Лимонов, живший тогда в Париже, описывает в первую очередь Европу, неспособную устоять перед нашествием новых варваров...
Однако ни одна антиутопия не была бы возможна без тотального одурманивания человека, превращения его в жвачное существо, которое не способно мыслить самостоятельно, которое подсажено на потребление, как на крючок.
…
Об одурманивании общества рассказывает ещё одна классическая антиутопия «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери. Температура, указанная в названии, — это температура горения бумаги. В описанном автором будущем, как в нацистской Германии, сжигают книги, уничтожают сам источник знания, дабы погрузить человечество в сон разума, рождающий чудовищ. Впрочем, сам Брэдбери, всё понимая, идёт дальше и изрекает ключевое: «Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например, не читать их».
О ком это? Не о нас ли? Существующих в социуме, не только отказавшемся от чтения книг, но и от любого интеллектуального продукта в принципе. В социуме, помешанном на комфорте и наслаждениях. В социуме, отравленном излишествами. Такое общество индивидуалистично, но не индивидуально. Как писал всё тот же Лимонов: «Цивилизацию создали люди-умы, а прикончат её люди-желудки».
Есть и другие антиутопии, достойные внимания. Блестящие «Война с саламандрами» Карла Чапека или «Заводной апельсин» Энтони Бёрджесса, шикарно экранизированный Стэнли Кубриком. Последняя работа особенно любопытна в контексте нового мира, съедаемого культом насилия и подростковыми бунтами в их крайних проявлениях вроде школьного шутинга. Ну или главная антиутопия, которую человек узнаёт в детстве и с детства же в ней живёт, — «Незнайка на Луне»; гениальная книга!
Брега С. С. Феномен антиутопии в социальных практиках современности: социально-философский анализ: автореф. дисс… к.ф.н. – М, 2010.
Степень научной разработанности проблемы. Представление об уровне социально-философского осмысления феномена антиутопии можно составить на основе анализа имеющихся теоретических источников, объединив их в следующие группы.
Первую группу составляют работы, в которых рассматриваются сущностные черты и особенности антиутопии как социального явления. Так, в трудах Б.А. Ланина, Л. Тульчинского, М. Эпштейна, И. Фролова, В. Маликовой раскрывается тесная взаимосвязь дихотомии утопии и антиутопии, которая носит по сути амбивалентный, взаимообусловленный характер1.
Сущностные черты антиутопии пытались выявить Ф. Аинса, Р. Гальцева, И. Роднянская, И.Д. Тузовский, В. Штепа, Л.М. Юрьева2.
Для выявления сущности антиутопии представляют интерес собственно антиутопические произведения Э. Бёрджесса, Р. Брэдбери, Ж. Верна, В. Войновича, К. Воннегута, Д. Глуховского, Е. Замятина, С. Лема, Дж. Лондона, Дж. Оруэлла, Т. Толстой, Г. Уэллса, О. Хаксли3, анализ которых, позволяет вычленить такие постоянно присутствующие черты антиутопии, как: сатирическое изображение утопического проекта, иерархизация социума, массовые репрессии, контроль и программирование социальных и индивидуальных действий, псевдокарнавальность реальности, в центр которой ставится абсолютный страх и др.
Имеется также ряд трудов, анализирующих антиутопии на кино- и телеэкране, среди них наибольшего внимания заслуживают позиции Г. Иеффета, С. Жижека, Д. Рашкоффа, М. Роулендса, показывающие смещение антиутопического проектирования в плоскость медийно-визуального отображения социума4.
Ко второй группе следует отнести исследования, которые посвящены непосредственному анализу содержания антиутопии и ее роли в социальных процессах и отношениях.
Субъекты антиутопии в значительной мере были проанализированы в книгах С.И. Гессена; С.Г. Кара-Мурзы1. Объекты антиутопии, главным из которых для современного общества выступает массовое сознание, получили всестороннее освещение в работах Б.А. Грушина, Н.П. Кирилова, А.К. Уледова, Т.В. Науменко, В.Г. Немировского . Т.А. Пчелинцевой удалось в значительной мере приблизится к выявлению функций антиутопии3. Научные изыскания В.Г. Браунинга, А.А. Зверева, О. Хаксли, Э. Фромма позволили получить представление о технологиях реализации антиутопии в социальном пространстве современного общества4.
Д.М. Володихин, А.Н. Воробьева, Б.А. Ланин, Э. Тоффлер С.Г. Шишкина5 выделили некоторые основания для классификации проявления антиутопии в социальных практиках.
Третью группу представляют исследования, затрагивающие возможные последствия реализации антиутопий в социальных практиках. Здесь следует назвать исследователей как образов будущего в целом, так и антиутопии в частности, А. Азимова, Е. Брандиса, А. Ваджры, С. Волкова, Д. Галковского и др.6
Негативные последствия антиутопии стали объектом анализа в трудах Дж. Де Граафа, В. Дмитревского, С.Г. Кара-Мурзы, Н. Кляйн, Ж. Бодрийяра, Э. Фромма7.
Четвертую группу образуют работы ученых, в которых затрагивается проблемы преодоления негативных последствий антиутопий. Привлекают внимание работы С. Джоржа, К. Мангейма, С. Жижека исследующие возможности раскрытия в политической сфере общества тесной взаимосвязи антиутопии с идеологией1. Экономическим аспектам реализации антиутопии уделяется внимание в работах Н. Кляйн, Дж. Перкинса, Н. Хомского2.
Особенности осуществления антиутопий в социальном пространстве общества проанализированы в книгах 3. Баумана, М. Кастельса, Ю. Хабермаса и др.3
Духовные аспекты противодействия антиутопиям затронуты в исследованиях Э. Блоха, С.Е. Вершинина, К. Квина, Г. Марселя, Э. Фромма и др.4
При этом важно подчеркнуть, что анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что изучение проблемы феномена антиутопии пока еще не стало предметом целостного и систематического социально-философского анализа.