Замечание об организаторе разработки ТКП.В соответствии с Законом РБ от 05.01.2004 № 262-З "О техническом нормировании и стандартизации" (ред. от 24.10.2016), ст.20, п.2, "разработка технических кодексов установившейся практики организуется
республиканскими органами государственного управления, Национальным банком Республики Беларусь".
Согласно Правилам разработки технических кодексов установившейся практики, утвержденных Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь 07.07.2017 N 55, пп.15, 27, 30, 44, "Республиканский орган государственного управления" утверждает техническое задание, размещает на своем официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет окончательную редакцию проекта технического кодекса, пояснительную записку и сводку отзывов, организует проведение экспертиз окончательной редакции проекта технического кодекса, утверждает и вводит в действие постановлением (приказом) технический кодекс.
Для ТКП «Градостроительство. Правила застройки и планировки г.Минска», согласно Уведомлению о разработке проекта технического кодекса установившейся практики, организатором (ответственным органом) является Минский городской исполнительный комитет.
Городской исполнительный комитет является органом местного управления, а не республиканским органом государственного управления.
Следовательно,
ТКП разработан в нарушение Закона "О техническом нормировании и стандартизации" и Правил разработки технических кодексов установившейся практики.
Замечание о разработчике ТКП.
В соответствии с Законом РБ от 05.01.2004 № 262-З "О техническом нормировании и стандартизации" (ред. от 24.10.2016), ст.20, п.2, "технические кодексы установившейся практики непосредственно разрабатываются республиканскими органами государственного управления, Национальным банком Республики Беларусь либо по их поручению техническими комитетами по стандартизации, отраслевыми организациями по стандартизации, иными привлеченными этими государственными органами субъектами технического нормирования и стандартизации".
Для ТКП «Градостроительство. Правила застройки и планировки г.Минска», согласно Уведомлению о разработке проекта технического кодекса установившейся практики, разработчиком является УП "Минскградо".
УП "Минскградо" не является одним из: - республиканским органом государственного управления, - Национальным банком Республики Беларусь; - техническим комитетом по стандартизации, - отраслевой организацией по стандартизации, - иным привлеченным этими государственными органами субъектом технического нормирования и стандартизации. (Субъекты технического нормирования и стандартизации определены в ст.3 указанного Закона. Согласно п.2 ст.3 права и обязанности (полномочия) в области технического нормирования и стандартизации наделяются в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь или международными договорами Республики Беларусь. Таким образом, чтобы юридическое лицо или физическое лицо не просто участвовало бы в отношениях в области технического нормирования и стандартизации (пп.1.2 и 1.3), но и обрело бы полномочия разрабатывать технические кодексы установившейся практики, требуется наделение таких прав в НПА.)
Следовательно, ТКП разработан в нарушение Закона "О техническом нормировании и стандартизации".
Пункт 4.1.2. Содержит следующее утверждение: "Информация чертежа «Генеральный план г. Минска», на котором в соответствии с расчетными социально-экономическими параметрами представлен функционально-планировочный образ перспективного развития города, также должна учитываться, но при этом носит рекомендательный характер."
Это утверждение противоречит ТКП 45-3.01-286-2014 (02250) "Градостроительный проект общего планирования. Генеральный план населенного пункта. Состав и порядок разработки", п.6.2 которого указывает, что "Требования, содержащиеся в утверждаемой части генерального плана, являются обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами.".
Согласно Таблице 1, чертеж "Генеральный план" входит в утверждаемую часть.
Согласно п.6.4, на чертеже генерального плана должны быть указаны "решения по планировке населенного пункта с выделением основных структурно-планировочных элементов (район, микрорайон, квартал, территория и т. п.)".
Таким образом, решения чертежа "Генеральный план", на котором представлен "функционально-планировочный образ перспективного развития города", являются обязательными для исполнения, а не рекомендательными. Следовательно, указанное утверждение из п.4.1.2 следует исключить.
Пункт 4.1.11. "Детальную разработку градостроительной документации в случае ведения Минским облисполкомом и Минским горисполкомом градостроительной деятельности на территории, расположенной в границах перспективной городской черты г. Минска и второй кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Минска следует осуществлять на основе градостроительного проекта специального планирования, определяющего интенсивность использования, функциональное зонирование, другие регламенты градостроительного освоения."
Дословное следование этому пункту исключает (или входит в противоречие с) необходимость разработки и общественного обсуждения генеральных планов и проектов детального планирования на территориях населенных пунктов, находящихся в указанных границах.
