• Сакоша Neophyte PosterАвтор темы
    офлайн
    Сакоша Neophyte Poster Автор темы

    0

    7 лет на сайте
    пользователь #2100582

    Профиль
    Написать сообщение

    0
    # 15 декабря 2016 20:09 Редактировалось Сакоша, 1 раз.

    Щучин – город авиаторов
    Когда-то с моего бетона
    Взлетали славные полки,
    И форсажи пронзали небо
    Как раскаленные штыки,
    И грохот песни реактивной
    Летел до самых до небес,
    Теперь покой, спит город мирный
    И тихий лес.

    История рекордного, щучинского аэродрома началась в 1940 году. После вхождения Западной Белоруссии в состав СССР командование ВВС Красной Армии пришло к выводу, что уже существующая система аэродромов явно недостаточна для потребностей большой страны. Постановлением Комитета обороны в марте 1940 года был принят план строительства новых аэродромов. Среди выбранных площадок оказался и Щучин. Вскоре сюда прибыла 4-я корпусная авиационная эскадрилья, имевшая на вооружении бипланы Р-5 и У-2. Также в Щучине началось формирование 190-го штурмового авиаполка. Его предполагалось вооружить новейшими бронированными штурмовиками Ил-2 (в годы войны немцы называли их «черная смерть»).
    Весной 1941 года на аэродроме началось строительство бетонной взлетно-посадочной полосы. Однако всем задумкам помешала война… Утром 22 июня штурмовым ударом с воздуха самолеты 4-й эскадрильи были уничтожены. Личный состав эскадрильи и полка убыли на восток.
    После освобождения Щучина осенью 1944-го город вновь стал авиационным. Сюда прибыл 28-й гвардейский авиационный полк дальнего действия. На своих могучих бомбардировщиках Ил-4 летчики по ночам бомбили стратегические объекты противника в Прибалтике и Восточной Пруссии. Специально для этого полка на аэродроме была уложена металлическая взлетно-посадочная полоса. Фронт быстро продвигался на запад, и весной 1945 г. 28-й гвардейский авиаполк перелетел на территорию Польши откуда совершал налеты на Берлин.
    После окончания Великой Отечественной войны в Щучин прибыл 790-й истребительный полк вместе с управлением 129-й истребительной дивизии. Полк летал на знаменитых Ла-5 – монопланах цельнодеревянной конструкции. Летчики в кулуарах называли его «лакированный гарантированный гроб». В 1952 году 129-я дивизия вместе с 790-м истребительным полком убыли в Московский округ ПВО.
    В 1946 г. начались работы по расширению и модернизации военного объекта «Щучин». Площадь аэродрома тогда составляла 150 га. Военные требовали ещё 740 га. Соответствующие земли были выделены. Но из-за отсутствия средств в 1949-1950 г. «объект Щучин» был законсервирован. В 1951-1952 г. начались работы по улучшению и переустройстве старой площади аэродрома, который достиг 665,56 га, что соответствует размерам 932 вместе взятых футбольных полей. Связано это было в первую очередь с назревавшей «холодной войной».
    В 1954 году началась реактивная эра щучинского аэродрома – сюда прибыла 157-я бомбардировочная авиадивизия в составе двух полков на реактивных бомбардировщиках Ил-28. Часть самолетов была оснащена специальным оборудованием. Эти самолеты являлись носителями ядерного оружия. Целью создания авиадивизии являлось нападение на Францию. Щучин, которой сильно пострадал от двух всемирных войн, в третьей всемирной готовился громко войти в историю, стереть с земли Париж. Специально для реактивных бомбардировщиков в 1956 году в Щучине была построена бетонная взлетно-посадочная полоса. Работы вела строительная часть в/ч 62117 «ЦУКАС» полковника А.Ф.Цыргвавы. Стоит отметить, что командование высоко оценила качество щучинского аэродрома, после которого строителям полковника Цыргвавы доверили строительство космодрома в Плесецке.
