Похоже, что в ближайшем будущем льготное кредитование если не исчезнет вовсе, то существенно сократится http://www.belmarket.by/ru/52/180/3957/
Льготное кредитование себя изжило, считают депутаты и предлагают внедрить в Беларуси систему жилищных стройсбережений.
В текущем году в Беларуси предусмотрено ввести в эксплуатацию 6 млн. кв. м жилья, а объем льготного кредитования жилищного строительства должен достигнуть рекордной суммы - 5 трлн. BYR, заявила на пресс-конференции председатель Постоянной комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Палаты представителей Галина Полянская.
В 2010 году планируется построить 8 млн. кв. м жилья, а начиная с 2011 года ежегодно будет вводиться 10 млн. кв. м. При таких темпах весьма сложно обеспечить финансирование жилищного строительства в полном объеме, используя преимущественно возможности льготного кредитования, считает Г. Полянская.
Безусловно, действующая система льготного кредитования в Беларуси сыграла решающую роль в обеспечении жильем нуждающихся граждан. Однако, по мнению депутата, настало время подумать о внедрении других схем финансирования строительства и приобретения жилья гражданами - таких, как ипотека, система жилищных строительных сбережений, развитие сектора аренды и найма жилья.
Хотя Беларусь и занимает ведущее место в СНГ по строительству жилья (в прошлом году построено 527 кв. м на 1 тыс. человек по сравнению с 451 кв. м в России и 222 кв. м в Украине), обеспечить жильем всех нуждающихся, используя только льготное кредитование, нереально. Система льготного кредитования может стать обременительной для государства, учитывая, что нуждающихся в жилье из года в год становится все больше.
Владимир Дмитрук, заведующий отделом Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации, привел данные, подтверждающие ежегодное увеличение темпов роста квартирной очереди. Так, если в 2005 году по сравнению с предыдущим годом количество нуждающихся в улучшении жилищных условий выросло на 40 тыс., то в 2006-м - на 60 тыс., а в 2007 году - на 90 тыс.
"Исходя из такой динамики можно подсчитать, что к 2012-2013 годам у нас вся страна будет нуждаться в улучшении жилищных условий. Ни один бюджет не сможет выдержать такой нагрузки, чтобы обеспечить всех нуждающихся льготными кредитами. Поэтому мы и хотим обсудить на парламентских слушаниях дополнительные источники финансирования жилищного строительства", - сказал В. Дмитрук.
По словам депутатов, ежегодно в бюджет закладываются большие суммы компенсаций банкам за предоставление ими льготных кредитов на жилищное строительство, ведь они дают кредиты под 3-5% годовых из собственных средств. Чтобы банки не остались в убытке, из бюджета им выплачивается компенсация. И суммы компенсационных выплат растут по мере роста объемов льготного кредитования. Например, в проекте бюджета на 2010 год на компенсацию предусмотрено 1,333 трлн. BYR.
Постепенно уходить от льготного кредитования необходимо и еще по одной причине.
Существующая система обеспечения граждан жильем предусматривает приобретение ими жилья в частную собственность. В то же время анализ показывает, что многие состоящие на учете граждане не связывают стремление приобрести в собственность жилье с необходимостью накопления для этой цели своих собственных финансовых ресурсов.
Многие граждане, как заметила Г. Полянская, рассчитывают стать с помощью государства собственниками жилья путем строительства либо приобретения его по льготной цене с использованием льготных кредитов и безвозмездной субсидии. Фактически они хотят стать собственниками жилых помещений, не прилагая к этому должных усилий. В связи с этим у граждан независимо от их материальной обеспеченности формируется иллюзия доступности жилья, что является стимулом для увеличения очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На сегодня в Беларуси в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят около 701 тыс. человек. "Хотя в настоящее время около 80% жилищного фонда страны находится в частной собственности, а это неплохой, согласитесь, актив для тех, кто хочет улучшить жилищные условия. В то же время во многих странах мира этот показатель равен 40-70%", - отмечает Г. Полянская.
"У нас сейчас реально действует только одна система - льготное жилищное кредитование для нуждающихся. Она изжила себя", - убеждена Г. Полянская. Поэтому сейчас важно создать механизм государственного поощрения тех граждан, которые за счет собственных и кредитных ресурсов будут вести жилищное строительство.
Положительно зарекомендовало себя в других странах долгосрочное ипотечное кредитование. Его дополняет, причем результативно, система жилищных строительных сбережений. Ведь сегодня в Беларуси ипотека практически не работает, система жилищных строительных сбережений законодательно не закреплена, хотя соответствующий законопроект разрабатывается депутатами с 2006 года.
Изначально в проекте документа были прописаны основополагающие статьи о роли и поддержке государства в системе жилищных строительных сбережений. Однако потом законопроект дорабатывали в Министерстве архитектуры и строительства, и в процессе согласования с заинтересованными органами его неоднократно переделывали. В результате из него убрали самые важные, как считают депутаты, положения - о государственной поддержке.
"Законопроект превратился в декларативный. В таком виде он работать не будет. Его нужно наполнять", - сказала Г. Полянская. Во всех странах, где эффективно работает система строительных сбережений, есть государственное премирование для тех, кто выполняет условия накопительного договора.
По словам депутата, в законопроекте важно четко прописать, как будет работать система строительных сбережений. По мнению депутатов, систему следует сделать закрытой, чтобы уполномоченный банк сам регулировал процентные ставки для тех, кто участвует в такой системе.
Отметим, что парламентские слушания, посвященные вопросам дальнейшего развития жилищного кредитования в Беларуси, запланированы на 25 ноября. В них примут участие представители банковской системы, органов госуправления, специалисты из Казахстана, Германии и др.
Возникает вопрос: а за чей счет будет строиться по 10 млн. кв. м. в год?