1. Линии регулирования застройки.
Согласно ст.1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 г. №300-3 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности) «линии регулирования застройки – предусмотренные градостроительной документацией детального планирования условные линии, предназначенные для отделения в населённых пунктах территорий, в пределах которых должно осуществляться размещение зданий, от иных территорий».
Согласно п.4 ст. 44 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в детальном плане определяются «линии регулирования застройки». В соответствии с п. 6.6 ТКП 45-3.01-284-2014 «Градостроительство. Градостроительный проект детального планирования. Состав и порядок разработки» чертёж «Детальный план» выполняют «с нанесением… линий застройки». Согласно подп. 3.3.1 гл.16 Генерального плана г. Минска «на стадии детального градостроительного планирования перечень основных типов параметров застройки дополняется установлением «линий регулирования застройки», которые фиксируют расположение объектов на участке».
При этом действующее законодательство не содержит исключений в отношении каких-либо Детальных планов – в любом детальном плане должны быть определены «линии регулирования застройки».
На представленном ПДП отсутствуют «линии регулирования застройки».
В существующей и сохраняемой по ПДП застройке «линии регулирования застройки» должны быть проведены по уличным фасадам зданий, ближайших к красным линиям. При этом во многих случаях линии регулирования застройки могут совпадать с красными линиями для проектируемой застройки, определяется абз.3 п. 5.1.1 ТКП 45-3.03-227-2010. Согласно абз.4 п. 5.1.1 ТКП 45-3.03-227-2010 (с учётом изменений №5) «Допускается уменьшать указанные расстояния при соответствующем технико-экономическом и санитарно-гигиеническом обосновании, а также определения оценки воздействия на атмосферный воздух физических и химических факторов».
Имеется ли в составе ПДП технико-экономическое и санитарно-гигиеническое обоснование, а так же определение оценки воздействия на атмосферный воздух физических и химических факторов, как это предусмотрено требованиями абз.4 п.5.1.1 ТКП 45.3.03-227?
2. Детские дошкольные учреждения.
Проектом предлагается разместить в границах ПДП детское дошкольное учреждение, общей вместимостью 350 мест. С учетом проектного населения 7,7 тыс. чел. обеспеченность населения детскими дошкольными учреждениями составит 350/7,7=45мест/1000жителей. Согласно раздела IV «Основные технико-экономические показатели генерального плана г. Минска» на 01.01.2014 г. в г. Минске обеспеченность населения детскими дошкольными учреждениями составляла 47 мест/1000 жителей.
В городских поселениях радиус обслуживания детских дошкольных учреждений и начальных школ или классов следует принимать до 500 м. (п. 7.4.5 ТКП 45-3.01-116).
На представленном ПДП, детское дошкольное учреждение находится от жилых зданий (в северо-восточной части территории в границах ПДП) на расстоянии 650м. Это является нарушением п 7.4.5 ТКП 45-3.01-116. В связи, с чем предлагаем уточнить зону расположения детского дошкольного учреждения с учётом указанных норм и проект отправить на доработку.
3. Общеобразовательные школы.
Проектом предлагается разместить в границах ПДП общеобразовательные школы общей вместимостью 1020 учащихся. С учетом проектного населения 7,7 тыс. чел. обеспеченность населения общеобразовательными школами составит 1020/7,7=132мест/1000жителей. Согласно раздела IV «Основные технико-экономические показатели генерального плана г. Минска» на 01.01.2014 г. в г. Минске обеспеченность населения учреждениями общего среднего образования составляла 136 мест/1000 жителей.
Согласно разделу II, Главе I, пункту 10 Санитарных норм и правил «Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 7 августа 2019 г. № 525, на территории учреждения для детей запрещается устройство сквозного проезда.
На представленном решении ПДП предусматривается размещение школьного стадиона через жилую улицу (Ж 2 ) от территории школы. Что является грубым нарушением. В связи с чем предлагаем уточнить зону расположения школьного стадиона с учётом указанных норм и проект отправить на доработку.
4. Улично-дорожная сеть.
В предлагаемой к рассмотрению ПДП планируется создание дополнительной городской магистралью (ул. Жуковского, категории А6). Такое решение, с учётом существующих магистралей (ул. Аэродромная, категории А8и ул. Воронянского, категории Б4) для проектируемого квартала площадью 53га, с учётом плотности потока на данных магистралях, приведёт к транспортной катастрофе.
