Телекоммуникационная отрасль Беларусь недополучит около 1 трлн. рублей в виде инвестиций в течение ближайших полутора лет и может потерять около 20 тысяч рабочих мест. Об этом в своем коллективном обращении, направленном в Совет министров, Министерство связи и информатизации, Министерство экономики и в другие госорганы заявляют руководители ряда крупных коммерческих провайдеров. Такие последствия, по их мнению, ожидают отрасль в том случае, если правительство не примет меры в отношении монополизма «Белтелекома».
Ключевой вопрос, который мешает частным провайдерам развивать свой бизнес, касается стоимости услуг. Как подчеркивают провайдеры, «Белтелеком», снизив стоимость доступа только для своих абонентов, одновременно установил заградительные механизмы для снижения стоимости доступа в сеть Интернет на рынке в целом. Данная политика последовательно проводится РУП «Белтелеком» последние два года. За этот период стоимость для собственных абонентов РУП «Белтелеком» снизилась в 10-13 раз, для физических лиц и корпоративных клиентов, и составляет 100 тысяч при скорости доступа 1 Мбит/сек».
Вместе с тем для операторов электросвязи за этот же период стоимость снизилась в 3 раза и с учетом всех скидок составляет 1 млн. 130 тысяч рублей с учетом НДС. То есть в 11 раз больше, чем стоимость аналогичной услуги для абонентов РУП «Белтелеком». «Разница в стоимости, самостоятельно устанавливаемая РУП «Белтелеком» для абонентов и операторов электросвязи, не позволяет игрокам на рынке телекоммуникаций, конкурирующих с РУП «Белтелеком», эффективно сформировать свои продуктовые предложения, что является барьером для снижения стоимости доступа в сеть Интернет на рынке в целом».
Провайдеры подчеркивают, что в сложившейся ситуации, чтобы не потерять клиентов, они вынуждены снижать стоимость доступа в интернет до уровня, который установил «Белтелеком». Но в случае непринятия мер по устранению дисбаланса в отрасли, бизнес по оказанию услуг доступа в интернет станет убыточным, что в свою очередь приведет с развалу рынка.
«Здесь мы платим условно 300 долларов за один Мбит, а операторы на Украине и России 30 долларов. Если компания покупает у «Белтелекома» 200 или 300 Мбит, то получается, что на каждом «попадает» на 270 долларов. Насколько выгоден такой бизнес с учетом того, что оборудование у всех одинаковое, модемы у всех одинаковые, пользователи фактически с одинаковыми требованиями и ожиданиями от интернета», — заявил «Белорусским новостям» представитель компании Network Systems.
Между тем, операторы передачи данных, исключая РУП «Белтелеком», показывают значительно более высокие показатели роста объемов услуг. «Так, если в среднем по отрасли этот показатель в 2009 году, согласно статотчетности Министерства связи и информатизации, 112,4%, то операторы передачи данных несмотря на сложные условия хозяйствования в 2009 году показали рост на уровне не ниже 130%», — заявляют они в письме.
В качестве одной из мер повышения эффективности ведения бизнеса провайдеры предлагают изменить механизм начисления арендных платежей за использование кабельной канализации и за занимаемые помещения под установку телекоммуникационного оборудования. По оценке игроков, арендные платежи занимают большую долю в общей стоимости услуг.
Провайдеры надеются, что ситуация начнет каким-то образом изменяться в их пользу. Но при этом с иронией замечают, что не исключают развития ситуации в соответствии с сюжетом одного известного фильма, когда остаться должен только один. В данном случае «Белтелеком».
«Но развитие ситуации, при которой операторы вынуждены будут уйти с белорусского рынка, не выглядит фатальной для пользователей. Потребителю все равно, кто выставляет счета. Пользователь даже рад, что цены на услуги у «Белтелекома» низкие», — отметил представитель компании Network Systems. Однако эксперт сомневается, что такой монополизм положительно скажется на качестве услуг для конечных пользователей.
По мнению руководителя проекта ProBelNet Алексея Криволапа, у «Белтелекома» не будет проблем с обеспечением качества, если говорить о скорости доступа в интернет. Желание нарастить большую базу клиентов и получать дивиденды в виде абонентской платы порождает иную проблему: «На соответствующем уровне должна работать служба техподдержка, уметь отвечать на все вопросы потребителей в любое время».
Алексей Криволап отмечает, что абоненты не должны тешить себя иллюзиями относительно получения техподдержки на должном уровне при дальнейшем сохранении «Белтелекомом» монопольного положения. «Если мы на рынке хотим что-то дешево купить, то понимаем, что предоставление гарантийного, постгарантийного обслуживания мало вероятно. И если посмотреть на реплики клиентуры «Белтелекома», работу службы технической поддержки стоит улучшить».
При этом эксперт подчеркивает, что, несмотря на низкую стоимость услуг, предоставляемых «Белтелекомом», рынок в целом с точки зрения цен проигрывает соседям. «В Литве стоимость мобильного доступа в интернет составляет 1 лит за 1 гигабайт на месяц или 1100 белорусских рублей. У нас оператор life предлагает 2 гигабайта за 49 тысяч».
http://naviny.by/rubrics/computer/2010/05/21/ic_articles_128_167893/