Согласно ТКП 45-3.01-286-2014 (02250) "Градостроительный проект общего планирования. Генеральный план населенного пункта. Состав и порядок разработки" и ТКП 45-3.01-284-2014 (02250) "Градостроительный проект детального планирования. Состав и порядок разработки" именно генеральные планы и проекты детального планирования устанавливают функциональное зонирование и другие градостроительные регламенты на территориях населенных пунктов.
Более того, проекты специального планирования не подлежат общественным обсуждениям. Получится, что указанные территории в пределах второй кольцевой автомобильной дороги вокруг г.Минска будут развиваться принципиально без участия граждан, проживающих на этой территории. Этим нарушаются права граждан на благоприятную среду обитания, предусмотренные ст.4 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь.
Следовательно, требуется или исключить данный пункт или изложить его фрагмент в следующей редакции: "на территории, расположенной в границах перспективной городской черты г. Минска и второй кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Минска (за исключением территорий населенных пунктов)".
Пункт 4.1.12. "На основании градостроительных обоснований проектами детального планирования допускается внесение изменений в генеральный план г. Минска, которые не затрагивают Основные положения градостроительного развития г.Минска.".
Этот пункт позволит вносить изменения в чертеж генерального плана, в частности, для утвержденного для г.Минска - в чертеж "Генерального плана г.Минска - Плана функционального зонирования".
Согласно ТКП 45-3.01-286-2014 (02250) "Градостроительный проект общего планирования. Генеральный план населенного пункта. Состав и порядок разработки", Таблица 1, чертеж "Генеральный план" входит в утверждаемую часть.
Генеральный план г. Минска утверждён Указом Президента Республики Беларусь от 23.04.2003 № 165 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 15.09.2016 № 344. Указанный выше чертеж "Генерального плана г.Минска - Плана функционального зонирования" утвержден Президентом РБ в составе всего утвержденного документа.
Таким образом, предлагаемое п.1.12 решение позволит Мингорисполкому, утверждающему проекты детального планирования, вносить изменения в решения Президента Республики Беларусь, утверждающему Генеральный план г.Минска.
Согласно действующему Закону "О нормативных правовых актах" Республики Беларусь, утвержденному 10 января 2000 г. решением N 361-З (с изм. от 02.07.2009 N 31-З), ст. 55 (новая редакция Закона, вступающая в силу 01.02.2019 содержит сходные положения) такое делегирование нормотворческих полномочий возможно при наличии НПА о делегированиии полномочий.
В связи с тем, что в законодательстве РБ отсутствует нормативно-правовой акт о делегировании полномочий Президента РБ на внесение изменений в Генеральный план г.Минска Мингорисполкому, указанный п.4.1.12 необходимо исключить.
Пункт 4.2.1. "4.2.1 На всех этапах развития г. Минска следует учитывать требования соответствия форм архитектурно-планировочной организации и обустройства городской среды многообразным динамично меняющимся социальным, экономическим, психологическим и технико-технологическим аспектам деятельности горожан и городских сообществ."
Указанные "требования соответствия форм..." не определены. Следовательно, непонятно, в какой мере и согласно каким критериям их следует учитывать.
Согласно подп. 1.30 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» технические кодексы установившейся практики содержат «технические требования». Подп.1.28: "технические требования - количественные и (или) качественные требования (словесные и (или) цифровые показатели, нормативы, характеристики, правила, методики, классификации, словесные и графические описания) к объектам технического нормирования или объектам стандартизации, носящие технический характер".
"Требования соответствия форм..." не носят технический характер.
Следовательно, требуется исключить пункт 4.2.1.
Пункт 4.2.4. "Пространственное развитие городской среды должно отвечать требованиям создания уникального силуэта Минска, живописных панорам городской застройки и формирования ансамблевой застройки городских улиц и площадей."
Указанные "требования создания уникального силуэта и живописных панорам..." не определены. Следовательно, непонятно, в какой мере и согласно каким критериям их следует учитывать.
Согласно подп. 1.30 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» технические кодексы установившейся практики содержат «технические требования». Подп.1.28: "технические требования - количественные и (или) качественные требования (словесные и (или) цифровые показатели, нормативы, характеристики, правила, методики, классификации, словесные и графические описания) к объектам технического нормирования или объектам стандартизации, носящие технический характер".
"Требования создания уникального силуэта и живописных панорам..." не носят технический характер.
Следовательно, требуется исключить пункт 4.2.4.