    В ходе инициированного Н.С. Хрущевым массового сокращения авиации – он видел будущее только в ракетах – в 1961 году 157-я дивизия и ее полки были расформированы, а аэродром приспособили для разделки самолетов, многим из которых было всего по 5-7 лет. Всего было варварски уничтожено более 60 машин.
    Но аэродромов с бетонной полосой в Белоруссии было немного, поэтому авиационная история Щучина тогда не закончилась. В 1961 году к нам прибыли прославленные 10-й отдельный разведывательный Московско-Кенигсбергский Краснознаменный ордена Суворова III-й степени и 979-й истребительный Волковысский Краснознаменный ордена Суворова III-й степени полки. Годом позже в Щучине разместилось управление 95-й истребительной дивизии, под крыло которой и перешел 979ый истребительный авиаполк. Оба полка летали на современной по тем временам технике: истребители на МиГ-19 – первых в мире сверхзвуковых боевых самолетах, а разведчики – на МиГ-15Р и разведывательной модификации все тех же Ил-28.
    Аэродром жил полноценной жизнью, полки попеременно летали, не мешая друг другу. Создавалась мощная инфраструктура, аэродром оснащался необходимым оборудованием, формировались части наземного обеспечения. Восточнее аэродрома был создан секретный гарнизон «Дальний» - база хранения ядерного оружия. Боеголовки доставляли прямо на аэродром. Да-да, 979ые истребители взмывали в небо с ядерными боеприпасами. Принимая во внимание опыт арабо-израильских войн, во второй половине 1960-х для самолетов были созданы сначала капониры (обвалования из земли), а чуть позже для самолетов истребительного полка были построены железобетонные арочные укрытия, т.н. ангары. Однако же ангары представляют собой только сооружения для хранения и обслуживания техники, не обеспечивая их защиту во время боевых действий. ЖБУ же имели массивные бетонные 60ти сантиметровые стены, которые под плотным земляным пластом могли выдержать прямое попадание снаряда. Но и сегодня они не утратили своих защитных качеств. ЖБУ на аэродроме «Точный» более 40.
    В 1969 году в Щучин прибыл 36-й буксировочный авиаотряд на самолетах Ил-28, основной задачей которого была буксировка мишеней для тренировок истребителей и расчетов войск ПВО. За функционирование аэродрома отвечал отдельный батальон аэродромно-технического обеспечения.
    Во времена СССР щучинский аэродром являлся аэродромом 1го класса, т.е. имел всё необходимое. Длина взлётно-посадочной полосы стандартная - 2500 метров. Полоса как бы делит аэродром на две части - восточную и западную. До полосы располагался 979й ИАП, за ВПП - 10й ОРАП и самолёты буксировщики. Ангары технико-эксплуатационных частей располагались на территории своих полков. В южной части аэродрома находились склады авиационного вооружения и горюче-смазочных материалов. Техника подразделений обеспечения находилась в автопарках.
    Ангаров не хватало, и во времена расцвета аэродрома одна разведэскадрилья и отряд буксировщиков размещались под открытым небом: в чехлах и под маскировочными сетями.
    За всем происходящим на земле и в пятом океане, так сухопутные войска называли небо, следили с контрольно-диспетчерского пункта – мозгового центра аэродрома. Для улучшения обзора в башнях использовалась большая площадь остекления. Рядом с КДП располагалась небольшая метеостанция. Сейчас сохранилась опора для громоотвода и будка, в которой находились термометр и гигрометр – измерительный прибор, предназначенный для определения влажности воздуха.