В связи с тем, что на данных магистральных улицах не предусмотрена возможность для остановки и стоянки автотранспорта. Это решение многократно увеличит нагрузку на прилегающие внутриквартальные улицы , проезды и дворы.
Предлагаем пересмотреть ПДП с учётом данных факторов.
5. Размещение автомобильных стоянок и парковок.
Согласно п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116 при проектировании территорий многоквартирной жилой застройки должно быть предусмотрено размещение автомобильных стоянок и автомобильных парковок для хранения 100% численности расчётного парка автомобилей, принадлежащих гражданам, но не менее одного машино-места на одну квартиру. Распределение численности расчётного парка между автомобильными стоянками и автомобильными парковками устанавливаются в градостроительной документации.
Согласно подп. 1.3.1 направления 10.1 гл. 10 Генерального плана г. Минска необходимо принимать расчетный уровень автомобилизации на срок действия Генерального плана г. Минска (2030 год) исходя из расчета 1 автомобиль на семью, или 380 машин на 1000 жителей. При этом в настоящее время текущий уровень автомобилизации в г. Минске уже превысил указанный уровень.
Проектная численность населения, проживающего в многоквартирном фонде – 7,7 тыс. чел. Соответственно, исходя из уровня автомобилизации 380/1000, требуется 7,7х380=2926 м/мест хранения транспортных средств (в гаражах, паркингах, на стоянках и автомобильных парковках) к концу срока реализации ПДП.
В ПДП предусмотрено устройство двух гаражей-стоянок с общим количеством 600 м/м и закрытая стоянка для жилого дома 25 м/м. Данное количество машино-мест не достаточно.
Следует также учитывать, что согласно Постановления Совета Министров Республики Беларусь № 9 от 5 января 2007 г. Об утверждении Правил организации (строительства), эксплуатации автомобильных стоянок и автомобильных парковок и пользования ими (далее Постановление № 9), п.30. «На автомобильных парковках осуществляется стоянка транспортных средств без оформления договора хранения транспортного средства и без предоставления услуги по хранению транспортного средства».
Беря во внимание всё выше изложенное в данном проекте, планируемое количество мест для хранения транспортных средств недостаточно. Так же отсутствует информация по размещению парковок. Что является не допустимо. Предлагаем проект отправить на доработку, с целью обеспечения необходимого количества мест для хранения транспортных средств с учётом действующих норм.
6. Обеспеченность населения озелененными территориями общего пользования.
Согласно табл. 9.1 ТКП 45-3.01-116 обеспеченность населения озелененными территориями общего пользования для г.Минска составляет:
- районного значения – 8-10 кв.м./чел;
- городского значения – 9-11 кв.м./чел.
Согласно «Основные технико-экономические показатели Детального плана» проектом предусматривается озелененность территории общего пользования в границах ПДП на уровне 2,9 кв.м./чел к концу срока реализации ПДП.
Проектом не соблюдаются нормативные требования по обеспеченности населения озелененными территориями общего пользования. Это является грубым нарушением данного проекта.
7. Эскиз застройки и благоустройства.
При реконструкции (модернизации) благоустройства придомовых территорий сохраняемых жилых домов необходимо одновременно:
а) разместить на нормативном расстоянии от жилых домов автомобильные парковки (п. 11.6.8 и табл. 11.6 ТКП 45-3.01-116) нормативной вместимости (п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116) и соблюсти при этом требования к функциональному использованию остающейся придомовой территории;
б) сохранить озелененные участки из расчета 9 кв.м. на 1 проживающего (п. 9.1.2 и табл. 9.1 ТКП 45-3.01-116);
в) привести к нормативным требованиям внутридворовые проезды, площадки для отдыха, игр и места для хозяйственных целей;
г) соблюсти градостроительные и санитарные нормы по расстоянию от указанных объектов до зданий и расстоянию между указанными объектами (от внутридворового проезда до фасада здания; от парковки до детской игровой площадки; от площадки для сбора мусора до окон жилых домов, детской игровой площадки).
Согласно п. 20 СанПиН № 35 «Выезд-въезд из автомобильных стоянок и автомобильных парковок, расположенных на территории жилой застройки, должны быть организованы на улично-дорожную сеть населенного пункта, исключая организацию движения автотранспорта по внутридворовым проездам…».
