На БТрной странице появились размышления в свете решений 2 всебелорусского собрания о появлении 2 оператора GSM http://amaltvr.timus.ru/rezon.asp?lang=rus&id=590
" Зимовский: Теперь об экономике. Наши традиционные секторы – промышленность, сельское хозяйство, коммуникации. Причем в последнее время Беларусь стремится активно развивать коммуникации именно путем привлечения в страну высоких технологий. Такая стратегия позволяет полнее использовать возможности геополитического положения, а также загрузить заказами собственные высокотехнологичные предприятия бывшего ВПК. Сюда можно отнести и расширение систем связи. Сейчас в Беларуси в рамках выполнения принятых на Всебелорусском народном собрании экономических решений проводится открытый международный тендер на получение лицензии второго оператора мобильной цифровой связи стандарта GSM. Этому проекту придается исключительное значение, и не случайно глава государства подчеркивал необходимость присуждения лицензии тому претенденту, который помимо способности создать эффективную и доступную сеть, предложит лучшую цену за лицензию. Тендер объявлен в апреле нынешнего года. Что произошло за это время? Рассказывает наш корреспондент Оксана Чайка.
Чайка: 28kbps «Роскошь или средство общения» - дилемму по поводу мобильной связи в мире разрешили давно. Трели мобильника сегодня можно услышать практически везде. В госучреждениях, театрах, магазинах и просто на улице. Мировые объемы продаж растут, мобильная сеть покрывает все новые участки земли. Однако для многих белорусов пользование мобильным телефоном пока еще остается роскошью.
Между тем, первый белорусский оператор мобильной связи в стране появился еще в начале 90-ых годов. Совместное белорусско-нидерландское предприятие Белсел на протяжении пяти лет оставалась монополистом на белорусском рынке. Белорусский потребитель результаты монополии ощущал на качестве и цене мобильной связи.
Конкуренцию Белселу в 98-м призвано было создать появление совместного белорусско-швейцарского предприятия Velcom. Новичок очень быстро догоняет старожила и по зонам покрытия и по количеству пользователей.
Однако, то ли не очень жесткая конкуренция, то ли разные весовые категории компаний, но предметом массового потребления белорусов мобильный телефон не становится. Расценки для пользователей по-прежнему резко отличаются от соседних стран, а мобильная связь не доступна даже представителям среднего класса.
В середине апреля этого года ситуация привлекает внимание руководства страны. Александр Лукашенко, выступая с ежегодным посланием к парламенту, говорит об отсутствии конкуренции на рынке мобильной связи и ее недоступности для большей части населения. Таким образом, развитию этого рынка придается динамизм.
В апреле белорусское Министерство связи объявляет открытый международный конкурс на получение второй лицензии мобильной связи в стандарте GSM, создает конкурсную комиссию и определяет сроки оценки предложений - до 2 августа.
Свято место, известно, пустым не бывает. И на сегодняшний день перспективность мобильного рынка Белоруссии уже привлекла внимание десяти претендентов. Среди них - компании России, Китая, Южной Африки и арабских стран. Список продолжает увеличиваться. А белорусы имеют возможность выбрать более выгодные предложения потенциального инвестора. Параметры оценки - масштабность проекта, продуманность тарифной политики, гарантии по расчетам и платежеспособности. Нового оператора обещают назвать уже в октябре. Однако его услугами белорусский потребитель сможет воспользоваться не ранее апреля 2002 года. В это время заканчивается действие договора со швейцарско-белорусским СП «Мобильная цифровая связь».
Кстати, по результатам маркетинговых исследований белорусского рынка, эксперты утверждают, что приход второго оператора может повлиять на снижение в два раза расценок на пользование мобильным телефоном. А к 2005 году количество пользователей достигнет 250 тысяч. Пока же, суммарное количество абонентов двух мобильных операторов не превышает 40 тысяч.
Зимовский: Как видим, последние изменения в тендерных документах, сделанные тендерной комиссией, отражают важные государственные интересы, делают тендерный процесс более прозрачным и привлекательным для инвесторов. Но остается вопрос цены лицензии. В 1998 году, когда проводили первый тендер по GSM, цена лицензии была определена в пять миллионов долларов. На этой таблице вы можете увидеть, что цены последнего времени существенно отличаются от той планки, которую задает Беларусь. Победитель тендера в Болгарии уплатил за лицензию 135 миллионов долларов, а Нигерии эта лицензия принесла 285 миллионов долларов. В Сирии цена лицензии была тридцать пять миллионов долларов, а в Йемене – десять миллионов. И здесь не так уж трудно определить основные тенденции. Стратегия поиска инвестора в телекоммуникационные отрасли заключается в том, чтобы найти наиболее высококвалифицированного и финансово мощного зарубежного партнера, способного осуществить масштабные инвестиции в создание сети и ее дальнейшее развитие. Мы будем и дальше рассказывать вам о ситуации вокруг проведения тендера."