ПРЕДЛОЖЕНИЯ по внесению изменений и дополнений в ТНПА, регулирующие вопросы планировки и застройки населенных пунктов
Благоустройство территорий жилой застройки и ее элементыСогласно ч. 5 ст. 46 Кодекса Республики Беларусь о земле от 23.07.2008 № 425-З «Не требуется также изъятие земельных участков из земель общего пользования населенных пунктов и предоставление этих участков для проведения работ по благоустройству, воссозданию элементов благоустройства и размещению малых архитектурных форм на землях общего пользования населенных пунктов, осуществляемых без изменения вида и (или) категории земель. Проведение таких работ осуществляется на основании утвержденной проектной документации и решения местного исполнительного комитета о разрешении их проведения». При этом:
1) законодательством не определен термин «благоустройство территорий» (в абз. 4 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» содержится определение термина «благоустройство объекта строительства»).
2) в законодательстве упоминается термин «элементы благоустройства», но не определены объекты, которые является «элементами благоустройства». На практике это вызывает проблемы. Так, не ясно, относятся ли к элементам благоустройства шлагбаумы, устанавливаемые на въезде на дворовые территории, относящиеся к землям общего пользования населенных пунктов. В итоге возникают вопросы о необходимости изъятие земельных участков из земель общего пользования населенных пунктов и предоставление этих участков для проведения работ по установке шлагбаумов.
В п. 6.2.7 ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. населенные пункты. Нормы планировки и застройки» упоминаются следующие площадки, которые следует предусматривать «на территории жилой застройки»: игр детей дошкольного возраста; игр детей школьного возраста; отдыха взрослого населения; занятий физкультурой; хозяйственных целей; сбора твердых коммунальных отходов; выгула собак; автостоянки и парковки. При этом «автостоянки и парковки» площадками не являются.
Предлагается:
1. Дополнить раздел 3 ТКП 45-3.01-116 определениями следующих терминов:
1) «благоустройство территории»;
2) «элемент благоустройства территорий».
2. Дополнить п. 6.2.7 ТКП 45-3.01-116-2008 перечнем «элементов благоустройства жилых территорий», включив в него шлагбаумы и парковки.
Нормирование размеров придомовых территорий многоквартирных жилых домовТКП 45-3.01-116-2008 и иное законодательство не нормирует размеры придомовых территорий многоквартирных жилых домов.
На практике при расчете потребных территорий для жилой застройки учитывается стандарт жилой среды, включающий норматив размера придомовой территории жилой застройки на одного проживающего, который определяется в Генеральных планах населенных пунктов. Так, для г. Минска придомовые территории многоквартирной и смешанной многоквартирной застройки, не включая площадь подошвы застройки (средний показатель) составляет 13 кв./чел. (п. 3 табл. 2.2.4 Системы регламентов Генерального плана г. Минска).
Возможно создание товариществ собственников (далее – ТС) для управления общим имуществом многоквартирного жилого дома. После создания и регистрации ТС возможен отвод земельного участка для создания придомовой территории такого жилого дома. Какого размера должен быть этот земельный участок? Очевидно, что размер придомовой территории должен зависеть от общей площади квартир в многоквартирном жилом доме. Проблема осложняется тем, что в жилом доме до половины общей площади может составлять площадь нежилых помещений (п. 21 ст. 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 № 428-З). Для жилых домов с нежилыми помещениями размер придомовой территории должен зависеть не только от общей площади квартир, но и от функционального назначения и площади нежилых помещений в жилом доме.
Для решения данных вопросов предлагается определить в п. 6.2.7 ТКП 45-3.01-116-2008 норматив размеров придомовых территорий многоквартирных жилых домов (не включая площадь подошвы застройки) на одного проживающего.
Нормирование размеров элементов благоустройства придомовых территорий многоквартирных жилых домовТКП 45-3.01-116-2008 и иное законодательство не устанавливает нормативы размеров элементов придомовых территорий многоквартирных жилых домов (детские игровые, физкультурные и хозяйственно-бытовые площадки, зоны отдыха взрослых, вместимость автомобильных парковок). В итоге в жилой застройке можно наблюдать такую картину: песочница – это «детская игровая площадка», турник – это «физкультурная площадка», стойка для выбивания ковров – «хозяйственно-бытовая площадка», скамейка – «зона тихого отдыха взрослых», несколько машиномест парковки, а вокруг – «каменные джунгли» из многоквартирных жилых домов (?!).
Справочно: Нормы и правила проектирования комплексного благоустройства на территории г. Москвы МГСН 1.02-02 содержат п. 4.12 «Площадки», в котором установлены требования к размерами и условиям размещения следующих объектов в зависимости от количества проживающих: детские площадки; площадки отдыха; спортивные площадки; площадки для установки мусоросборников; площадки для выгула собак; площадки автостоянок.
