Эксперт: Многие ходовые схемы налоговой оптимизации, считавшиеся безопасными, могут стать токсичными
важно обратить внимание на регулирование, приходящее взамен указа № 488, прекратившего действие с 1 января.
Речь идет о нормах, направленных на пресечение деятельности лжепредпринимательских структур.
В соответствии с пунктом 4 ст. 33 нового НК налоговая база и сумма подлежащего уплате (возврату) налога по результатам проверки подлежат корректировке при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
— установление искажения сведений о фактах совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском или налоговом учете либо налоговой отчетности плательщика;
— основной целью совершения хозяйственной операции является неуплата (неполная уплата) или зачет (возврат) суммы налога;
— отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар, не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права).
Мнение. Указ № 488 отменили. Но давление на бизнес возрастет
К сожалению, опасения бизнеса подтвердились и в новой редакции Налогового кодекса, где появился механизм, который по сути повторяет правила указа № 488.
Основные тезисы данного механизма:
— налог может быть скорректирован контролирующим органом по результатам проверки;
— основанием корректировки является искажение в бухгалтерских или налоговых документах (1), отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (2) или если основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора) (3).
...
Принципиальных отличий новой нормы от положений указа № 488 лишь два.
Во-первых, сейчас можно попасть на пересчет налогов и стать должников перед бюджетом даже в случае совершения реальной хозяйственной операции, если контролирующий орган придет к выводу, что целью этой операции является уход от налогов. Это безусловное ужесточение налогового законодательства. Нужно понимать, что в результате совершения подавляющего большинства хозяйственных операций у одного из контрагентов происходит уменьшение налоговой базы. Решение о том, является ли такое уменьшение единственной целью сделки, отдается на откуп контролера.
Во-вторых, с отменой указа № 488 пропадают основания для ведения реестра коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Таким образом, исчезает автоматическая доплата налогов в случае совершения сделок с лжепредпринимательскими структурами из указанного реестра. Думается, что при совершении сделки с лжепредпринимателями контролеры проведет корректировку налогов в сторону доплаты по другим основаниям. К примеру, признают сделку бестоварной на основании объяснений должностных лиц, которые укажут, что не совершали отгрузку. Обычно такие объяснения даются в том ключе, что руководителем был назначен формально и деятельность от имени компании вели иные лица, хозяйственные операции мной не проводились и т.п. И тут возникает дополнительная проблема, которая заключается в том, что исчезает один из источников проверки контрагентов и возможность доказательства собственной добросовестности, если сделка была совершена с контрагентом, не включенным в реестр. Таким образом, пользы от отмены реестра без исключения негативных последствий со сделками с теми, кто попал бы в реестр, нет.
В новом НК плательщику предоставляется право в целях проверки благонадежности деловой репутации использовать информацию, не составляющую налоговую тайну и содержащуюся в государственных информационных ресурсах (системах), предоставляемую посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной системы. Однако, сведения, содержащиеся на портале минимальны и никак не позволяют адекватно проверить контрагента или хоть как-то заместить информацию из реестра, для ведения которого отпадают правовые основания.
В итоге вместо прорыва мы получили расширение спектра инструментов давления на бизнес.
1. Внести изменения в следующие указы Президента Республики Беларусь:
1.1. пункт 10 Положения о Департаменте финансовых расследований Комитета государственного контроля, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 11 февраля 2009 г. № 87, дополнить подпунктами 10.7 и 10.8 следующего содержания:
«10.7. составлять в порядке, определенном Комитетом государственного контроля по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь, заключения об установлении оснований, указанных в пункте 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора), и направлять их субъектам предпринимательской деятельности, в отношении которых они составлены;
10.8. при выявлении фактов совершения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями хозяйственных операций с субъектом предпринимательской деятельности, в отношении которого составлено заключение, предусмотренное в подпункте 10.7 настоящего пункта, направлять в порядке, определенном Комитетом государственного контроля по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь, этим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям информацию о таких хозяйственных операциях.
Указанная информация должна включать предложение самостоятельно осуществить в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора), а также уплату невнесенных налогов (сборов).»;
1.2. в Указе Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»:
в части первой пункта 8:
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
«Комитетом государственного контроля (либо по его поручению территориальными органами Комитета государственного контроля, территориальными органами финансовых расследований), Государственным таможенным комитетом (либо по его поручению таможнями), Министерством по налогам и сборам (либо по его поручению территориальными органами этого Министерства) в отношении субъектов, по которым Департаментом финансовых расследований Комитета государственного контроля составлены заключения об установлении оснований, указанных в пункте 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) (далее - заключение), а также иных проверяемых субъектов - при наличии сведений о совершении сделок (операций) с субъектами, в отношении которых составлены заключения;»;
подстрочное примечание «4» к абзацу четвертому исключить;
абзац шестой подпункта 12.3 пункта 12 изложить в следующей редакции:
«необходимость проверки субъектов, в отношении которых составлены заключения, а также иных проверяемых субъектов – при наличии сведений о совершении сделок (операций) с субъектами, в отношении которых составлены заключения;»;
…
3. Признать утратившими силу:
абзац десятый части первой пункта 19 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1;
Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств»;
…
4. Комитету государственного контроля по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь определить порядок:
составления и направления Департаментом финансовых расследований Комитета государственного контроля субъектам предпринимательской деятельности заключений об установлении оснований, указанных в пункте 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора);
оформления и направления Департаментом финансовых расследований Комитета государственного контроля юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям информации о выявленных фактах совершения ими хозяйственных операций с субъектом предпринимательской деятельности, в отношении которого составлено заключение, названное в абзаце втором настоящего пункта.
5. Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок обеспечить приведение законодательства в соответствие с настоящим Указом.
6. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:
подпункты 1.3 и 1.4 пункта 1 - через десять дней после официального опубликования данного Указа;
подпункт 1.5 пункта 1 - после официального опубликования настоящего Указа;
иные положения этого Указа - после его официального опубликования и распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2019 г.