Национальный центр законодательства и
правовых исследований
Республики Беларусь
220050 г. Минск, ул. Берсона 1а
Республика Беларусь
Коллектив граждан
Адрес для корреспонденции:
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
(по усовершенствованию законодательства в части учёта градостроительной практики и норм)
Сокращения:
РБ: Республика Беларусь
НПА: нормативные правовые акты
ЖК: Жилищный Кодекс Республики Беларусь
1. Необходимость установки шлагбаумов на въезды в городские дворы
Мы проживаем в квартале, ограниченном ул. Кирова – ул. Свердлова – ул. Ульяновская – ул. Бобруйская (далее – Квартал) в г. Минске.
На протяжении 20 лет в границах данного квартала происходят массовые нарушения правил дорожного движения, НПА в сферах природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Причина – движение и парковка автомобилей в непредназначенных для этого местах.
Так, согласно ответу УГАИ ГУВД Минского горисполкома №Кол-40 от 11.11.2010 г.:
«В ходе проводимых мероприятий за нарушение ПДД на территории, прилегающей к к домам №2 и 4 по ул. Кирова сотрудниками экологического отдела ГАИ ГУВД Мингорисполкома было привлечено к административной ответственности сто одиннадцать водителе транспортных средств
...нами проинформировано ЖРЭО администрации Октябрьского района г. Минска о необходимости проведения реконструкционно-планировочных мероприятий по благоустройству территории, прилегающей к домам №2 и 4 по ул. Кирова с целью исключения парковки транспорта с нарушением Правил дорожного движения».
Мы видим, что:
1. нарушения НПА имеют массовый и систематический характер (лишь в нашем Квартале описанная ситуация наблюдается последние 20 лет);
2. органы охраны правопорядка сообщают «о необходимости проведения реконструкционно-планировочных мероприятий по благоустройству территории с целью исключения парковки транспорта с нарушением Правил дорожного движения».
Те же проблемы возникают в городах по всей территории РБ.
2. Не учёт действующим законодательством градостроительной практики и норм
В градостроительной практике группу жилых домов располагают по периметру многоугольника (прямоугольника) с образованием внутренней (дворовой) территории, где размещают требуемые согласно НПА объекты, относящиеся ко всёй данной группе жилых домов (детские, спортивные, хозяйственные площадки, озеленённые пространства и др.).
Соответственно, типичный двор имеет земли общего пользования и несколько въездов.
Такова жилая квартальная застройка, возведённая в городах РБ в период 1950-70 гг.
В то же время в ЖК определён термин:
«Придомовая территория – земельный участок, на котором расположены жилой дом, элементы озеленения и иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого жилого дома» (п. 48 ст. 1),
Определение термина «придомовая территория» относится к отдельному дому и не учитывает, заложенное на этапе проектирования и согласования градостроительной документации объединение жилых домов в группу (со взаимной увязкой зон и функций ограничиваемой ими территории).
В частности это исключает и установку шлагбаумов, ограничивающих въезд во двор, т.к. придомовая территория – земельный участок для одного жилого дома, а общей придомовой территории у спроектированной группы взаимоувязанных жилых домов, согласно определению термина быть не может.
3. Не учёт действующим законодательством градостроительной практики и норм порождает множественные проблемы:
1. уже четверть века делает невозможным (либо чрезмерно затруднительным) проведение реконструкционно-планировочных мероприятий для обеспечения соблюдения НПА в сферах природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства, Правил дорожного движения на городских дворовых территориях, как требуют того органы правоохраны;
2. индуцирует множественные проблемы с организацией общего благоустройства дворов (проблемы с отводом земельного участка, плата за него; проблемы с собственностью на размещаемый объект; проблемы с принятием решения общим собранием жителей нескольких домов)
3. порождает пробелы в законодательстве и связанные с этим проблемы
Так Минский горисполком издал решение от 22.09.2016 г. № 2786 «О некоторых вопросах установки устройств, ограничивающих движение транспортных средств (шлагбаумов) на придомовых и внутридворовых территориях в г. Минске» (далее – Решение), включающее Порядок установки устройств, ограничивающих движение транспортных средств (шлагбаумов) на придомовых и внутридворовых территориях в г. Минске (далее – Порядок).
В Порядке сказано:
«Рассмотрение возможности установки устройств, ограничивающих движение транспортных средств (шлагбаумов) на придомовых и внутридворовых территориях, осуществляется на основании решений, принятых в соответствии с законодательством (далее – решения)».
Установка устройств, ограничивающих движение транспортных средств (шлагбаумов) на внутридворовых территориях, в соответствии с действующим законодательством невозможна.
1) В ЖК и ином законодательстве отсутствует термин «дворовая (внутридворовая) территория».
Как можно установить шлагбаум, ограничивающий движение на неопределенной законодательством территории?