Для решения данных вопросов предлагается определить в п. 6.2.7 ТКП 45-3.01-116-2008 норматив размеров элементов придомовых территорий многоквартирных жилых домов на одного проживающего.
Система озелененных территорийВ п. 3.14 ТКП 45-3.01-116-2008 содержится определение термина «система озелененных территорий», согласно которого данная система включает:
1) озелененные территории общего пользования;
2) озелененные территории ограниченного пользования;
3) озелененные территории специального назначения.
Данная система не соответствует системе озелененных территорий, содержащейся в ч. 1 ст. 33-1 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире» (в ред. от 18.12.2018 г.), согласно которой озелененные территории подразделяются на:
1) озелененные территории общего пользования – парки, скверы, бульвары, городские леса, ботанические сады, дендрологические парки, а также расположенные на землях общего пользования населенных пунктов зоны отдыха, зоны кратковременной рекреации у воды, озелененные участки общественных центров общегородского и районного значения, прочие озелененные территории (озелененные территории в границах санитарно-защитных зон, территории противоэрозионных и придорожных насаждений, насаждений вдоль улиц населенных пунктов в границах красных линий, озелененных участков в жилой застройке);
2) озелененные территории ограниченного пользования – озелененные территории в границах земельных участков юридических лиц и граждан, не отнесенные к озелененным территориям общего пользования.
В п. 9.2.2 ТКП 45-3.01-116-2008 содержится классификация озелененных территорий по функциональному назначению, которая также не соответствует классификации озелененных территорий, содержащейся в ч. 1 ст. 33-1 Закона «О растительном мире».
Предлагается привести содержание п.п. 3.14 и 9.2.2 ТКП 45-3.01-116-2008 в соответствии с нормами ч. 1 ст. 33-1 Закона «О растительном мире».
Обеспеченность жилых домов парковкамиСогласно п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116-2008 «При проектировании территорий многоквартирной жилой застройки должно быть предусмотрено размещение автомобильных стоянок и автомобильных парковок для хранения 100% численности расчетного парка автомобилей, принадлежащих гражданам, но не менее одного машино-места на одну квартиру. Распределение численности расчетного парка между автомобильными стоянками и автомобильными парковками устанавливают в градостроительной документации». При этом:
1) данное требование касается проектирования «территорий многоквартирной жилой застройки», а не жилых домов;
2) не определено, в какой именно «градостроительной документации» должно быть установлено «распределение численности расчетного парка между автомобильными стоянками и автомобильными парковками»: общего, детального либо специального планирования;
3) отсутствуют какие-либо требования к «распределению численности расчетного парка», соответственно, распределение «между автомобильными стоянками и автомобильными парковками» в градостроительной документации может быть любым (?!);
4) не определено, каким образом следует рассчитывать обеспеченность жилых домов парковками в случае, если в ранее утвержденной и действующей в настоящий момент градостроительной документации не установлено «распределение численности расчетного парка между автомобильными стоянками и автомобильными парковками.
Исходя из вышеизложенного, предлагается определить в п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116-2008 требования к обеспеченности жилых домов парковками, например, 25 м/мест на 100 квартир.
Размещение проездов вблизи жилых зданийРанее первый абзац п. 5.3.12 ТКП 45-3.03-227-2010 «Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования» содержал третье предложение следующего содержания: «Расстояния от края проезда (тротуаров, пешеходных дорожек и т. п.) до стены здания, как правило, следует принимать не менее 5 м – для зданий высотой до 30 м включ. и не менее 8 м – для зданий высотой более 30 м.». Данное требование также дублировалось в ТКП 45-2.02-242-2011 «Ограничение распространения пожара. Противопожарная защита населенных пунктов и территорий предприятий. Строительные нормы проектирования».
Изменением № 6 к ТКП 45-3.03-227-2010 третье предложение из первого абзаца п. 5.3.12 ТКП 45-3.03-227-2010 исключено. При этом в подразделе 9.2 «Требования к проездам и подъездным путям к зданиям и сооружениям» ТКП 45-2.02-315-2018 «Пожарная безопасность зданий и сооружений. Строительные нормы проектирования» аналогичное требование отсутствует.
Соответственно, в настоящее время проезды можно размещать в непосредственной близости от жилых зданий, начиная от отмостки здания (?!). Очевидно, что при размещении проездов под окнами жилых зданий о «комфортной среде в районах-новостройках» не может быть и речи.
Соответственно, предлагается определить в п. 5.3.12 ТКП 45-3.03-227-2010 минимальное расстояние от края проездов до жилых зданий.