Пункты 6.1.6, 6.2.4 используют понятие "Жм-св - сверхвысокоплотная застройка".
Однако Система регламентов, утверждённая в составе Генерального плана г. Минска Указом Президента Республики Беларусь от 23.04.2003 № 165 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 15.09.2016 № 344, определяет все приведенные в этих пунктах типы жилой застройки, за исключением Жм-св.
В связи с этим требуется удалить "Жм-св" из указанных пунктов.
Пункт 7.2.3. "Размещение жилой функции в городском ядре допускается только в составе многофункциональных комплексов и зданий, доля жилой части которых не должна превышать 50% общей площади. Размещение жилых помещений в первых этажах зданий и сооружений не допускается."
В случае буквальной реализации этой нормы в городском ядре (в пределах 1-го транспортного кольца) становится возможным массовое выселение граждан из зданий, до тех пор пока жилых помещений в здании не станет менее 50%.
Требуется добавить в начало пункта формулировку "При новом строительстве".
Пункт 7.4.5. "Радиус доступности учреждений дошкольного образования и начальных школ или классов I ступени учреждений общего среднего образования следует принимать, как правило, до 500 м, базовых школ и классов II ступени средних школ — до 800 м."
Наличие уточнения "как правило" делает из требования необязательную рекомендацию. В крайнем случае можно было бы определить исключительные условия, при которых данное требование становится необязательным. Но и этого не было сделано.
Требуется исключить формулировку "как правило".
Пункт 7.4.6. "Радиус доступности учреждений здравоохранения следует принимать для амбулаторно-поликлинических учреждений – не более 2000 м."
Непонятны причины, по которым требования ТКП 45-3.01-116-2008 с радиусом доступности 1000 м ухудшены в данном ТКП.
Согласно п.3 ст.20 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З "О техническом нормировании и стандартизации" (ред. от 24.10.2016) "Технические требования технических кодексов установившейся практики должны основываться на результатах установившейся практики."
Установившаяся практика такова, что детальные планы в г.Минске, разработанные в соответствии с нормами указанного ТКП 45-3.01-116-2008, в подавляющем большинстве своем проходят экспертизы и утверждение. Следовательно, норматив 1000 метров на практике выполняется.
Следовательно, требуется исправить формулировку "2000 м" на "1000 м".
Пункт 8.3.20. Предлагает применять понижающие коэффициенты 0.8-0.4 при расчете потребной вместимости автомобильных стоянок и парковок для объектов промышленно-производственного назначения.
Однако при таком "расчёте" потребности в стоянках и парковках на самом деле не уменьшаются. Уменьшаются возможности городской среды по представлению пространств под стоянки и парковки.
Так как потребности не будет удовлетворены, автовладельцы будут искать другие места для своего автотранспорта. В частности, жилые и зеленые зоны, первые полосы улиц, проезды и т.д.
Для надлежащего снижения нагрузок от автотранспорта на центр города следует уменьшать мощности предприятий, путем их реконструкции или выноса. Уменьшать до тех пор, пока объект со всей необходимой инфраструктурой, включая стоянки и парковки, всё еще помещается в предназначенном для него месте городского центра.
Итого, требуется исключить часть п.8.3.20, начиная со слов "и корректируется...".
Также предлагаем для объектов, не обеспеченных в должной мере автомобильными стоянками и парковками, устанавливать режим "реконструкция" в соответствии с п.8.3.2 данного ТКП.
Пункты 9.1.2, 9.2.1 - 9.2.7, 9.5.3. Предлагаемая классификация озелененных территорий не соответствует классификации, установленной ст.33-1 Закона РБ "О растительном мире".
Таким образом, пункты вводят правовую коллизию, которая согласно Закону РБ "О нормативно-правовых актах" будет решена в пользу акта, обладающего более высокой юридической силой, то есть Закона.
В соответствии с Законом РБ от 05.01.2004 № 262-З "О техническом нормировании и стандартизации" (ред. от 24.10.2016), ст.18, п.7, "Требования технических регламентов Республики Беларусь не должны противоречить требованиям настоящего Закона и иных законодательных актов Республики Беларусь, международных договоров Республики Беларусь.".
Следовательно, введение юридически незначащих формулировок бессмысленно. Требуется исключить п.9.1.2, пп.9.2.1 - 9.2.7, 9.5.3 или изложить вместо них ссылки на определения Закона "О растительном мире".
Пункт 9.1.10. "Строительство зданий и сооружений в составе элементов рекреационной инфраструктуры допускается только на озелененных территориях общего пользования".