Далее, из определения следует, что придомовая территория – это «земельный участок». Согласно абз. 18 ст. 1 Кодекса Республики Беларусь о земле № 425-З от 23.07.2008 (далее – КоЗ) «земельный участок – часть земной поверхности, имеющая границу и целевое назначение и рассматриваемая в неразрывной связи с расположенными на ней капитальными строениями (зданиями, сооружениями)».
При этом в соответствии с ч. 1 ст. 20 КоЗ «Земельный участок считается созданным, измененным, прекратившим существование с момента государственной регистрации соответственно его создания, изменения, прекращения существования».
На практике в большинстве случаев граница земельного участка, предназначенного для строительства и обслуживания жилого дома, проходит по отмостке жилого дома, а иные земельные участки (часть «придомовой территории»), предназначенные только для обслуживания жилого дома не создавались и не регистрировались.
Таким образом, «придомовые территории» – это земли под застройкой, в то же время внутридворовые территории – это земли общего пользования.
Установка чего-либо на землях общего пользования без отвода земельного участка под этот объект – является самовольным строительством.
Каким образом будут рассмотрены жалобы в Землеустроительную службу и прокуратуру на самовольный захват земли и самовольное строительство на землях общего пользования?
Решение не предусматривает механизма отвода земель общего пользования под установку шлагбаумов.
2) Отсутствует утвержденный (Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, а не горисполкомом) нормативный правовой акт, определяющий порядок установки шлагбаумов.
Отсюда возникает вопрос об отсутствии процессуального порядка принятия решении об установке и эксплуатации шлагбаумов.
Те же проблемы возникают с размещением любых объектов благоустройства (парковок, детских площадок, малых архитектурных форм, элементов озеленения) на внутридворовых территориях.
Согласно сообщению информагентства «Минск-Новости» Минского горисполкома от 04.03.2017 ( http://minsk.gov.by/ru/news/new/2017/03/04/458 ):
«В Минске хотят создать рабочую группу, которая изучит вопрос обустройства парковочных мест за счет собственных средств граждан.
Такое предложение озвучила 4 марта во время прямой линии управляющий делами Мингорисполкома Анна Мательская.
...Соседи по дому готовы сделать такие стоянки за свои деньги, но возникает масса сложностей – нет единых правил, в соответствии с которыми можно действовать. В частности, неизвестно, кому выступать заказчиками работ.
...А. Мательская согласилась, что потребность у населения в плоскостных стоянках действительно есть, а значит, надо разрабатывать четкий механизм.
– Вопросов здесь больше, чем ответов: кто должен заниматься проектно-сметной документацией, на чьем балансе будут находиться парковочные места, кто станет осуществлять ремонт и уборку, – подчеркнула она. – Считаю целесообразным создать рабочую группу, которая придет к единому решению. В ее состав следует включить представителей местной власти, депутатского корпуса, общественности».
Проблемы правового регулирования размещения парковок и установки шлагбаумов на дворовых территориях – схожи.
4. Ограничение доступа к землям общего пользования
Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 N 218-З (ред. от 09.01.2017) предусматривает возможность ограждать и иметь в наличии закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в собственности Республики Беларусь:
«Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в собственности Республики Беларусь, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законодательством.» (п.1, Статья 263. Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок)
ПРЕДЛАГАЕМ:
С целью учёта действующим законодательством градостроительной практики и норм внести изменение в Жилищный кодекс Республики Беларусь, учитывающие групповой характер, заложенный на этапе проектирования и согласования градостроительной документации жилых домов и взаимную увязку зон и функций ограничиваемой ими территории:
Определить в Статье. 1 термин «дворовая (внутридворовая) территория», учитывая его соотношение с термином «придомовая территория»:
«дворовая (внутридворовая) территория – это территория, расположенная на землях общего пользования, на которой размещены элементы озеленения и иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства группы жилых домов».
(придомовая же территория – предназначена для расположения обслуживания, эксплуатации и благоустройства одного жилого дома).
Таким образом, определение термина «дворовая (внутридворовая) территория», позволит ограничивать доступ на территорию, расположенную на землях общего пользования и пользуемую для обслуживания группы домов, как взаимоувязанного целого.
Данное изменение позволит решить проблемы с размещением парковок, детских площадок, малых архитектурных форм, объектов озеленения, установки шлагбаумов, ограничивающих въезд на городские дворовые территории.
Термин «дворовая (внутридворовая) территория» (равно как и «придомовая территория») следует определить в Жилищном кодексе (а не в решениях горисполкомов, не являющихся НПА). Постановлением Совета Министров Республики Беларусь определить порядок установки шлагбаумов и размещения парковок на дворовых (внутридворовых) территориях.
Приложение (на 2-х листах):
1. Копия ответа УГАИ ГУВД Минского горисполкома от 11.11.2010 №Кол-40
05.04.2017