    В 70-х годах прошлого столетия щучинские полки получили качественно новую технику: 979-й полк освоил истребители третьего поколения с изменяемой геометрией крыла МиГ-23С и МиГ-23МЛ. 10-й разведполк после Як-28Р получил скоростные высотные самолеты МиГ-25РБ разных модификаций. Основным местом полетов для МиГ-25 была стратосфера на высоте более 20 км, откуда видна уже кривизна земной поверхности. В 1977 году аэродром закрывается на ремонт: был положен второй слой бетонных плит, взлетно-посадочная полоса – удлинена.
    В ходе перестройки началось очередное массовое сокращение вооруженных сил. В Щучине сначала были расформированы 95-я авиадивизия и 979-й истребительный полк. Вместо истребителей из Польши прибыл 151-й полк радиоэлектронной борьбы, на Як-28ПП, к котором вскоре добавились две эскадрильи уникальных МиГ-25БМ. Но и этот полк вскоре был расформирован. Такая же участь ждала 10-й разведполк, хотя в 1990 году он успел перевооружиться на новые самолеты Су-24МР.
    Интересным фактом является то, что в 1990-1991 в Щучине были сконцентрированы почти все МиГи-25БМ, выпущенные советской промышленностью. Всего было около 40 экземпляров этого самолёта прорыва ПВО противника, из них в Щучине - 36. Так и осталось невыясненным, была ли это какая стратегическая задумка или просто безалаберность реформаторов.
    Бросьте! Ненужно завидовать лётчикам –
    Лётчик минутой живёт!
    Много не знать вам, земные молодчики,
    Что со смертью играет пилот!
    Вот он садится в свой истребитель.
    Там стрелки, ремни, рычаги.
    Он – одинокий небесный обитель,
    Он лишь один да, ветры.
    Ветром объято небо пустынное,
    Нет ни путей, ни дорог.
    Лишь в одинокое небо далекое
    Лётчик ведёт самолёт.
    Бросьте! Ненужно завидовать лётчикам –
    Лётчик минутой живёт.
    Много не знать вам, земные молодчики,
    Что со смертью играет пилот!
    Машина летит и земля приближается,
    Что-то заело ралли.
    Небо становится хмурым и тёмным,
    Солнце чернеет вдали.
    Страшный удар и пилота не стало!
    Слёзы товарищ утрёт.
    Сердце и тело смешалось с металлом –
    Вот, что такое пилот...
    21 октября 1992 года летчики 151 полка радиоэлектронной борьбы совершали прощальный пилотаж. Самолёты Миг-25 перегонялись на авиаремонтный завод в Барановичах для последующей разделки на металл. Это было трогательное событие для города авиаторов. К сожалению, тогда не обошлось без трагедии. Последний на представлении МиГ-25 не смог вовремя выйти из пикирования. Ценой собственной жизни летчики спасли жителей д.Давлюдовщина от верной гибели. Самолет на глазах у родственников и близких авиаторов врезался в землю в пару сотнях метров от жилых домов. Подполковник Новокрещинов и капитан Пивовар погибли. На месте катастрофы установлен памятник…
    После расформирования на наш аэродром постоянно прилетали самолеты – здесь располагалась авиаремонтная мастерская, проводящая регламентные работы на штурмовиках Су-25. В 2003 году и она покинула Щучин. Аэродром еще некоторое время считался запасным, но вскоре был закрыт. На аэродроме, где когда-то испытывались «хитрые лисы», стали выращивать пшеницу, кукурузу и сахарную свеклу.
    Казалось бы, авиация в Щучине останется только в воспоминаниях, но недавно часть давно уже заросшей взлетно-посадочной полосы, построенной в далеком 1956 году, была очищена и приведена в рабочее состояние.
    Продолжая традиции города авиаторов, в 2014 году 2 декабря открылась школа пилотов на базе ОМО ЛА «Точный».
    ОМО ЛА «Точный» подготавливает пилотов любителей, пилотов-планеристов, представляет пилотов в департамент по авиации Республики Беларусь для получения, продления пилотских удостоверений.
    А это значит, что после длительного перерыва Щучин вновь станет тем, чем был всегда, – городом авиаторов.