Однако строительство зданий и сооружений разрешено не на всех озелененных территориях общего пользования. Режимы застройки определены в Системе регламентов Генерального плана г.Минска, в Законе о растительном мире, в нижеследующих положениях данного ТКП и др. НПА и ТНПА. Следовательно, более обобщенная формулировка данного пункта войдет с ними в противоречия.
В соответствии с Законом РБ от 05.01.2004 № 262-З "О техническом нормировании и стандартизации" (ред. от 24.10.2016), ст.18, п.7, "Требования технических регламентов Республики Беларусь не должны противоречить требованиям настоящего Закона и иных законодательных актов Республики Беларусь, международных договоров Республики Беларусь.".
Требуется исключить данный фрагмент текста из п.9.1.10.
Пункт 9.5.6. "Минимально допустимая площадь озеленения земельного участка многоэтажного жилого дома должна составлять 6 м2/чел."
Земельные участки для многоэтажных жилых домов чаще совпадают с границами отмостки домов, чем содержат и некую часть придомовой территории. Второе начинает практиковаться в новых домах товариществ собственников. Первое чаще встречается в домах более старого жилого фонда, а особенно в случаях, когда сложно провести явную границу для конкретного дома (перед регистрацией ЗУ или при отсутствии его регистрации), например, при квартальной застройке, когда один двор разделяют несколько соседних домов.
В связи с этим требуется дополнить этот пункт правилами определения озеленения территории жилой застройки в тех случаях, когда земельные участки выделены по отмостке.
Пункт 11.5.3. Предлагает применять понижающие коэффициенты 80%-60% при расчете потребной вместимости автомобильных стоянок и парковок в условиях реконструкции жилой территории.
Однако при таком "расчёте" потребности в стоянках и парковках на самом деле не уменьшаются. Уменьшаются возможности городской среды по представлению пространств под стоянки и парковки.
Так как потребности не будет удовлетворены, автовладельцы будут искать другие места для своего автотранспорта. В частности, жилые и зеленые зоны, первые полосы улиц, проезды и т.д.
Для надлежащего снижения нагрузок от автотранспорта на центр города следует уменьшать плотность населения, путем реконструкции жилых зон в виде "разуплотнения". Уменьшать до тех пор, пока жилая зона со всей необходимой инфраструктурой, включая стоянки и парковки, всё еще помещается в предназначенном для нее месте городского центра.
Итого, требуется исключить часть п.11.5.3.
Также предлагаем для объектов, не обеспеченных в должной мере автомобильными стоянками и парковками, предлагать "разуплотнение" в ходе реконструкции.
Пункт 11.5.8. Предлагает размеры машино-мест "для транспорта, предназначенного для инвалидов — 3,5х8,0 м (в стеснённых условиях – 3,5х5,0 м)".
Термин "стеснённые условия" не определен. Да и будь он определен, безопасность и сама возможность пользоваться инвалиду таким машино-местом будет под сомнением. Потребности инвалидов, связанные с особенностями физиологии и технического устройства специальных автомобилей, не могут быть уменьшены административным решением.
Требуется исключить п.11.5.8.
Пункт 11.5.11. "Практически, определение необходимой потребности в автомобильных стоянках и парковках следует проводить с дифференцированным подходом к каждому объекту посещений".
Согласно подп. 1.30 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» технические кодексы установившейся практики содержат «технические требования». Подп.1.28: "технические требования - количественные и (или) качественные требования (словесные и (или) цифровые показатели, нормативы, характеристики, правила, методики, классификации, словесные и графические описания) к объектам технического нормирования или объектам стандартизации, носящие технический характер".
Данный пункт не является требованием, он не содержит конкретных методик и цифр расчета.
По сути он, наоборот, означает возможность исключить любые требования при определении потребности в стоянках и парковках, в том числе требования, изложенные выше в данном ТКП.
В связи с этим требуется исключить п.11.5.11.
Пункт 11.5.12. "Вместимость автомобильных стоянок и парковок для отдельных крупных объектов массового посещения (стадионов, спортивных арен, концертных залов и др.) определяется заданием на проектирование".
Не определено понятие "крупных объектов массового посещения". Не известно, с какой посещаемости (вместимости) объект начинает считаться "крупным".
Согласно подп. 1.30 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» технические кодексы установившейся практики содержат «технические требования». Подп.1.28: "технические требования - количественные и (или) качественные требования (словесные и (или) цифровые показатели, нормативы, характеристики, правила, методики, классификации, словесные и графические описания) к объектам технического нормирования или объектам стандартизации, носящие технический характер".