Соответственно, необходимо резервирование в ПДП территориального ресурса для осуществления указанных мероприятий. При этом ПДП может включать в себя «эскиз застройки и благоустройства территории» (п. 5 ст. 44 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности). Включенный в состав ПДП «Эскиз застройки» и «эскиз застройки и благоустройства территории» – не одно и тоже.
Исходя из вышеуказанного и с целью выполнения требований п.п. 4 и 5 ст. 44 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, п. 4.4 ТКП 45-3.01-284-2014, п.п. 5.2.1 и 5.2.2 ТКП 45-3.01-116, п. 5.3.12 ТКП 45-3.03-227, п.п. 17, 18, 20 СанПиНа № 35 необходимо включить в состав ПДП эскиз застройки и благоустройства территории, на котором отразить основные элементы благоустройства придомовых территорий (проезды, автомобильные парковки, детские игровые, хозяйственные и физкультурные площадки, зоны отдыха взрослых) сохраняемых многоквартирных жилых домов.
На основании п. 28 Положения «О порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» утвержденного Пост. СМ РБ №687 от 01.06.2011г. «Градостроительный проект детального планирования реконструкции жилой усадебной застройки в границах ул. Аэродромная – ул. Авакяна – ул. Воронянского – ул. Левкова» должен быть ОТКЛОНЕН в связи с наличием большого количества не доработок самого проекта.
При разработке НОВОГО «Градостроительного проекта детального планирования реконструкции жилой усадебной застройки в границах ул. Аэродромная – ул. Авакяна – ул. Воронянского – ул. Левкова» считаем необходимым ОБЯЗАТЕЛЬНО ответить на следующие вопросы и учесть следующие моменты:
- При разработке ПДП указать «лини застройки» согласно действующим нормативам;
- В обязательном порядке включить в состав ПДП технико-экономическое и санитарно-гигиеническое обоснование, а также определение оценки воздействия на атмосферный воздух физических и химических факторов, как это предусмотрено требованиями абз. 4 п. 5.1.1 ТКП 45-3.03-227. Данную информацию донести до сведения жителей района при общественном обсуждении нового ПДП;
- Предусмотреть размещение детских дошкольных учреждений, согласно действующим нормам;
- При разработке нового ПДП обязательно учесть п. 5.3 ТКП 45-3.02- 249-2011 - расстояние от территории детских дошкольных учреждений до красных линий улиц;
- При размещении общеобразовательной школы убрать разделение улицей территории школы и школьного стадиона, так же предусмотреть размещение общеобразовательной школы согласно действующим нормативам;
- Предусмотреть в проекте размещение стоянок и парковок на не обходимое расчётное количество мест, для хранения транспортных средств, с учётом действующих норм;
- Обеспеченность населения озелененными территориями общего пользования, довести до нормативных показателей;
- Проработать проект с точки зрения удобства выезда на магистральные улицы и снижения транспортной нагрузки на прилегающие внутриквартальные улицы и проезды;
- В разрабатываемом ПДП необходимо предусматривать комплексную градостроительную реконструкцию всех придомовых территорий, сохраняемых жилых домов (размещение проездов нормативной ширины и на нормативном расстоянии от жилых домов; размещение парковок в нормативном количестве и на нормативном расстоянии от жилых домов; оборудование придомовых территорий жилых домов, инженерно-техническими устройствами для удаления ливневых вод и др.);
- В утверждаемую часть ПДП необходимо включить следующее требование: «Осуществить на 1-м этапе реализации ПДП комплексную реконструкцию благоустройства придомовых территорий всех сохраняемых жилых многоквартирных домов с размещением мест стоянки автомобилей нормативной вместимости»;
- С целью выполнения требований п.п. 4 и 5 ст. 44 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, п. 4.4 ТКП 45-3.01-284-2014, п.п. 5.2.1 и 5.2.2 ТКП 45-3.01-116, п. 5.3.12 ТКП 45- 3.03-227, п.п. 17, 18, 20 СанПиНа № 35 включить в состав ПДП эскиз застройки и благоустройства территории, на котором отразить основные элементы благоустройства придомовых территорий (проезды, автомобильные парковки, детские игровые, хозяйственные и физкультурные площадки, зоны отдыха взрослых) сохраняемых многоквартирных жилых домов.