Данный пункт не является требованием, он не содержит конкретных методик и цифр расчета, а выносит их на стадию конкретного строительного проекта.
По сути он, наоборот, означает возможность исключить любые требования при определении потребности в стоянках и парковках, в том числе требования, изложенные выше в данном ТКП.
В связи с этим требуется исключить п.11.5.12.
Пункт 11.5.13. "Расчетную вместимость автомобильных стоянок и парковок у объектов торгового назначения «шаговой доступности» в сложившейся городской застройке допускается снижать до 2 раз. При торговой площади таких объектов менее 400 кв.м автомобильные стоянки и парковки могут не предусматриваться."
Даже если объект преимущественно используется посетителями "шаговой (пешеходной) доступности", ему требуются: автостоянки для работников торгового объекта (которые вовсе не обязательно живут тоже в шаговой доступности), автопарковки для специального транспорта, выполняющего погрузку-разгрузку товаров. Если, как предлагается, вовсе исключить автомобильные стоянки и парковки для таких торговых объектов, работники и специальный транспорт все равно будут вынуждены искать машино-места, но будут это делать в жилой или зеленой зоне, на первых полосах улиц, в проездах и т.д.
Требуется исключить п.11.5.13.
Пункт 11.5.15. "Автомобильные стоянки и парковки у объектов различного назначения, расположенные в пределах нормативной пешеходной доступности от жилых образований, в вечернее и ночное время должны быть, как правило, доступны для использования жителями."
Наличие уточнения "как правило" делает из требования необязательную рекомендацию. В то же время режим использования стоянок и парковок не может быть оформлен как требование ТКП.
Согласно подп. 1.30 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» технические кодексы установившейся практики содержат «технические требования». Подп.1.28: "технические требования - количественные и (или) качественные требования (словесные и (или) цифровые показатели, нормативы, характеристики, правила, методики, классификации, словесные и графические описания) к объектам технического нормирования или объектам стандартизации, носящие технический характер".
Предположения о режиме использования автомобильных стоянок и парковок не являются техническими требованиями.
Требуется исключить п.11.5.15.
Пункт 12.5.10. "При проектировании расширять применение альтернативных и возобновляемых источников энергии, теплонасосных установок."
Предлагается добавить формулировку: "исключить применение в системах теплоснабжения устаревших недостаточно экологически чистых источников энергии (дрова, уголь и т.д.)".
Приложения Б, В, Г.
Приложения дублируют (с некоторыми изменениями) разделы 2.3, 2.5, 2.4 Системы регламентов, утверждённой в составе Генерального плана г. Минска Указом Президента Республики Беларусь от 23.04.2003 № 165 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 15.09.2016 № 344.
По сути это попытка еще раз изложить регламенты производственных, ландшафтно-рекреационных и общественных зон с некоторыми изменениями.
Однако, так как Система регламентов продолжает действовать, при различиях между информацией в приложениях к данному ТКП и информацией в Системе регламентов Генерального плана возникнут юридические коллизии. Они будут разрешены в пользу акта большей юридической силы, то есть Системы регламентов в составе Генерального плана.
В соответствии с Законом РБ от 05.01.2004 № 262-З "О техническом нормировании и стандартизации" (ред. от 24.10.2016), ст.18, п.7, "Требования технических регламентов Республики Беларусь не должны противоречить требованиям настоящего Закона и иных законодательных актов Республики Беларусь, международных договоров Республики Беларусь.".
Следовательно, приложения Б, В, Г не будут иметь силы и поэтому их следует исключить.
Приложение Е. Примечание 7. "7. Вместимость автомобильных стоянок и парковок у объектов, не вошедших в приведенный перечень, определяются заданием на проектирование либо по аналогам."
Согласно подп. 1.30 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» технические кодексы установившейся практики содержат «технические требования». Подп.1.28: "технические требования - количественные и (или) качественные требования (словесные и (или) цифровые показатели, нормативы, характеристики, правила, методики, классификации, словесные и графические описания) к объектам технического нормирования или объектам стандартизации, носящие технический характер".
Данное примечание не является требованием, оно не содержит конкретных методик и цифр расчета, а выносит их на стадию конкретного строительного проекта.
По сути оно, наоборот, означает возможность исключить любые требования при определении потребности в стоянках и парковках, в том числе требования, изложенные выше в данном ТКП.
В связи с этим требуется исключить примечание 7 приложения Е.